На предварительном этапе технологического процесса проводится беседа с родителями, которая помогает им получить общее представление об учреждении, целях и задачах программы, сориентироваться в комплексе реабилитационных мероприятий. Первая встреча с ребенком проходит в рамках первичной консультации (в присутствии родителей), которую проводят специалисты учреждения: социальный педагог, специалист по социальной работе, педагог-психолог, учитель-логопед. Цель консультации – знакомство с ребенком, сбор информации об особенностях его развития.
На следующем, основном этапе, проводится социальное обследование семьи, педагогическая диагностика родителей, им даются конкретные рекомендации, они учатся применять полученные знания на практике. Организуется социально-реабилитационный процесс, включающий индивидуальную и групповую работу с ребенком и мамой. Родителей приглашают участвовать в социально значимых мероприятиях учреждения.
На заключительном этапе анализируются итоги индивидуального сопровождения и групповой работы, осуществляется индивидуальное консультирование родителей специалистами, работающими в программе.
Так, на базе отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями была сформирована группа для родителей и детей от 1,5 до 3 лет с ослабленным здоровьем, которые никогда не посещали детские дошкольные учреждения. Для занятий с ними была разработана программа "Мать и дитя", целями которой являются: адаптация детей к пребыванию в организованном детском коллективе, мотивация родителей на проведение общезакаливающих процедур для укрепления здоровья ребенка, оказание социальной психолого-педагогической помощи семье, испытывающей трудности в общении с ребенком этого возраста.
В течение месяца после завершения работы детско-родительской группы по программе «Мать и дитя» все дети были устроены в дошкольные образовательные учреждения. Более того, дети – участники программы, показывают высокий уровень адаптации к условиям пребывания в коллективе сверстников в детском дошкольном образовательном учреждении. Благодаря активному применению общезакаливающих мероприятий у детей снизилась частота простудных заболеваний, между родителями и детьми наладился эмоциональный контакт, общение между мамой и ребенком стало эмоционально насыщенным.
За время работы группы родители научились изготавливать из подручного материала дидактические игрушки, развивающие мелкую моторику, сенсорное восприятие для занятий с детьми в домашних условиях.
Цель здоровьесберегающией технологии применительно к ребенкув ГБУСОН РО «СРЦ г. Новошахтинска» - обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей ребёнку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья работников центра и валеологическому просвещению родителей.
- закаливание, физкультурные занятия, в том числе и лечебные физкультурные минутки, утренняя гимнастика;
- работа медицинской комиссии по отслеживанию физического и психического здоровья ребёнка;
-включение в программу ежегодных медицинских профосмотров, договоры с медицинскими учредениями на обслуживание работников центра;
- работа педагогических лекториев и консультаций;
- работа психологической службы для детей и родителей Центра;
- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня;
- создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе;
- осуществление личностно-ориентированного подхода к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.
Виды здоровьесберегающих технологий в Центре делятся по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса. Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов Центра; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии.
Элементы медико-профилактической технологии:
-организация мониторинга здоровья детей;
-разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья и физического развития детей,
-организация профилактических мероприятий;
-организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
-организация здоровьесберегающей среды в Центре.
Элементы физкультурно-оздоровительные технологии:
-развитие физических качеств, двигательной активности;
-становление физической культуры детей;
- лечебная физкультура;
-дыхательная гимнастика;
-массаж и самомассаж;
-профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
-воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, на индивидуальном занятии Центра. В Центре осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь: медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую, направленную на индивидуальное развитие. В образовательном учреждении применяется психогимнастика и снятие психо-эмоционального напряжения посредством методов телесного ориентирования и психотерапии.
В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего, сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
- организация «Физминутки», производственной гимнастики, совместных культпоходов.
- ежегодные медицинские профилактические осмотры.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Технологии валеологического просвещения родителей: методические материалы и пособия, беседы, консультации, личный пример педагога, работа совместного родительско-педагогического клуба, поиск новых форм работы с родителями, практические показы (практикумы).
