ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

Севрюгина Л.А. 1, Мащенко М.В. 1
1Нижнетагильская Государственная Социально-Педагогическая Академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время перед образованием стоит множество задач и важнейшая из них – подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. В современных условиях недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, необходимо уметь их применять в реальной жизни. Одним из главных качеств личности современного ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, меняются и задачи учителя. Теперь он должен быть не источником информации, дающим знания, а организатором самообразования учащихся, мотивирующим на творческий поиск.

Новый ФГОС требует использование системно-деятельностного подхода и увеличение доли самостоятельной работы учащихся даже на уроке. Соответственно одной из главных задач школы становится не только давать готовые знания учащимся, но и привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

В соответствие с этим в школе должны меняться используемые технологии и методы обучения.

Систематическое использование метода проектов в школьном образовании позволит развивать познавательные умения учащихся, то есть умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Кроме того, выполнение различных учебных проектов способствует развитию критического и творческого мышления.

Обращаясь к истории, заметим, что метод проектов в обучении не является инновационным и прочно вошел в практику еще в прошлом веке. Считается, что данный метод берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некую эволюцию. Родившись из системы свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний. Проектная деятельность предусматривает решение целого ряда проблем и позволяет показать практическое применение полученных знаний.

Рассмотрим суть метода проектов более подробно. Из табл. 1. видно, что разные авторы по-разному понимают его суть.

Разные авторы по-разному понимают суть метода проектов. Некоторые подменяют его технологией проектного обучения, другие приближают к системе обучения.

Таблица 1

Определения метода проектов

Автор

Определение

Большая советская энциклопедия

Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов [1].

Брыкова О.В.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [2].

Полат Е.С.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов [3].

Селевко Г.К.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности[5].

Пахомова Н.Ю.

Метод проектов – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики [4].

Ястребцева Е.Н

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [7].

Обобщая выше изложенное, под методом проектов будем понимать комплекс специальных педагогических приемов, направленных на получение учащимися какого-то законченного продукта собственной деятельности, что позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает ученику самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести курс «Информатика и ИКТ».

Анализ опыта организации проектной деятельности на уроках информатики позволил выделить следующие особенности использования данного метода обучения:

– поиск информации для выполнения проекта из разных источников и ее систематизации средствами ИКТ;

– использования компьютерных технологий не только как средства, но и как объекта изучения;

– высокая технологичность проектов по информатике;

– широкое использование различных сетевых возможностей и значительное расширение участников проекта;

– возможность дистанционного координирования проектов;

– возможность использования всех видов проектов [6].

К достоинствам применения метода проектов на уроках информатики можно отнести: возможность изучения наиболее передовых технологий, связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за переделами учебного заведения; формирование умений работать в коллективе, в том числе и в программной среде совместного доступа; брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы, понимание важности работы.

Соответственно при обучении информатике проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, что способствует формированию самостоятельного мышления, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

Покажем, как использование метода проектов при обучении информатике и ИКТ, будет способствовать формированию универсальных учебных действий согласно ФГОС, который предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действияи операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный;регулятивный(включающий также действия саморегуляции);познавательный;коммуникативный (см. табл. 2).

Таблица 2

Универсальные

учебные действия

Качества, формируемые при использовании метода проектов на уроках информатики и ИКТ

Личностные

  • личностная саморефлексия;

  • способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе;

  • личностная позиция

умение выбрать тему проекта согласно своим интересам и способностям;

умение выразить и оценить собственную точку зрения по итогам проектной деятельности;

умение обозначить дальнейшие направления развития проекта.

Регулятивные

  • целеполагание;

  • планирование; прогнозирование;

  • коррекция; оценка

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему; обосновывать актуальность выбранной темы проекта, составлять план выполнения проекта.

Познавательные

  • извлечение нужной информации,

  • умения ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

  • делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать информацию из различных источников и разными способами;

  • перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

  • постановка и решение проблемы

самостоятельно находить, сопоставлять и отбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) для выполнения учебного проекта; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, выявлять причины и следствия явлений в предметной области проекта; записывать выводы в виде правил по заданной ситуации, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение использовать полученную информацию в проектной деятельности, представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, презентаций с помощью ИКТ; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, создавать конечные программные продукты по проектируемой предметной области.

Коммуникативные

  • умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

  • понимание других позиций, готовность участия в коллективном обсуждении проблем

при защите проекта отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее фактами, умение критично относиться к своему мнению. Понимание точки зрения другого (в том числе автора), владение правильным типом читательской деятельности; умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; умение организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), предвидеть последствия коллективных решений.

Например, при выполнении проекта по теме «Интернет-зависимость современной молодежи» при изучении коммуникационных технологий, будут формироваться следующие УУД (см. табл. 3)

Тема проекта относится к поиску информации в сети Интернет и изучению сетевой этики. Были выделены следующие вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

Что означает слово "свобода" для Вас?

Проблемные вопросы

1. Почему существует интернет-зависимость?

