В связи с этим возникает объективная необходимость не только в организации и осуществлении маркетинговой деятельности в ДОУ, но и в эффективном управлении ею. Руководитель должен быть компетентным в принятии управленческих решений, определяющих программу деятельности коллектива по оперативному разрешению актуальных проблем на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Однако в современном дошкольном образовательном учреждении маркетинговая деятельность ограничена, как правило, внешней коммуникативной функцией по установлению связей с социальными партнерами (музеи, школы, библиотеки, театры и др.) или оказанием дополнительных бесплатных и платных образовательных услуг.
Изучение практики работы дошкольных образовательных учреждений выявило значимость и необходимость организации маркетинговой деятельности в следующих аспектах: необходимость проведения маркетинговых исследований, анализ маркетинговой среды и поведения потребителей на рынке образования; востребованность субъекта образовательного процесса, обладающего маркетинговыми знаниями и умениями; необходимость соотнесения возможностей дошкольного образовательного учреждения с интересами реальных и потенциальных субъектов образовательного пространства и др.
Возникает необходимость в исследовании маркетинговой деятельности как стратегического звена развития дошкольного образовательного учреждения, стремящегося не только полноценно удовлетворять, но и формировать спрос на эффективное потребление образовательных услуг. В связи с этим появляется объективная возможность теоретического и эмпирического осмысления процесса организации маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения, социальных технологий ее реализации.
Разделяя точку зрения С.А. Езоповой, под маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении мы понимаем деятельность, направленную на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и коллектива дошкольного образовательного учреждения. Ученый выделяет следующие принципы маркетинговой деятельности в ДОУ: оказание качественных услуг, соответствующих потребительскому спросу, то есть запросам родителей; удовлетворение потребностей коллектива детского сада; ориентация на достижение высокого результата образовательной деятельности детского сада; обеспечение конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг на основе гибкой стратегии управления; создание и поддержание благоприятного имиджа детского сада; информирование реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг, стимулирование спроса на них [1, 201].
По мнению С.А. Езоповой, маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении выполняет следующие функции: исследовательскую, организационную, коммуникативную, инновационную [1].
Опираясь на структуру маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения, предложенную С. А. Езоповой, мы предлагаем свою структуру маркетинговой деятельности, представленную следующими этапами.
1. Мотивирующий этап – создание нормативно-правовой базы для оказания дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении, учреждение маркетинговой службы, проведение маркетингового исследования для изучения маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения.
2. Аналитико-прогностический этап – анализ рыночных возможностей детского сада: создание системы маркетинговой информации; анализ результатов маркетинговых исследований, направленных на изучение маркетинговой среды детского сада; отбор целевых рынков детского сада: сегментирование рынка образовательных услуг, выбор целевых сегментов, на которые дошкольное учреждение будет ориентироваться и позиционирование услуг на рынке.
3. Организационный этап – создание комплекса маркетинга детского сада: формирование портфеля услуг (политика предложенных услуг, ассортиментная политика); определение цен на услуги (ценовая политика); организация продвижения услуг на рынке (сбытовая, коммуникативная политика).
4. Координационно-корректирующий – управление маркетинговой деятельностью дошкольного образовательного учреждения: работа с педагогическим коллективом и потребителями образовательных услуг.
5. Рефлексивно-оценочный этап – оценка деятельности маркетинговой службы, анализ достигнутых результатов.
Сложность современных задач управления ДОУ, в том числе и маркетинговой деятельностью, требует более детального изучения данного процесса. В науке термин «управление» трактуется с трех позиций. Во-первых, управление определяется как деятельность субъекта по преобразованию окружающей его реальности; во-вторых, управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу; в-третьих, управление есть взаимодействие субъектов.
Управление маркетинговой деятельностью является одним из новых направлений в деятельности руководителя ДОУ, хотя некоторые его аспекты, такие как взаимодействие с родителями, с социальными партнерами и др. реализуются в детских садах с давних пор. Однако изменение окружающей ситуации, преобразование деятельности ДОУ требуют использования социальных технологий в осуществлении управления маркетинговой деятельностью.
Социальная технология – это определенный способ осуществления человеческой деятельностипо достижению общественно значимых целей.
Основными социальными технологиями, практикуемыми в маркетинговой деятельности ДОУ, являются:
Технологии планирования маркетинговой деятельности:анализ текущей маркетинговой ситуации; анализ опасностей и возможностей, исходящих от маркетинговой среды ДОУ; определение маркетинговых целей ДОУ; выработка маркетинговых стратегий; составление детального плана действий (календарный план); определение способа контроля.
Технологии продвижения образовательных продуктов и услуг включают в себя: рекламные буклеты; реклама в СМИ; дни открытых дверей; создание сайтов ДОУ; брендовые названия.