Детям-сиротам и детям инвалидам находящимся в ГУБУСОН РО «СРЦ г.Новошахтинска» не хватает материнской заботы, семейной обстановки, такому ребенку мама не скажет как следить за собой и за своим здоровьем. В Центре здоровьесберегающие технологии обеспечивают коррекцию, оздоровление, сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с санитарными правилами и нормами медико-профилактических технологий:
1.Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль лечения, занятий, физического развития, закаливания, организация профилактических мероприятий, организация контроля и помощь в соблюдении СанПиН, организация здоровьесберегающей среды в Центре.
2.Элементами данной технологии являются развитие физических качеств и двигательной активности детей. Физкультурно-оздоровительные и физкультурно-лечебные технологии. Становление физической культуры детей, дыхательная гимнастика, самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
3.Целью технологий является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека. К здоровьесберегающим образовательным технологиям в Центре относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения детей. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка.
4.Технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка и обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в дет. саду, школе и дома, относится технология психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.
5.С целью развития культуры здоровья педагогов необходимо развитие их потребности к здоровому образу жизни. (Больной педагог думает о своей болезни, а не о творческой работе с детьми). Педагог прежде всего должен уметь быть здоровым сам, а затем уже обучать этому детей. Нужно уметь оставаться здоровым в работе с детьми (в том числе и психическое здоровье)
6.Задача данных технологий является обеспечение валеологической образованности родителей. Технологии валеологического просвещения родителей: методические пособия, психолого-педагогические консультирования, социальное сопровождение семьи, совместные с родителями праздники, занятия, походы, круглые столы по вопросам здоровья и т.д.
Особенное значение для будущего России имеет здоровое подрастающее поколение: детская заболеваемость неуклонно растет, профилактические и терапевтические меры недостаточно эффективны, распространение вредных привычек приобрело катастрофические масштабы. Здоровый образ жизни должен стать привычкой и потребностью, и тогда он поможет сохранить здоровье, высокое качество жизни, обеспечить долголетие и счастливую жизнь.
Исходя из возрастных возможностей компетентностнымв области охраны и укрепления здоровьяможно считать ребенка, если он:
- имеет представления о здоровье и активен вспособах его сохранения и укрепления;
- имеет положительную социальную позицию поотношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
- владеет основами гигиенической культуры, культуры питания, культуры движения, навыками самообслуживания;
- умеет регулировать свою двигательную активность, владеет двигательными действиями в соответствии с возрастными возможностями;
- управляет своим поведением, эмоциями и способами общения; способен выбрать адекватную форму поведения; хорошо ориентируется в новой обстановке;
- знает меру своих возможностей; умеет попросить о помощи и оказать ее;
- уважает желания других людей;
- может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми; заявить о своих потребностях в приемлемой форме; способен избежать нежелательного общения.
Таким образом, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной ребенком информации об укреплении здоровья, а его способность и готовность осуществлять здоровый стиль поведения. Проявления ребенка можно визуально определить в типично детских видах деятельности по факторам инициативы, самостоятельности, осознанности, внимательности, моторики рук, сообразительности.
Подводя итоги параграфа, следует сказать, что в теории и практике социальной работы ведется активный поиск путей и условий поддержки, сохранения и развития здоровья граждан. Все это, в свою очередь, делает актуальным развитие здоровьесбеегающего направления социономии, разработку здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и развитие здоровья людей различных возрастов, социальных групп. Формирование ценности здоровья – одно из важнейших средств реализации здоровьесберегающих технологий в различном возрасте, поэтому наиболее эффективны в этом направлении программы образования в области здоровья и профилактические программы здоровьесбережения. Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий в социальной работе - такая организация здоровьесберегающего пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание, профессиональная деятельность, социальное обслуживание и повседневная жизнедеятельность не сопровождаются нанесением ущерба здоровью, развивают адаптационные возможности человека, повышают качество его жизни, поддерживают активность и способствуют долголетию и здоровью.
Внедрение программ здоровьесбережения в деятельность учреждений социальной реабилитации является актуальной задачей социономии. В учреждениях социальной реабилитации находятся дети, лишенные материнской заботы, обделенные вниманием, не включенные в нормальные семейные отношения со своими родными людьми. Они много не знают из-за того, что их родители не занимаются воспитанием и обучением своего ребенка. Дети нуждаются в знаниях и должны иметь представление о своем здоровье и о том, как его сохранять. Таким образом, внедрение проектов и программ в области здоровьесбережения на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних представляется особенно актуальной задачей.
