СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ

Соболева Н.А. 1
1филиал ЮФУ в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….....

2

1 БЕЗРАБОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ……………

5

1.1 Социально-правовой статус безработного в Российской Федерации ……………………………………………………………….

5

1.2 Организационно-правовые формы социальной защиты безработных ……………………………………………………………..

10

2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ …………………………………………….…

21

2.1 Международные стандарты социальной защиты безработных ….

21

2.2 Нормативное регулирование социальной защиты безработных в России …………………………………………………………………...

25

2.3 Служба занятости как инструмент социальной защиты безработных граждан………………………………………………….

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….

40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………

43

ВВЕДЕНИЕ

В конце XX века с распадом СССР Россия претерпела глобальные перемены как в политической, так и социально-экономической сферах жизни общества. В новых рыночных условиях экономики правительство современной России больше не могло придерживаться принципа всеобщей занятости населения и оказалось вынуждено бороться с безработицей.

Именно в этот период времени встал вопрос о разработке соответствующих законов, которые регулировали бы процессы занятости и трудоустройства населения, а также гарантировали бы защиту безработных граждан. Такие законы были созданы и вступили в силу, однако встает вопрос о практической значимости этих законов и соответствии их действительности. Сегодня число безработных продолжает расти и это делает проблему социальной защиты безработных граждан наиболее актуальной для нашего времени. Совершенно очевидно, что для решения этой проблемы необходимо в первую очередь пересмотреть нормативно-правовую базу в сфере занятости населения, а также рассмотреть проблему приближения российского законодательства к нормам международного права.

Безработица оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека и, соответственно, на общество в целом. Тяжесть экономической и социальной ситуации, в которой находятся безработные, очевидна. Потеря работы лишает человека привычного образа жизни, приводит к утрате источника внутренней удовлетворенности, нарушению ритма жизни, разрыву повседневных связей. Неспособность быстро адаптироваться к изменениям ситуации на рынке труда, неподготовленность к такого рода изменениям – сильные стрессовые факторы. Людям, потерявшим работу, свойственны повышенная тревожность, конфликтность, неуверенность в себе, замкнутость, неадекватная самооценка.

Безработица, как фактор риска, связана с возникновением психических нарушений, а также ведет к тяжелым асоциальным последствиям: существенному росту наркомании, депрессий, самоубийств. Ввиду этого повышается роль социальной работы в предоставлении помощи людям, оказавшимся в ситуации безработицы.

Объект изучения – безработные граждане Российской Федерации.

Предмет – законодательные механизмы социальной защиты безработных в России.

Целью данной работы является определение основных форм и законодательных стандартов социальной защиты безработных в России.

Задачи:

  1. Изучить категорию безработных граждан как объект социальной защиты;

  2. Рассмотреть законодательное обеспечение социальной защиты безработных в России.

Практическая значимость данной работы заключается в систематизации социально-правовых знаний о формах защиты безработных, которые могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе.

Стоит отметить, что проблему социально-правовой защиты безработных рассматривали такие видные деятели науки как Е.П. Агапов, который изучал данную проблему в контексте социально-правовой защиты населения1; Т.С. Пантелеева и Г.А. Червякова, исследовавшие экономическую значимость и последствия безработицы2; А.Я. Рыженков, рассматривавший данную проблему в рамках трудового права3; Г.Б. Челнокова, изучавшая проблему бедности населения как следствие безработицы,4 и некоторые другие.

В ходе выполнения данной работы были изучены следующие основные документы:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)5;

  • Пакт ООН «Об основных социальных, экономических и культурных правах»6;

  • Конституция Российской Федерации7;

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ8;

  • Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»9 и другие.

Основной метод изучения – качественный анализ нормативно-правовых актов и иных источников, касающихся данной проблематики.

Структура данной работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав и пяти параграфов, заключение и список используемых источников.

1 БЕЗРАБОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

1.1 Социально-правовой статус безработного в Российской Федерации

Безработные – это особая категория граждан, имеющая свой социально-правовой статус, который включает в себя права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

Примечательно, что понятие безработицы, в отличие от понятия занятости населения, в действующем российском законодательстве отсутствует. Однако ФЗ «О занятости населения РФ» (далее – Закон о занятости) содержит нормы, предъявляемые к безработным. В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней10.

Порядок регистрации безработных граждан определяется постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»11.

При этом регистрация данной категории граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующем порядке12:

– первичная регистрация безработных граждан;

– регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

– регистрация граждан в качестве безработных;

– перерегистрация безработных граждан.

Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливается Минздравсоцразвития России.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами по вопросам занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу, не имеющих профессии, – паспорта и документа об образовании13.

Признание инвалида безработным принимается органами по вопросам занятости в соответствии с Законом о защите инвалидов.

Тем не менее, не все категории граждан могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных. А именно, лица:

  1. не достигшие 16-летнего возраста, т.е. нетрудоспособные граждане;

  2. получающие в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет;

  3. отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии, – в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

  4. не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органах по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;

  5. получившие или отбывающие срок в местах заключения (осужденные);

  6. предоставившие документы, содержащие недостоверные (ложные) данные14.

Приобретение и сохранение статуса безработных связано с понятиями «подходящая работа» и «неподходящая работа», поэтому вполне уместно ввести определение этих понятий с точки зрения действующего законодательства.

В соответствии со ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе и временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его уровня профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места15.

Неподходящей работа считается в следующих случаях:

  1. если она связана с переменой места жительства без согласия граждан;

  2. условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

  3. предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Как видно, незанятость трудоспособных граждан в общественном производстве во многом не зависит от желания граждан, она связана с невозможностью в данный момент устроиться на подходящую работу. Однако, статус безработного, как говорилось выше, предполагает ряд правомочий, которые в свою очередь гарантируют права граждан на трудоустройство, это16:

  1. право на содействие в поиске подходящей работы (ст. 4);

  2. право на выбор места работы (ст. 8), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10);

  3. право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23);

  4. право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст. 24);

  5. право на получение содействия в организации собственного дела (самозанятость населения);

  6. право на социальную поддержку (ст. 28).

Там где есть права, есть и обязанности. Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Принцип добросовестности заключается в том, что гражданин, обратившийся в государственную службу занятости, должен сообщить о себе и своей семье определенные сведения. Это должна быть полная и достоверная информация, поскольку на основании полученных сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если выяснится, что безработный получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Те же последствия может повлечь за собой и непредоставление безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве.

