Согласно оценкам специалистов Всемирного банка, Китай по объему номинального ВВП занимает второе место в мире, уступая лишь США. Ежегодный прирост ВВП в последние годы составлял от 9 до 13 %, даже в кризисный 2008 г. он не снижался ниже отметки в 8,5 %. Более того, согласно прогнозу крупнейшей в мире аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), к 2025 г. Китай выйдет на первое место, оставив позади экономику США [4]. Уже сегодня он является крупнейшим мировым экспортером, с общим объемом экспорта в 1,9 трлн. долларов США (данные 2011 г.).
ФРГ и КНР, имея самые развитые экономики в своих регионах, стремительно наращивают двустороннее взаимодействие. Согласно данным Федерального министерства статистики Германии, в 2011 г. германо-китайский торговый оборот превысил 140 млрд. долларов США. Для сравнения: в 2010 г. он составлял 130 млрд. долларов, в 2009 – 95 млрд. долларов [3]. По некоторым прогнозам, к 2015 г. он может достигнуть порядка 260 млрд. долларов. Также весьма примечательно решение использовать в двусторонней торговле национальные валюты евро и юань, постепенно отказываясь от американского доллара.
Министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле в своем интервью одной из ведущих немецких газет «Die Zeit» охарактеризовал германо-китайские экономические отношения следующим образом: «Сотрудничество между этими странами, бесспорно, развивается успешно, эти экономики хорошо дополняют друг друга. Германия и Китай сегодня являются друг для друга крупнейшими торговыми партнерами в Европе и Азии соответственно» [1].
Одна из особенностей германо-китайских отношений – экспортный характер экономик обоих государств. Из Китая в Германию поставляются преимущественно такие товары, как текстиль, одежда, игрушки, электроприборы, станковое оборудование. Немецкие же компании экспортируют в Китай в основном научное оборудование, автомобили, аэробусы, химические реагенты и пр. С 2002 г. Китай становится вторым по значимости внешним рынком для экспорта немецкой продукции, уступая лишь США (не считая, разумеется, ЕС). Экономисты предсказывают, что в 2015 г. экспорт германских продуктов на китайский рынок возобладает над экспортом во Францию, которая исторически является первым торговым партнером Германии. В свою очередь, ФРГ входит в пятерку основных внешнеторговых партнеров Китая, являясь при этом крупнейшим партнером КНР в ЕС.
По объему инвестиций в Китай Германия занимает первое место среди всех стран ЕС и второе место среди всех китайских партнеров, уступая лишь США. В 2011 г. китайское правительство утвердило порядка 15,5 тысяч государственных контрактов с Германией на сумму 52,21 млрд. долларов США [2]. Да и для германских ТНК Китай уже давно является сборочным цехом. Лишь за 2010 – 2011 гг. Китай утвердил в общей сложности 7110 проектов немецких компаний с общим объемом инвестиций 17,67 млрд. долларов. В основном инвестиции были в таких областях, как транспорт, автомобилестроение, химическая промышленность и теле-, радио-, интернет- коммуникации. На территории КНР действуют свыше 5000 немецких компаний. Также, согласно исследованиям немецких экономистов, 43 % немецких компаний, планирующих вложение своих инвестиций за рубеж, намерены остановить выбор на Китае. В свою очередь, китайское правительство предоставило немецким компаниям, которые уже провели инвестирование средств в китайскую экономику или науку, допуск к так называемому национальному режиму страны, что позволяет постоянно расширять объемы совместных инвестиций и развивать общую сферу НИОКР.
Объем китайских инвестиций в ЕС значительно вырос за последние годы, увеличившись с 500 млн. долларов США в 2008 г. до 6,7 млрд. долларов в 2010 г. Германия стала основной страной назначения этих инвестиций. По данным PwC, в первом полугодии 2012 г. китайцы потратили на скупку предприятий (или долей в них) 23,9 млрд. долларов, что в три раза выше показателей 2011 г. Порядка 70 % средств потрачено на приобретение сырьевых и энергетических активов. А около 30 % направлено на покупку технологичных активов. При этом несогласованность немецких законов и традиционный бюрократизм позволяют немцам не терять контроля над покупаемыми предприятиями.
По словам Гидо Вестервелле, «две страны преследуют не только сугубо экономические интересы... Чем сильнее экономика Китая, тем важнее для мира он становится, тем больше растет его политическое влияние, которое мы собираемся направить в русло мира, стабильности и равновесия» [1].
