РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Валиева Н.М. 1, Гусева Т.А. 1
1ТГСПА им. Д.И. Менделеева города Тобольска
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследование посвящено поиску дополнительных и эффективных средств решения актуальной проблемы, связанной с необходимостью помощи семье и детям в развитии на этапе дошкольного детства тех психологических новообразований, которые обеспечат ребенку успешное включение, адаптацию и интеграцию в новой социальной ситуации развития, характерной для младшего школьного возраста. Важно отметить, что автор исследует большой спектр различных психологических новообразований, которые обеспечат ребенку не только успех в учебной деятельности, но и в целом успех на последующих этапах социализации и индивидуализации.

Исследование выполнено на стыке двух направлений. С одной стороны, мы акцентируют внимание на создании условий и поиске дополнительных средств, обеспечивающих формирование интеллектуальной, языковой, социальной компетенции дошкольников. С другой стороны, в работе обосновываются и апробируются средства, повышающие эффективность физического воспитания в дошкольном возрасте, расширяющие диапазон функций, которые может и должно выполнять физкультурное занятие в дошкольном учреждении, формирующие на более качественном уровне физическую компетентность детей [6].

Развитие человека, степень полезности его обществу во многом определяется уровнем его здоровья, объемом и качеством его физического и психического потенциала.

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка. И этот процесс продолжается всю жизнь и складывается из многих составляющих: наследственности, здоровья родных, собственного поведения и отношения к здоровью, образа жизни, состояния окружающей среды и социальных факторов. На этом этапе возраста происходит усиленное физическое и умственное развитие, развиваются мотивации, желание творить, выражать себя [1].

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается. Одной из причин отклонений в состоянии здоровья являются поражения ЦНС во внутриутробном (перинатальном) периоде. В настоящее время количество, рождающихся с ПЭП – перинатальной энцефалопатией (повреждения и отклонения в развитии головного мозга, произошедшие во время беременности или родов), - увеличивается. Многие дошкольники имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, некоторые – хронические заболевания. Ребенок с перинатальной патологией имеет иной субстрат мозга – отмечается нарушение подкорковой и корковой структур функционального и органического характера разной степени. По мере созревания мозга у этих детей выявляются нарушения различных звеньев двигательного анализаторов, а также отклонения в психическом и речевом развитии. Наряду с отставанием в развитии наблюдаются и нарушения поведения. Нарушения со стороны нервной системы служат первопричиной некоторых соматических заболеваний. Дети с перинатальным поражением ЦНС часто болеют ОРЗ с осложнениями, подвержены заболеваниям ЛОР – органов, сердечно – сосудистой, дыхательной и нейроэндокринной систем, органов зрения [2].

Такое состояние здоровья дошкольников усугубляется адаптационным стрессом при переходе из семьи в дошкольное учреждение, а затем и в школу. Отклонения в соматическом, эмоциональном, сенсорном и моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, умственные и эмоциональные нагрузки. У детей возникает высокий уровень стрессоуязвимости (высокая способность к заболеванию). Биологический фактор в данном случае не обеспечивает возможности ребенка развиваться в соответствии с возрастом, поэтому очень важно обеспечить социальный фактор развития. В современных условиях сложилось новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует кардинально нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной среды.

Двигательная активность создает энергетическую основу для роста и формирования систем организма, нормального физического и психического развития. Движения предупреждают болезни, связанные с сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системы, совершенствуют нервную регуляцию всего организма, улучшают крово - и лимфообращение. Как известно, развитие костно - мышечной системы достигается к 12 годам. Слабые мышцы дошкольника легко утомляются, что ведет к нарушению осанки и в свою очередь, затрудняет работу внутренних органов, ухудшая здоровье. Неправильное дыхание приводит к разрастанию аденоидной ткани и ослабляет питание кислородом мозг, что затрудняет созревание психики ребенка. Двигательная активность – хорошее средство психогигиены ребенка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц, ведет к их активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей [2].

Приоритетное направление работы МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 48, г. Тобольска – физическое и психическое развитие, коррекция и оздоровление всех воспитанников. Большое внимание уделяется использованию нетрадиционных форм и методов укрепления и развития здоровья детей, созданию оздоровительной системы. Здоровьесберегающая среда данного учреждения – это совокупность управленческих, организационных, обучающих и оздоровительных мероприятий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья обучающихся и педагогов. Образовательный процесс здесь осуществляется с использованием психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных мероприятий по созданию социально-адаптированного здоровьесберегающего образовательного пространства и реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы.

Коллектив учреждения исходит из предположения о том, что в целостном образовательном процессе должен как можно полнее раскрываться его педагогический потенциал, определяемый сложным системным взаимодействием педагогов интериоризирующих, т.е. превращающих внешние педагогические воздействия по формированию ценностей физической культуры во внутренние побуждения детей (с плавным их переходом от дошкольного детства к младшему школьному возрасту) к стремлению развиваться физически и вести здоровый образ жизни в постоянно меняющейся социокультурной среде.

