ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С момента организации семьи, она играет важную роль в воспитании детей, а родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. Человечество давно пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Об этом есть записи в некоторых священных книгах, а развернутое обоснование подобные мысли получили в трудах великих педагогов и мыслителей.

Первым руководством по вопросам семейного воспитания детей-дошкольников была книга Я. А. Коменского «Материнская школа», получившая всемирную известность [3].

Попытку осуществить практическую подготовку матерей к воспитательной деятельности сделал Ф. Фребель. С этой целью он создал детские сады, чтобы путем показа приемов правильного воспитания детей повысить педагогическую культуру матерей [4].

Разработке этих вопросов уделяли большое внимание И. Г. Песталоцци и Ж. Ж. Руссо, а также К. Д. Ушинский и революционеры-демократы В. Г. Белинский и А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский [4]. Большой вклад в развитие семейной педагогики внесла Н. К. Крупская [2]. Научная разработка важных вопросов теории семейного воспитания дана также в трудах А. С. Макаренко. Он глубоко обосновал связь воспитания детей в семье с общим направлением нашего советского воспитания и его целями, выступил инициатором широкого педагогического просвещения родителей. Его «Книга для родителей» и лекции о воспитании детей вошли в золотой фонд советской семейной педагогики [5]. В каждой стране сложилась своя система повышения педагогической культуры населения.

В России в XX в. в течение нескольких десятилетий существовала специальная система повышения педагогической культуры населения - педагогический всеобуч. Он имел научно-методическое обеспечение в виде программ, учебной литературы, предназначенных для разных категорий населения. Его целью было ознакомление всего взрослого населения с основами воспитания. В рамках всеобуча функционировали народные университеты, включающие несколько факультетов, в том числе и педагогический (для руководителей, педагогов школ, дошкольных учреждений, родителей) [6].

В программы родительских университетов, рассчитанных на один или два года обучения, входил минимум знаний о содержании всестороннего развития ребенка, о методах семейного воспитания. Работа дифференцировалась по возрастным этапам развития ребенка: воспитание в семье детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростков, старшеклассников. Педагогическое просвещение юношей и девушек велось в школах, средних специальных учебных заведениях. Родители приобретали педагогические знания и умения в клубах молодых семей. Широкое распространение, например, получили «школы молодой матери», в которых основами педагогических знаний овладевали женщины, готовящиеся стать матерями или имеющие маленьких детей. Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получали в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом направлении проводила школа. Было распространено санитарное просвещение в школе, назначение которого - распространение среди учащихся, их родителей и персонала школы сведений из области школьной гигиены, физиологии, эпидемиологии, педиатрии. Вместе с врачом администрация школы и учителя организовывали общешкольные и классные санитарные посты и школьно-санитарную дружину. Таким образом, в нашей стране была создана система повышения педагогической культуры всего населения, которая сама по себе заслуживает положительной оценки. Недостатками этой системы были излишняя политизация содержания, а подчас и его оторванность от реальных проблем семейного воспитания, обязательность, а иногда принудительность посещения той или иной формы педагогического просвещения [4].

В настоящее время разрабатываются иные системы повышения педагогической культуры населения. Особый интерес представляет система, предложенная И.В. Бестужевым-Ладой. Ученый выделяет несколько взаимосвязанных уровней подготовки населения к воспитательной деятельности. Первоначально соответствующее образование, включая и «половой ликбез», получают дети и школьники, затем они обучаются в «Университете будущих родителей», далее переходят в «Университет молодого родителя», а затем в «Университете родителя родителей» (начинающих бабушек и дедушек). Предлагаемая система пожизненного повышения педагогической культуры имеет перспективный характер, отличается комплексностью содержания, но пока может рассматриваться только как идеальная, нацеленная на будущее [6].

В Америке и Европе понятие «воспитание родителей» относится к концу прошлого века, когда возникли ассоциации, призванные оказывать квалифицированную помощь семье в выполнении ею воспитательной функции. На протяжении прошлого столетия усилиями ученых многих стран сделана попытка создать теорию воспитания родителей. Основными понятиями этой теории являются «психолого-педагогические основы взаимодействия в семье», «содержание и формы воспитания родителей» [1].

Первоначально воспитание родителей ограничивалось формальным сообщением родителям знаний, необходимых для воспитания детей. В настоящее время оно включает широкий круг знаний, необходимых для нормального функционирования семьи (педагогические, психологические, экономические, медицинские, правовые, этнографические, этические и др.). Воспитание родителей рассматривается как постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию своей личности.

Программы воспитания родителей в европейских странах реализуются в разных моделях: адлеровской, учебно-теоретической, модели чувственной коммуникации, модели, основанной на трансакциональном анализе, модели групповых консультаций, христианского воспитания родителей и др. Все модели имеют свою историю, базируются на определенных теоретических положениях, а следовательно, дают родителям различные установки в воспитательной деятельности и ориентируют на ту или иную практику воспитания детей [1].

В США разрабатываются и реализуются многочисленные программы помощи семейному воспитанию, которые часто называются программами педагогического образования родителей. Для них характерно комплексное содержание, поскольку они созданы объединенными усилиями педагогов, психологов, социологов, психотерапевтов и других специалистов. Программы направлены на укрепление всех звеньев семейного воспитания и основаны на дифференцированной педагогической помощи семьям [1].

Работа с родителями имеет целый ряд аспектов: участие родителей в планировании работы дошкольных учреждений и реализации их планов; информирование и обучение родителей современным методам образования детей, применимым в домашних условиях; индивидуальное консультирование родителей с целью помощи в решении их проблем и т.д. Родители привлекаются к участию в различных образовательных мероприятиях с детьми (проведение уроков, посещение музея, библиотеки, подготовка спектакля и др.) в качестве добровольных помощников или оплачиваемых сотрудников. Организуется работа родителей с собственными детьми под руководством специалистов.

В программах педагогического образования родителей США много внимания уделяется психологическим основам взаимодействия в семье на принципе равенства взрослых и детей. Так, родители учатся заинтересовано выслушивать мнение детей, обращаться к гуманным приемам коррекции их поведения т.д. Разрабатываются программы привлечения мужчин к воспитанию детей, включающие создание курсов, где мужчины обучаются уходу за детьми, поощряющие работу мужчин в качестве учителей школ и воспитателей детских садов[1].

Во всех странах педагогическое просвещение родителей является важной и не менее сложной частью работы учителя. Организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями, учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга.

Литература

  1. Венгер, Л.А. Психологическое просвещение педагогического персонала и родителей/Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева. - М.: ИНТОР, 1995. - 64 с.

  2. Ершов, В. Педагогические взгляды и деятельность Н.К.Крупской / В. Ершов. – М.: Посвещение, 2006. -196 с.

  3. Коменский Я.М. Материнская школа / Я. А. Коменский. – М.: Учпедгиз, 1947.

  4. Константинов, Н.А. Просвещение, школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке / Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. - М.: Просвещение, 1982.

  5. Невская, С. А.С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы. /С. Невская. //Педагогика. – 2003. - №9. - С. 9-12.

  6. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2007. -512 с.

Просмотров работы: 3351