Большинство отраслей экономики, так или иначе, связаны со сферой туризма это и транспорт, и сфера общественного питания, и предприятия по организации отдыха и развлечений и др.
Этим обуславливается актуальность выбранного проекта и его идея.
Идея проекта заключается в создании компании, которая осуществляет сопровождение туристов или туристических групп.
Компания оказывает следующие услуги:
Встреча туристов в аэропорту, на вокзале или в порту.
Сопровождение (трансфер) в отель, к достопримечательностям города СПб, театр, др. места.
Помощь в выборе предприятия размещения, посещения культурных достопримечательностей, предприятий общественного питания и др. в зависимости от бюджета туриста.
Главным образом, компания занимается организацией встреч и сопровождением туристов в Санкт-Петербурге. Таким образом, приезжая в незнакомый город турист не чувствует себя полностью отделённым от привычной ему среды, он может рассчитывать на поддержку и помощь в вопросах размещения, питания и посещения достопримечательностей города.
Данный проект отличается от деятельности турфирмы тем, что турист может сам выбирать сколько ему прибывать в городе, где жить и питаться и что посетить в городе в зависимости от собственного бюджета. Компания лишь осуществляет помощь в решении данных вопросов и берёт на себя ответственность за осуществление его планов. Также большим преимуществом для туриста является то, что он может приехать в город совершенно один и ему будет оказан качественный сервис и обеспечено приятное времяпрепровождение.
В своей деятельности компания сотрудничает с транспортными компаниями, турфирмами, гидами, гостиницами, хостелами, предприятиями общественного питания разных (классов) на основе договора об оказании услуг.
Региональные и отраслевые особенности выбранной сферы способствуют развитию данного вида бизнеса, так благодаря своим уникальным достопримечательностям Санкт-Петербург принимает в среднем около 5 млн. туристов в год, из них около 2 млн. – иностранные туристы.
ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
В данном разделе приводится справка о характеристике продукции, и целевом сегменте, отражена ценовая политика и сравнительная характеристика конкурентной среды, а также маркетинговые исследования, которые являются одним из важнейших этапов планирования бизнеса.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика основных конкурентов
Критерий
Предприятие
Транспортно-туристическая компания «Green-go»
Туристическая фирма «Mamadu»
Туристическое агентство «Виват-Петербург»
Предлагаемые услуги
Организация трансферов, сопровождение в места назначения, бронирование авиа и ж д билетов, предприятий размещения, составления и разработка индивидуального маршрута, помощь по запросам туристов.
Организация трансферов и аренды, организация встреч, бронирование предприятий размещения, авиа и жд билетов, предоставление услуг гидов и переводчиков, организация деловых переговоров.
Прием в Петербурге иностранных и российских туристов, путешественников и бизнесменов, размещение в гостиницах разного уровня, организация питания, экскурсионная программа, транспортное сопровождение
Организация групповых туров, бронирование отелей разного уровня и транспортное обслуживание.
Цена
На автомобильном транспорте:
1200 р. в час (включая автомобильный транспорт и услуги сопровождающего), гид оплачивается отдельно = 800 р. час.
Пешеходная или общественным транспортом:
600 р. Час
Обзорная экскурсия по историческому центру города с посещением различных достопримечательностей ( в зависимости от пакета)
От 5450 р.
Цена не оглашается на сайте, только по запросу
Индивидуальное обслуживание: – обзорная экскурсия по городу от 6000 р.;
Пешеходные от 2370 р.
Описание продукции:
Компания предлагает услуги встреч, сопровождения и оказания помощи в решении вопросов, связанных с размещением, питанием, посещением достопримечательностей и др.
Сотрудники компании оказывают помощь и туристское сопровождение во время пребывания туриста в городе.
Таблица 2.
Ценообразование на продукт для 2ух сегментов (на примере 3 дневного пребывания туриста в городе):
Услуга |
Вариант с использованием почасовой аренды автомобиля |
Бюджетный вариант – передвижение по городу общественным транспортом (метро, автобусы, трамваи, электрички, троллейбусы, маршрутные такси) |
Сегмент |
туристы 25-55 лет, со средним или высоким достатком |
туристы 18-25 лет (студенты, люди с низким достатком) |
Цена |
28 050р. |
22869 р. |
Целевые сегменты: туристы (иностранные, а также российские) в возрасте 18-25 лет (студенты, люди с малым заработком) – 30%, 25-55 лет (люди со средним и большим достатком) – 70%.
