ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Егорова Д.В. 1, Домрачева С.А. 2
1ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
2Марийский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. Постиндустриальное, информационное общество определяет принципиально новые требования общества к образованию, в частности профессионально-техническому. В образовательном процессе современный человек должен приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, то есть становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным.

Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

В связи с этим проектные умения выступают одним из важнейших компонентов профессиональной подготовки студентов, а их формирование является актуальной педагогической задачей.

Основные направления развития творческой индивидуальности студента в процессе проектного обучения проявляется в способах организации им исследовательской деятельности, в выборе вариантов решения, в рефлексии способов собственной деятельности, приобретающий теперь личностный смысл. Особенностью данного этапа является со – творческая позиция субъектов. Она характеризуется критичностью относительно своего и чужого опыта, восприятием нового не в качестве окончательной истины, а как выход в другое (иное) знание.

По мнению Г.Д. Бухаровой, суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты [1, с. 307].

Как считает Т.А.Зерщикова, метод проектов позволяет решать многообразные задачи: обеспечение системного мышления, стремления студентов к добыванию знаний, навыков самостоятельного их приобретения и теоретического анализа литературных или опытных данных; обучение применению познаний для решения практических или иных задач, самооценке, развитию коммуникативных и исследовательских умений. Последние предполагают разноплановое и многообразное общение, аналитическую деятельность, выявление проблем, построение гипотез, планирование и проведение эксперимента, наблюдение за результатами и их анализ, обобщение, выводы, доклады на различных конференциях и т.д. [3, с. 79-82.].

Творческие цели включают создание компьютерной презентации для отчета по разрабатываемому проекту, конструирование (макетов, лабиринтов, приборов и т.п.), моделирование, проектирование, зарисовки и т.д. В результате различных видов работ у студентов формируется проектная культура.

Формирование проектной культуры является инструментом формирования ключевых компетенций будущих специалистов, что предполагает научить их самостоятельно приобретать знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач, развивать коммуникативные умения и навыки [2, с. 271].

Анализ результатов исследования показал, что в экспериментальных группах уровень освоения проектными технологиями составил 82%, в контрольных группах – 68%.

Будущие специалисты психолого-педагогической направленности отмечают роль проектных технологий в формировании их профессионально значимых качеств. 50% считают, что проектирование позволяет научиться соотносить цель и результаты деятельности, 20% студентов утверждают, что оно расширяет мировоззрение.

Студенты отмечают, что они овладели такими профессиональными компетенциями как социальные компетенции (формирование способности к сотрудничеству, готовности к согласованным действиям); ценностно – смысловые компетенции (адекватное оценивание своих способностей и возможностей); информационные компетенции (при помощи информационных технологий способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию).

Итак, использование проектных технологий в профессиональной подготовке специалистов психолого-педагогической направленностиспособствует овладению навыками самоорганизации; умением ставить перед собой реальные цели, планировать деятельность; развитию навыков групповой работы, освоению техники ведения дискуссии.

Литература

  1. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.

  2. Домрачева, С.А. Формирование проектной культуры современной молодежи в условиях педагогического вуза / С.А. Домрачева // Интеграционные процессы в экологическом образовании: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (Йошкар-Ола, 21-22 января 2011 г.) / Под ред. С.О. Груниной. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. – 302 с. – 267-271.

  3. Зерщикова, Т.А. О способах реализации метода проектов в вузе / Т.А. Зерщикова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. — Пермь: Меркурий, 2011. – С. 79-82.

Просмотров работы: 2435