ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Коршунов С.А. 1
1«Оренбургский государственный педагогический университет» Институт физической культуры и спорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание
 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………….…………………………....

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ.......................................................................................................

  1.  
    1. Формирование безопасного поведения как педагогическое явление........................................................................................................

    2. Возрастные особенности и формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы.......................................................................

    3. Направления и содержание учебно-воспитательной работы по формированию безопасного поведения младших школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности..…….........…........

ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ..............................................................

2.1. Методы исследования уровня сформированности навыков безопасного поведения младших школьников ……................................

2.2. Организация учебно-воспитательного процесса по формированию безопасного поведения младших школьников ………………

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ .…………………………………………………………

3

5

5

10

14

19

19

26

35

36

38

41

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. В течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности[4].

Несомненно, что основам безопасной жизнедеятельности надо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям. Эти знания, пусть элементарные, в равной степени нужны и учащимся начальной школы, и старшеклассникам и даже маленьким воспитанникам детских учреждений. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь таким образом можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды[31]. Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может достичь в жизни каких-то высот и максимально реализовать свои способности — это истина, не требующая аргументации. Актуальность исследуемой проблемы, необходимость повышения уровня формирования позитивного отношения к жизни и здоровью личности определили выбор и формулировку темы исследования: «Формирование безопасного поведения младших школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности».

Цель исследования: теоретически обосновать и выявить первоначальный уровень безопасного поведения младших школьников в рамках курса «ОБЖ».

Задачи исследования:

  • на основе изучения психолого-педагогической литературы дать анализ проблемы формирования безопасного поведения младших школьников;

  • охарактеризовать возрастные особенности младших школьников, на которые необходимо опираться в процессе формирования безопасного поведения в процессе учебно - воспитательной работы;

  • выявить организационные формы и методы формирования безопасного поведения у детей младшего школьного возраста в процессе учебно - воспитательной работы;

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс

Предмет исследования: формирование безопасного поведения у младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

База для исследования: МОУ СОШ № 15 г. Оренбурга.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Формирование безопасного поведения как педагогическое явление

В педагогической науке изучаются и в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое и т.д. воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится и формирование безопасного поведения[27].

В процессе формирования безопасного поведения школьники осуществляют деятельность, в результате которой развиваются и формируются варианты их поведения: деструктивное поведение (склонность к саморазрушению, виктимности, суицидальному поведению и т.д.); безопасная жизнедеятельность, направленная на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов[38]. В опасных ситуациях наблюдается несколько вариантов действий человека: ступор, т.е. резкое торможение деятельности человека, его неспособность реагировать на факторы риска; дезорганизация деятельности в опасной ситуации, проявляющаяся в неадекватности и неэффективности действий; активизация действий, т.е. возрастание точности, эффективности действий в опасной ситуации[12].

В реальном учебном процессе совместные действия педагога и школьников приводят к различным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств школьников, в том числе и к следующим результатам: формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях (из которых можно выйти без потерь при правильных действиях); формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирование опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска; сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний (прежде всего от влияния информационных, игровых и реальных опасных ситуаций) с использованием различных видов психологической защиты[33].

Названные варианты результатов учебного процесса заметны в случае, если суть формирования безопасного поведения сводят к информированию школьников об опасности и различным видам деятельности в опасных (игровых и реальных) ситуациях. Однако подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется не только в опасных (информационных, игровых, дозированных, реальных) ситуациях. В действительности подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены различные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности.

Школьники взаимодействуют с элементами культуры безопасности, суть которых в том, что они содержат правила, нормы, правила, традиции безопасной жизнедеятельности, но не содержат информации об опасности и тем более реальных опасных ситуаций[9].

Формирование безопасного поведения включает в качестве составных частей следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества)[35].

Таким образом, в составе формирования безопасного поведения присутствуют составляющие: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности. Соответственно формированию безопасного поведения как составная часть воспитания рассматривается в широком и узком аспектах.

В широком аспекте формирование безопасного поведения – процесс формирования готовности к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной и т.д.), к выполнению различных социальных функций (гражданина, производственника, потребителя и т.д.), присвоения школьниками разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической и т.д.)[24]. Поскольку все виды деятельности и сферы жизнедеятельности потенциально опасны (или могут осуществляться в опасных условиях), постольку формирование любой предметной деятельности является составляющей подготовки к безопасности жизнедеятельности.

В узком аспекте формирование безопасного поведения – присвоение школьниками фрагментов культуры, основная функция которых – обеспечение безопасности человека и общества[37]. Кроме того, в узком аспекте формирование безопасного поведения – это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется обычно на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, условиям (вредным, опасным) деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в разнообразных конкретных видах и условиях деятельности.

Формирование безопасного поведения является сложной системой, выступает в качестве компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа, педагогического условия воспитания. Кроме того, формирование безопасного поведения может входить в состав как воспитания, так и педагогического процесса, учебно-воспитательного процесса, учебного процесса, процесса обучения, процесса обучения курсу ОБЖ и т.д. Из педагогических категорий, фиксирующих максимально широкий спектр педагогических явлений, обозначающих конкретное воплощение практики воспитания и обучения, наиболее приемлемым для продолжения анализа является понятие «педагогический процесс»[11].

Рассмотрим соотношение педагогического процесса и формирования безопасного поведения.

Формирование безопасного поведения – компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. В качестве такого компонента в учебном процессе обычно выступает тот или иной учебный курс, например ОБЖ, валеология или экология. Такого рода учебная дисциплина, основным содержанием которой является культура безопасности, интегрирует, объединяет усилия всех учителей по подготовке школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности[3].

