СОЗДАНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ЗАЩИТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЗДАНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ЗАЩИТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Слякаева К.Р. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся внеблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы – причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.

В Алтайском крае по итогам 2009 года учтено 11647 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно выявляется более двух тысяч таких детей (за 2009 год – 2073 ребенка). Продолжают воспитываться в детских интернатных учреждениях 2238 детей, лишенных родительского попечения. Имеются закреплённые жилые помещения, которые находятся в частной собственности (или общедолевой собственности) и в которых продолжают проживать другие наймодатели или собственники. Вопрос пригодности и сохранности указанных жилых помещений в связи с тем, что обязанность по ремонту и по поддержанию в пригодном для проживания состоянии лежит на собственниках, остаётся открытым и в настоящее время решается органом опеки и попечительства совместно с собственниками этих жилых помещений.

Закреплённое жилое помещение приходит в негодность по различным причинам: старение, вследствие отсутствия надлежащего ухода за жилыми помещениями другими наймодателями, проживающими в них, недостаточного контроля и взаимодействия органов опеки и органов местного самоуправления.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, зачастую после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, остаются один на один с жилищной проблемой, возвращаются в жилые помещения, которые пришли по каким-либо причинам в негодность. Одной из основных проблем в обеспечении сохранности закрепленного жилья, требующей разрешения на региональном уровне, является отсутствие в бюджетах большинства муниципальных образований ассигнований на указанные цели.

Положение также осложняется и несвоевременным определением органами местного самоуправления степени пригодности закрепленного жилья для проживания, что свидетельствует об отсутствии постоянного контроля за его состоянием. Как следствие – формально за детьми жилье закреплено, тогда как, по сути, оно непригодно для проживания. Особенно это характерно для жилых помещений, находящихся в сельских поселениях.

Необходимые проверки состояния закрепленного жилья проводятся бессистемно, зачастую по поступившим запросам. Такой подход, при отсутствии принимаемых мер, нередко приводит к полной утрате жилья этой категорией детей.

Правовые механизмы, направленные на защиту сохранности и содержания жилых помещений, закрепленных за детьми - сиротами, предусмотренные статьей 38 Гражданского кодекса РФ и главой 4 Федерального закона « Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г № 48-ФЗ в виде передачи жилых помещений, закрепленных за детьми - сиротами, в которых никто не проживает, в доверительное управление или в наем до момента возвращения ребенка, используются органами опеки и попечительства недостаточно. Одной из причин является отсутствие лиц, желающих заключить указанные договоры. Как правило, в закрепленном за ребенком сиротой жилом помещении проживают родители, лишенные родительских прав, которые не вносят плату за жилое помещение, не поддерживают жилье в надлежащем состоянии, ведут аморальный образ жизни. Механизмы, предусмотренные действующим законодательством (часть 2 статьи 91 Жилищного кодекса РФ), в части выселения родителей, лишенных родительских прав, в судебном порядке при невозможности совместного проживания с несовершеннолетними практически не используется органами местного самоуправления.

Выявленные нарушения жилищных прав несовершеннолетних являются, в значительной степени, следствием недостаточной численности специалистов по охране прав детей, а в ряде случаев объясняются недостатком опыта работы, слабым знанием действующего законодательства, отсутствием системы их подготовки.

Очевидна как необходимость сохранения закреплённых жилых помещений в состоянии пригодном для проживания, так и необходимость приведения в надлежащее состояние жилых помещений в настоящее время не пригодных для проживания.

Устранение этой проблемы, в основном, возможно путем осуществления законодательно установленных полномочий и контрольных функций органа опеки и попечительства во взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами и учреждениями за исполнением соответствующими лицами законодательно возложенных на них обязанностей.

В Алтайском Крае проводится ряд программ и проектов по защите детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьями 57 и ст. 71 Жилищного кодекса РФ, ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации и законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», законом Алтайского края от 12.12.2006 года № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», Положением, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 15.01.2008 № 8 "Об утверждении Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края".

