НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

Крикота Н.В. 1
1Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особая, свободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) – ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Предприятия – резиденты ОЭЗ в Китае, например,в течение первых двух лет освобождаются от налога на прибыль, в течение следующих 3 лет налог на прибыль уплачивается по льготной 50 % ставке (16,5 % от прибыли). В некоторых областях освобождение от налога на прибыль действует в течение 8 лет, а налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, составляют не более 5 % [4].

В Российской Федерации с целью привлечения иностранных инвесторов и увеличения отечественных капиталовложений созданы и функционируют уже более двадцати ОЭЗ [2]. При этом налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Так, статьей 259.3 НК РФ предусмотрено применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации организациями, имеющими статус резидента промышленно-произвоственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны. Они имеют право применять к основной норме амортизации в отношении собственных амортизируемых основных средств специальный коэффициент, но не выше 2 (пп.3 п.1 ст. 259.3 НК РФ). Следует обратить внимание на то, что использование повышающих коэффициентов является правом налогоплательщика, а не обязанностью, поэтому налогоплательщики могут и не использовать в целях налогообложения предоставленную возможность. При этом решение о том, будет ли налогоплательщик использовать такое право необходимо закрепить в приказе об учетной политике в целях налогообложения. Также необходимо определить размер применяемого коэффициента. Обратим внимание также, что в отношении нематериальных активов налогоплательщика такой коэффициент неприменим.

Пунктом 2 ст. 283 НК РФ определено, что налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. На текущий налоговый период налогоплательщик вправе перенести сумму убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде, что установлено абзацем 2 п. 2 ст. 283 НК РФ. Данное положение не применяется в отношении налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны. [1] По мнению большинства ученых [4], предоставление льготы в виде переноса убытка на будущее для резидентов особых экономических зон должно быть исключением. По законодательству особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики и высокотехнологичных отраслей. Соответственно, убыточный резидент не может обеспечить достижение приведенных базовых целей. Факт получения убытка резидентом особой экономической зоны, во-первых, должен быть экономически обоснован в виде указания причин получения убытка. Во-вторых, резидент должен разработать систему мер по улучшению своих финансовых показателей в будущем. Такое экономическое обоснование резидент особой экономической зоны представляет в налоговый орган, который принимает решение о предоставлении или непредоставлении данной льготы.

Следует также отметить, что законами субъектов Российской Федерации для организаций - резидентов особой экономической зоны может устанавливаться пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны. При этом размер налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента. Так, например, Законом г. Москвы от 5 июля 2006 г. № 31 «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет г. Москвы, понижена до 13,5 процента в отношении прибыли, полученной от технико-внедренческой деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны. Участники же особой экономической зоны в Магаданской области при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области (в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2014 г) [3].

Важным условием применения пониженной ставки является ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны и за ее пределами. При отсутствии раздельного учета применяется общая ставка 20% [1].

С 2012 года для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон введена нулевая ставка по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Действовать эта льгота будет в течение 2012 - 2017 гг. А в части налога на прибыль, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, регионы смогут по-прежнему устанавливать пониженные ставки, но уже не выше 13,5% (сейчас - не ниже 13,5% (п.1 ст. 284 НК РФ)) с 2012 года по 2018 год.

Кроме того, с 2012 введено понятие кластера, как совокупности особых экономических зон одного или нескольких типов, и для туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер установлена нулевая ставка по налогу на прибыль (с 2012 года по 2023 год) [2].

Таким образом, необходимо отметить, что в отличие от опыта развитых стран, когда механизм ОЭЗ выполняет задачу поддержки отстающих регионов, в России ОЭЗ создаются главным образом в экономически развитых регионах, тогда как помощь нужна дотационным территориям.В этой связипредставляетсяцелесообразным расширение льготных механизмов (возможноза счет федеральных налогов или других инструментов)для субъектов федерации, находящихся в депрессивном состоянии.Тем более что в других странах резидентам особых экономических зон предоставляются большие льготы.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации / Под ред. Г. Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2012. – 928 с.

  2. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»

  3. Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области».

  4. Налоговое планирование [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pnalog.ru

Просмотров работы: 25672