Цель здоровьесберегающией технологии применительно к ребенкув ГБУ СОН РО «СРЦ г. Новошахтинска» - обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей ребёнку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
С целью развития основ здоровьесбережения у воспитанников ГБУ СОН «СРЦ г.Новошахтинска» в период с февраля по апрель 2012 на базе центра был внедрен авторский социально-образовательный проект «Здоровый ребенок», главными задачами которого является: ознакомление ребенка с ценностями здорового образа жизни, формирование неравнодушного отношения к своему здоровью, обучение населения методикам ЛФК и основам здоровьесбережения, мотивация и стимулирование инициатив для решения социально-значимых проблем в сфере профилактики заболеваемости и сохранения здоровья.
Ожидаемыми результатами проекта заявлялись следующие критерии:
- проект будет способствовать сохранению и укреплению здоровья населения, формированию заинтересованного, активного отношения к здоровью,
- проект позволит освоить детям и родителям методики ЛФК и основы здоровьесбережения,
- проект приведет к разработке, публикации и распространению качественных научно обоснованных популяризаторских, просветительских, обучающих, рекламных материалов по проблеме ЗОЖ,
- проект будет стимулировать инициативы для решения социально-значимых проблем в сфере профилактики заболеваемости и сохранения здоровья (Приложение 1).
В рамках проекта в период 9.02.12 г. по 5.04.12 г. была разработана и внедрена авторская социально-образовательная программа для детей групп социального риска «Здоровый ребенок». Программа прошла экспертизу (директор и медработник ГБУ СОН «СРЦ г.Новошахтинска», методист кабинета ЛФК детской городской больницы) и была направлена на профилактику различных заболеваний у ребенка и расширение знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения (Приложение № 2).
Целью программы «Здоровый ребенок» являлось способствование формированию и развитию у детей основ здорового образа жизни.
Задачами ставилось:
ознакомление ребенка с ценностями здорового образа жизни, формирование неравнодушного отношения к своему здоровью посредством бесед, игр, чтения стихов, пословиц и сказок, просмотра обучающе-развивающих материалов (презентаций) о здоровье, составления распорядка дня;
профилактика заболеваемости детей (нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и т.д.) в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями посредством организации занятий детской профилактической гимнастикой и обучения детей, родителей и педагогов ДОУ методикам ЛФК и основам здоровьесбережения;
развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников средствами совместной досуговой деятельности по освоению здоровьесберегающих методик;
пропаганда ЗОЖ: разработка популяризаторских, просветительских, обучающих, рекламных материалов по проблеме ЗОЖ (брошюра, буклет, баннер, плакат, видеореклама), детской полиграфической продукции с элементами пропаганды ЗОЖ (тетради, закладки, школьное расписание, дневники, календари, детские сборники стихов, правил ЗОЖ и т.д.);
мотивация и стимулирование инициатив для решения социально-значимых проблем в сфере профилактики заболеваемости и сохранения здоровья.
Объект – воспитанники ГБУ СОН «СРЦ г.Новошахтинска», дети дошкольного и младшего школьного возраста (7 – 9 лет)
Субъект – студентка Лунева К.В.
Необходимые ресурсы - ноутбук, проектор, телевизор, DVD плейер, музыкальный центр, подборка дисков с детскими мультфильмами, песнями, презентации, художественная литература.
Формы и методы – беседы, игры, проведение различных комплексов упражнений: на внимание, развитие тонкой моторики руки, слухового сосредоточения, зрительно-моторной координации. Был создан комплекс организационных мероприятий: каждое занятие начиналось с беседы на ту или иную проблему о здоровье, рассуждали, высказывали свое мнение о видении проблематики, и закрепляли материал, проводились физкультурные паузы и физкультурные минутки; организовывались любые формы двигательной активности (подвижные игры, игры со скакалкой, с мячом, обручем); проводили проветривание помещения; выполняли комплексы общеукрепляющих упражнений, уделив особое внимание: снятию тонического напряжению мышц туловища, возникающему вследствие продолжительного пребывания учащихся в положении сидя; профилактике зрения и дыхательной системы ребенка; развитию и укреплению мелкой моторики кисти у первоклассников; применению упражнений для детей на внимание и развитие мышления; обучались простым приемам дыхательной гимнастики; снижали уровень психического напряжения посредством улучшения эмоционального фона занятия и т.д.