Губернатор Алтайского края утвердил программу социальной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов Она разработана в соответствии с инициативами, прозвучавшими в Послании Президента России Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года. Губернатор Алтайского края Александр Карлин утвердил краевую программу «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011 - 2013 годы. В настоящее время в регионе работает 37 детских домов и 32 специальных (коррекционных) школы-интерната. В них воспитывается порядка двух тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно из этих интернатных учреждений выпускается до 300 детей данной категории. Основной целью программы является обеспечение успешной социальной адаптации этой категории детей, выпускающихся из интернатных учреждений.

Ставится задачей подготовить воспитанников детдомов и школ- интернатов из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения. Для этого в учреждениях для всех детей планируется создать условия, приближенные к семейным. Предусмотрено совершенствование воспитательной работы, внедрение программы практической подготовки ребятишек к самостоятельной жизни. Также должно быть обеспечено сопровождение воспитанников, выпускников в предвыпускном и выпускном периоде. В рамках программы будет организовано социально-педагогическое сопровождение выпускников детдомов и специальных (коррекционных) школ-интернатов (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение сопровождения выпускников, формирование их активной жизненной позиции, навыков самостоятельного решения вопросов в постинтернатный период. Предусмотрено патронатное сопровождение выпускников интернатных учреждений до 23 лет. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, будут предоставляться меры социальной поддержки. Так, на постинтернатный патронат в 2011-2013 гг. предусмотрено 22,8 млн. рублей из краевого бюджета. В крае будет создана единая региональная система мониторинга возможных проблем выпускников в постинтернатный период. Будут сформированы базы данных по учету выпускников детдомов и школ- интернатов. В детдомах и школах-интернатах планируется организовать службы социальной (постинтернатной) адаптации выпускников. При управлении края по образованию и делам молодежи будет действовать краевой общественный Совет по социализации выпускников детских домов и опекунских семей. Это позволит привлечь общественность к решению проблем социализации.

Еще одна задача - усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детдомов и школ-интернатов, которые будут способствовать дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству. В целях повышения эффективности системы профобразования выпускников интернатов будет идти развитие материально-технической базы учреждений профобразования. Планируется создать систему раннего выявления и сопровождения одаренных выпускников интернатных учреждений.

Продолжится профориентационная работа, содействие выпускникам в поиске подходящей работы, заключение ученических договоров работодателей с выпускниками, получающими профобразование. В учреждениях профобразования будут действовать службы психолого- педагогического сопровождения. Предусмотрено создание малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов учебного типа, способствующих формированию трудовой мотивации выпускников и снижению риска безработицы. В рамках программы будет идти совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детдомов, школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выпускникам будет предоставляться временное жилье: социальные гостиницы при интернатных учреждениях. Защита имущественных прав сирот и оставшихся без попечения родителей включает, в том числе, своевременную постановку воспитанников на предварительный регистрационный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

Каждая из задач программы носит комплексный характер и отвечает приоритетным направлениям развития образовательной системы Алтайского края, подчеркивают в региональном управлении по образованию и делам молодежи.

В современных условиях развитие системы социальной адаптации выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в крае рассматривается как один из факторов, способствующих более качественной подготовке таких подростков к самостоятельной жизни после выпуска из интернатов.

Программа имеет большое социальное значение. Ее реализация позволит решить проблемы постинтернатной адаптации и обеспечит более успешную социализацию выпускников детских интернатных учреждений.

«Программа обеспечения жилым помещением детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей» на 2013 – 2015 годы. Разработка проекта долгосрочной целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013 – 2015 годы» завершена в Управлении края по ЖКХ. Целью программы является государственная поддержка решения жилищной проблемы детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Как признают краевые власти, ситуация в этой сфере серьезная. Так, по официальным данным, на 1 сентября 2012 года включены в реестр 948 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного жилищного фонда Алтайского края. Однако в период с 2007 по 2012 год были обеспечены жилыми помещениями по договору социального найма лишь 76 лиц из числа указанной категории.

Кроме того, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, ежегодно в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет включаться ориентировочно 600 граждан этой категории, которые не имеют закрепленного жилья (без учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые будут выявляться с 1 января 2013 года).

Таким образом, отмечают в Управлении ЖКХ, необходимость принятия Программы обусловлена тем, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны реализовываться непрерывно. Опубликованы и некоторые предварительные финансовые параметры и планируемые показатели осуществления Программы в течение трех лет. На ее осуществление предполагается выделить беспрецедентные средства в объеме более 831 млн. рублей (346,6 млн. руб. – из краевого бюджета и 484,7 млн. руб. – из федерального на условиях софинансирования). Запланировано, что в течение трех лет 895 детей, подпадающих под действие Программы, получат жилье общей площадью 29,5 тыс. кв. метров.

2 ноября Губернатор края Александр Карлин подписал постановление № 597, утверждающее долгосрочную целевую программу «Дети Алтая».

Содержание программы выстроено в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей и представлено пятью новыми подпрограммами:

  • «Профилактика жестокого обращения с детьми, социальная реабилитация детей, пострадавших от насилия и преступных посягательств, и их семей в Алтайском крае «Детство – без жестокости и насилия» на 2012–2014 годы;

  • «Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в Алтайском крае «Все в твоих руках!» на 2012–2014 годы;

  • «Социальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, в Алтайском крае «Мир, открытый для всех» на 2012–2014 годы; «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае «Счастливое детство – в семье!» на 2012–2015 годы; «Совершенствование системы мер социальной поддержки несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации «Ради будущего» на 2011–2013 годы.

Три из пяти подпрограмм получили софинасирование Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Общий объем привлеченных в Алтайский край денежных средств в 2012 году составит 27,5 млн. руб.

Работа в рамках программы «Дети Алтая» организована по приоритетным направлениям Национальной стратегии. Программа направлена на решение следующих задач в области региональной социальной политики:

  • совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; достижение системных изменений в области профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей;

  • совершенствование системы работы по социальной поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов;

  • развитие системы по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних; формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям.

Программа реализуется в партнерстве структур власти и институтов гражданского общества – это путь претворения в жизнь политики гуманизации общества, повышения качества жизни и залог успешного социально-экономического развития Алтайского края.

В основном все программы направленные на поддержку данной категории детей, разрабатываются для решения жилищного вопроса, так как это первая проблема, с которой сталкиваются выпускники учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

В данном вопросе есть масса проблем и вопиющая несправедливость. Дети имеющие закрепленную жилищную площадь не всегда могут после окончания учреждений переехать в законную собственность так как сталкиваются с рядом проблем.

Зачастую происходит возврат в асоциальную обстановку, к лицам лишенных родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным. А также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям. Кроме того, пользуясь тем, что выпускники детских государственных учреждений в первые годы выпуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая выпускником заработная плата не дает возможности оплачивать полностью расходы по содержанию жилого помещения. Криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана, злоупотребления

доверием сирот добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. Все это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией и совершением правонарушений.

Приведу в подтверждение примеры правонарушений в отношении детей – сирот как в Алтайском крае, так и в Российской Федерации. Так, органы опеки и попечительства города Рубцовска в 2010 г. не проводили проверки жилья, закреплённого за 14 несовершеннолетними.

Подобные нарушения выявлены и в Бисйком районе. При этом составляются формальные акты на основании информаций, предоставленных администрациями сельских советов. В Топчихинском районе к личным делам подопечных приобщаются акты обследования жилья, составленные социальными педагогами образовательных учреждений, работниками сельских советов.

На контроле в органе опеки Октябрьского района г. Барнаула находятся 83 жилых помещения, закреплённых за 106 детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Прокуратура выяснила, что в актах проверок сохранности указанного жилья отсутствуют полные данные о правовом статусе закреплённого жилья, праве ребёнка на это помещение, информация об его использовании.

Органы опеки и попечительства Заринского, Завьяловского, Новичихинского, Топчихинского районов не собирают сведения о наличии задолженности по оплате за закреплённое жильё и коммунальные услуги.

Аналогичные нарушения в сфере защиты имущественных интересов детей- сирот имеют место в работе органов опеки и попечительства Тальменского Немецкого, Кулундинского, Родинского, Советского, Табунского, Третьяковского, Змеиногорского районов, Железнодорожного района г. Барнаула.

По результатам проверки прокуратурой внесено 94 представления в органы местного самоуправления, опеки и попечительства об устранении нарушений требований законодательства при постановке на учет детей- сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществлении надлежащего контроля за сохранностью имеющегося жилья; опротестован 31 незаконный правовой акт органов местного самоуправления о закреплении ненадлежащего жилья за детьми-сиротами; объявлено 6 предостережений о недопустимости нарушений указанного законодательства; направлено в суд 37 исковых заявлений в защиту жилищных прав детей-сирот в части понуждения уполномоченных органов поставить их на учет для получения жилья и непосредственного предоставления жилых помещений.

Прошлой весной в Нижнем Новгороде приставы решили, что дети -восьмилетний Сергей и шестилетний Андрей Деулины – должны расплачиваться с кредиторами своей погибшей матери. От нее братьям досталась квартира и все ее долги – 176 тысяч рублей после неудачной сделки с недвижимостью.

За эти долги приставы отобрали у сирот все игрушки, одежду (включая тапки и носки) и даже ночные горшки. А затем арестовали еще и банковский счет, на который начислялись опекунская пенсия и пособия по потери кормильца. Никого из исполнителей не смутило, что по закону взыскание не может быть обращено на вещи индивидуального пользования, а также что в этом возрасте дети еще не успели заработать ни копейки, чтобы вернуть долг матери.

3. Благотворительный Фонд защиты жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае.

В целях оптимизации взаимодействия различных структур в обязанности, которых входит содержание и контроль за состоянием жилья детей – сирот необходимо создать узкоспециализированную организацию, обязанностью которой будет разработка комплекс мер по обеспечению сохранности жилья, закрепленного за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа.

Целями Фонда являются: улучшение жилищных условий

несовершеннолетних детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, сохранение жилых помещений, закрепленных за ними, в состоянии, пригодном для проживания.

Задачи Фонда:

-создание базы данных несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленные жилые помещения муниципального жилищного фонда и частного фонда;

-обеспечение условий для сохранности закрепленных жилых помещений муниципального жилищного фонда и оказание содействия по обеспечению условий для сохранности закрепленных жилых помещений из частного фонда;

-организация и осуществление контроля за использованием закрепленных жилых помещений;

-реализация мер по проведению ремонта жилых помещений,

закрепленных за несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, находящихся в муниципальной собственности;

-обеспечение сохранности пригодных для проживания жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

- поддержание в состоянии пригодном для проживания жилых помещений, закреплённых за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не соответствующих таким требованиям.

В ходе реализации программы Фонда выделено три этапа.

На I этапе будут осуществлены следующие основные мероприятия:

- осуществлена проверка деятельности опекунов и попечителей,

организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части исполнения обязанности заботиться о переданном им имуществе подопечных, как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов – сюда можно отнести как фактическое поддержание жилых помещений в надлежащем состоянии (ремонт), так и действия, направленные на его поддержание (уведомление от лица - нанимателя собственника жилого помещения о необходимости проведения капитального ремонта);

- обследование закрепленных за несовершеннолетними детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений - с целью определения пригодно жилое помещение для проживания или нет;

- определение объема, порядка выполнения и стоимости работ, необходимых для приведения жилого помещения в надлежащее состояние в отношении жилых помещений не пригодных для проживания;

- определение источника финансирования работ (исходя из формы собственности жилого помещения, установленных ЖК РФ прав и обязанностей наймодателей и нанимателей жилых помещений, обязанностей опекунов и попечителей несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.};

- уведомление собственников жилых помещений о результатах обследования соответствующих жилых помещений - независимо от результатов обследования жилого помещения;

- уведомление опекунов и попечителей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о состоянии жилых помещений - в случае признания жилого помещения непригодным для проживания о необходимости осуществления соответствующих действий;

- уведомление нанимателя жилого помещения о непригодности жилого помещения для проживания, необходимости проведения капитального либо текущего ремонта (соответственно он обязан уведомить наймодателя о необходимости проведения капитального ремонта, либо произвести за свой счет текущий ремонт).

