Первая часть «Слова» посвящена богословскому вопросу: взаимоотношению двух заветов - Ветхого (иудейского закона) и Нового (евангельского – т.е. Благодати): «Благословен Господь Бог Израилев3, Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Ибо вовсе не попустил творению Своему пребывать во власти идольской тьмы и погибать в служении бесовском. Но прежде скрижалями и законом оправдал род Аврамов, затем же Сыном Своим спас все народы, Евангелием и крещением путеводя их в обновление возрождения, в жизнь вечную»4. Эти два завета противопоставляются друг другу: «И кто столь велик как Бог наш? Он един творящий чудеса, установил закон в предуготовлениеистины и благодати…»5. Или это чётко видно в другом месте: «Ведь закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать – служитель будущего века, жизни нетленной»6. То есть Иларион прямо говорит, что Бог у иудеев и у остальных народов (христиан) один, но если «оправдание» «роду Авраама» пришло через Деколог, то остальным народам было ниспослано спасение, непосредственно, от Самого Бога и посредством Его Сына. И в таком случае, как пишет наш пресвитер, Закон иудеев является «предтечей» Благодати и истины и её «служителем», когда она сама же называется «служительницей» вечной жизни т.е. – Царства Небесного. Из этого ясна главная мысль Илариона – Несмотря на то, что Закон старше, чем Благодать, он является подготовкой к ней и её слугой, ибо Закон только оправдал язычество евреев, когда Благодать (Евангелие) спасла все народы. В данном случае Иларион выдвигает принцип минората – преимущества младшего над старшим, основываясь на большей качественной значимости младшего перед старшим: «Прежде был дан закон, а потом - благодать, прежде тень, а потом – истина»7.
Далее, чтобы подчеркнуть идею противостояния Закона и Благодати Иларион подключает известный эпизод из Книги Бытия, развёртываемый в «Слове о Законе и Благодати» как отражение истории взаимоотношений Закона и Благодати8: «Прообраз закона и благодати – Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде – рабыня, а потом – свободная»9 (Быт. 25, 11 – 23; Гал. 4, 22 – 31). Ветхозаветная история начинается с того, что у Авраама с юных лет была жена Сарра, не рабыня, но свободная, «так и Бог испокон веков изволил и рассудил послать Сына Своего в мир и им явит благодать»10. Однако, будучи бесплодной она не могла родить ребёнка Аврааму ибо «Промыслом Божественным определена была познать чадорождение в старости своей»11. Поэтому Сарра уговорила Авраама лечь в одно ложе с её служанкой Агарью. «А благодать сказала Богу: если не пришло ещё время сойти мне на землю и спасти мир, сойди на гору Синай и утверди закон»12. Авраам же послушался своей жены «и родила Агарь-рабыня от Авраама: рабыня – сына рабыни, и нарёк Авраам имя ему Измаил. – Принёс же Моисей с Синайской горы закон, а не благодать, тень, а не истину»13 (Исх. 32,15 – 16; 34,29). Далее события опять же развиваются по «провиденциальному» принципу, Иларион приводит параллель с богоуготовленным рождением Исаака от Авраама и свободной Сарры с рождением Христа от Девы Марии «и родилась благодать – истина, а не закон, сын, а не раб»14. Автор намеренно сравнивает Исаака с Христом когда говорит, что «как вскормлен млеком был младенец Исаак и окреп, устроил Авраам великий пир…Христос явился на земле, тогда ещё благодать не была окрепшей, но младенчествовала прежде более тридцати лет, которые Христос провёл в безвестности. Когда же затем вскормлена была и окрепла благодать и явилась на реке Иорданской всем людям, устроил Бог трапезу и великий пир…»15. Изгнание же, притеснявших христиан, иудеев-язычников Иларион сравнивает с изгнанием рабыни Агарьи вместе со своим сыном рабом-Измаилом, обижавшим Исаака16. Окончательно разобщая Закон и Благодать, но при этом не отрицая их преемственности17, автор «Слова» заключает: «ибо, что общего между тенью и истиной, иудейством и христианством?»18 Значимость же Закона и Благодати Иларион определяет по принципу качественности, детерминировавшейся Божественным Провидением и вселенскостью: «Закон ведь прежде был и несколько возвысился, но миновал. А вера христианская, явившаяся и последней, стала большей первого и распростёрлась во множестве языков»19. Однако эта первая часть – не пустое богословское упражнение, справедливо заключает академик Д.С. Лихачев. Иларион противопоставляет Новый Завет Старому, чтобы подчеркнуть преимущества свободы над рабством, равноправия народов над их неравенством, свободы распространения религии среди всех народов над её замкнутостью только в одном народе. Это нужно Илариону, чтобы богословски обосновать затем прославление Русской земли как равноправной всем странам в делах религии20.