Реализация программы сопровождалась диагностикой, проводимой до и после внедрения программы в форме неформализованного интервью. На первом занятии детям давались 10 вопросов:
Что такое здоровье?
Что нужно сделать, чтобы быть здоровым?
Как сохранить свое здоровье?
Как правильно питаться?
От чего зависит здоровье?
Почему надо заботится о здоровье?
Что влияет на здоровье?
Какие продукты полезны?
Правила гигиены?
Как влияет окружающая среда на здоровье?
Претест показал, что знания детей о ЗОЖ были слабыми, на вопросы они ответили со своей точки зрения не владея знаниями терминов. На последнем занятии был проведен итоговый замер, в ходе повторения и систематизации материалов программы обсуждались различные правила здоровья, беседовали о сохранении здоровья, о вредных привычках и микробах и т.д. Дети значительно лучше и грамотнее отвечали на те же поставленные им вопросы, были уверенны в их правильности (Приложение № 3).
В ходе реализации программы проводилась съемка видеоролика «Здоровье детей – будущее России», на котором запечатлено интервью с воспитанниками реабилитационного центра, комплекс упражнений ЛФК, зарядка для глаз. Этот ролик был смонтирован и отправлен на конкурс социальной рекламы в Донской Союз Молодежи «Нам не все равно», где занял лидирующее место среди конкурсантов в первом этапе. Автору в числе победителей конкурса представилась возможность посетить обучающие семинары в мастерской социальной рекламы в городе Азове с 30 марта по 1 апреля, посвященные вопросам о том, какие ролики предпочтительны для целевой аудитории, как составлять социальную видеорекламу, проведению тренингов, знакомству с опытом социальной рекламы и с интересными креативными людьми.
В результате реализации проекта и программы «Здоровый ребенок», на основе изучения современной научно-педагогической литературы по здоровьесберегающим технологиям, которые касаются работы с детьми, воспитывающимися в условиях социально-реабилитационного центра были определены приоритетные задачи педагогической работы с детьми по здоровьесбережению и разработаны критерии её эффективности для воспитанников пребывающих в центре, разработан пакет методических материалов для организации здоровьесберегающих технологий на базе СРЦ с детьми, находящимися в условиях ограниченных социальных влияний.
В ходе реализации программы, были достигнуты следующие результаты:
Организована положительная эмоциональная социально-образовательная среда.
Обеспечено оптимальное соотношение продолжительности труда и отдыха.
Информирование о проблемах связанных со здоровьем.
Формирование знаний о здоровьесбережении и навыков его реализации.
В результате реализации данной программы улучшение физического благополучия оказалось тем выше, чем полнее были реализованы пункты оздоровительной программы. Изменение составляющих показателя физического благополучия было не всегда однонаправленным. При оценке эффективности адаптации к физической нагрузке улучшение отмечалось у большинства детей. У остальных детей отличия были незначительными. В целом комплекс проведенных занятий с воспитанниками социально–реабилитационного центра положительно сказался на эмоциональном уровне, дети были активны и проявляли инициативу, с вниманием и интересом участвовали в обсуждаемых проблемах каждого занятия, узнали много нового о том как сохранить свое здоровье, какие заболевания как проявляются и многое другое.