Наличие в учреждении специального подразделения, которое тщательно планирует, организует и реализует систематическую работу по формированию здоровьесберегающего пространства, несет полную ответственность за соблюдение необходимых для этого педагогических условий, а также проводит мониторинг результативности деятельности всего педагогического коллектива в данном направлении, позволяет обеспечить качество реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в целостном образовательном процессе. Апробация педагогами различных инновационных здоровьесберегающих технологий, а также разработка собственных авторских методик здоровьеобеспечения с их дальнейшим экспериментальным внедрением (при обязательной оснащенностью соответствующей материально-технической базы и необходимыми методическими материалами) выступает методической основой результативности реализации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Динамика развития физической культуры у воспитанников отслеживается путем проведения систематического мониторинга их поведенческих реакций в специально создаваемых ситуациях педагогического взаимодействия (как с педагогами, так родителями и сверстниками), а также психодиагностического обследования уровня развития личностных качеств, физического здоровья, двигательной активности, интеллектуального развития и антропометрических измерений на разных этапах пребывания детей в учреждении.

Здоровьсберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников включает в себя:

  • комплексную психолого-физиологическую диагностику развития ребенка, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей;

  • отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, отказ от «школьного» типа обучения детей дошкольного возраста;

  • использование технологий создания здоровьесберегающей среды (рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности; оптимальный двигательный режим; эффективное закаливание; обеспечение благоприятной гигиенической обстановки, преобладание положительных эмоций у детей;

  • использование образовательных технологий (игровые занятия и упражнения, беседы, художественная литература, направленные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни; занятий, направленных на формирование представлений о строении своего тела и отдельных систем и органов; формирование представлений о многообразии физических и спортивных упражнений, назначении и способах использования движений, их практической значимости; приемы, направленные на активную роль ребенка в укреплении своего здоровья в разных формах познавательной и двигательной деятельности (дидактические игры в включением активных действий, сюжетно-ролевые игры с включением динамического компонента); приемы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм двигательной активности;

  • проектирование физкультурно-игровой среды с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка.

Основными формами взаимодействия с семьей являются:

  • коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, досуги, открытые занятия);

  • индивидуальное сотрудничество (анкетирование, консультации, беседы, пожелания);

  • наглядно-информационное сотрудничество (стенды, выставки работ, памятки),

  • активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования);

  • посещение детьми спортивных школ, соревнований.

Модернизация содержания работы с детьми основывается на основе внедрения личностно - ориентированных педагогических технологий:

  • дифференцированных занятий по физической культуре с учетом уровня двигательной активности детей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий;

  • элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности.

Главным показателем продуктивности соблюдения перечисленных выше педагогических условий является создание гибкой модели физкультурно-оздоравливающего образовательного пространства учреждения, в котором педагогический коллектив руководствуется принципами целенаправленности, систематичности и целостности подходов к реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы.

Преемственность и модернизация разработанного содержания, организационных форм, приемов и методов формирования ценностей физической культуры создают условия для конституциализации в системе складывающего гуманитарного аспекта мировоззрения воспитанников обобщенных представлений и взглядов, характеризующих один из специфических видов направленности личности – её здорового образа жизни, выступающей основой её физической подготовленности и выносливости к различным изменениям, происходящим в социокультурной среде и окружающем их пространстве (атмосфера, микроклимат, здоровьесберегающая среда и др.), а также дальнейшего развития умений совместно искать и находить общие основания для гармоничной жизни и деятельности.

Важную роль играет рационально организованный режим дня. Утро начинается с «радостных встреч». Теплая радушная встреча, заинтересованное отношение к настроению, самочувствию к пришедшему ребенку позволяет положительно настроить детей на предстоящий день. Во время зарядки используются элементы дыхательной и звуковой гимнастики, точечного массажа, корригирующая гимнастика по профилактике плоскостопия и осанки, стопотерапия (катание и захват предметов), упражнения хатха – йоги. В комплекс игровых занятий включается пальчиковая, зрительная и артикуляционная гимнастика, физкультурные минутки, динамические паузы.

Логоритмические упражнения проводится ежедневно в течение дня в и как отдельный комплекс, и как игровые упражнения. Ритм речи, стихов, потешек, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания, вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речевая и двигательная память [4].

Прогулка на свежем воздухе наполнена разнообразными подвижными играми, соревнованиями. Игры группируются с учетом состояния здоровья, степени активности, физической подготовленности, психического развития детей. Многие игры рассчитаны на обучение основным видам движений: ползанию, лазанью, метанию, бегу, ходьбе. Для тренировки некоторых групп мышц целесообразно вводить упражнения игрового характера, имитирующие поведение птиц, животных, насекомых. На зимней прогулке большое удовольствие доставляет использование упражнений и игр на санках, катание с горки на санках-ледянках, катание на лыжах.