Формирование безопасного поведения – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности школьников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели. Например, в наши дни такого рода этапом воспитательного процесса являются походы в горы, сплав по горным рекам, обучение в школе выживания, специальные смены в молодежных лагерях отдыха (организуемые ГИБДД, управлениями пожарной охраны, подразделениями МЧС и т.д.) и, конечно же, участие детей и юношей в Школе безопасности, проводимой летом в рамках всероссийского движения[15].

Формирование безопасного поведения – функция педагогического процесса, проявляющаяся в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Названная функция реализуется на уроках всех школьных учебных дисциплин. Ее осуществление прежде всего связано с содержанием обучения и воспитания. При знакомстве школьников с информацией об опасности метилового спирта (на уроке химии), электромагнитного излучения (на уроках физики), о возможных действиях мошенников и преступников (на уроках литературы, истории, права) так или иначе развивается готовность учащихся к профилактике рисков. Однако культура безопасного поведения воплощена не только в знаниях, но и в мировоззренческих идеях, нравственных и эстетических ценностях, в опыте общения с другими людьми и т.д.[22]. Именно эти элементы культуры осваиваются школьниками независимо от конкретного содержания изучаемых тем на уроках различных учебных дисциплин. Реализация названной функции в данном случае обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, т.е. уровнем сформированности культуры безопасности у педагога и учащихся[10].

Формирование безопасного поведения является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке школьников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания. Прежде всего, это связи между целями, содержанием, средствами воспитания и результатами педагогического процесса[29].

Принцип формирования безопасного поведения ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь. Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих учителей, прежде всего преподавателей ОБЖ, усматривающих в своей работе важную миссию – сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества. Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует учителя на создание безопасных условий в педагогическом процессе. При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу. Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип формирования безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у воспитанников опыта деятельности в таких ситуациях[7].

Формирование безопасного поведения является педагогическим условием включения детей в жизнь, формирования личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

Выделенные признаки формирования безопасного поведения отражают разные стороны безопасного поведения: вхождение в состав педагогического процесса, наличие у педагогического процесса функции, закономерный характер формирования безопасного поведения в педагогическом процессе, осознание учителями закономерности в виде педагогического принципа[6].

1.2. Возрастные особенности и формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя[1].

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника безопасного поведения на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Ведь чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь таким образом можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды[39].

Реализация педагогического условия ориентирования школьника на обеспечение безопасности жизнедеятельности в ОУ должна осуществляться в рамках предмета Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» может способствовать информационному ориентированию школьника о формировании безопасного поведения. В свою очередь это привело к тому, что в 2004/2005 учебном году в общеобразовательных учреждениях был введен непрерывный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ), составленный в соответствии с программой «Основы безопасности жизнедеятельности. II-IX (X) классы», утвержденной Министерством образования Российской Федерации. С этого времени в общеобразовательных учреждениях всех типов он изучается каждым учащимся, в том числе и начальной школы, и представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности[8].

В основу курса положена формула «триады» — система безопасности «природа — человек — общество»: выявляются причины, порождающие нарушение гармонии взаимодействия ее составляющих и определяются способы и направления противодействия этому процессу.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» находится в стадии становления. Накопление практического опыта его преподавания только начинается. Однако уже сейчас можно сказать, что курс обладает огромным потенциалом в деле формирования у школьников заботливого отношения к своему физическому, психическому и нравственному состоянию, к здоровью других людей, приобретению жизненного опыта.

Достижение предполагаемых результатов в деле обучения безопасному поведению возможно при условии обеспечения учащихся и учителей дидактическими средствами: учебными, учебно-методическими и наглядными пособиями, плакатами, видеоматериалами и т. п. Основным структурным элементом учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности», раскрывающим содержание обучения в соответствии с программой по курсу, является систематизированный учебный материал в виде сведений, понятий, и правил о дорожном движении, о пожарной безопасности, о здоровье и его охране. Основной текст, представленный в пособии, служит источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Язык основного текса максимально адаптирован к психологическим, возрастным возможностям детей, без нарушения принципа научности. Кто-то скажет, что учащимся 2-го класса, например, легче и проще назвать автобус, троллейбус или трамвай просто машиной, а не маршрутным транспортным средством, как это написано в учебном пособии. «Проще» не всегда означает «правильно». Работа с текстами учебного пособия может быть различной[28]. Все зависит от учителя, его квалификации, опыта работы и возможностей обучаемых. Педагог сам может читать статьи, выделяя по ходу чтения ключевые моменты темы. Читать могут и учащиеся: самостоятельно про себя, «цепочкой» вслух по предложению, абзацу. Главное, чтобы каждое положение, термин той или иной статьи был проработан учащимися.

Общеизвестно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление и зрительный контроль. В связи с этим в учебных изданиях для начальной школы иллюстративный материал играет немаловажную роль. В пособии «Основы безопасности жизнедеятельности» он дополняет, конкретизирует и усиливает познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспекты текстового материала. В некоторых случаях иллюстрации, заменяя текст, самостоятельно раскрывают содержание учебного материала.

Безусловно, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» дает школьникам информацию, которая становится знанием через ее присвоение субъектом. Тем не менее одного знания ребенком правил пожарной безопасности, дорожного движения недостаточно. Безопасное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя сформировать лишь словами. Они вырабатываются путем многократного (в различных формах) повторения действий, имитирующих поведение на улице, во дворе, дома, в школе.

Таким образом, кроме знаний, нужны умения и навыки — оценивать создавшуюся ситуацию, быстро и адекватно реагировать на возникшую опасность, действовать в соответствии с обстановкой. Важны также умения наблюдать, предвидеть опасность, преодолевать волнение, спешку, переключать внимание, контролировать свои действия. Учить детей всему этому нужно на занятиях «Основ безопасности жизнедеятельности», максимально используя учебный материал.

1.3. Направления и содержание учебно-воспитательной работы по формированию безопасного поведения младших школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно – как стремление отстоять себя и право на свое мнение и поступок.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением[20].

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирования развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в ОУ, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны применить в реальной жизни, на практике.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для младших школьников, основывается на основе проекта государственных стандартов школьного образования (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина). Опираясь на российские традиции воспитания и обучения младших школьников, было пересмотрено содержание курса, которое теперь отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел «Ребенок и другие люди»). В соответствии с современными психологическими ориентирами даются примеры проведения возможных занятий и использования методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала[18].

Определяя основное содержание и направление развития детей, за каждым общеобразовательным учреждением остается право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для младших школьников включает основные принципы его реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов общеобразовательного учреждения, а также предложения по взаимодействию с родителями школьников.

Учеными был обобщен опыт работы разных учреждений и выделены основные направления в работе со школьниками[32]:

  • валеологического просвещения школьников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения.

  • ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций.

  • с помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывать у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующих укреплению здоровья.

  • формирование представления младшего школьника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья.

  • через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей младшего школьного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов.

  • используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.

  • в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.

  • профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме, улучшение эмоционально-психического состояния младших школьников.

Чтобы придерживаться данному направлению для детей младшего школьного возраста поставлены свои задачи:

«Я!». Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. представлять в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения) Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями[16].

«Физкульт – ура!». Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья[8].

«Внимание!».На улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомны собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).

«Опасность!».Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны – 01.

«Мой-до-дыр!».Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить, за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и действовать по собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и обувь, садиться за стол причесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом, убирать свое место после еды[2].

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. В соответствии с п. 5 ст. 14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы школы. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в общеобразовательном учреждении[21].

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ

2.1 Методы исследования уровня сформированности навыков безопасного поведения младших школьников

В опытно-экспериментальной работе принимали участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов средней общеобразовательной школы № 15 г. Оренбурга в количестве 38 человек.

В соответствии с целями и задачами проводимого исследования педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа:

  1. Констатирующий. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования безопасного поведения у младшеклассников; подобрать методики для выявления уровня сформированности безопасного поведения у младших школьников.

  2. Формирующий. Подобрать наиболее эффективные организационные формы и методы для формирования безопасного поведения у младших школьников.

  3. Контрольный. Выявить динамику в формировании безопасного поведения у младших школьников.

Для определения уровня знаний были использованы

исследования И.Я. Лернера.

Для диагностики знаний о правилах безопасного поведения использовались вопросы представленные в приложении 1.

Рис 1. Уровень знаний о правилах безопасного поведения у детей 3 «А» класса на констатирующем этапе

Рис 2. Уровень знаний о правилах безопасного поведения у детей 3 «Б» класса на констатирующем этапе

Акцентируем внимание на низком уровне сформированности знаний о правилах безопасного поведения у учащихся младших классов.

Низкий уровень - характеризуется отсутствием ярко выраженных знаний о безопасности жизнедеятельности. Имеет место безразличное отношение к овладению знаниями о безопасности жизнедеятельности в учебно-воспитательном процессе.

Средний уровень - учебно-воспитательный процесс занимает второе-третье место в жизни школьников. Учащиеся воспринимают необходимость знаний о безопасном поведении, но не осознают ее социальной значимости. Получают знания только под контролем взрослых.

Высокий уровень - знания о безопасности жизнедеятельности воспринимается на уровне убеждения. Получение знаний у учащихся занимает ведущее место. Они осознанно проявляют себя в повседневной деятельности.

Определение коммуникативных и организаторских способностей

Методика по определению коммуникативных и организаторских способностей содержит 40 вопросов (Приложение 2). На каждый вопрос тестируемый отвечает «да» или «нет». Если возникает затруднение в выборе ответа, необходимо склониться к соответствующей альтернативе «-» или «+». На выполнение методики отводится 10-15 минут [7].

На основании предложенных методик определили уровень развития социально-коммуникативных качеств у учащихся в экспериментальной (рис.3) и контрольной (рис.4) группах.

Рис.3. Уровень коммуникативных и организаторских способностей учащихся на констатирующем этапе исследования в экспериментальной группе

Как видно из диаграммы:

Уровень коммуникативных способностей:

- очень низкий: 5 учеников (25%);

- низкий: 4 учеников (21%);

- средний: 6 учеников (29%);

- высокий: 2 ученика (12.5%);

- высший: 2 ученика (12.5%)

Уровень организаторских способностей:

- очень низкий: 5 учеников (34%)

- низкий: 7 учеников (37.5%);

- средний: 4 учеников (8%);

- высокий: 2 ученика (12.5%);

- высший: 1 ученика (8%)

Рис.4. Уровень коммуникативных и организаторских способностей учащихся на констатирующем этапе исследования в контрольной группе

Как видно из диаграммы

Уровень коммуникативных способностей:

- очень низкий: 5 учеников (21%);

- низкий: 6 учеников (25%);

- средний: 4 учеников (29%);

- высокий: 3 ученика (17%);

- высший: 1 ученика (8%)

Уровень организаторских способностей:

- очень низкий: 6 учеников (25%)

- низкий: 4 учеников (21%);

- средний: 2 учеников (12%);

- высокий: 6 ученика (25%);

- высший: 1 ученика (17%)

Школьники, уровень коммуникативных и организаторских способностей относится к низкому показателю, не стремятся к общению, скованны в новом коллективе, испытывают трудности в установлении контактов, не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Очень редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, достигших среднего уровня, характерны проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей характеризует активных людей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских способностей у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровней организаторских и коммуникативных способностей учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов на констатирующем этапе.

Классы

3 Б

Экспериментальная группа

3 А

Контрольная группа

Уровни

Организатор.

способности

Коммуникатив.

способности

Организатор.

способности

Коммуникатив.

Способности

Очень низкий

5

6

6

5

Низкий

8

5

5

6

Средний

6

7

3

7

Высок-й

4

4

6

4

Высший

3

4

4

2

По данным таблицы можно отметить, что уровни организаторских и коммуникативных способностей в контрольной и экспериментальной группах приблизительно одинаковы, существенной разницы в показателях школьников из разных групп не наблюдается

Наблюдение за проявлением учебно-познавательной активности.

Задания методики изучения развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста направлены на выявление у детей степени сформированности мыслительных операций, своеобразия познавательного интереса, ориентировочно познавательных действий. Текстовый материал к методике представлен в Приложении 3.

3 «А» класс 3 «Б» класс

Рис. 5. Уровень познавательной активности учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов на констатирующем этапе

Как видно из диаграммы в обоих классах большое значение имеет низкий уровень познавательной активности в 3 «А» - 45 % и в 3 «Б» - 47 % который характеризуется ригидностью и замедленностью мыслительных операций, неспособностью установить закономерности, связывающие между собой фигуры на рисунке, не проявляют заинтересованности в деятельности, включаются в деятельность только под давлением педагога, не развиты навыки самостоятельной работы. Средний уровень познавательной активности в 3 «А» составляет 36 % а в 3 «Б» - 31 % .У детей отсутствует стремление к самостоятельному добыванию информации, проявляют интерес и активность к деятельности лишь в отдельных случаях, необходима постоянная поддержка педагога. Высокий уровень характеризуется достаточным объемом информации, потребностью в знаниях, познавательных интересах, но по-прежнему наибольшие трудности вызывают операции по установлению закономерностей, связывающих между собой фигуры. В 3 «А» составляет - 19 % а в 3 «Б» - 22 %, это говорит о том, что познавательная активность детей младшего школьного возраста имеет специфические особенности, обусловленные влиянием сложной структуры возрастных особенной, которые могут быть компенсированы при включении в учебно-воспитательный процесс дидактических игр.

На основании полученных результатов было решено что учащиеся 3«Б» класса (в количестве 19 человек) будут экспериментальным классом, а учащиеся 3 «А» класса (в количестве 19 человек) – контрольным классом.

2.2 Организация учебно-воспитательного процесса по формированию безопасного поведения младших школьников

На формирующем этапе экспериментальной работы планируется внедрение организационных форм и методов обучения в образовательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности 3 «Б» класса, способствующих формированию навыков безопасного поведения школьников при освоении учащимися темы «Безопасность на дороге»[25].

В качестве основных форм и методов по формированию безопасного поведения младших школьников выбраны игровые формы бучения, поскольку игра – основной вид деятельности всех детей.

Игровые методы и приёмы будут использоваться на каждом занятии «Основ безопасности жизнедеятельности». Но и нельзя обойтись без словесного метода, так как детям объясняется суть задания, даются методические рекомендации. Важным является практический метод. Дети с самого рождения познают мир с помощью практических действий. Естественно, в игре они так же должны совершать определённые действия, выполнять какую – то роль.

Чтобы ребёнок понял суть задания, ему её нужно объяснить. Поэтому вначале каждой игры будут объяснятся правила, совершаемые ребёнком действия. Занятия и игры будут проводится 1-2 раза в неделю.

Были подобраны игры и занятия заимствованные у ученых, давно занимающихся этой проблемой.

Игра 1 «Большое и маленькое «Нет!» (по мотивам сказки Гизелы Браун)

Перед началом игры попросить каждого ребенка крикнуть «Нет!» После инсценировки сказки предложить обсуждение. Некоторые дети, хотя и говорят «Нет», если им что-то не нравится, но говорят, стесняясь, нерешительно и тихо, и поэтому не воспринимаются всерьез. Необходимо научить детей произносить «Нет» громко, четко и уверенно. Для этого полезно дополнительно провести упражнение «Учимся говорить «Нет».Педагог говорит детям: «Сейчас я покажу вам как по-разному можно сказать «Нет». Вы послушайте, пожалуйста, и скажите какое «Нет» лучше звучит. При помощи какого «Нет» вы получите нужный вам результат»

1. Педагог говорит «Нет» тихо и сдержанно , глядя при этом в сторону и немного наклоняясь. 2. Педагог выкрикивает «Нет» громко и четко, при этом выпрямляясь и подняв голову. Дети обсуждают варианты и приходят к заключению, что во втором случае «Нет» более действенно. Группа делится на пары, и каждый участник пробует тихо и громко сказать «Нет».

Игра 2. «Незнакомец».

Если данная игра проводится с детьми младшего школьного возраста, то необходимо выработать у них умение отвечать отказом на любое обращение к ним взрослого, научить говорить «Я Вас не знаю». Если дети группы не знакомы с понятиями «опасный и безопасный незнакомец», необходимо объяснить, что они означают. Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:

  • что-то поднести до квартиры;

  • что-нибудь найти (например, выпавший ключ);

  • что-либо показать (например, где находится аптека, магазин или дом с таким-то номером и т.д.).

Незнакомец может также сказать, что ребенка зовут родители; пригласить к себе домой под каким – либо предлогом; предложить сфотографироваться. В ходе проигрывания желательно предложить детям самостоятельно придумать просьбы, с которыми, по их мнению, может обратиться к ним взрослый. Расспросить детей о том, есть ли у них в семье установленное родителями правило:«Когда ты гуляешь на улице, и тебе захочется куда-то пойти, то ты обязательно приди домой и отпросись. Родители всегда должны знать, где ты находишься».Или предложить детям правило:«Всегда говори своим родителям, куда ты идешь».Далее следует сказать детям о том, что ни один взрослый человек, который действительно заботится о ребенке, никогда не предложит ему нарушить родительское правило. Даже если он скажет: «Я уверен, что твоя мама одобрит это».»Твоя мама в курсе. Она разрешила.» «Мы скоро вернемся, поэтому давай не будем ничего говорить твоей маме». Никто не должен просить ребенка что-либо хранить в тайне от родителей.