За сорок лет дипломатических отношений существенно изменилось содержание политического сотрудничества Германии и Китая. Оно расширилось, приобрело явно дружественный характер. Например, можно вспомнить совместное заявление, сделанное в 2004 г. канцлером ФРГ Герхардом Шрёдером и премьер-министром Госсовета КНР Вэнь Цзябао, где говорилось о германо-китайских отношениях как о стратегическом партнерстве с глобальной ответственностью. В июле 2010 г. канцлер ФРГ Ангела Меркель и Вэнь Цзябао в своем совместном заявлении подчеркнули, что двусторонние отношения переходят на следующий, более высокий уровень. Правительствами двух стран создана система межгосударственных органов, насчитывающая порядка 40 различных форумов, консультаций, советов.
В рамках этих форумов и консультаций правительства Германии и Китая все чаще и активнее поднимают вопросы региональных конфликтов. В 2012 г. в центре внимания находились кризисы на Ближнем Востоке (революции в Ливии и Сирии получили особое значение для немецкой внешней экономической политики), ядерная программа Ирана, территориальные споры Китая и Японии. Во время своего визита в Пекин Ангела Меркель выразила надежду на то, что Китай станет играть более заметную роль в решении иранской ядерной проблемы.
Нельзя упускать из виду, что в марте 2011 г. в Совете Безопасности ООН Германия вместе с Китаем, Россией, Индией, Бразилией воздержалась от голосования по резолюции, которая инициировала военное вмешательство в Ливию. Тем самым Берлин пошел вразрез с западными государствами. Существует даже точка зрения, что германское руководство планирует дальнейшее сближение со странами БРИКС и может стать негласным участником данного блока, поскольку это соответствует внешнеэкономическим интересам ФРГ.
В июле 2012 г. в Пекине было подписано совместное коммюнике о стратегическом характере отношений между Китаем и Германией. Состоящий из 28 пунктов исторический (до этого было только одно подобное соглашение – об установлении дипломатических отношений) документ содержит положения, предусматривающие глобальное партнерство в сфере политики, бизнеса и культуры. В нем также есть упоминание о том, что Берлин будет поддерживать Китай в признании его экономики рыночной. Этот момент очень важен для Пекина, поскольку подобное решение открывает многие двери для китайских фирм и корпораций. Подписание такого соглашения оказалось сенсацией. Дело в том, что отношения КНР со странами Евросоюза зачастую очень страдают именно из-за политических аспектов.
Конечно, любое партнерство имеет в своем развитии определенные камни преткновения. Между ФРГ и КНР существуют значительные разногласия в области соблюдения прав человека. Так, многие немецкие СМИ и общественные организации выступают с критикой китайской политики в отношении Тибета. Германо-китайские отношения серьезно осложнились в 2007 г., когда Ангела Меркель встретилась с Далай-ламой. По прошествии времени Берлин предпринял определенные шаги в обратном направлении, согласившись с принципом «одного Китая» и признав его территориальную целостность. Можно заметить, что постепенно Германия встает на сторону Китая в большинстве его пограничных споров и разногласий.
Все вышеперечисленные моменты находят отражение во внешнеполитических концепциях Германии и Китая, где друг другу они отводят все бóльшую роль. Конечно, Пекин достаточно часто заявляет о своей приверженности идее невступления в политические блоки или союзы. Однако многообразие сфер германо-китайского сотрудничества, постоянное развитие и укрепление экономических отношений, заинтересованность в усилении позиций друг друга на мировой арене и сходство по многим острым вопросам современной «Большой политики» дают основания предположить, что именно Германия имеет определенные преимущества перед остальными партнерами Китая для дальнейшего закрепления отношений в форме некоего союза или политического блока.
Литература
“China ist eines der großen Kraftzentren” // Presse-und Informationsamt der Bundesregierung. – URL: http://www.bundesregierung.de/Content/DE/Interview/2012/10/2012-10-18-westerwelle-zeit.html
Die Deutsch-Chinesiche Vereinbarungsliste // Website des Auswärtigen Amts. – URL: http://www.china.diplo.de/contentblob/3647582/Daten/2643945/vereinbarungsliste120830dd.pdf
Erfolge und Perspektiven der Chinesisch-Deutschen Zusammenarbeit // Website der Botschaft der Volksrepublik China in der Bundesrepublik Deutschland. – URL: http://www.china-botschaft.de/det/gdxw/t833145.htm
The World in 2050. – URL: http://www.pwc.com/gx/en/world-2050/beyond-the-brics.jhtml