Подвижная игра – эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры являются незаменимым средством развития детей, играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Подвижные игры разной интенсивности проводятся в групповом помещение, в физкультурном и музыкальных залах, на прогулке. Игры развивают физически, умственно; воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание). Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет детям большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия. В старших группах дети становятся более самостоятельными в организации игр. Это проявляется и в распределении ролей, в соблюдении правил, в сборах на подвижную игру проявляют более высокую организованность, выбирают игры в соответствии со своими интересами и желанием упражняться в том или ином виде движений.

В подвижных играх с элементами соревнований воспитывается творческое отношение детей к собственной двигательной деятельности, формируются важные личностные качества, как ответственность, критичность, настойчивость в преодолении трудностей, инициатива. Особое значение для регулирования нагрузки имеет качество эмоционального фона игры, её продолжительность, постепенность её увеличения при условии переключения с одной игры на другую, включения пауз отдыха [1].

Музыкальное сопровождение игр развивает согласованность движений в скорости, продолжительности, содействует лучшей координации мышечных усилий с психическими функциями. Дневной отдых сопровождается мягкими, ласковыми наставлениями. Это специальные « минутки расслабления», релаксационные упражнения. Гимнастика после дневного сна проводится ежедневно в хорошо проветренном помещении сначала в спальне с упражнений в постели, а затем в игровой комнате проводится коррекционные упражнения на «дорожках здоровья».

Нетрадиционные физкультурные занятия увлекают детей своим разнообразием и доступностью. Одной из таких занятий является использование фитбол – гимнастики. Фитболы уникальны по своему воздействию на организм и вызывают особый интерес. Мяч имеет определенные свойства. Это и размер, и цвет, и его упругость. Систематическое использование фитболов способствует улучшению координации движений, снижению нарушений опорно – двигательного аппарата и просодики, активизации дыхательной системы, укреплению мышц рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и таза, увеличению гибкости и подвижности суставов [3].

Стретчинг-гимнастика включает в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определенных групп мышц. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, так как путем воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную нервную системы вырабатывается естественная сопротивляемость организма. В каждом занятии обязательно сочетание динамических и статических форм работы мышц. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно укреплять путем растягивания и расслабления. Не следует выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц. Занятия проводятся в игровой форме: стретчинг-сказка, стретчинг-путешествия. Живое соучастие, содействие героям будит все творческие силы ребенка, его фантазию [3].

Динамика развития физической культуры у воспитанников отслеживается путем проведения систематического мониторинга их поведенческих реакций в специально создаваемых ситуациях педагогического взаимодействия (как с педагогами, так родителями и сверстниками), а также психодиагностического обследования уровня развития личностных качеств, физического здоровья, двигательной активности, интеллектуального развития и антропометрических измерений на разных этапах пребывания детей в учреждении. Имеющиеся данные позволяют педагогам разрабатывать модели прогноза их дальнейшего состояния на период обучения в школе и планировать профилактические мероприятия оздоровительного характера.

Положительную динамику можно наблюдать по результатам диагностического обследования социально-эмоционального развития детей, а также в свою очередь и на психическое здоровье детей, что отразилось на индексе здоровья. Экспериментальные данные обеспечивают не только положительную динамику антропометрических показателей и физической подготовленности дошкольников, но и развитие устойчивых социально-психологических проявлений: знаний, чувств, положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом образе жизни.

Основные виды движений, используемые в физическом воспитании детей соответствующего возраста, дополнены оригинальными упражнениями для психогимнастической и психомышечной тренировки, объединенными в блоки «Азбука движений», «Школа движений», «Погружение в движение» [5,6].

Отмечаем целесообразность и актуальность выделения такого критерия, как «интерес к физкультурной деятельности»

Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что развивающая программа по физическому воспитанию оказала положительное влияние на протекание процесса подготовки к школьному обучению и нормального здорового, гармоничного развития у старших дошкольников. У детей экспериментальных групп выявлены статистически достоверные положительные изменения показателей всех исследуемых характеристик.

Анализ полученных результатов исследования показал, что создание разнообразной пространственно-предметной, сенсорно-развивающей среды на занятиях способствует изменению содержания не только игровой деятельности старших дошкольников, но и наполнению его компонентами учебной деятельности.

Литература

  1. Аронова Е.Ю., Хашабова К. А. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 64 с.

  2. Игнатов Л.В., Волик О.И., Кулаков В. Д., Холюкова Г. А. Программа укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.

  3. Мелехина Н.А., Колмыкова Л. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2012. – 112 с.

  4. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. – М., 2003. -128 с.

  5. Гусева Т. А. «Вырастай-ка!» Гармоническая спортивная игровая гимнастика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов, колледжей и руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2004. – 214 с.

  6. Гусева Т.А. Эстетико-физическое воспитание детей. Монография. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2013. – 215с.

Просмотров работы: 8723