Иларион настойчиво выдвигает «вселенский» характер Нового Завета, христианства, сравнительно с ограниченностью и замкнутостью в одном народе Ветхого Завета, - иудейства21: «…оправдание иудейское, по причине ревности подзаконных, было убого и не простиралось на другие народы, но свершалось лишь в Иудее. Христианское же спасение – благодатно и изобильно, простираясь во все края земные22». Или в другом месте: «Прежде ведь в Иерусалиме только подобало поклоняться Господу: ныне же – по всей земле»23.
Взаимоотношения людей с Богом раньше, в эпоху Ветхого Завета устанавливались началом рабства, подчинения, «Закона», теперь же во времена Нового Завета, они определяются началом свободы, «Благодати»24. Эта тема развивается в «Слове» подробно и обстоятельно. Она отнюдь не случайна. Иларион не случайно говорит, что для новой религии нужны новые народы, как для нового вина нужны новые мехи25.
Вся эта богословская полемика нужна Илариону как общее философское обоснование для перехода к теме распространению христианства по всей Русской земле26: «И подобало благодати и истине воссиять над новым народом…Так и совершилось. Ибо вера благодатная распростёрлась по всей земле и достигла нашего народа русского»27. Русь и её христианская церковь равноправна со всеми церквами и странами и не нуждается ни в чьей опеке: «Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел Он: восхотел и спас нас и привёл к познанию истины»28. Словами Апостола Иларион показывает любовь русского народа к христианскому Богу: «быв чуждыми, наречены мы народом Божиим, быв врагами, названы сынами Его»29.(Еф. 2,19; Рим. 5, 10; Гал. 3,26; Кол. 1, 21.) Обращение языческой Руси в христианскую веру автор «Слова» вводит в ранг Божественного провидения: «Сбылось на нас предреченное о язычниках: «Обнажит Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нащего»»30 (Ис. 52.10).
В основе философско-исторической концепции Илариона, как уже было кратко отмечено, стоит мысль о равенстве всех народов перед «Благодатью»; она «Благодать», т.е. христианство, - не достояние какого-либо одного избранного народа, а достояние всего человечества в отличие от «закона». т.е. иудейской религии. «Законе» и «Благодать» - две закономерные стадии в истории человечества; «Закон» - начальный этап в истории постепенного перехода человечества от язычества, от многобожия к вере в единого Бога. Крещение Руси – прямой результат божественного попечительства о русском народе31.
Концепция эта, если рассматривать её на фоне общественно-политической обстановки в Киевской Руси середины XI в., несомненно направлена против Византийской империи её притязаний на мировое господство, справедливо считает историк древнерусской литературы И.П. Ерёмин. «Слово о Законе и Благодати» проникнуто духом протеста против этих притязаний, духом борьбы за независимость молодого Киевского государства от протектората Византии, церковного и политического32.
Идея равноправия русской церкви как бы проходит прозрачной нитью во всём «Слове»: с одной стороны, она скрыта, с другой, почти каждая сентенция Илариона – это её декламация. И действительно Идея равноправия русской церкви и соответственно государственности специально мастерски сокрыта внутри историософской концепции «Слова». Целью первой части «Слова о Законе и Благодати» будущего митрополита Киевского было богословски обосновать права Руси, её церкви и народа на личную самостоятельность. И Илариону это несравненно удалось.
1Макарий (Булгаков). Собрание сочинений: в 13 т. Т. 1: История Русской Церкви (Книга вторая). – М., 1995. С. 69.
2Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы. М., 1952. С. 152.
3 Здесь и далее курсив наш.
4 Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати//Памятники литературы Древней Руси: XVII в. /Сост. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачёва.-М., 1994. С. 599.
5 Там же. С. 600.
6 Там же
7 Иларион. Указ. соч. С. 600
8 Топоров В.Н. Работники одиннадцатого часа («Слово о Законе и Благодати» и древнекиевские реалии) Гл. книги.Святость и святые в русской духовной культуры. Т. I. М., 1995. С. 302.
9 Иларион. Указ. соч. С. 600.
10 Там же.
11 Там же.
12 Там же.
13Иларион. Указ. соч. С. 601.
14 Там же.
15Там же.
16 Там же. 602.
17 Топоров В.Н. Указ. соч. С. 302.
18 Там же. С. 601.
19 Там же. 602.
20 Лихачев Д.С. Указ. соч. С. 153.
21 Там же.
22 Иларион. Указ. соч. С. 602.
23 Там же.
24 Лихачев Д.С. Указ. соч. С. 153.
25 Иларион. Указ. соч. С. 606.
26 Топоров В.Н. Указ. соч. С. 307.
27 Иларион. Указ. соч. С. 606.
28 Иларион. Указ. соч. С. 607.
29 Там же.
30 Там же. С. 608.
31 Ерёмин И.П. Лекции по древней русской литературе. Ленинград., 1968. С. 78.
32 Там же.