2. Чем опасна интернет-зависимость?

3. Интернет-зависимость: миф или реальность?

4. Как избавиться от интернет-зависимости?

Учебные вопросы

Что такое интернет-зависимость?

Когда появилась проблема интернет-зависимости?

Как выявить интернет-зависимость?

В ходе выполнения проекта были выделены определенные этапы, которые мы соотнесли с деятельностью учащихся и развитием УУД:

Таблица 3

Этапы выполнения проекта

Учитель

Ученик

Развиваемые УУД

1 этап: погружение в проект включает:

  1. Знакомство учащихся с сутью проектной деятельности.

1. Активное участие в беседе.

Мотивация к познанию, учёбе, готовность участия в коллективном обсуждении проблем.

  1. Постановка основополагающего, проблемных и учебных вопросов проекта, а также целей и задач проекта.

2. Личное присвоение проблемы.

Способность к саморазвитию, обозначить дальнейшие направления развития проекта.

  1. Показ презентации о сути проекта об интернет-зависимости.

3.Вживание в ситуацию.

Извлечение нужной информации.

  1. Знакомство с критериями оценивания проекта.

4.Обсуждение критериев, уточнение спорных моментов.

Умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

2 этап – организация деятельности

  1. Разделение класса на группы по 3 человека.

5. Разбивка на группы.

Умение организовывать учебное взаимодействие в группе.

  1. Распределение амплуа в группах.

6. Распределение ролей в группе

Умение организовывать учебное взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений.

  1. Обсудить возможные формы презентации проекта.

7. Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Планирование, прогнозирование, умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта, составлять план выполнения проекта.

3 этап – осуществление деятельности

Самостоятельная работа учащихся

  1. Сбор информации по вопросу.

Извлечение нужной информации, умение ориентироваться в ней, делать предварительный отбор источников информации, добывать перерабатывать информацию; самостоятельно находить, сопоставлять и отбирать информацию из различных источников.

  1. Разработка анкет, опросников, вопросов для интервью.

Коррекция, умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; понимание других позиций,

  1. Проведение анкетирования.

Способность к саморазвитию, мотивация к познанию.

  1. Обработка результатов.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, выявлять причины и следствия явлений в предметной области проекта; записывать выводы в виде правил по заданной ситуации, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение использовать полученную информацию в проектной деятельности.

  1. Создание продукта проектной деятельности (сайт, публикация, презентация).

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, создавать конечные программные продукты по проектируемой предметной области, представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, презентаций с помощью ИКТ;

13. Консультирование учащихся

  1. Консультации с учителем по необходимости.

Коррекция деятельности, умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

4 этап – презентация (защита проектов)

  1. Принимает отчет, отражающий записи в форуме, блоге, таблице продвижения по курсу.

14. Сдача отчета.

При защите проекта отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая аргументами фактами, умение критично относиться к своему мнению.

  1. Обсуждение проделанной работы над проектом за "круглым столом".

15.Обсуждение проблемы.

Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; понимание других позиций, готовность участия в коллективном обсуждении проблем, понимание точки зрения другого

  1. Оценивание навыков коллективной работы, умение обосновать свое мнение, толерантность.

16. Демонстрируют данные навыки.

Умение выразить и оценить собственную точку зрения по итогам проектной деятельности

  1. Подведение итогов: оглашение и объяснение оценок.

17. Дают взаимооценку деятельности и её результативности.

Оценка результатов

В ходе работы над проектом были разработан ряд документов, которые служат примером для учащихся, такие как пример работы учащихся, пример анкеты, сайт по поддержке, где ученики смогут найти полезные ссылки для работы над проектом, презентацию учителя, которая знакомит учеников с сутью проектной деятельности и проектом под названием «Интернет-зависимость современной молодежи». Помимо всего прочего разработан буклет для родителей, который также отражает суть метода проектов и суть проекта, который предстоит выполнить их детям. Учащиеся работали в среде Wiki.iteach, которая предоставляет возможность совместного доступа при работе над проектом.

В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности; они учатся анализировать собственные результаты и результаты коллег.

Выполнение проектов в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Список литературы

  1. Большая советская энциклопедия. /Под общ. ред. С.И. Вавилова. – 2-е изд., Т. 2. – М.: 1956.

  2. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст] / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. – М.: Чистые пруды, 2006.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др. – М.: Академия,1999.

  4. Полат Е.С. "Метод проектов" [Электронный ресурс] // Программа Intel обучение для будущего – Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php – Загл. с экрана.

  5. Селевко Г.К. Дифференциация обучения [Текст]/ Г.К. Селевко – Ярославль.: Логос, – 1995.

  6. Федоренко И. А. Использование метода проектов на уроках информатики [Электронный ресурс] // Муниципальное учреждение Департамент образования г.Шахты – Режим доступа: http://shakhty-edu.ru/node/210 – Загл. с экрана.

  7. Ястреблева Е.Н. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. [Текст] / Е.Н. Ястреблева.– М.: Дрофа, ­ ­­– 2006.

Просмотров работы: 9670