СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ И США НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ И США НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Семенова Т.А. 1
1Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Характерной особенностью Ближнего Востока является огромное количество региональных конфликтов, в том числе вооруженных. Попытки их урегулирования не приносят ощутимых результатов. Кардинальные региональные трансформации повлекла за собой так называемая «Арабская весна», начавшаяся в декабре 2010 г. и сопровождающаяся революциями в Тунисе, Египте, гражданскими войнами в Ливии, Сирии, гражданскими волнениями в Бахрейне, Йемене, массовыми протестами в других странах региона.

Безусловно, существует множество внутрирегиональных факторов, которые определяют нестабильную обстановку на Ближнем Востоке. Д.А. Белащенко и И.Д. Комаров отмечают, что «этот регион отличается не только серьезными военно-политическими противоречиями между странами-членами, но и громадными контрастами с точки зрения уровня их политического, экономического и социально-культурного развития – контрастами, которых нет, например, в Европе» [1, c. 259]. Однако помимо этого, важнейшую роль в дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке играет тот факт, что регион выступает ареной геополитической борьбы ведущих мировых держав, многие из которых стремятся получить доступ к нефти. По имеющимся оценкам, ее запасы в странах Ближнего Востока составляют порядка 64,5 % от мировых [11].

Наиболее активным актором в Ближневосточном регионе являются Соединенные Штаты Америки. Ближний Восток еще со времен «холодной войны» рассматривался США в качестве идеальной арены для борьбы с коммунистическим строем. Регион на несколько десятилетий превратился в театр идеолого-политической конфронтации СССР и США. По мнению ряда американских стратегов, советское проникновение в регион могло бы привести к изменению мирового баланса сил, а установление советского контроля над ближневосточной нефтью нанесло бы серьезный удар по экономике «свободного мира» [9]. Стоит признать, что опасения США не были беспочвенными, т.к. Советский Союз пользовался заметным влиянием в ряде ближневосточных государств. Такое положение дел сохранялось до распада СССР. После этого Россия, занятая решением внутренних проблем, практически самоустранилась с Ближнего Востока. Процесс восстановления ее отношений с ближневосточными странами начался только в 2000-е гг.

Следует отметить, что отношения между Россией и странами Ближнего Востока имеют долгую историю: они зародились еще во времена раннего средневековья. Об этом свидетельствует паломничество в Святую землю игумена Даниила в начале XII столетия. На протяжении ряда веков политические и экономические контакты с Ближним Востоком крепли. Развивались и культурные связи: например, в 1882 г. основано Палестинское общество, главной задачей которого было содействие паломничеству в Святую землю и социально-культурное сотрудничество со странами библейского региона [4].

Фактором, который играет важную роль в возвращении России на Ближний Восток, являются официальные ближневосточные поездки главы российского государства. Так, в 2005 г. визит В.В. Путина способствовал заметному улучшению отношений России с Израилем, в 2006 г. российский президент посетил Азербайджан. На 2007 г. выпал ряд визитов: в Саудовскую Аравию, Катар, Иорданию, Иран. В 2008 г. В. Путин побывал в Ливии. В мае 2010 г. состоялся официальный визит Д.А. Медведева в Сирию. В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной в 2008 г., подчеркивается, что наша страна должна «вносить весомый вклад в стабилизацию обстановки на Ближнем Востоке, используя свой статус постоянного члена Совета Безопасности ООН и участника квартета международных посредников» [6].

В 2003 г. Дж. Буш выдвинул план реконструкции и «демократизации» Ближнего Востока, который впоследствии был назван «Большой Ближний Восток». Необходимость проведения реконструкции объяснялась благим намерением установить в проблемном регионе западную демократию, являющуюся воплощением добра и справедливости, залогом успешного процветания. В действительности же на Ближнем Востоке должно быть создано вассальное общество, полностью разделяющее интересы США. Первым этапом реализации данного проекта стало военное вторжение в Ирак в 2003 г. Сегодняшний этап нацелен на свержение неугодного режима в Сирии. Помимо всего прочего, ожидается, что это приведет к ослаблению Ирана. Как и следовало ожидать, Арабский мир противится американским реформам. Единственная страна, которая не только поддерживает эту программу, но и постоянно «подталкивает» США к ее реализации – это Израиль, который считает себя «островком прозападной демократии среди автократического арабского моря» [7].