Игра 3. «Один дома».

Здесь не может быть никаких исключений из правил, иначе ребенок найдет лазейку. Детям младшего школьного возраста нужно объяснить, что им не следует вообщеподходить к двери и отзываться незнакомцам. Помочь уяснить, что в отсутствие взрослых открывать не следует даже знакомым людям. Лучше не говорить незнакомцу, что родителей нет дома. Если незнакомец попросит позвать родителей, ребенку стоит сказать следующее: «Мама сейчас занята ине может подойти».Родители должны помочь уяснить ребенку, что такой ответ соответствует правиламбезопасности ребенка в ситуации, когда он находится один в доме. В случае, когда незнакомец просит открыть дверь для того, чтобы воспользоваться телефоном, ребенку следует отказать ему, предложить позвонить от соседей или из лифта, или спросить номер и позвонить самому. При этом, сообщив, что дома есть кто-то из родителей, но в данный момент они заняты (спят, в ванной, в туалете и т.п.) В ходе игры важно выслушать предложения и высказывания детей по данной ситуации. По возможности проиграть все варианты. Следует напомнить детям, что абсолютное большинство людей, звонящих в дверь, не представляют для них опасности. Эти правила необходимо соблюдать хотя бы на всякий случай. Какие вопросы может решать взрослый человек с ребенком в отсутствиеродителей? Нет таких вопросов. Дверь не следует открывать даже тем незнакомцам, которые приходят по службе: почтальонам, сантехникам, разносчикам телеграмм, милиционерам, врачам и т.д. (Сказки: «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух», «Красная шапочка»).

Игра 4. «Телефонный звонок».

В этой игре детей следует научить безопасному пользованию телефоном, то есть отработать навыки безопасного ответа на телефонные звонки. Для этого следует научить детей задавать вопросы:«Извините, кто вам нужен?»,«Кого вам позвать?» Спрашивать имя и фамилию того, кому звонят, по какому номеру звонят: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут? Будьте добры, скажите, пожалуйста, куда вы звоните? Извините, по какому номеру вы звоните? Простите, какой номер вы набрали?».

Правило:

  • Не давать по телефону никакой информации (своего имени, имени родителей и др.).

  • Не говорить, что дома один (можно сказать, что мама или папа сейчас заняты или спят и не могут подойти к телефону, попросить перезвонить или спросить, комуперезвонить).

На первый взгляд многим взрослым может показаться неэтичным такой подход, в котором ребенка преднамеренно учат обману взрослых. Поэтому самому взрослому необходимо осознать и обязательно объяснить ребенку причину того, почему в подобных случаях это допустимо. Родители, например, могут сказать: « Мы просим тебя при разговоре с кем бы то ни было по телефону не говорить о том, что в это время ты один дома. Мы разрешаем тебе делать это потому, что очень любим тебя и дорожим тобою. Такой ответ поможет нам не беспокоиться, когда ты находишься дома один, и убережет тебя от встречи с "опасным незнакомцем».У некоторых детей бывает страх перед телефонными звонками. В таком случае целесообразно терпеливо объяснять ребенку необходимость пользования телефоном, так как звонки могут быть от родителей, родственников, друзей и т.д. Отрабатывание навыков безопасных ответов, позволит воспитать вежливость, и доброжелательность по отношению к окружающим и в то же время сохранить бдительность. Наличие работающего автоответчика создает впечатление, что дома никого нет, хотя ребенок может фиксировать звонки и знать, когда звонят близкие. Если позвонивший говорит непристойности, надо научить детей сразу же вешать трубку. При повторных звонках следует сообщить в милицию. Можно рекомендовать родителям написать карточку для ребенка со всевозможными безопасными ответами.

В ходе проигрывания предоставьте возможность каждому ребенку ответить на любой вопрос по телефону. Необходимо убедиться, что ни у кого из детей подобная ситуация общения уже не вызывает сложностей, и он знает, как отвечать на телефонный звонок.

Игра 5. «Подкуп».

В ходе игры необходимо сориентировать ребенка: то, что ему кажется просто подарком, на самом деле может оказаться подкупом. Человек, сделавший подарок, может в ответ ожидать чего-то от ребенка. Следует помочь детям различать взрослых, которые в ответ на подарок ждут только «Спасибо», от тех, кто в обмен на свою щедрость рассчитывают получить какие-либо «услуги». Эти взрослые, скорее всего, попросят ребенка куда-то с ними пройти: в машину, в подъезд; показать куда-либо дорогу, пригласят к себе домой, пообещают еще один подарок или угощение, могут отвести в безлюдное место. Правило: Ничего не брать у незнакомца. Если все-таки ребенок забыл о безопасности и откликнулся на приглашение, но вдруг понял, что его куда-то уводят, напомнить, что есть правило:«Кричать, бежать, рассказывать». (Сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Игра 6. «Машина».

В данной игре очень важно обратить внимание детей на расстояние (Правило «Три больших шага»), ближе которого он не должен подходить к краю тротуара. Правило «Три больших шага»:Когда ты идешь по тротуару, то расстояние до края должно быть не меньше трехбольших шагов. Покажи, как ты можешь делать большие шаги. После того, как вы объяснили детям это правило, попросите каждого из них показать вам это расстояние. Спросите у детей, почему небезопасно подходить ближе. Следующее правило:Не садиться в машину. Проиграть все возможные предлоги, по которым взрослый может заманить ребенка в машину. Предложите детям придумать просьбы, с которыми могут обращаться к детям взрослые, находящиеся в автомобиле. Например, взрослый может сказать:

  • что в машине больной и нужно показать, где аптека или поликлиника;

  • что мама или папа попросили подвезти куда-либо;

  • что кто-то из близких оказался в больнице, и предложить подвезти туда ребенка. Или взрослый может попытаться привлечь внимание красивой игрушкой в машине, экзотическим животным, сладостями, украшениями, деньгами и т.п.

В ход игры рекомендуется включить следующую ситуацию: взрослый пытается затащить ребенка в машину. Правило: привлекать внимание людей, сопротивляться всеми возможными способами (вырываться, кусаться, щипаться, брыкаться, громко кричать «Это не мой папа!», «Помогите!». Бросить камень в окно, в витрину магазина и пр.) Если машина преследует ребенка, то надо повернуть в сторону,противоположную направлению дорожного движения, это затруднит дальнейшеепреследование. Данный эпизод обязательно требует проигрывания.

Игра 7. «Если потерялся...»

В этой игре главная цель, которую вы преследуете, - помочь ребенку выработать чувство уверенности для обращения к «безопасным незнакомцам» (кассирам, охранникам, милиционерам, водителям «скорой помощи», официантам и т.д.), то есть к любому человеку, который может предоставить помощь или временное убежище. Важно, чтобы ребенок понял, что он сам должен обращаться за помощью, уметь смело называть себя, свой адрес, телефон. Ребенку необходимо знать следующие правила:обязательно ждать родителей в безопасном месте. В людных местах - не отходить от родителей или других взрослых на расстояние больше вытянутой руки. Важно объяснить ребенку, что это правила его безопасности. Помочь детям запомнить, что с родителями и другими взрослыми лучше заранее договориться о месте встречи, если вдруг они отстанут от родителей или потеряются в общественном месте. (Такую же информацию дать родителям). Если место встречи не оговорено, значит, в случае, если потерялся, действовать по схеме:Иди к прилавку магазина (аптеки, киоска, к окошку кассы и т. п.)или подойди к милиционеру, и сообщи, что тебе нужна помощь в поиске твоихродителей.

Игра 8. «Защита».

Перед тем, как начать игру, детям надо сказать о том, что подобных ситуаций следует избегать и не давать преступнику возможность совершить преступление. Но, если вдруг ребенок оказался в этой ситуации, ему необходимо научиться безопасной стратегии поведения:спасать себя, не теряться, привлекать внимание окружающих и бытьрешительным. Часто у детей в группе складывается мнение о том, что они якобы в состоянии справиться со взрослым с помощью приемов, шокеров, газовых баллончиков и т.д. В таких случаях, перед вами стоит задача – убедить их, что в данной ситуации необходимо бороться и не сдаваться, не только применяя приемы, которые не всегда могут помочь (взрослый сильнее), а вести себя так, чтобы привлечь внимание окружающих как можно быстрее. В проигрывании ситуации преследования, ребенок должен сначала убедиться в том, что его действительно преследуют (оглянуться, перейти на другую сторону, ускорить шаг) и тогда действовать: убегать в безопасное место, привлекать к себе внимание окружающих и т.д. Если незнакомец угрожает оружием, тогда оказывать сопротивление нельзя. Возможно, следует действовать хитростью. Если сразу не получается, то надо ждать удобного момента, когда незнакомец потеряет бдительность. Такой момент обязательно представится.

Игра 9. «Дорога домой».

Перед проведением игровых занятий объяснить ребенку, что дорога домой должна быть безопасной. Рассказать о том, что если ребенок отказывается от предложения сократить путь и пройти через пустырь, темный двор, стройку и т.д., - это не проявление трусости, а разумное поведение. Правило: идти домой знакомой и безопасной дорогой. Никакие оскорбления, посулы, деньги не должны сбить ребенка с безопасного маршрута (эти моменты необходимо проиграть). Перед началом игры детям можно предложить разбиться по парам. Каждый ребенок в ходе игры будет выполнять и ту, и другую роль. Пары играют по очереди - группа наблюдает. После проигрывания данной ситуации целесообразно задать детям вопросы:

  • «О чем ты думал, когда …?»

  • «Какие чувства ты испытывал?»

  • «Что тебе хотелось сделать, когда ...?»

После того, как каждый ребенок побывал в той и другой роли, следует предложить всей группе обсуждение игры, где каждый выскажет свое мнение.В ходе анализа поощрять высказывания детей об испытанных ими чувствах в той или иной роли.

Игра 10. «Вымогательство».

Вымогательство сродни грабежу, и поведение людей, занимающихся этим, обычно непредсказуемо. В любом случае такая ситуация может привести к физическому насилию со стороны вымогателей, особенно при сопротивлении жертвы. Поэтому ребенку необходимо усвоить правило:физическое благополучие - это самое важное, асобственность - дело наживное. Важно научить детей самостоятельно оценивать ситуацию и действовать максимально безопасным образом. Непременное условие при проигрывании - участие каждого игрока в роли, как жертвы, так и вымогателя. (Обязательно проиграть ситуацию, когда в роли вымогателя выступает сверстник). После проведения игры участникам задаются следующие вопросы: « Какие чувства ты испытывал, когда играл эту роль? (Роль жертвы ,вымогателя)» «Что ты думал и что тебе хотелось сделать?» «Почему ты поступил именно так?» «Как ты считаешь, какое поведение является более безопасным?» «Почему ты так думаешь?» «Является ли беспрекословное выполнение требований взрослого вымогателя трусостью?».