Принцип дисциплинированности заложен в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно (не реже двух раз в месяц) проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; выполнять предложенную подходящую работу или успешно проходить курс обучения по направлению органов службы занятости.

Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой принятие мер ответственности, предусмотренных Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице) и уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст. 159 УК РФ за мошенничество), а также специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу последних относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев; снижение размера пособия по безработице на 25% на срок до одного месяца; лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице (применяется в качестве самой суровой меры наказания)17.

Социально-правовой статус безработного дает возможность гражданам, которые действительно заинтересованы в поиске подходящей работы, реализовать предоставленные им права, а самое главное трудоустроиться. Однако, чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Безработица имеет также ряд асоциальных последствий: усиление социального неравенства, снижение социального статуса. Длительная безработица вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечнососудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности. Поэтому государство заинтересовано в регулировании процессов трудоустройства и защите прав граждан, получивших социально-правовой статус безработного.

Таким образом, социально-правовой статус безработного определяется несколькими моментами: во-первых, конституционным правом каждого гражданина на труд и защиту от безработицы; во-вторых, его социально-правовым положением как безработного. Признание гражданина в качестве безработного, а также порядок регистрации его в данном статусе, права и обязанности, возложенные на него, регламентируются Законом «О занятости населения в РФ».

1.2 Организационно-правовые формы социальной защиты безработных

Одной из основных функций государства является социальная защита наиболее уязвимых категорий населения. Согласно п. 3 ст. 37 Конституции РФ «каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы»18. Существуют следующие организационно-правовые формы социальной защиты безработных: обеспечение, страхование, обслуживание.

Так в соответствии со ст. 28 Закона о занятости государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных19:

  1. выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

  2. выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

  3. возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

  4. сохранение трудового стажа в течение всего времени, которое установлено законом гражданину для получения пособия по безработице, стипендии, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также в период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей.

Основной формой материальной поддержки безработного в период поиска подходящей работы является пособие по безработице – это гарантированные государством периодические выплаты за счет средств федерального бюджета. В российском Законе о занятости заложена достаточно простая схема выплаты пособия по безработице и установлен следующий порядок определения размеров пособия по безработице20:

  1. пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если такие граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем;

  2. размер пособия устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице гражданам: впервые ищущим работу; стремящимся возобновить после длительного перерыва трудовую деятельность; уволенным за нарушение трудовой дисциплины; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные деяния.

Такой порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержден постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 6221.

При этом степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным22.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ (например, постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год» установлена величина пособия по безработице в размере от 850 до 4900 руб.)23.

Закон о занятости содержит нормы дифференцированного подхода к отдельным категориям безработных. Например, граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, к пособию по безработице получают дополнительное пособие в соответствии с законодательством РФ о социальной защите24.

Закон о занятости содержит условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию25:

  1. гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 для мужчин и 20 для женщин, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренный ст. 27 и 28 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»26, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

  2. по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в ст. 34 Закона о занятости, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом п. 21 – 25 ст. 14 указанного Федерального закона не применяется.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях27:

  1. признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона о занятости;

  2. прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

  3. длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

  4. переезда безработного в другую местность;

  5. попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

  6. осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

  7. назначения пенсии (по любым основаниям: по старости, за выслугу лет и т.д.);

  8. отказа от посредничества органов службы занятости;

  9. смерти безработного.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях, предусмотренных Законом о занятости. Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва безработного на военные сборы, привлечения к иным государственным обязанностям.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях28:

  1. неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

  2. отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для направления на работу или учебу.

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением срока установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.

Еще одной формой защиты безработных является страхование по безработице, основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы в период занятости. Оно гарантирует работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя неплатежеспособным.

Тем не менее, материальные предоставления в денежной форме реализуются преимущественно в рамках пассивных форм социальной защиты и направлены на компенсацию материальной необеспеченности безработного, возникающей вследствие отсутствия у него возможности получения подходящей работы. В рамках активных форм указанной защиты создаются условия для получения безработным подходящей работы и перехода в категорию занятых граждан.

К последней форме поддержки безработных граждан относится предоставление возможности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости, если гражданин не имеет профессии, не может подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации или в связи с отсутствием работы, отвечающей его профессиональным навыкам.

Указанные мероприятия осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Вместе с тем отдельным категориям безработных предоставляется право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. К ним относятся безработные инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы; жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники общеобразовательных учреждений; граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие специальности. Согласно ФЗ от 11.07.2011 № 205-ФЗ «О внесении изменения в ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в РФ» право в приоритетном порядке пройти выше указанные мероприятия теперь также имеют безработные граждане, воспитывающие детей-инвалидов. Причина таких изменений заключается в том, что основным фактором, сдерживающим возможность граждан, воспитывающих детей-инвалидов, совмещать работу и воспитание детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, является несоответствие их уровня профессиональной подготовки структуре рабочих мест29.

Профессиональная подготовка осуществляется под контролем органов по вопросам занятости. Например, органы образования по запросу органов службы занятости предоставляют им информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.

Одной из гарантий государства в сфере занятости граждан является организация общественных работ, организуемых с целью обеспечения временной занятости населения.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Целесообразно выделить следующие особенности организации и проведения общественных работ30:

  1. к общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующих специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки;

  2. право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Участие граждан в данном виде работ допускается только с их согласия. При этом учитываются индивидуальные особенности граждан (состояние здоровья, возраст и т.д.);

  3. с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, который может быть расторгнут гражданами досрочно при устройстве на постоянную или временную работу;

  4. оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством РФ;

  5. на граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании; в частности, в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получения пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости);

  6. финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы;

  7. в период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.

Положение об организации общественных работ утверждено постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 «Положение об организации общественных работ»31. Контроль за организацией общественных работ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием органов службы занятости.

Активной формой социальной защиты безработных также является разработка государственных программ содействия занятости, в рамках которых осуществляются такие мероприятия, как расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости, создание новых рабочих мест, субсидирование занятости, льготное налогообложение и кредитование, льготы по обеспечению материальными ресурсами, поддержка среднего и малого предпринимательства и надомного труда. Создание условий для самозанятости населения становится в условиях современной России все более актуальным. Разработанная программа самозанятости работает с 2009 года и продолжает показывать свою эффективность. По данным на сентябрь за 8 месяцев 2010 года открыли собственное дело на госсубсидию в 58800 руб. 121,5 тыс. безработных. Важно, что с начинающих предпринимателей со средств субсидии не взимаются налоги.