Маркетинговые исследования
В ходе выполнения работы использовались следующие виды маркетинговых исследований:
1) SWOT-анализ
2) Матрица Ансоффа
3)Диаграмма Исикавы (fishbone)
4)ABC – анализ значимости, XYZ – анализ зависимости от динамики спроса
Таблица 3
Внутренняя среда |
||
-Малая численность штата; -Недостаточность опыта в организации подобных услуг |
||
W O T |
Возможности |
Угрозы |
-Становление конкурентоспособным предприятием за счёт оказания качественных услуг и интересной ценовой политики |
-Вероятность хищения идеи бизнеса кем-либо из сотрудников |
|
Сильные стороны |
Сильные стороны и возможности |
Сильные стороны и угрозы |
-Крепкие партнёрские связи; -Наличие предложения для разных целевых сегмантов |
-Мало конкурентов в данном виде бизнеса (компании, которые оказывают услуги встречи и сопровождения) -Новое перспективное направление; -Возможность развития и внедрения нового вида бизнеса в индустрию туризма |
-Есть конкуренты, предлагающие аналогичные услуги (турфирмы) |
Слабые стороны |
Слабые стороны и возможности |
Слабые стороны и угрозы |
-Зависимость от сезонности; -Недостаточно рекламы; -Мало клиентов |
-Возможно продвижение за счёт партнёрских связей (взаимное оказание рекламных услуг) |
-Вероятность, что бизнес не окажется востребованным |
Внешняя среда |
||
-Зависимость от сезонности; -Кризис |
Пояснения к таблице: в данной таблице отражены сильные и слабые стороны предприятия, а также угрозы и возможности, стоящие перед ним.
Таблица 4
Матрица Ансофа
Старый рынок |
Новый рынок |
|
Старый товар |
Проникновение |
Развитие новых рынков |
Новый товар |
Развитие продукта |
Диверсификация |
Пояснение к таблице: стрелочками показан путь движения товара – новый товар проникает на уже существующий рынок, за счёт предложения уникальных услуг способен развить новые рынки и в дальнейшем диверсифицировать ассортимент, чтобы оставаться конкурентособным предприятием на рынке аналогичных услуг.
Схема 1
Диаграмма Исикавы (fishbone)
Пояснение к схеме:Данный анализ отражает на какие точки внешней и внутренней среде стоит сделать акцент, чтобы добиться повышения конкурентоспособности.
Таблица 5
Услуга |
Цена |
Объём продаж |
Себестоимость |
Выручка |
Общие затраты |
Прибыль |
Доля, % |
Накопленная доля, % |
||
1 |
Пакет на 7 дней с сопровождением на общественном транспорте |
22869 |
17 |
20582 |
388773 |
349896 |
38877 |
28 |
28 |
A |
2 |
Пакет на 7 дней - с экскурсией по городу (сопровождение) с использованием автомобиля |
28050 |
11 |
25245 |
308550 |
277695 |
30855 |
22 |
51 |
|
3 |
Пакет на 7 дней - экскурсия по городу и пригородам с сопровождением на общественном транспорте |
23000 |
9 |
20700 |
207000 |
186300 |
20700 |
15 |
66 |
|
4 |
Пакет на 7 дней - экскурсия по городу и пригородам (сопровождение) с использованием автомобиля |
32000 |
6 |
28800 |
192000 |
172800 |
19200 |
14 |
80 |
|
5 |
Предоставление транспорта в аренду с водителем (3 дня) в чертах города |
19000 |
10 |
17100 |
190000 |
171000 |
19000 |
14 |
93 |
|
6 |
Предоставление транспорта в частную аренду (3 дня) |
9000 |
3 |
8100 |
27000 |
24300 |
2700 |
2 |
95 |
|
7 |
Помощь в организации бронирования |
3000 |
9 |
2700 |
27000 |
24300 |
2700 |
2 |
97 |
|
8 |
Услуги гида (пешеходная экскурсия по городу) 3 часа |
3000 |
7 |
2700 |
21000 |
18900 |
2100 |
2 |
99 |
C |
9 |
Курьерские услуги (из точки A вточку B) в чертах города |
1500 |
10 |
1350 |
15000 |
13500 |
1500 |
1 |
100 |
График 1
Пояснение к исследованию: в таблице приведён перечень услуг, которые оказывает компания, подсчитаны финансовые показатели, а также указано какую долю в процентном соотношении составляет каждая услуга в общем перечне.
На диаграмме отражены: группа A наиболее значимые услуги, группа B - услуги промежуточной значимости, группа C -наименее значимые (с точки зрения получения прибыли).
Таким образом, из Таблицы 5 и графика 1 видно, что услуги «предоставление транспорта в аренду» и «помощь в бронировании» являются малоэффективными для предприятия. А группа «Услуги гида (пешеходная экскурсия по городу) 3 часа» и «Курьерские услуги в чертах города» ещё менее эффективной в связи с низким уровнем прибыли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проделанных исследований и расчётов можно сделать вывод о том, что, при условии рационального финансового планирования, правильно и грамотно выбранной ценовой и ассортиментной политики, а также эффективных методов рекламы и продвижения, компания способна внедриться на рынок и стать конкурентоспособным предприятием, так как выходит на рынок с новым предложением и имеет мало конкурентов.
Ограниченный объём работы не позволяет отразить все проделанные в ходе исследования анализы, однако в работе отражены важнейшие из них.
Анализ внешней и внутренней среды показал слабые и сильные стороны деятельности предприятия, отталкиваясь от этих результатов, можно сказать, на что стоит делать упор, а где стоит ослабить давление.
ABC-анализ позволил понять какие именно услуги являются наиболее прибыльными и, следовательно, более значимыми для предприятия.
В целом, современная статистика туризма в Санкт-Петербурге и ситуация на рынке даёт прогноз на перспективное развитие данного бизнеса.