Наши исследования были направлены на выявление изменения уровня утомления в течение учебной недели учащихся, у которых наблюдался высокий уровень тревожности и анализ факторов, которые вызывают его. В эксперименте участвовали 135 учащихся 6-10 классов флегматического и сангвинического темперамента. В первой серии эксперимента были исследованы ученики флегматического темперамента средних и старших классов, так как они оказались более тревожными, чем сангвиники. По полученным данным (таб. 1) уровень утомляемости у этих учащихся повышается от начала к концу недели. В конце недели уровень утомления у старшеклассников ниже, чем у учеников средних классов.
Таб. 1
Показатели уровня утомления учащихся флегматического темперамента в течение недели
Дни недели |
6-8 классы |
9-10 классы |
Понедельник |
24,0+1,76 |
24,3+1,31 |
Вторник |
24,5+2,01 |
24,2+1,82 |
Среда |
22,0+1,63 |
24,7+1,25 |
Четверг |
25,5+0,98 |
25,0+1,96 |
Пятница |
25,8+1,84 |
25,2+2,04 |
Суббота |
26,0+2,03 |
25,5+1,37 |
Самый высокий показатель утомляемости в средних классах наблюдается в среду. Такое резкое повышение утомляемости было связано с состоянием высокой тревожности учащихся из-за проведенных контрольных работ. Это также вызвало понижение показателей самочувствия, активности, настроения. В старших классах самый высокий уровень утомления наблюдается в пятницу, в субботу он повышается на 0,5+0,1. Для того чтобы убедиться в том, что объем кратковременной памяти равен 7±2, а память является динамическим процессом, нами было проведено исследование этого показателя среди учащихся 6-8 и 9-10 классов флегматического и сангвинического темперамента в динамике учебной недели.
Таб. 2
Средние показатели объема кратковременной памяти учащuxся 6-10 классов в динамике учебной недели (М±т)
Дни недели |
Сангвиники |
Флегматики |
||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
|
Понедельник |
7,8±1,07 |
8,2±1,02 |
8,5±0,73 |
8,5±1,09 |
Вторник |
8,9±1,02 |
9,2±1,36 |
9,1+1,35 |
9,5+1,12 |
Среда |
8,5±0,84 |
8,7±0,35 |
8,7±1,33 |
10,6±1,28 |
Четверг |
9,0±0,73 |
9,0±0,64 |
9,2±1.02 |
10,3±0,75 |
Пятница |
9,1±1,03 |
9,2±1,33 |
9,01±1,04 |
9,6±1,06 |
Суббота |
8,2±0,98 |
8,8±0,55 |
8,7±0,86 |
9,0+1,05 |
Дни недели |
Сангвиники |
Флегматики |
||
юноши |
девушки |
юноши |
девушки |
|
Понедельник |
4,8±1,31 |
6,2±0,61 |
5,2±0,93 |
7,1±1,02 |
Вторник |
5,9±0,92 |
7,8±1,21 |
6,3±1,51 |
8,3±1,20 |
Среда |
6,8±0,02 |
7,9±1,31 |
6,8±0,82 |
8,5±1,35 |
Четверг |
7,3±0,35 |
8,1±0,53 |
7,8±0,73 |
8,6±0,88 |
Пятница |
7±1,42 |
8,6±0,28 |
8,2±1,44 |
8,4±0,94 |
Суббота |
6,3±0,82 |
7±1,17 |
7,3±1,28 |
8,1±1,03 |
Из полученных данных можно увидеть, что у школьников средних классов кратковременная зрительная память более развита по сравнению со школьниками старших классов. Это можно объяснить тем, что у учащихся средних классов память приобретает механическую форму, с преобладанием, чаще всего, дословного запоминания, что объясняется недостаточным развитием у них второй (речевой) сигнальной системы, а также низким уровнем знаний и малым жизненным опытом.
Также можно обнаружить гендерные различия показателей объема кратковременной памяти. Способность запоминания лучше развита у учащихся женского пола вследствие их более быстрого развития (в средних классах) и лучшей тренированности (в старших классах).
Исходя из данных, можно проследить связь памяти с типологическими особенностями темперамента. Механическая память более развита у лиц флегматического типа темперамента, - они за достаточно короткое время запоминают большое количество чисел по сравнению с сангвиниками. Быстрота запоминания материала больше у лиц сангвинического типа темперамента.
В ходе этого эксперимента мы также убедились, что действительно объем кратковременной памяти – динамичный показатель, т.е. изменяется в зависимости от других факторов (темперамента личности, САН).
Также исследовали опосредованное образное запоминание, так как известно, что у школьников старших классов смысловое запоминание возрастает.
Таб. 3
Средние показатели опосредованного запоминания учащихся средних и старших классов в динамике учебной недели
Дни недели |
Сангвиники |
Флегматики |
||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
|
Понедельник |
10,4±0,94 |
13,2±1,51 |
9,5±0,83 |
12,3±1,04 |
Вторник |
13,7±0,86 |
16,3±0,73 |
14,4±0,97 |
14,8±1,17 |
Среда |
13,2±0,98 |
14,0± 1,27 |
11,0±1 ,01 |
13,2±1,26 |
Четверг |
14,2±1,31 |
15,2±0,56 |
13,7±1,05 |
15,1±0,98 |
Пятница |
14,9±1,04 |
15,1±0,63 |
14,3±1,24 |
14,6± 1,28 |
Суббота |
13,6±0,73 |
12,1± 1,24 |
13,4±1,06 |
14.5±0,73 |
Дни недели |
Сангвиники |
Флегматики |
||
юноши |
девушки |
юноши |
девушки |
|
Понедельник |
14,3±1,65 |
15,0±0,92 |
14,5±1,43 |
14,7±1,75 |
Вторник |
16,5±1,24 |
17,3± 1,04 |
15,5±0,87 |
15,6±1,25 |
Среда |
16,7±1,73 |
17,2±1,31 |
15,7±1,17 |
17,3±0,83 |
Четверг |
17,5±0,86 |
18,2±1,45 |
17,9±1,02 |
17,0±1,35 |
Пятница |
17,2±0,54 |
18,0±1,06 |
16,2± 1,75 |
16,0±1,12 |
Суббота |
16,4±0,91 |
17,8±1,35 |
15,3±1,22 |
15,2±0,44 |
По данным таб.3 видно, что действительно у учащихся старших классов показатели опосредованного запоминания выше, и старшеклассники–сангвиники справились с заданием лучше. Объяснением этому может служить то, что сангвиники действуют быстрее, чем флегматики, которым труднее быстро связать данное слово с чем-то из жизни (ассоциировать).
Следовательно, судя по совокупности показателей, утомление раньше развивается у мальчиков средних классов флегматического темперамента, по сравнению с другими экспериментальными группами.