По данным статистики, около 60 % бывших безработных, открывших свое дело (малый бизнес), проживают в сельской местности, их бизнес носит сельскохозяйственную направленность. Остальные 40 % являются жителями городов и поселков городского типа. Каждый десятый предприниматель проживает в моногороде32.

Особое место в борьбе с безработицей в РФ отводится разработке среднесрочных целевых программ: федеральных, региональных, отраслевых и нацеленных на наиболее уязвимых категорий граждан (инвалидов; женщин, имеющих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; молодежь).

К мерам содействия занятости наиболее уязвимых категорий безработных можно отнести субсидирование занятости, которое направлено на создание специальных рабочих мест, введение особого режима работы и условий труда для лиц с ограниченной трудоспособностью.

Существенной гарантией трудоустройства отдельных социальных групп населения является квотирование рабочих мест в организациях, т.е. определение органами местного самоуправления в процентном отношении к среднесписочной численности предприятия минимального количества рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в поиске работы.

По мере формирования в стране рыночных отношений стало возрастать значение профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости.

В настоящее время понятие «профессиональная ориентация» связано с деятельностью профконсультантов-психологов, помогающих клиентам выбрать подходящую профессию, пользующуюся спросом на рынке труда. Профориентация включает в себя информирование о профессиях и конъюнктуре рынка труда, профотбор, профессиональную диагностику, социальную адаптацию, прогнозирование профессиональной карьеры, обучение людей методам повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда и на конкретном рабочем месте. Профориентация помогает человеку объективно оценить свои профессиональные возможности, выстроить личную профессиональную карьеру на основе выявленных психоэмоциональных и интеллектуальных качеств, достоинств и недостатков33.

Итак, реализуя конституционное право граждан на защиту от безработицы, государство использует как пассивные, так и активные формы социально-правовой защиты безработных. При этом учитываются индивидуальные особенности безработных граждан (пол, возраст, состояние здоровья, уровень квалификации и т.д.), а также состояние современного рынка труда.

ВЫВОДЫ:

1) Безработными называют трудоспособных, не имеющих работы, но желающих ее приобрести, граждан. Безработные как объект социально-правовой деятельности имеют свой статус, установленный законодательством РФ, который определяет их положение в обществе и закрепляет за ними определенный набор прав и обязанностей.

2) Гражданам, получившим статус безработного, гарантирована защита со стороны государства, которая может проявляться в различных формах, таких как выплата пособия по безработице, страхование, переобучение и повышение квалификации, участие в общественных работах, содействие в поиске подходящей работы и профессиональное консультирование.

3) Государство оказывает поддержку не только самим безработным, но и членам их семей, что позволяет частично устранить асоциальные и тяжелые экономические последствия безработицы.

2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ

2.1 Международные стандарты социальной защиты безработных

Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и стандарты международного права. Так, в системе российского законодательства о занятости населения находятся международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицированные РФ.

Одним из таких актов является Всеобщая декларация прав человека, которая провозглашает право каждого человека на труд и защиту от безработицы34. Однако лаконичная Декларация ограничивается лишь констатацией наличия у человека данного права. Для того чтобы детально охарактеризовать право на защиту от безработицы нужно обратиться к части 2 ст. 6 Международного пакта ОНН «Об экономических, социальных и культурных правах»35, который предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Право на защиту от безработицы проявляется в двух направлениях – через создание системы профподготовки и через организацию занятости. Именно так трактует эти понятия ч. 2 ст. 6 данного Пакта, обязывая государства осуществлять право на труд с помощью комплекса мер, направленных на достижение определенных целей. С точки зрения планового типа экономики, эти меры включают программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека. Учитывая рыночную модель развития экономики, государства, участвующие в настоящем Пакте, стремятся создать условия для развития эффективной системы профессиональной ориентации и подготовки, способной поставлять на рынок труда квалифицированные кадры.

Большое значение в области социально-правовой защиты безработных имеют стандарты, разработанные Международной Организацией Труда (МОТ).

МОТ была создана в Париже 13-й статьей Версальского договора в 1919 году. В качестве автономной организации при Лиге Наций МОТ ставила своей целью улучшение условий труда, повышение жизненного уровня, обеспечение экономической и социальной стабильности во всем мире.

С 1919 года было принято более 159 конвенций и 169 рекомендаций. Среди них данной проблемы касаются следующие акты36:

  • Конвенция МОТ и Рекомендация 1934 года о безработице;

  • Рекомендация 1935 года о безработных среди молодежи;

  • Рекомендация 1944 года об обеспечении дохода;

  • Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения;

  • Конвенция 1961 года о дискриминации в области труда и занятости;

  • Конвенция и Рекомендация 1964 года о политике в области занятости;

  • Конвенция и Рекомендация 1975 года о развитии людских ресурсов;

  • Конвенция и Рекомендация 1978 года о регулировании вопросов труда;

  • Конвенция 1979 года о минимальном возрасте для приема на работу;

  • Рекомендация 1984 года о политике в области занятости (дополнительные положения) и др.

Однако основополагающей в вопросе защиты безработных является Конвенция МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы», принятая с учетом «важности труда и продуктивной занятости в любом обществе не только в связи с ресурсами, которые таким образом создаются для сообщества, но и в связи с доходом, получаемым в результате этого работниками, в связи с социальной ролью, которую работники получают благодаря им, и с чувством самоуважения, которое приобретают работники, ссылаясь на существующие международные нормы в области занятости и защиты от безработицы, принимая во внимание размах безработицы и неполной занятости, затронувших различные страны во всем мире, находящиеся на разных этапах развития, и, в частности проблемы молодежи, значительная часть которых находится в поиске своей первой работы, считая, что после принятия международных актов относительно безработных, упомянутых выше, в законодательстве и практике многих Членов Организации произошли значительные изменения, потребовавшие пересмотра существующих норм, в частности, Конвенции 1934г. О безработице и принятия новых международных норм, касающихся содействия полной, продуктивной и свободной занятости с помощью всех соответствующих средств, включая социальное обеспечение, отмечая, что в Конвенции 1952г. о минимальных нормах социального обеспечения положения, касающиеся пособия по безработице, устанавливают уровень защиты, который в настоящее время превзойден в большинстве систем компенсации, существующих в промышленно развитых странах, и что в отличии от норм по другим пособиям эти нормы не заменены более высокими...»37.