Технологии контроля маркетинговой деятельности: анализ мнения потребителей представителями ДОУ; анализ показателей реализации услуг (выявление наиболее популярных услуг, прогнозирование изменения ассортимента, политики услуг ДОУ и т.д.); анализ соотношения между затратами на маркетинговую деятельность и объемом реализации услуг; анализ эффективности маркетинговой деятельности; анализ удовлетворенности сотрудников управлением маркетинговой деятельности ДОУ.
Для решения эмпирических задач исследования были разработаны программа и инструментарий социологического исследования «Социальные технологии маркетинговой деятельности в ДОУ», проведено полевое исследование. Основной метод сбора информации – анкетный опрос. Были опрошены представили трех целевых групп (N=68 человек), из них: специалисты Управления образования Администрации города Белгорода – 9 чел.; педагоги МБДОУ № 11, № 51, № 85 – 18 чел.; родители – 41 чел.
Обработка полученных данных осуществлялась посредством программы Microsoft Excell в среде Windows 7.
Результаты нашего исследования показали, что по мнению работников Управления образования администрации г. Белгорода наиболее широко используются следующие технологии изучения потребностей потребителей образовательных услуг: анкетирование – 78 %, личные беседы – 44%; опрос, интервьюирование и др., по мнению респондентов, практически не используются. Анализируя результаты исследования, мы пришли к выводу, что недостаточно реализуются возможности опроса, интервьюирования и других технологий подобного рода.
Анализ мнения работников дошкольных образовательных учреждений показал, что ими используются технологии изучения потребностей потребителей образовательных услуг. Наиболее распространенными являются технологии: анкетирование – 43,9%, личные беседы – 31,7% и 2,4% используют технологии: опрос, интервьюирование.
Из результатов нашего исследования видно, что, по мнению работников Управления образовании Администрации г. Белгорода, в ДОУ города реализуются следующие технологии продвижения образовательных продуктов и услуг: раздача рекламных буклетов – 33,3%; реклама по в СМИ – 44,4%; дни открытых дверей – 100%; создание сайтов ДОУ – 100%.
В дошкольных образовательных учреждениях наиболее востребованными технологиями продвижения образовательных продуктов и услуг, согласно данных, полученных в ходе опроса руководителей и педагогов, являются: раздача рекламных буклетов – 22 %; проведение дней открытых дверей – 61%; создание сайтов ДОУ – 75,6%. Анализ результатов исследования показал недостаточное использование возможностей таких технологий как создание бреда для каждого ДОУ, реклама в СМИ.
Важным элементом маркетинговой деятельности ДОУ является прогнозирование потребности в кадрах, их поиск и отбор. Из технологий кадровой работы наиболее распространенными являются: обучение кадров (курсы повышения квалификации, участие в конференциях, семинарах и др.) – 79,3%; оценка персонала (профессиональные конкурсы, аттестация и др.) – 75,1%; стимулирование трудовой деятельности (участие в инновационной деятельности, участие в конкурсах, публикация статей и др.) – 64,5%.
Самыми востребованными услугами в дошкольных образовательных учреждениях, по мнению родителей, являются: услуги по оздоровлению детей – 46,3%; услуги логопеда – 29,3%; музыкально-ритмические занятия – 39%; подготовка к школе – 24,4; занятия иностранным языком – 17,1%. Данные анкетирования показали удовлетворенность родителей качеством предоставляемых услуг: полностью удовлетворены – 51,2%; частично – 24,4%; не удовлетворены – 9,8%; затруднились ответить – 14,6%.
Анализ полученных эмпирических данных, особенно по таким категориям респондентов, как заведующие МДОУ, специалисты Управления образования Администрации г. Белгорода показал, что 55,6% не считают целесообразным и необходимым создание маркетинговой службы в каждом ДОУ; 22,2% считают – создание службы по возможности; 22,2% – затруднились ответить. В ходе индивидуальных бесед мы пришли к выводу о неэффективности, нецелесообразности создания маркетинговой службы в каждом дошкольном учреждении. Для решения задач, связанных с осуществлением маркетинговой деятельности ДОУ, целесообразнее организация инициативных или творческих микрогрупп.
Одним из результатов нашего проекта явилась разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения. К ним относятся следующие:
Осуществление стратегического, тактического и оперативного планирования маркетинговой деятельности в ДОУ.
Осуществление сегментирования рынка образовательных услуг.
Стимулирование интереса к продвижению и сбыту образовательных услуг.
Расширение теоретических представлений о разных видах социальных технологий и использование их возможностей в маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, результаты исследования показали актуальность и необходимость использования социальных технологий в управлении маркетинговой деятельностью дошкольного образовательного учреждения, а также позволили выявить наиболее востребованные социальные технологии, реализуемые как руководителям и педагогами дошкольных образовательных учреждений, так и в определенной степени специалистами Управления образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Езопова, С. А. Менеджмент в дошкольном образовании / С.А. Езопова. М.: Финпресс, 2003. – 330 с.