Подводя итоги главы, следует сказать, что здоровьесберегающие технологии уже внедряются в социальную практику и могут внедряться силами социальных работников на базе различных учреждений, в том числе образования, культуры и спорта. К числу наиболее востребованных социальных технологий здоровьесбережения относятся: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, здоровьесберегающие образовательные технологии, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
Авторский опыт внедрения социально-образовательного проекта и программы «Здоровый ребенок» показал, что социальное проектирование является эффективным механизмом здоровьесбережения. Для обеспечения эффективного здоровьесберегающего процесса необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия, нормировать физическую нагрузку, использовать здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей объектов. При работе с детьми необходимо создать благоприятный эмоциональный и психологический климат, а также всеми средствами содействовать формированию потребностей в ЗОЖ у детей, социальных педагогов и родителей. В целом, развитие такого направления социальной работы как здоровьесбережение видится перспективным и актуальным.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Социально-образовательная программа для детей групп социального риска «Здоровый ребенок»
Основные этапы проекта |
Содержание |
|
Разработка проекта |
2011-2012 г. |
|
Экспертиза здоровьесберегающих методик, апробация |
Директор ГБУ СОН «СРЦ г.Новошахтинска» Мед. работник ГБУ СОН «СРЦ г.Новошахтинска» Руководитель кабинета ЛФК ДГБ |
|
Внедрение |
На базе ГБУ СОН РО «СРЦ г. Новошахтинска» |
|
№ |
Формы/средства/ресурсы |
|
Занятие 1. Занятие 2. Занятие 3. Занятие 4. Занятие 5. Занятие 6. Занятие 7. Занятие 8. Занятие 9. Занятие 10. Занятие 11. Занятие 12. Занятие 13. Занятие 14. Занятие 15. Занятие 16. Занятие 17. Занятие 18. Занятие 19. Занятие 20. Занятие 21. Занятие 22. Занятие 23. Занятие 24. |
Беседа, посветить детей в понятие здоровья, рассказать, что влияет на здоровье (презентация). Игры, под музыку «Обезьянки» и «Мальчик-с-пальчик» провести упражнение для пальчиков. ЛФК, Проведение комплекса упражнений «Дыхательной гимнастики». Рефлексия, подведение итогов всего сказанного, узнать у детей, что нового они узнали, что запомнилось Беседа, 1.о здоровье, что запомнили с первого занятия, 2. какие продукты полезны и полны витаминами. Игры, под музыку «ладушки» и «ручки» провести упражнения для пальчиков. ЛФК, «Зарядка для глаз» развивает зрение детей, способствует улучшению зрения. Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, о положительных и отрицательных факторах влияющих на здоровье. Игры, физкультминутки ЛФК, «Проведение комплекса упражнений дыхательной гимнастики», «Потягивание к мячу», доставая мяч. Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, о том, что важно для здоровья, что полезно организму, а что вредно. Игры, под музыку «тук, ток» и «паучок» провести упражнения для пальчиков. ЛФК, Гигиеназрения. Следить за мячом, движущимся по кругу. Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, 1.правильное питание,2. гигиена, 3,спорт. Игры, физкультминутки. ЛФК, «комплекс упражнений дыхательной гимнастики» Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, о положительном влиянии утренней зарядки. Игры, упражнение под музыку «поросята», «краб» для пальчиков. ЛФК, «Зарядка для глаз» развивает зрение детей, способствует улучшению зрения. Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, кто из детей скажет, как он для себя понимает, что такое здоровье и как его сохранить. Игры, на внимание с помощью различных предметов. ЛФК, «Проведение комплекса упражнений дыхательной гимнастики», «Пролезь в обруч». Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, 1. о здоровье и положительных факторах на него влияющих, 2. о простуде и способах ее проявлений (насморк, кашель, герпес, головная боль, першение в горле), а также о том, как с ней справиться, как предупредить простуду. Игры, упражнение под музыку «часы», «волк» для пальчиков. ЛФК, Коррекция зрения у детей, способствует улучшению зрения. Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, 1.влияние окружающей среды на здоровье, 2. рассказать и показать способы оказания первой доврачебной помощи. Игры, под музыку «котята», «у жирафа» упражнения для пальчиков. ЛФК, «Проведение комплекса упражнений дыхательной гимнастики», «Перешагивание через предметы». Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, о полезной пищи, правильном питании. Игры, физкультминутки, чтение стихов. ЛФК, «гимнастика для глаз» развивает зрение детей, способствует улучшению зрения. Подбрасывание мяча вверх. Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, 1.