Ближневосточные интересы США все чаще наталкиваются на активное сопротивление Российской Федерации. В феврале 2007 г. на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности В.В. Путин открыто заявил: «Вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам» [2].

Американское правительство зачастую выступает со встречными обвинениями. В марте 2012 г. Джеффри Фелтман, помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока, заявил: «Российская Федерация не сможет сохранить свои интересы, если они будут увязаны с режимом Асада». Как отмечают эксперты, формально в этом заявлении содержится опосредованный призыв к Москве отказаться от поддержки Башара Асада. Но по факту американский Госдеп признал, что одной из его целей является «выдавливание» России с Ближнего Востока. Подобную интерпретацию подтверждают слова самой Х. Клинтон, заявившей, что Россия не предлагает никакого плана по урегулированию кризиса в Сирии, а политику строит на тесных связях с семьей Асада [8]. Предположения о том, что США стремятся вытеснить Россию из дел Сирии с целью дальнейшего беспрепятственного свержения Асада, находят свое косвенное подтверждение. Также в своем недавнем выступлении Х. Клинтон заявила, что считает «важным, чтобы Соединенные Штаты продолжали лидировать на Ближнем Востоке, в Северной Африке и по всему миру» [5]. Столь откровенные заявления заставляют задуматься о том, на что готовы пойти США, дабы достичь такого миропорядка.

Многие западные политики критикуют Россию за поставки оружия в Сирию, считая ее отчасти виновной за обострение ситуации. Однако, как заявляет глава российского МИДа С.В. Лавров, «Москва не планирует новых поставок вооружения в Сирию после исполнения старых оборонных контрактов». Кроме того, «Россия не занимается поставками в Сирию оружия массового уничтожения – поставки касаются средств ПВО» [10]. Большой резонанс вызвало событие 2011 г., когда Россия и Китай не поддержали резолюцию Совбеза ООН о введении международного эмбарго на импорт оружия в Сирию. Свою позицию Россия обосновала тем, что запрет распространялся лишь на торговлю с официальным правительством страны и никак не касался региональных группировок, которым ряд стран Запада и Ближнего Востока зачастую сами поставляли оружие.

Урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке в целом и в Сирии в частности является одной из важнейших задач мировой общественности. Об этом постоянно заявляют политики. Однако пока, как отмечает С.М. Иванов, «налицо лишь новые угрозы международной и региональной безопасности вследствие дестабилизации общей ситуации в этом стратегически важном районе земного шара» [3, с. 52].От того, насколько грамотно удастся в дальнейшем урегулировать кризис на Ближнем Востоке, зависит не только региональная безопасность, но и безопасность системы международных отношений в целом. Поэтому грядущие последствия «Арабской весны» еще долго будут волновать умы политиков всех стран.

Литература
  1. Белащенко Д.А., Комаров И.Д. События «Арабской весны» в контексте реализации проекта «Большой Ближний Восток» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. – № 6 (1). – С. 257 – 262.

Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/appears/2007/02/10/1737_type63374type63376type63377type63381type82634_118097.shtml
  1. Иванов С.М. Куда ведет Ближний Восток «Арабская Весна» // Право и безопасность. – 2012. – № 2. – С. 45 – 52.

  2. Императорское православное палестинское общество. – Режим доступа: http://www.ippo.ru/index.php

  3. Клинтон: США столкнулись с серьезным противостоянием на Ближнем Востоке. – Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/main/2013/01/23/1085069.html

  4. Концепция внешней политики РФ. – Режим доступа: http://президент.рф/acts/785

  5. О планах демократизации Ближнего Востока – Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=3269

  6. Политика ближневосточного маневрирования – от зондажа к прямым действиям. – Режим доступа: http://www.ru.journal-neo.com/node/14412

  7. Политическое цунами. Аналитика событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке / Под ред. С. Кургиняна. – М.: МОФ ЭТЦ, 2011. – Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/knigi/10/pts/polittsunami_utf8.htm#q2

  8. Россия не планирует новых поставок оружия в Сирию – Режим доступа: http://www.forbes.ru/news/196458-rossiya-ne-planiruet-novyh-postavok-oruzhiya-v-siriyu#comments

  9. World energy supply. – URL: http://www.theglobaleducationproject.org/earth/energy-supply.php#1

Просмотров работы: 4927