Вышеуказанная Конвенция устанавливает право безработных38:

  • на содействие занятости и защиту от безработицы;

  • на пособие в случае полной безработицы, выплачиваемой в форме периодических выплат в размере, обеспечивающем получателю частичное и временное возмещение утраченного дохода и в то же время, чтобы не снижать стимулов к труду (ст. 14);

  • на медицинское обслуживание лиц, получающих пособие по безработице, если оно ставится в зависимость от профессиональной деятельности (ст. 23);

  • на учитывание периодов, в течение которых выплачивается пособие по безработице, для получения права на пособие по старости и в связи со смертью кормильца, а также получения права на другие виды пособия, предусмотренные законодательно (ст. 24).

Выше изложенные Конвенции и Рекомендации МОТ дают наиболее полную картину для понимания международных стандартов в области защиты от безработицы. Они рассматривают содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости как первоочередную задачу и неотъемлемую часть экономической и социальной политики государства. Конечной целью данной политики является обеспечение того, чтобы: имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее; такая работа должна быть более продуктивной (в это понятие обычно вкладывается следующий смысл: выполняемая работником работа должна приносить максимальную пользу обществу и чувство удовлетворения гражданину); существовали свобода выбора занятости и широкие возможности для каждого работника получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального положения. Претворение в жизнь указанных целей требует значительных материальных ресурсов. Вот почему на каждом конкретном историческом этапе развития страны политика в сфере занятости основывается на учете уровня экономического развития и взаимной связи между целями в области занятости и другими социально значимыми целями общества.

К сожалению, не все Конвенции МОТ ратифицированы в России, например, нератифицированными остаются: Конвенция № 2 «О безработице» (1919 г.) и № 8 «О пособиях по безработице в случае кораблекрушения» (1920 г.), а также № 44 «О пособиях лицам, являющимися безработными по независящим от них обстоятельствам» (1934 г.). Перспективы ратификации РФ этих Конвенций (в том числе и Конвенции № 168 о защите от безработицы) обозначены в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 – 2007 гг.

Нормы, затрагивающие право на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, поддержку в сфере трудоустройства и защиты от безработицы, закреплены также в п.п.9, 10, 24 части I и ст. 1, п. 4 ст. 7, ст. 9, 10, 15, 17 и 20 Европейской социальной хартии 1996 года (подписанной, но не ратифицированной РФ), а также в подпункте «d» п. 5, п.п. 15, 16 Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся 1989 года (принята в Страсбурге) и др.39

Все эти акты достаточно детально формулируют направления деятельности государств и коммерческих организаций в данной сфере, фактически образуя единый международный стандарт защиты от безработицы. Однако, социально-правовая защита безработных рассматривается здесь в рамках реализации права на труд и носит скорее общий, чем частный характер. Стоит также отметить, что в России стандарты международного права используются не в полном объеме, поэтому основная задача политики государства в области занятости и защиты безработных состоит в приближении российского законодательства к нормам международного права.

2.2 Нормативное регулирование социальной защиты безработных в России

Политика нашего государства в области занятости направлена на содействие полной занятости населения, удовлетворения потребности в рабочей силе и решение проблем безработицы. На современном этапе развития страны правовое поле социальной защиты безработных представляет собой сложную и разветвленную структуру.

Основополагающим законодательным актом в сфере регулирования социально-правовой защиты безработных является Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.40 Ст. 37 гарантирует право граждан на защиту от безработицы, которое осуществляется через обеспечение занятости и трудоустройства.

Немалое значение в решение данной проблематики имеет Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. Согласно ст. 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений относится защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. В соответствие с этим положением данный нормативный документ устанавливает основные гарантии в сфере занятости, а следовательно обеспечивает защиту от безработицы. Например, ст. 178 ТК РФ предоставляет право на выходное пособие гражданам, с которыми был расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Пособие выплачивается в размере среднего месячного заработка, а также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях этот срок может быть продлен органами по вопросам занятости до трех месяцев41.

Ст. 180 предусматривает защиту работников при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации. В данном случае работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность).

Трудовой кодекс также содержит гарантии защиты женщин от возможной безработицы. Так, согласно ст. 261, работодатель не имеет права по собственной инициативе уволить с работы беременных женщин и женщин, имеющих детей или воспитывающих детей-инвалидов, за исключением тех случаев, которые предусмотрены данным кодексом.

Снижению числа незаконных увольнений работников, а следовательно и защите их от безработицы, содействует ряд норм, закрепленных в ст. 391, 392 - 396 ТК РФ. Так, согласно нормам статьи 391 ТК РФ в судах общей юрисдикции по заявлениям работников рассматриваются трудовые споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора. Перечень индивидуальных трудовых споров, установленный ст. 391 ТК РФ, дополнен спорами по заявлениям работников о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника, спорами лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций. В случае увольнения работника без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения принимается решение о восстановлении его на прежней работе и выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула в соответствии со ст. 394 ТК РФ, а также суд своим решением может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему незаконными действиями. Дополнительной гарантией выступает норма ст. 396 ТК РФ о немедленном исполнении решения суда о восстановлении работника на работе. При задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного суд выносит определение о выплате ему среднего заработка за все время задержки42.

Основным федеральным законом, регулирующим социально-правовую защиту безработных, является Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»43. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Ст. 3 «Закона о занятости» устанавливает порядок и условия признания граждан безработными. Так, согласно этой статье, «безработными являются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить»44. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствие со ст. 5 данного закона одним из направлений государственной политики в области содействия занятости населения является предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, в связи с чем осуществляются следующие мероприятия:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

  • информирование о положении на рынке труда;

  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

  • психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

  • организация проведения оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства;

  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

  • содействие самозанятости населения;

  • содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности.

К тому же в соответствие со ст. 7.2 «Закона о занятости в РФ» предусмотрены меры по содействию занятости безработной молодежи45. Так органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Законом о занятости также предусмотрены следующие государственные гарантии в области занятости и защиты безработных: свобода выбора вида занятости, включая работу с различными режимами труда; правовая защита от незаконного отказа в приеме на работу и от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве органами службы занятости; выплата выходного пособия при увольнении с работы; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице гражданам, признанным безработными; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; право на трудоустройство за пределами Российской Федерации.