В ходе игры подвести детей к мысли о том, что такое поведение - не трусость, а проявление благоразумия. Когда вымогателем является сверстник и силы равны, нужно отстаивать свое имущество, но очень неблагоразумно и небезопасно вступать в конфликт с теми, кто старше и сильнее.

Игра 11. «Опасность».

Чрезвычайные ситуации в жизни происходят довольно редко, но лучше, если дети будут знать, как действовать безопасно для жизни в экстремальной ситуации. Обязательное условие: раздать детям карточки, с телефонами служб, сделанные по следующей форме:

Телефоны служб:

01 – пожарная

02 – милиция

03 - скорая помощь

04 - аварийная газа

Мой телефон: Мой адрес: Телефон мамы: Телефон папы: Телефоны соседей:

Детям дается домашнее задание:

  • Принести заполненную карточку.

  • Попросить родителей закрепить карточку рядом с телефонным аппаратом.

Для того чтобы проверить эффективность проведённой учебно-воспитательной работы по формированию безопасного поведения у детей младшего школьного возраста, будет проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы, результаты которого будут описаны в дипломной работе.

ВЫВОДЫ

1. При анализе источников литературы было выявлено, что в младшем школьном возрасте формирование безопасного поведения является педагогическим условием включения детей в жизнь, формирования безопасной личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

2. Определено, что в силу возраста, вначале у младших школьников формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника безопасного поведения в процессе учебно - воспитательной работы. В младшем школьном возрасте игровая деятельность является важным стимулом общения. В связи с этим становится актуальным использования в учебно-воспитательном процессе дидактических развивающих игр.

3. Опытно-экспериментальная работа по формированию безопасного поведения у младших школьников будет осуществляться с помощью внедрения в образовательный процесс организационных форм и методов, позволяющих использовать групповое взаимодействие и игровые методы обучения для создания эффективных условий учебно - воспитательной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста- один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.

В результате анализа источников литературы сделан вывод о том, что среда школы, основанная на принципах сохранения и развития здоровья обучающихся, стимулирования позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, является необходимой составляющей успешного развития и самореализации личности младшего школьника в условиях нынешней реальности.

Следовательно, уровень становления навыков безопасного поведения тесно связан с интеллектуальным, исследовательским и трудовым развитием детей, с их умениями организовать свой труд, с самостоятельностью и ориентацией на применение знаний на практике[4]. Отсюда, несомненно, одной из главных задач, решаемых учителем на уроке основ безопасности жизнедеятельности, является развитие практического мышления ученика, которое включает в себя: вероятностный подход к анализу явлений, процессов действительности; системность, логичность и конкретность мышления; опору в деятельности по безопасности на полученные знания.

В концептуальных рамках разработанных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в процессе учебно-воспитательной работы, предусматривающих формирование мотивационной сферы ребенка и способствующих формированию безопасного поведения.

Таким образом, анализ материалов исследования дает основание считать, что формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным если придерживаться выбранных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в процессе организации учебно-воспитательной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева, Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста. − М.: Детство-Пресс, 2007. − 144с.

  2. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие./ Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

  3. Баравермак, Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э.М.Баравермак // ОБЖ в школе. – 2005. − №6. – С.23−25.

  4. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ сост. Л.А. Акимова, Г.А. Матчин, В.В. Конев, в.Ф. Трусов. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – 204с.

  5. Бине, А. Измерение умственных способностей / А. Бине; Пер. с фр. В.А. Лукова. − СПб.: Союз, 2009. −430 с.

  6. Болотов, В.А. Прагматичность и практичность должны лежать в основе курса ОБЖ / В.А. Болотов // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. − №2. − С.3−5.

  7. Выготский, Л.С. Психология. − М.: ЭКСМО−Пресс, 2000. − 108с.

  8. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики: учеб. Пособие / В.И. Гинецинский. − СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, − 2008. – 154 с.

  9. Давыдова, Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: Дис. канд. пед. наук. – Тула, 2001. − 208 с.

  10. Денякина, JI.M. Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения /JI.M.Денякина. – Минск: Коррадес, 2000. − 72 с.

  11. Егорова, Э.Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению. Дис. на соискание уч. степени к.п.н. − Йошкар-Ола., 2004. − 199 с.

  12. Иовенко, И.В. Теория и практика формирования у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Дис. на соискание уч. степени д.п.н. − М., 2003. −- 408 с.

  13. Козловская, И.А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. − №6 .− 2009. – С. 29−34.

  14. Котик, М.А. Психология и безопасность. −Таллин: Валгус, 2009. − 449с.

  15. Латышев, Л.К. Теория, практика и методы преподавания: учебное пособие / Л.К. Латышев. – Москва: Академия, 2003. – 190 с.

  16. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. / Леонтьев А.Н. – М.: Политиздат, 2005. – 304 с.

  17. Михайлов, Л.А. Групповая форма организации работы на уроках ОБЖ / Л.А. Михайлов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005. − №8. – С.6−12.

  18. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности . − 2000. − № 8. − С. 13−16.

  19. Науменко, ЮЛ. Роль активного обучения в процессе формирования безопасного поведения личности /ЮЛ. Науменко //Материалы научного конгресса: Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств. − М., 2005. – С. 3−14.

  20. Науменко, ЮЛ. Пути и механизмы эффективного формирования навыков безопасного поведения школьников. /ЮЛ. Науменко //Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях. − М.: Академия педагогических и социальных наук, 2009. − 169 с.

  21. Плющ, И.В., Склянова Н.А., Шелегин Н.Н. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства. – М.: Сибирский учитель, 2001. − № 1. − С. 13−19.

  22. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высших учебных заведений: в 2 кн./ И.П. Подласый – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. – Кн. 1: Общие основы процесса обучения. – 576 с.