здоровье и его сохранение, 2. Культура гигиены. Игры, под музыку «помощники», «два таракана» упражнения для пальчиков. ЛФК, «упражнений дыхательной гимнастики» Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, микробы, правила гигиены. Игры, физминутка с видео роликом ЛФК, «Комплекс упражнений для глаз» Следить за мячом: вправо, влево, вниз, вверх, за голову, к полу. Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, поговорим о болезнях (презентация) Игры, под музыку «тим и том», «весна» упражнения для пальчиков, физкультминутка. ЛФК, «Проведение комплекса упражнений дыхательной гимнастики» Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, что вредно, что полезно для здоровья Игры, под музыку «десять мышек», «козел» упражнения для пальчиков, физкультминутка. ЛФК, «Гигиена зрения», презентация для глазок «крошка енот». Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, о занятии спортом, какие преимущества. Игры, чтение стихов, физкультминутки. ЛФК, «Проведение комплекса упражнений дыхательной гимнастики» Стоя, мяч вверх - вдох, положить мяч на пол, выдох – «с-с-с-с». Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, 1. познакомить ребенка с витаминами: что это и для чего они нужны, 2. о полезной пище и вкусных продуктах Игры, под музыку «утро», «лесенка» упражнение для пальчиков. ЛФК, «Коррекция зрения» развивает зрение детей, способствует улучшению зрения. Поиграть мячом, следя за ним глазами. Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, нужна ли утренняя зарядка, почему? Игры, на внимание с помощью различных предметов. ЛФК, «Комплекса упражнений дыхательной гимнастики» Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, 1. что нужно знать чтобы избежать инфекций, 2. Что нужно знать чтобы быть здоровым. Игры, под музыку «катя», «змея» упражнение для пальчиков. ЛФК, «Комплекс упражнений для глаз», презентация для глазок «крошка енот». Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, 1. о правильном питании, 2. От чего зависит здоровье. Игры, под музыку «котята и щенок», «кролик» упражнение для пальчиков. ЛФК, «Проведение комплекса упражнений дыхательной гимнастики» Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, 1. о режиме дня, 2. О полезных продуктах Игры, чтение стихов, физкультминутки ЛФК, «Зарядка для глаз» развивает зрение детей, способствует улучшению зрения. Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, 1.о здоровом образе жизни, 2. Первые симптомы болезней. Игры, упражнения на развитие моторики: «Добрый друг» «Крокодил на болоте» Развитие тонкой моторики руки, слухового сосредоточения, зрительно-моторной координации. Развитие координации движений, формирование произвольной моторики, двигательной рефлексии и двигательной памяти. ЛФК, «Упражнений дыхательной гимнастики» Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, 1.о укреплении здоровья,2. О закаливании организма. Игры, упражнение на развитие восприятия «Ау!» Развитие слухового сосредоточения, внимания. ЛФК, «Зарядка для глаз» развивает зрение детей, способствует улучшению зрения. Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, 1. кто такие микробы и как с ними бороться, 2.почему надо заботиться о зрении. Игры, упражнение на развитие памяти «Что исчезло?» ЛФК, «Проведение комплекса упражнений дыхательной гимнастики» Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. Беседа, что такое здоровье, что больше запомнилось и понравилось. Игры, упражнение на развитие внимания «Летает не летает»Развитие произвольности внимания, переключения и избирательности. Упражнение на развитие мышления «Бывает не бывает» ЛФК, «Упражнения для глаз», презентация для глазок «крошка енот». Рефлексия, рассуждения с детьми над занятием, делаем выводы, узнаем что запомнили. |
До проведения методики (претест) |
После проведения методики (итоговый замер) |
|
|
||
-Когда не болеешь; - жизнь; - это здоровье. |
-жизнь; - здоровый образ жизни. |
|
|
||
- заниматься спортом; - беречь себя. |
- не иметь вредных привычек; -заниматься спортом; -правильное питание. |
|
|
||
-не иметь вредных привычек; - спорт. |
- правильно питаться; - больше гулять; - одеваться по погоде; - вовремя лечится. |
|
|
||
- кушать хорошо; - не есть слишком много; - надо есть утром кашу. |
- кушать больше витаминов; - есть каши. |
|
|
||
- от здоровья; - от жизни; - от воздуха. |
- от правильного питания; - от образа жизни; |
|
|
||
- чтоб жить дольше; |
- чтоб не болеть; - дольше прожить. |
|
|
||
- погода; - климат. |
- вредные привычки; - забота о здоровье. |
|
|
||
- овощи и фрукты. |
- каша; горячее(суп); - фрукты и овощи; - в которых много витаминов. |
|
|
||
- зубы чистить; - руки мыть; - умываться. |
- быть опрятным; - мыть руки после улицы; - чистить зубы 2 раза в день. |
|
|
||
- хорошо; - плохо. |
- если пыльно, то плохо, если чисто, то хорошо. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Сравнительный анализ результатов неформализованного интервью с воспитанниками ГБУ СОН СРