Работа Ж. Мухиной - это интересный анализ традиционных оснований русской культуры и опыт выявления потенциала этих оснований для будущего развития российской общности. Так сложилось, что "Домострой" стал синонимом жёстких патриархальных отношений внутри семьи, но Жанна Владимировна осуществляет попытку представить его как модель мировоззрения, способную противостоять кризисным явлениям культуры.
Наталья Николаевна спасибо за вопрос. На мой взгляд, черты "домостроевского" мировоззрения в нашей современности крайне редко, но все же присутствуют. В первую очередь это касается семьи, а она как известно "ячейка общества". По "Домострою" семья - это Малая Церковь, где есть определенная иерархия, т.е. муж - глава семьи. А сейчас женщины стремятся к равноправию и как результат - плачевная статистика разводов. А отношение детей к родителям, которые не проявляют к последним должного уважения? Но
Жанна Владимировна,Вы знаете, мне кажется, что в нашем обществе наоборот можно найти черты "Домостроя". Не могу точно процитировать, но в книге говорится о том, что жена должна быть бережливой и рачительной хозяйкой.Что-то типа "..а когда хлебы печь, тогда и белье стирать", чтобы дров впустую не тратить много. Разве этот принцип в современном обществе исчез? Спасибо!
Наталья Николаевна, я не говорила, что их нет. Думаю, что все - таки еще этот принцип присутствует, но это не главное. В "Домострое" содержатся также цели : "учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым и др." Не говорю, что этих черт н
Уважаемая Жанна, скажите, каким образом принципы соборности согласуются с коллективизмом в советский период существования русской культуры, если согласуются? И в чём их существенное отличие друг от друга?
Спасибо за вопрос Владимир. На мой взгляд советский коллективизм более согласуется с таким понятием как общинность, а не соборность. Ведь исконное русское понятие соборности заключало в себе прежде всего христианский метафизический смысл и в таком случае он никак не может согласоваться с советским коллективизмом. Общинность же, сродни коллективизму, является понятием социальным и выстраивается по социоцентричной модели в противоположность теоцентричной модели соборности.
Жанна Владимировна, спасибо за статью! Вопросы, о которых говорит домострой, являются и теми вопросами, о которых должно задумываться общество. Можно ли сказать, что домострой начинает по-тихоньку возраждаться (естественно трансформируясь под современное общество), или это не так?
Спасибо Вам, Екатерина Владимировна, за вопрос. Да, общество должно не только задумываться над этими вопросами, но и брать их на вооружение!О возрождении, думаю, говорить пока рано. Как я уже писала выше, "домостроевские" принципы присутствуют в нашем обществе, можно сказать и трансформированные, но православные ценности неизменны!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!