Закон о занятости устанавливает порядок определения размеров пособия по безработице, условия и сроки выплаты пособия по безработице, условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию46. Ст. 36 предусматривает оказание материальной помощи безработным гражданам в случае утери права на получение пособия по безработице.

Таким образом, данный закон регламентирует основные стандарты и формы социально-правовой защиты безработных. Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти47.

Существует также ряд законов, которые напрямую не связаны с регулированием социально-правовой защиты безработных, однако некоторые положения данных документов содержат нормы, применительно к данной проблематике. Это ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»48, ст. 20 предоставляет инвалидам гарантии трудовой занятости и устанавливает ряд мер, способствующих их конкурентоспособности на рынке труда, таких как квотирование рабочих мест (ст. 21), создание специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22) и необходимых трудовых условий (ст. 23). Благодаря вышеуказанным нормам обеспечивается защита инвалидов от безработицы.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», который регулирует отношения в системе обязательного социального страхования49. Страхование от безработицы является видом принудительного страхования, гарантирующим работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя неплатежеспособным50.

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривают досрочный выход на пенсию безработных граждан, условия и порядок их выхода на пенсию51. Таким образом, обеспечивается предусмотренное Законом «О занятости населения в РФ» право безработных граждан на получение пособий, в данном случае в виде пенсий.

Нормативное регулирование социально-правовой защиты безработных на федеральном уровне осуществляется также с помощью указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации. Рассмотрим основные нормативные документы, касающиеся данной проблематики.

Указ Президента РФ от 14.06.1992 г. «О самостоятельности федеральной службы занятости» выделяет данную организацию из Министерства труда РФ в самостоятельный орган исполнительной власти, что даёт основание для более эффективной ее работы.

Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан», которое устанавливает последовательность регистрации безработных граждан, обратившихся с целью трудоустройства в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, и снятия их с регистрационного учета52.

Ряд постановлений Правительства РФ определяет порядок оказания активных форм помощи безработным гражданам, а также условия их предоставления. Например, установление правовых основ для организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан53, определение порядка организации общественных работ и условий участия в этих работах граждан54, определение порядка и размеров компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости и по предварительной договоренности с работодателями или образовательными учреждениями55. Все эти постановления основаны на принципах свободной занятости, защиты от безработицы и предоставление услуг всем категориям граждан на равных основаниях (правах).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 июля 2006 г. № 513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников». Данный документ разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Постановление Правительства РФ от 09.11.2011 г. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год». Минимальный размер пособия по безработице на 2012 год составил 850 руб., а максимальный – 4900 руб. Стоит отметить, что данные величины пособия не меняются уже в течение нескольких лет, хотя в соответствие с постановлением Правительства РФ должны индексироваться ежегодно в зависимости от установленного минимального размера оплаты труда.

Что касается законов и нормативных актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы социально-правовой защиты безработных, то они не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Как видно, правовое поле защиты безработных представляет собой сложный механизм регулирования отношений в сфере занятости. Российское законодательство также содержит нормы защиты слабозащищенных категорий безработных: инвалидов, женщин, молодежи. Однако некоторые положения в нормотворчестве требуют пересмотра, поскольку утратили свою актуальность.

2.3 Служба занятости как инструмент социальной защиты безработных граждан

В Российской Федерации органы по вопросам занятости стали формироваться с 1990 года, в тот период, когда в результате рыночных преобразований безработица вышла из тени и появилась объективная необходимость социальной защиты безработных.

Федеральным органом исполнительной власти по вопросам занятости является Федеральная служба по труду и занятости, осуществляющая функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказывающая государственные услуги в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (службы занятости регионов и центры занятости) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями56.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с Федеральным законом «О занятости в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации.

Служба занятости населения является структурным подразделением Федеральной службы по труду и занятости, организовывает и контролирует деятельность местных отделений службы занятости – центров занятости населения.

На основании действующего законодательства РФ службы занятости населения выполняют следующие функции:

  • контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

  • деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

  • организация альтернативной гражданской службы;

  • организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Ст. 7 и 15 Закона о занятости более конкретно определяют состав и перечень полномочий Государственной службы занятости57.

Деятельность службы занятости можно проследить на примере Государственного учреждения Ростовской области «Центр занятости населения г. Новошахтинска» (ГКУ РО «ЦЗН г. Новошахтинска»). Данное учреждение функционирует уже более 20 лет и является современным, многопрофильным, многофункциональным комплексом, способствующим решению вопросов занятости, реализации социальных гарантий и компенсаций гражданам при безработице. Его деятельность основана на Уставе в соответствие с ФЗ «О занятости населения в РФ».

По итогам 2010 года услугами службы занятости в г. Новошахтинске воспользовались 3,5 тысячи новошахтинцев и более 3 тысяч человек получили информирование о положении на рынке труда.

В течение года зарегистрирован 2141 человек, из которых 2123 человека признаны безработными. Пособие по безработице получает 701 человек. Из них 288 человек – в размере максимального пособия, 235 человек – в размере минимального пособия, 178 человек – в интервале от минимального до максимального размера.

Трудоустроено 1702 человека, в том числе 633 подростка и 108 безработных после переобучения.

Профессиональное обучение прошел 281 человек. В общественных работах участвовал 151 человек. Стажировку прошли 16 молодых специалистов – бывших выпускников учебных заведений. 98 безработных открыли собственное дело, они создали также дополнительно 15 рабочих мест для других безработных.

За указанный год было проведено 26 ярмарок вакансий, в которых приняли участие 2 тысячи человек58.

Рассмотрим некоторые направления деятельности службы занятости более подробно.

Одним из таких направлений активной политики занятости является организация общественных работ. В соответствие со ст. 24 Закона о занятости «под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу»59, то есть в период поиска подходящего варианта работы безработные граждане имеют возможность подработать и получить дополнительную материальную поддержку.

В первом полугодии 2010 года службой занятости г. Новошахтинска за счет средств федерального бюджета было заключено с предприятиями и организациями города 13 договоров на организацию и проведение общественных работ с созданием 88 рабочих мест. Из средств местного бюджета Администрацией города было выделено 224 тыс. руб60.

В 2011 году служба занятости населения г. Новошахтинска продолжила свою работу по областной программе снижения напряженности на рынке труда Ростовской области по направлению «Организация общественных работ».

В ходе проведения общественных работ безработные граждане трудились по благоустройству и уборке территории города, а также работали при территориальных отделах Администрации города по приему от населения города документов на компенсацию оплаты за водоснабжение. Средний размер поддержки дохода безработных граждан составил 1700 руб. в месяц на одного участника.

Перспективными направлениями по развитию и расширению услуг в проведении общественных работ являются работы по уходу за инвалидами, ветеранами и пожилыми людьми, по оформлению документов в различных организациях, работы, связанные с благоустройством памятных исторических мест очисткой и озеленением города, прокладкой и ремонтом коммуникаций, газификацией, ремонтом автодорог, тротуаров61.

В условиях нарастания напряженности на рынке труда все большее значение приобретает содействие службы занятости безработным гражданам в организации собственного дела. Это одна из основных возможностей их трудоустройства, но вместе с тем анализ работы центра занятости в области содействия самозанятости населения показывает, что у многих отсутствуют знания основ и опыта организации предпринимательской деятельности, умение работать в условиях жесткой конкуренции. Поэтому актуальность приобретает обучение незанятого населения основам предпринимательства, целью которого является подготовка граждан к данной деятельности, а также к работе в коммерческих организациях.

С начала 2010 года центр занятости населения г. Новошахтинска направил на курсы по основам предпринимательства и бизнес-планирования 75 безработных граждан. По итогам обучения собственное дело с финансовой поддержкой открыли 63 безработных62.

Для развития предпринимательской деятельности и трудоустройства граждан была разработана областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 – 2011 годы, ведомственная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2010 год»63. В рамках данных программ центр занятости населения проводил активную деятельность по поддержке начинающих предпринимателей, в том числе и инвалидов. Так, граждане, имеющие ограничения трудоспособности, смогли открыть собственное дело: занялись перевозками пассажиров, услугами по чистке и уборке помещений и транспортных средств, выращиванием крупного рогатого скота, информационно-рекламной деятельностью, автосервисом, изготовлением жестяных изделий, открыли торговый киоск по реализации печатной продукции64.

Реальной помощью в организации собственного дела является субсидия, выдаваемая на организацию предпринимательской деятельности в службе занятости. За счет субсидий федерального и областного бюджетов финансируется выделение суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (т.е. 58 800 рублей) на содействие самозанятости безработных граждан.

Кроме субсидий и обучения на курсах по основам предпринимательства, безработный может получить в центре занятости все необходимые консультации, в том числе организационно-консультационные услуги, которые включают в себя проведение тестирования, содействие в подготовке бизнес-планов, проведение экспертизы, предоставление возможности использования каналов связи и средств оргтехники65.

Итак, служба занятости является важнейшим инструментом социально-правовой защиты безработных, она служит практическим выражением действующего законодательного механизма в области занятости. К тому же служба занятости способствует стабилизации на рынке труда, осуществляя реализацию мероприятий активной политики занятости.

ВЫВОДЫ:

1. Социально-правовая база защиты безработных имеет под собой прочный «фундамент», это огромное правовое поле, основу которого составляет международное законодательство. Международные правовые акты устанавливают стандарты в области защиты безработных, обязательные для государств, которые их ратифицировали, в том числе и для Российской Федерации.

2. Ведущую роль в сфере правовой защиты безработных в России занимает Конституция РФ, а также Трудовой кодекс РФ и ФЗ «О занятости населения в РФ». Законодательство нашей страны в области занятости основано на принципах свободного трудоустройства и социальной защиты безработных. Стоит отметить, что главной задачей законодателя на данном этапе развития России является усовершенствование нормативно-правовой базы социальной защиты безработных, путем приближения действующих законов к реалиям современной жизни. Например, за последние годы значительное внимание уделяется развитию индивидуального предпринимательства: выделяются субсидии, проводятся конкурсы на получение материальной поддержки; также развивается система переподготовки и т.п.

Однако, на сегодняшний день остаются актуальными нерешенные вопросы о соотношении потребностей рынка труда и системы профессионального образования, о проблемах трудоустройства молодежи и т.п.

3. Важная роль в сфере социально-правовой защиты безработных отводится службам занятости населения, которые осуществляют свою деятельность на основе ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». По сути, службы занятости являются единственным инструментом реализации социально-правовой защиты безработных граждан в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с развитием рыночных отношений в современном российском обществе все более остро встает проблема социальных рисков, одним из которых может стать потеря работы. Угроза безработицы порождает потребность в социально-правовой защите безработных граждан.

Как объект социальной защиты, безработные граждане имеют особый статус, определенный конституционным правом на труд и защиту от безработицы. Социально-правовой статус безработного присваивается гражданам органами по вопросам занятости в соответствие со ст. 3 «Закона о занятости в РФ», в котором дается четкое определение понятия безработного, а также определяется порядок регистрации граждан в качестве безработных.

Стоит отметить, что социально-правовой статус безработного определяет не только положение безработного гражданина в обществе, но и наделяет его определенным набором прав и обязанностей, ответственностью за выполнение этих обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями.

Социально-правовая защита безработных выражается в конкретных организационно-правовых формах, регламентируемых законом. Эти формы могут быть как пассивными, так и активными и являются следствием политики государства в области занятости населения. Как следует из названия, пассивные формы защиты направлены на поддержание социального функционирования безработных граждан, однако они не ставят своей задачей обеспечение их трудоустройства и выражаются в основном в виде материальной помощи. Выплата пособия и страховых возмещений является основной формой материальной поддержки безработных граждан, гарантированной государством за счет федерального бюджета.

Активные формы защиты безработных направлены на обеспечение занятости этих граждан и повышение их конкурентоспособности на рынке труда. К ним относятся такие меры со стороны государства, как бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, организация общественных работ, содействие в поиске подходящей работы и самозанятости населения. Имеет место также содействие государства в трудоустройстве наиболее уязвимых категорий граждан: инвалидов, молодежи и женщин, воспитывающих детей, - путем квотирования рабочих мест, предоставления льгот и субсидий на открытие собственного дела.

Анализ законодательных стандартов социально-правовой защиты безработных показывает приближение российского законодательства к нормам международного права. Международные документы в сфере занятости устанавливают стандарты в области труда и защиты от безработицы, а также ряд мер, направленных на создание условий полной занятости безработных граждан и их социальную защиту. Таким образом, международные акты образуют единое правовое поле защиты безработных граждан.