На II этапе:

- выделение из соответствующих бюджетов денежных средств на проведение работ, необходимых для проведения ремонта в жилых помещениях не пригодных для проживания;

- осуществление контроля за действиями опекунов и попечителей,организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по приведению в надлежащее состояние жилых помещений, не пригодных для проживания;

- осуществление контроля за действиями собственников и нанимателей жилых помещений, уведомленных ранее о необходимости проведения

капитального либо текущего ремонта;

- проведение работ по приведению жилых помещений в состояние,пригодное для проживания.

На III этапе:

- осуществление контроля за проведением работ по приведению в надлежащее состояние жилых помещений не пригодных для проживания наймодателями, нанимателями жилых помещений;

- осуществление контроля за действиями опекунов и попечителей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по приведению в надлежащее состояние жилых помещений, не пригодных для проживания;

- выявление собственников, нанимателей жилых помещений, опекунов и попечителей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые не предприняли соответствующих действий, применение к ним законодательно установленных мер.

При разработке Фонда учитывается, что его реализация будет осуществляться в условиях дефицита бюджета Алтайского Края. В связи с этим объем бюджетных средств предусмотрен в границах необходимого минимума и будет расходоваться только в отношении жилых помещений, закрепленных за детьми сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей, на дату

принятия настоящей программы Фонда.

Целевая группа: дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в детских домах, приютах и других социальных учреждениях, а так же в семьях своих опекунов с низким уровнем жизни, малообеспеченные семьи с несовершеннолетними детьми, молодые одинокие мамы.

Ощущение сиротства сопровождает человека на протяжении всей жизни, как бы она не сложилась. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась жизнь, зависит частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы сироты заслужено или незаслуженно видят как результат одиночества, воспитания в детском доме или предвзятого отношения окружающих. Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставлять себя им. Получая образование, специальность, создавая семью, рожая детей и воспитывая внуков, они продолжают называть себя сиротами, подтверждая теорию о том, что принадлежность к группе – это судьба. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне

субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Когда ребенок лишается хорошего окружения или когда такого окружения вообще не существовало – это означает изменение всего эмоционального развития человека. Подавляется или вообще утрачивается способность любить, появляется ненависть.

Цель нашего Фонда показать не словом, а делом что дети не одиноки после выхода из интерната наш фонд – это такое место, куда можно прийти за помощью, когда некуда больше пойти.

Для достижения поставленных целей специалисты Фонда осуществляют профессиональную деятельность по обеспечению условий для сохранности закрепленных жилых помещений, ищут возможные пути объединения усилий с различными государственными и негосударственными организациями и разрабатывают программы и способы решения жилищной проблемы сиротства в Алтайском Крае.

Миссия Фонда - забота о подрастающем поколении, защита социальных и правовых интересов семьи, детей и подростков.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003.

2.Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М., 2000.

3.Алексеева Л.С. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие. - М, 2001.

4.Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 1999.

5.Брускова Е. Если вместе…: Детские деревни -SOS (история и современность, благотворительность) //Смена.-2000.- №2.-С.54-62.

6.Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. - М.: Проспект, 2002. - 240 с.

7.Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192с.

8.Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. -С.69-72.

9.Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

10.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - Академия, 2003. - 224 с.

11.Иванова Н.П. и др. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум). - М., 1999.

12.Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Адаптация детей в замещающей семье: Пособие. - М., 2002.

13.Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-192 с.

14.Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Санкт- Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003. - 761 с.

15.Ключников С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.

16.Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети / Социальная педагогика 1/05.

17.Конвенция ООН о правах ребенка // Права ребенка. Основные международные документы. -М., 1992.

18.Королев Ю.А. Семейное право России: Учебное пособие. - М.: Юридическая литература, 1999.

19.Костюнина М. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами // Воспитание школьников.- 2003. - №6. -с. 44-46.

20. Красницкая Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика //ОБЖ.- 2002.- №11. - с. 57-58.

Лекции по технологии социальной работы: в 3 ч. / Под ред. Е.И. 20.Холостовой. - М.: СТИ, 1998.

21.Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и

общественного призрения в России. СПб, 1994.

22.www.pedsovet.ru.

23.www.altairegion22.ru.

24.www.aksp.ru.

www.det-dom.narod.ru

Просмотров работы: 4291