ПРОБЛЕМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ТРИЕДИНСТВА ЯЗЫКОВ В КАЗАХСТАНЕ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ТРИЕДИНСТВА ЯЗЫКОВ В КАЗАХСТАНЕ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ.

Мотышева Ж.К. 1, Жайсанова А.М. 1
1Карагандинский государственный университет имени Е.А.Букетова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наша страна является молодой, но быстро прогрессирующей, подающей огромные надежды страной. Каждый год президент представляет стратегию развития государства. План развития всегда представлен в каждом послании жителям страны. Нами, как авторами данной статьи, хотелось бы затронуть идею триединства.

Идея футуристическая и будет способствовать развитию государства. Но пока еще рано говорить о триединстве языков в Казахстане. На данный момент в нашей стране преобладает один язык - русский. Хотя казахский язык по Конституции является государственным. На наш взгляд, в сегодняшнем Казахстане казахский язык должен получить более существенную роль, особенно в городах, потому что в аулах он преобладал всегда. Так, казахский язык не так часто применяется на востоке и севере страны в отличие от юга и юго-востока. А английский язык очень быстро начал занимать существенную позицию в Казахстане, и для будущего это очень хорошая тенденция. Почему ещё рано говорить о триединстве?

Это связано с тем, что в нашей стране у разных языков разные проблемы. Так, для казахского языка проблема заключается в том, что на него, как на государственный язык, низкая востребованность. Однако и в этом направлении наблюдаются положительные сдвиги. Например, в некоторых государственных учреждениях обязательно использование государственного языка в делопроизводстве. Также в этом году обязательным предметом сдачи Единого национального тестирования является казахский язык. Проблемы же английского языка заключаются в том, что люди, хорошо владеющие им, не идут преподавать, так как они могут найти более высокооплачиваемую работу в различных фирмах. Русский же язык, мы считаем, еще долго будет играть большую роль в нашей многонациональной стране. В ходе встречи с общественностью Карагандинской областью Н.А. Назарбаев, отметил - «Постепенно казахский государственный язык будет главным языком страны. И этот язык будет всех объединять и делать всех равными. Почему все, кто приезжают в Америку, становятся американцами? Но от этого национальность никто не забирает, язык не забирает, культуру не забирает. А русский язык нам всем надо знать. И детям надо это на носу зарубить, потому что казахи через русский язык вышли на мировую культуру. И потом, у нас многосотлетняя совместная жизнь здесь». Нам не следует забывать, что русский язык является одним из шести языков Объединенных Наций (ООН) - «На каком языке я выступал бы с трибуны ООН, если бы не русский язык? Нельзя терять богатство, которое ты имеешь. А чем больше человек языков знает, тем культурнее он становится», - добавил Н. Назарбаев.

Необходимо больше внимания уделять методике преподавания казахского и английского языков на дошкольном уровне. Так как нынешние методики не на самом высоком уровне. Проблема развития казахского языка - это, как мы уже говорили, недостаточная востребованность государственного языка. Чтобы поднять казахский язык, необходимо заинтересовать, в первую очередь детей изучением государственного языка. Необходимо создать интересные детские каналы и телепередачи, которые могут повысить интерес подрастающего поколения всех национальностей к казахскому языку. Одного канала «БАЛАПАН» недостаточно и если посмотреть правде в глаза, то и он проигрывает, конкурируя с зарубежными каналами «NICKELODEON», « JETIX» и т.д. Причина проигрыша канала в том, что передачи и шоу на нем идущие не столь современные и большинство актеров взрослые, детям не интересно смотреть на взрослых. Также необходимы учебники, написанные теми, кто владеет казахским языком с детства, нужен доступный аудио-курс на кассетах и компакт-дисках, а для постановки правильного произношения, необходимы записи с уменьшенной скоростью. Дошкольное обучение играет фундаментальную роль для дальнейшего образования и потому в этот период окружающая среда является весомым фактором, то есть если семья не использует английский язык, как язык общения то он таки останется вторым иностранным для ребёнка, потому как изучал он его только в школе и использовал только в школе. Если русский и казахский возможно практиковать изо дня в день, то с английским дело обстоит немного сложнее, не на каждом шагу встретишь носителя языка. Язык, словно спорт, требует тренировки каждый день. Нынешние дети развиваются очень быстро и потому передачи должны модернизироваться каждую неделю, если не чаще.

Также мы считаем необходимым введение в образовательную программу национальных школ преподавание казахской литературы и истории Казахстана на государственном языке. Хорошо было бы введение в программу средних школ, с казахским языком обучения, преподавание некоторых предметов на русском языке, чтобы сохранять и русский язык. Часть предметов могла бы преподаваться на английском языке. Сейчас эта практика существует, только в университетах и в очень узком диапазоне специальностей. Таким образом, на наш взгляд, язык необходимо изучать не как предмет, а использовать его как инструмент по получению знаний по отдельной дисциплине, и это будет намного эффективнее простого преподавания языка.

Триединство языков, как утверждают многие авторы, - это прекрасная возможность познать мир, и в тоже время сплотить общество. Н.А. Назарбаев в стратегии « Казахстан – 2050» говорит о важности развития казахского, русского и английского языков. 5 сентября Президент Республики Казахстан поручил правительству внедрять триединство на дошкольном уровне. Об этом глава государства сообщил в ходе интерактивной лекции в стенах университета, носящего его имя: «Первое — на основе передового международного опыта внедрить современные методы обучения в дошкольных воспитательных учреждениях, они должны быть инновационными, с образованием технологии и креативности, — считает Назарбаев. — Второе — детально разработать системное предложение на предмет охвата дошкольным образованием детей. Третье — на уровне дошкольного образования обеспечить повсеместное внедрение триязычия. Так мы можем построить логическую систему овладения языками. Азы будут изучать на уровне детского сада, в школе базовый уровень, в университете или в колледже — профессиональный язык по специальностям».

По посланию президента 2050 казахский язык будет переведен на латиницу.

Данный вопрос в большей мере политический. Однако, если и произойдет переход казахского алфавита на латиницу, то это приведет к некоторой задержке в развитии языка на начальном этапе. И то, что в Узбекистане быстро перешли на латиницу - это все-таки было политическим решением тамошнего руководства. И то, что в нашем государстве не переводят казахский язык на латиницу - это также вопрос политики, так как русский язык в нашей стране играет большую роль, чем в Узбекистане.

Многие считают, что если наша страна переведет казахский алфавит на латиницу, то это приведет к сближению с тюркскими языками. Но это не гарантировано. Потому что даже в советское время, когда все народы советского союза использовали кириллицу, тюркские народы не достаточно хорошо понимали речь друг друга. Другое дело если бы был некий единый тюркский язык, о котором в последнее время все чаще говорят как в Казахстане, так и за его пределами. Но для нас данная идея кажется невыполняемой. Однако, конечно, введение единого тюркского языка будет способствовать единению данных народов. Но тогда возникнет проблема с развитием русского языка, к примеру, в Казахстане.

Таким образом, любой шаг в языковой политике требует основательной продуманности, и тогда здравые инициативы придут к своему воплощению намного быстрее и эффективнее.И поэтому на наш взгляд, Казахстан должен придерживаться идеологии триязычия. Казахский язык — государственный, русский — как язык евразийского общения и английский как язык мирового общения. Это и есть оптимальная формула, которая будет способствовать развитию и нашей экономики, и нашей культуры.

Литература:

  1. http://www.ukgcity.net/forum/topic/

  2. http://www.google.kz

  3. http://mixxreferat.ru

Просмотров работы: 4594