Российское законодательство в области занятости и защиты безработных основано на конституционном праве каждого гражданина на труд и защиту от безработицы. Трудовой кодекс РФ основан на принципе социально-правовой защиты безработных граждан и устанавливает ряд норм, препятствующих незаконному увольнению граждан, а следовательно защищает их от безработицы. «Вершиной» законодательного механизма в области социально-правовой защиты безработных является ФЗ «О занятости населения в РФ». Данный закон содержит нормы, предъявляемые к безработным, определяет комплекс социальных гарантий и компенсаций, установленных государством. К тому же данный документ определяет полномочия Федеральных органов службы занятости, их структуру и характер деятельности.

Важнейшим инструментом социально-правовой защиты безработных граждан является служба занятости. На местах действуют отделения службы занятости, называемые Центрами занятости населения. Они оказывают безработным гражданам услуги по содействию в трудоустройстве, самозанятости, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации, немаловажную роль играет также психологическое консультирование безработных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  
    1. Всеобщая декларация прав человека [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года] // Библиотечка «Российской газеты». - 1999. - № 22-23. - С. 5.

    2. Конвенция Международной Организации Труда, О содействии занятости и защите от безработицы [21 июня 1988 г. № 168] // http: //www.law.edu.ru/norm/norm.asp?norm>

    3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года] // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtm

    4. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 32.

    5. Российская Федерация, Кодексы, Трудовой кодекс Российской Федерации [от 30.12.2001г. № 197-ФЗ]: офиц. текст. // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

    6. Российская Федерация, Законы, Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон [от 16.07.1999 № 165-ФЗ]. // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=116590

    7. Российская Федерация, Законы, О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон [от 19.04.1991 г. № 1032-1]. //http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122500

    8. Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон [от 24.11.1995 № 181-ФЗ]. // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=121832

    9. Российская Федерация, Законы, О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон [от 17.12.2001 № 173-ФЗ]. // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122497

    10. Российская Федерация, Указ Президента, О самостоятельности федеральной службы занятости [от 14.06.1992 г. № 627] // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=332148

    11. Российская Федерация, Постановление Правительства, Об организации общественных работ [от 14.07.1997 г. № 875] // http://www.trudvsem.ru/Documents/document.ashx?id=321

    12. Российская Федерация, Постановление Правительства, Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан [от 22.04.1997 г. № 458] // http://jurist.ioso.ru/registracbezrabotn.html

    13. Российская Федерация, Постановление Правительства, Об утверждении Правил компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости [от 21.10.2005 г. № 633] // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=56189

    14. Российская Федерация, Постановление Правительства, О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год [от 09.11.2011 г. № 888]. // http://www.consultant.ru/law/review/fed/fd2011-11-10.html

    15. Российская Федерация, Постановление Правительства, О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения [от 14.05.1992 г. № 315]. // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=485

    16. Российская Федерация, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития, Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников [от 3 июля 2006 г. № 513]. // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=63031

    17. Безработные открывают свое дело // Вопросы социального обеспечения. – 2010. - № 21. – С. 22.

    18. Для начинающих предпринимателей и безработных. Забота о работе // Знамя шахтера. – 2010. – № 9. – С. 3.

    19. Итоги уходящего года. Забота о работе // Знамя шахтера. – 2010. – № 10. – С. 4.

    20. Колпакова Н. Дополнительная материальная поддержка. Забота о работе / Н. Колпакова // Знамя шахтера. – 2010. – № 5. – С. 3.

    21. Колыбельников В. Предприниматель – новый смысл жизни. Забота о работе / В. Колыбельников // Знамя шахтера. – 2010. – № 7. – С. 3.

    22. Низова Л. Психологические характеристики безработной молодежи / Л. Низова // Человек и труд. – 2010. - № 10. – С. 22 – 24.

    23. Отрошко Н. Из безработных в предприниматели. После обучения на курсах. Забота о работе / Н. Отрошко // Знамя шахтера. – 2010. – № 9. – С. 3.

    24. Растет число безработных // Вопросы социального обеспечения. – 2010. - № 5. – С. 19.

    25. Раубо Н. Сам себе работодатель. Забота о работе / Н. Раубо // Знамя шахтера. – 2010. – № 10. – С. 3.

    26. Рыженков А.Я. Трудовое право России: учебник для бакалавров / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.И. Шаронов; под общей ред. А.Я. Рыженкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт; 2011. – С. 54.

    27. Сторожук Д.А. Пособие по безработице как основная форма материальной поддержки безработных граждан / Д.А. Сторожук // Вестник Омского университета. – 2009. - № 2. - С. 21.

    28. Социальная работа. Ответы к зачетам и экзаменам. Учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 56.

    29. Труд и занятость // Вопросы социального обеспечения. – 2011. - №14. – С. 39.

    30. Трудовое право: учеб. / под ред. Н.А. Бриллиантова, О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – С. 60.

    31. Социально-правовая защита населения: Учеб. пособие / под общей редакцией проф. Е.П. Агапова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – С. 52.

    32. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Научно-практическое пособие / Г.Б. Челнокова – М.: изд-во «Проспект», 2009 – С. 6.

    33. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие / под ред. Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 60.

    34. Страхование от безработицы // http://www.sm.ee/rus/dejatelnost/rabota-i-zhizn/socialnoe-strakhovanie/ strakhovanie-ot-bezraboticy.html

    35. Черняева Д.В. Международные стандарты труда и российское трудовое право: право на защиту от безработицы / Д.В. Черняева // http:// Кадровик.RU

    36. Что такое служба занятости? // http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=8771e707-83ad-442d-a207-194cd44bb40

1 Социально-правовая защита населения: Учеб. пособие / под ред. Е.П. Агапова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 252 с.

2 Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие / под ред. Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 160 с.

3 Рыженков А.Я. Трудовое право России: учебник для бакалавров / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.И. Шаронов. – М.: Юрайт; 2011. – 541 с.

4 Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России. Научно-практическое пособие – М.: изд-во Проспект, 2009 – 96 с.

5 Всеобщая декларация прав человека [от 10.12.1948 г.] // Библиотечка «Российской газеты». - 1999. - № 22-23. - 145 с.

6 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [от 16 декабря 1966 года] // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml

7 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 32 с.

