ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Центкевич Т.А. 1
1Орловский государственный институт экономики и торговли
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исторически экономическому анализу отводилась контрольная функция в управлении предприятием. С переходом на рыночные отношения управленческому учету и анализу отводится самостоятельная роль, которая позволяет использовать их как рычаги влияния на принятие управленческих решений. В социалистические времена анализ был частью других наук, как например: бухгалтерского учета, статистики. С развитием рыночных отношений, которые привели к ужесточению конкуренции на рынке, начинается становление экономического анализа, как самостоятельной науки, потому что в этом появляется практическая потребность. Но это не означает, что анализ существует вне других наук, наоборот наблюдается их неотделимость, и невозможность одного без другого. Например, данные бухгалтерского учета являются информационной базой экономического анализа. Не удивительно, что первыми аналитиками на предприятиях были именно бухгалтеры, да и предмет раньше назывался «Бухгалтерский учет и анализ финансовой деятельности». Состав информационных источников формируется в зависимости от задач и целей экономического анализа. Можно сказать, что там, где заканчивается учет, начинается анализ. Статистика же является поставщиком новых способов и приемов анализа, основанных на имеющихся в арсенале статистов методов индексов, группировок и др.

Перечисленные источники информации являются внутренними, но анализ невозможен без внешних источников информации, особенно при планировании ассортимента продукции, например, когда важно учитывать производственный потенциал предприятия и спрос на рынке.

Для того чтобы принять отдельные, наилучшие управленческие решения, необходимо предварительно проводить глубокий, всесторонний экономический анализ предприятия. В современных условиях функционирования предприятий особое значение приобретает изыскание способов повышения эффективности деятельности, позволяющих конкретным производствам сохранять позиции на рынке и улучшать их. Методы экономического управленческого анализа позволяют вскрывать «нарывы» не одного дня и современно влиять на производственные процессы и являются особенно актуальными в период кризиса. Экономический управленческий анализ, во-первых, позволяет установить текущее состояние предприятия, во-вторых, выявить его потенциальные возможности.

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы и конечные показатели, на которые оказывают влияние многочисленные факторы. Факторы подразделяются на позитивные и негативные, в зависимости от результата влияния. В зависимости от места возникновения: внутренние и внешние, внутренние, в свою очередь, на объективные и субъективные. Особая роль придается субъективным факторам в связи с тем, что они зависят как от степени профессионализма руководства предприятия, так и от деятельности конкретного человека. Успешное хозяйствование, выполнение показателей бизнес-планов при благоприятных внешних условиях определяется правильной организацией производства, финансов, правильной мотивацией каждого члена коллектива, с условием, конечно, что он знает свое дело.

Понятно, что существуют и внешние объективные факторы, как например, повышение цен на тарифы и т.д. Нельзя умалять значение внешних факторов, особенно таких как, изменение политической обстановки в государстве и в мире, инфляция, деятельность государства. Государству принадлежит роль в обеспечении правого поля для деятельности предприятий, в создании равноценных условий для всех предприятий, в частности через защиту конкуренции.

Осуществление управленческого анализа невозможно без его сегментирования, т.е. проведения в разрезе отраслей производства, в разрезе циклов производства и поэтому происходит привязка определенного анализа к соответствующим службам.

По сути, управленческий анализ есть ни что иное как сравнение фирмы с самой собой, то есть текущие показатели сравниваются с предыдущими показателями. Для достижения желаемых результатов, сравниваются текущие показатели с показателями бизнес-планов. Любое дело начинается с составления тщательно разработанного бизнес-плана, главными чертами которого являются: реалистичность, разумность, перспективность, финансовый результат. Основная цель предприятий в рыночных условиях неоднозначна и заключается в удовлетворении общественных потребностей (удовлетворении спроса), получении прибыли и обеспечении своей финансовой устойчивости в совокупности.

Сегодня модно использовать иностранные слова и аббревиатуры, как например KPI - Key Performance Indicator, который на русский язык можно перевести как Ключевые показатели эффективности (КПЭ). Но, при хорошем изучении KPI становится понятным, что методы экономического управленческого анализа являются частью общей системы KPI.

До внедрения KPI систем без личного участия руководства в производственных процессах почти всегда невозможно. KPI системы позволяют бизнесу успешно развиваться даже при условии, что руководитель не в состоянии вести ежедневный контроль исполнения функций каждым сотрудником. Собственники бизнеса оценивают вклад сотрудников в дело предприятия по KPI показателям.

Существует не одна система KPI, но все они едины в самой идее. Показатели каждого отдельного сотрудника привязываются к KPI всей компании - прибыль, рентабельность или капитализация. Очень часто на практике можно наблюдать отсутствие взаимодействия между различными службами. При этом каждая служба, казалось бы, решает свои персональные задачи. При системе KPI все службы функционируют слажено. Эта идея заложена в самой системе KPI, поэтому независимо от желания сотрудника он вынужден работать именно определенным KPI образом. Кто-то может возразить, что и без KPI, можно заставить работников работать результативно, за что он получит премию. Но в данном случае у него нет, во-первых, точной уверенности в ее получении, и во–вторых, перед ним стоит либо конечная цель, либо ежедневные текущие задачи. При KPI сотрудник решает текущие задачи с целью достижения конечной цели бизнеса.

Первоначально для внедрения системы KPI необходимо определить ключевые показатели эффективности предприятия и привязать сотрудников к выполнению задач через мотивацию.

При анализе эффективности производства (имеется в виду любой вид деятельности) особая роль отводится изучению главного показателя – рентабельности предприятия, который рассчитывается как:

Указанный показатель рассчитывается в целом по предприятию.

Финансовое состояние предприятия прямо зависит от эффективного использования средств (активов) и источников их формирования. Собственные оборотные средства - прибыль, полученная в результате деятельности предприятия, дебиторская задолженность. Привлеченные – заемные средства, кредиты банков. Анализ динамики доли собственных оборотных средств в объеме по сравнению с долей привлеченных позволяет своевременно влиять на управленческие решения. Недостаток оборотных средств может привести к банкротству, хотя и значительный излишек не есть положительный показатель, он свидетельствует о неэффективном их использовании.

В настоящее время одним из способов решения проблемы недостатка собственных оборотных средств является использование кредитов поставщиков. То есть, заключение контрактов на поставку с отсрочкой платежа (в случае досрочного погашения обязательств покупатель имеет право на получение дополнительного дисконта). Однако и эффективность привлечения кредитов поставщиков также просчитывается. С этой целью особое внимание уделяется изучению конъюнктуры рынка. Для успешной реализации этой задачи сотрудникам фирм часто мешает личный интерес, подогреваемый поставщиками.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала,

Для оценки эффективности использования оборотных средств применяются показатели оборачиваемости оборотных средств[6].

Следующие показатели являются главными:

  • средняя продолжительность одного оборота в днях;

,

где П - средняя продолжительность одного оборота в днях;

СО - средний остаток оборотных средств за отчетный период;

Р - реализация продукции за этот период (за вычетом НДС и акцизов);

В - количество дней в отчетном периоде (в году-360, в квартале-90, в месяце-30).

Значит, средняя продолжительность одного оборота в днях исчисляется как отношение среднего остатка оборотных средств к однодневному обороту по реализации продукции.

Количество (число) оборотов, совершаемых оборотными средствами в течение определенного периода времени (год, полугодие, квартал), другими словами — коэффициент оборачиваемости - может быть рассчитан двумя способами:

  • как отношение реализации продукции за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов к среднему остатку оборотных средств, т.е. по формуле:

  • как отношение числа дней в отчетном периоде к средней продолжительности одного оборота в днях, т.е. по формуле:

Третий показатель оборачиваемости (сумма занятых оборотных средств, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции или иначе — коэффициент загрузки оборотных средств) определяется одним способом как отношение среднего остатка оборотных средств к обороту по реализации продукции за данный период, т.е. по формуле:

Этот показатель выражается в копейках. Он дает представление о том, сколько копеек оборотных средств затрачивается для получения каждого рубля выручки от реализации продукции.

Например: за отчетный год средний остаток оборотных средств предприятия составил 950 тыс. руб., а себестоимость реализованной за год продукции — 8000 тыс. руб. В данном случае:

  • Коэффициент оборачиваемости = 8000 / 950 = 8,42 оборотов за год

  • Коэффициент закрепления = 850 / 7200 = 0,1188 руб оборотных средств на 1 рубль реализованной продукции (цифры приведены для примера исчисления показателей).

Анализ проводится чаще всего по итогам годового отчета. Полученные данные сравниваются с соответствующими показателями за предыдущий год, в случае анализа нормируемых средств, полученные показатели сравниваются с нормативами. Анализ может проводиться по отдельным объектам средств, потом суммироваться, также проводиться в разрезе нормируемых и ненормируемых, также с последующим сводом.

В результате проведенных исчислений устанавливается либо замедление оборачиваемости оборотных средств, либо ускорение оборачиваемости. В первом случае происходит дополнительное привлечение средств в оборот, при ускорении происходит высвобождение оборотных средств из оборота.

Сумма оборотных средств, высвобожденных вследствие ускорения оборачиваемости или дополнительно привлеченных в результате ее замедления, определяется как произведение числа дней, на которое ускорилась или замедлилась оборачиваемость, на фактический однодневный оборот по реализации.