  23. Просандеев, А.В. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ / А.В. Просандеев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005. − №2. – С34−38.

  24. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан. – СПб.: Питер. − 2006. − 285 с.

  25. Родина, Е.В. Управление формированием практических умений и навыков школьников на основе практических работ / Е.В. Родина // Инновации в образовании. – 2011. − №2. – С. 98−112.

  26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.: Учпедгиз, 2008. – 450 с.

  27. Склянова, Н.А., Плющ И.В., Шелегин Н.Н. и др. Современные тенденции развития курса «Основы безопасности жизнедеятельности». //Сибирский учитель − 2000 − № 4 − С. 10 −14.

  28. Сократов, Н.В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие/ Н.В. Сократов. − Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006. − 364с.

  29. Сорокина, Л. Компетентностный подход в обучении ОБЖ / Л. Сорокина // Основы безопасности жизни. – 2006. – №12. – С.13−15.

  30. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 565с.

  31. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина, Г.А. Буткин. − М., 2008. – 276 с.

  32. Теория и методика обучения ОБЖ в школе: уч. пособ./сост. Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина – Оренбург: ОГПУ, 2008. − 268 с.

  33. Топоров, И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5-9 классов/ И.К. Топоров. − М.: Просвещение, 1996. – 158 с.

  34. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Логос, 2003. −210 с.

Приложение 1

Диагностическое задание №1

-Как называется часть улицы, по которой едут машины?

-Как называется часть улицы, отведенная для пешеходов?

-Где безопасно переходить улицу?

-Как перейти через дорогу?

-Что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей?

-Как нужно переходить улицу вблизи остановки маршрутного транспорта?

-Почему нельзя играть на дороге?

- Можно ли трогать спички и играть с ними?

- Опасно ли играть с игрушками и сушить одежду около печи?

- Можно ли без разрешения взрослых включать электрические приборы и газовую плиту?

- Можно ли разводить костры и играть около них?

- Если увидел пожар, надо ли сообщить об этом родителям или взрослым?

- Что делать если вы видите как в автобусе из сумки пытаются украсть телефон?

-

Диагностическое задание №2 «Расскажи, что не так»

Ребенку предлагается серия картинок, на которых изображены различные ситуации поведения детей на улице, при переходе через дорогу, нахождения в горящем доме, поведения детей с незнакомым человеком, когда пытаются похитить, ограбить нужно рассмотреть и объяснить, что правильно или неправильно делали люди.

Приложение 2

Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)

1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обёщаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить

начатое дело?

23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей пpaвоты?

29. Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов тестирования

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру — 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью Ключа для обработки данных «КОС-2».

Ключ для обработки данных по методике «КОС-2»

 

ответы

Коммуникативные склонности

(+) да

(-) нет

1,5,9,13,17,21,25,29,33,37

3,7,11,15,19,23.27,31,35,39

Организаторские склонности

(+) да

(-) нет

2,6,10,14,18,22,26,30,34,38

4,8,12,16,20,24,28,32,36,40

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Сумма баллов

1-4

5-8

9-12

13-16

17-20

Уровень

Очень низкий

низкий

средний

высокий

высший

Приложение 3

Инструкция: Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее мы просим отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1—27) под рубрикой «Больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «Меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым!

Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

Тестовый материал

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. Одобрения моей работы.

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо.

B. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

Б. Известным игроком.

B. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход.

Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.

B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

A. Радуются выполненной работе.

Б. С удовольствием работают в коллективе.

B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности.

Б. Были верны и преданы мне.

В. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

A. С кем складываются хорошие взаимоотношения.

Б. На кого всегда можно положиться.

B. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается.

Б. Когда портятся отношения с товарищами. В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

A. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе.

B. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

A. Проводить время с друзьями.

Б. Ощущение выполненных дел.

B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. Добился успеха в жизни.

Б. По-настоящему увлечен своим делом.

B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика.

B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A. Для общения с друзьями.

Б. Для отдыха и развлечений.

B. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.

Б. У меня интересная работа.

B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

A. Другие люди меня ценят.

Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

B. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности.

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. Имеет ко мне индивидуальный подход.

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.

B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства.

Б. Неудача при выполнении важного дела.

B. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

A. Успех.

Б. Возможности хорошей совместной работы.

B. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

A. Считают себя хуже других.

Б. Часто ссорятся и конфликтуют.

B. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

A. Работаешь над важным для всех делом.

Б. Имеешь много друзей.

B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

A. Доступным.

Б. Авторитетным.

B. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.

Б. О жизни знаменитых и интересных людей.

B. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

A. Дирижером.

Б. Композитором.

B. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

A. Придумать интересный конкурс.

Б. Победить в конкурсе.

B. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу сделать.

Б. Как достичь цели.

B. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

A. Другие были им довольны.

Б. Прежде всего выполнить свою задачу.

B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A. В общении с друзьями.

Б. Просматривая развлекательные фильмы.

B. Занимаясь своим любимым делом.

Ключ к заданию 1

п/п

Я

О

Д

п/п

Я

О

Д

№ п/п

Я

О

Д

1

А

В

Б

11

Б

В

А

21

Б

А

В

2

Б

В

А

12

Б

А

В

22

Б

А

В

3

А

В

Б

13

В

А

Б

23

В

А

Б

4

В

Б

А

14

А

В

Б

24

Б

В

А

5

Б

А

В

15

Б

В

А

25

А

В

Б

6

В

А

Б

16

А

В

Б

26

В

А

Б

7

В

Б

А

17

А

В

Б

27

Б

А

В

8

А

Б

В

18

А

Б

В

       

9

В

А

Б

19

А

Б

В

       

10

А

В

Б

20

В

Б

А

       
Просмотров работы: 34998