8 Российская Федерация, Кодексы, Трудовой кодекс РФ [от 30.12.2001г. № 197-ФЗ]: офиц. текст // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

9 Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [от 19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122500

10 Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru

11 Российская Федерация, Постановление Правительства, Об утверждении порядка регистрации безработных граждан [от 22.04.1997 № 458] // http://jurist.ioso.ru/registracbezrabotn.html

12 Рыженков А.Я. Трудовое право России: учебник для бакалавров / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.И. Шаронов. – М.: Издательство Юрайт; 2011. – C. 158.

13 Рыженков А.Я. Трудовое право России: учебник для бакалавров / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.И. Шаронов. – М.: Издательство Юрайт; 2011. – C. 159.

14 Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru

15 Там же.

16 Там же.

17 Рыженков А.Я. Трудовое право России: учебник для бакалавров / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.И. Шаронов. – М.: Издательство Юрайт; 2011. – С. 165.

18 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [от 12.12.1993 г.]: офиц. текст – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 32.

19 Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru

20 Рыженков А.Я. Трудовое право России: учебник для бакалавров / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.И. Шаронов. – М.: Издательство Юрайт; 2011. – С. 166.

21 Рыженков А.Я. Трудовое право России: учебник для бакалавров / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.И. Шаронов. – М.: Издательство Юрайт; 2011. – С. 166.

22 Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru

23 Российская Федерация, Постановление Правительства РФ, О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год [от 08.12.2008 № 915] // http://www.rg.ru/2008/12/12/bezrabotica-dok.html

24 Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru

25 Там же.

26 Российская Федерация, Законы, О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон [от 17.12.2001 № 173-ФЗ] // http://www.consultant.ru

27 Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru

28 Рыженков А.Я. Трудовое право России: учебник для бакалавров / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.И. Шаронов. – М.: Издательство Юрайт; 2011. – C. 172.

29 Труд и занятость // Вопросы социального обеспечения. – 2011. – № 14. – С. 39.

30 Рыженков А.Я. Трудовое право России: учебник для бакалавров / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.И. Шаронов. – М.: Издательство Юрайт; 2011. – C. 174.

31 Российская Федерация, Постановление Правительства, Положение об организации общественных работ [от 14.07.1997 № 875] //http://www.trudvsem.ru/Documents/document.ashx?id=321

32 Безработные открывают свое дело // Вопросы социального обеспечения. – 2010. – № 5. – С. 19.

33 Социально-правовая защита населения / под ред. Е.П. Агапова – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – С. 144.

34 См.: Всеобщая декларация прав человека [принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.] // Библиотечка «Российской газеты». - 1999. - № 22-23. - С. 5.

35 См.: Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах [от 16 декабря 1966 года] // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml

36 Конвенция Международной Организация Труда, О содействии занятости и защите от безработицы [принята на генеральной Конференции Международной Организации Труда 1.06.1988 № 168] // http://www.law.edu.ru/norm/norm.asp?norm>

37 Конвенция Международной Организация Труда, О содействии занятости и защите от безработицы [принята на генеральной Конференции Международной Организации Труда 1.06.1988 № 168] // http: //www.law.edu.ru/norm/norm.asp?norm>

38 Конвенция Международной Организация Труда, О содействии занятости и защите от безработицы [принята на генеральной Конференции Международной Организации Труда 1.06.1988 № 168] // http: //www.law.edu.ru/norm/norm.asp?norm>

39 Черняева Д.В. Международные стандарты труда и российское трудовое право: право на защиту от безработицы / Д.В. Черняева // http://Кадровик.RU

40 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 32.

41 Российская Федерация, Кодексы, Трудовой кодекс РФ [от 30.12.2001г. № 197-ФЗ]: офиц. текст // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

42 Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России. Научно-практическое пособие / Г.Б. Челнокова. – М.: изд-во Проспект, 2009 – C. 66.

43 См.: Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru

44 Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru

45 Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru

46 Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru

47 Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru

48 См.: Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в РФ: федеральный закон [от 24.11.1995 № 181-ФЗ] // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=121832

49 См.: Российская Федерация, Законы, Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон [от 16.07.1999 № 165-ФЗ] // http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc;base=LAW;n=116590

50 См.: Российская Федерация, Законы, Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон [от 17.12.2001г. №173-ФЗ] // http://www.sm.ee/rus/dejatelnost/rabota-i-zhizn/socialnoe-strakhovanie/strakhovanie-ot-bezraboticy.html

51 См.: Российская Федерация, Законы, О трудовых пенсиях в РФ: федеральный закон [от 17.12.2001 № 173-ФЗ] // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122497

52 Российская Федерация, Постановление Правительства, Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан [от 22.04.1997г. № 458] // http://jurist.ioso.ru/registracbezrabotn.html

53 См.: Российская Федерация, Постановление Правительства, О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения [от 14.05.1992 г. № 315] // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=485

54 См.: Российская Федерация, Постановление Правительства, Об организации общественных работ [от 14 июля 1997 г. № 875] // http://www.trudvsem.ru/Documents/document.ashx?id=321

55 См.: Российская Федерация, Постановление Правительства, Об утверждении Правил компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости [от 21.10.2005 г. № 633] // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=56189

56 Что такое служба занятости? // http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=8771e707-83ad-442d-a207-3194cd44bb40

57 См.: Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru

58 Итоги уходящего года. Забота о работе // Знамя шахтера. – 2010. – № 10. – С. 4.

59 Российская Федерация, Законы, О занятости населения в РФ: федеральный закон [19.04.1991 г. № 1032-1] // http://www.consultant.ru

60 Колпакова Н. Дополнительная материальная поддержка. Забота о работе/ Н. Колпакова // Знамя шахтера. – 2010. – № 5. – С. 3.

61 Колпакова Н. Дополнительная материальная поддержка. Забота о работе/ Н. Колпакова // Знамя шахтера. – 2010. – № 5. – С. 3.

62 Отрошко Н. Из безработных в предприниматели. После обучения на курсах. Забота о работе/ Н. Отрошко // Знамя шахтера. – 2010. – № 9. – С. 3.

63 Для начинающих предпринимателей и безработных. Забота о работе // Знамя шахтера. – 2010. – № 9. – С. 3.

64 Раубо Н. Сам себе работодатель. Забота о работе / Н. Раубо // Знамя шахтера. – 2010. – № 10. – С. 3.

65 Колыбельников В. Предприниматель – новый смысл жизни. Забота о работе / В. Колыбельников // Знамя шахтера. – 2010. – № 7. – С. 3.

54

Просмотров работы: 47179