Экономический эффект ускорения оборачиваемости заключается в том, что организация может с той же суммой оборотных средств, произвести больше продукции, или произвести тот же объем продукции с меньшей суммой оборотных средств.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств достигается путем внедрения в производство новой техники, прогрессивных технологических процессов, механизации и автоматизации производства. Эти мероприятия способствуют уменьшению продолжительности производственного цикла, а также увеличению объема производства и реализации продукции.

Все указанные показатели и множество других важных показателей, разработаны в готовых системах KPI. Для более полного представления как работают методы экономического анализа в системе KPI, рассмотрим систему управления, разработанную Л. Роном Хаббардом, являющуюся по некоторым оценкам самой эффективной в настоящее время.

Данная система KPI отличается тем, что строится по показателям. То есть мотивация работника привязывается не к конечным показателям деятельности в виде темпов роста, процентов выполнения показателей бизнес-плана, а к качественным показателям. Например, мотивация менеджера по другим системам KPI может быть привязана к такому показателю, как прирост объема продаж по сравнению с показателем за соответствующий период прошлого периода или если рассматривать в динамике, то за несколько прошлых периодов. Но даже при условии, что темпы роста показателя будут расти, это не будет означать, что он является результатом личного вклада менеджера. При системе KPI, разработанной Л. Роном Хаббардом, оценка работы менеджера осуществляется по показателям, например, заключение договоров, позволяющих фирме получить дополнительную торговую скидку, или получить как сейчас принято называть «маржу от личных сделок», увеличение рынка сбыта продукции и другие. Естественно, что данные показатели будут в конечном итоге работать на конечные показатели, такие как рентабельность, объем продаж. И так, ни один работник не остается без конкретных показателей.

На сегодняшний день повысить эффективность производства можно в большей степени благодаря инновационным технологиям предприятия. На самом деле инновации включают в себя не только изменения в технологических и производственно-технологических решениях, но и в любом улучшении в положительную сторону научно – производственной деятельности (Рис 1). Говоря об инновациях необходимо упомянуть, об основоположнике данной технологии – австрийском и американском экономисте Йосифе Шумпере. Согласно Й. Шумперу, экономическая динамика строится на применении нововведений в различных сферах хозяйственной жизни. Итогом инноваций является влияние на экономические процессы[8].

Рис.1- Типы нововведений.

Можно сделать вывод, что инновация – это новшество, которое внедряется в любой вид деятельности с целью повышения ее эффективности. В свою очередь, следует понимать под словом «эффективность» конкретный производственный, социальный, экологический и конечно же экономический результат, ожидаемый от внедрения новшества.

На мировом уровне такие известные менеджеры как Билл Гейтс (Microsoft), Акио Морито ( Sony) и другие, добились популярности и сумели довести свои компании к мировому лидерству, благодаря инновационным технологиям.

Для того, чтобы осуществить инновационную деятельность, внедрить инновационные технологии на предприятии необходимо существование инновационного потенциала предприятия. В данном случае под словом «потенциал» подразумевается совокупность различных ресурсов, которые включают в себя: интеллектуальные (технологическая документация, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия); материальные (технологическое оборудование, ресурс площадей); финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые); кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ); инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки); иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

От состояния этого самого потенциала зависит, какую именно стратегию по внедрению инновационных технологий необходимо выбрать.

Хочется особо отметить, что осуществление инноваций невозможно без свободы творчества и огромной работы по освоению новых проектов. Инновационных идей огромное множество, но инновация как таковая, будет существовать, когда она будет внедрена в производство. Инновация – это результат практического освоения новых идей, доведенная до потребителя.

Итак, всеобщая формула эффективной экономики в идеале выглядит так: при наименьших затратах получение наибольшей прибыли с целью наиболее полного удовлетворения спроса потребителей. А последнее условие является наиглавнейшим.

Список литературы:

  1. Алехина А.А. Крутится, вертится…: управление оборотными фондами как важнейший фактор повышения эффективности работы сельскохозяйственныхпредприятий.[Текст]://Российскоепредпринимательство.- 2007.- №9: Вып.1.- С. 115-118.

  2. Бондина Н. Эффективность использования оборотных средств – залог укрепления финансового состояния. [Текст]:// Международный сельскохозяйственный журнал.- 2003.- №2.- С. 42-44.

  3. Баканов Михаил Иванович, Шеремет, Анатолий Данилович. Теория экономического анализа [Текст]: Учеб. для студентов экон.спец. - 4-е изд., доп и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2006.

  4. Савицкая Глафира Викентьевна. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям.- 2-е изд., перераб., доп. -- М.; Минск: ИП "Экоперспектива", 2006.

  5. Ваш финансовый аналитик. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/turnover/rate_of_turnover.html

  6. Электронная библиотека. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.chuvsu.ru/~batyrevo/e-biblio/080109/teoriya_econom_analiza/lekcii_teoriya_econom_analiza.pdf

  7. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] Режим доступа: ru.wikipedia.org

Просмотров работы: 2214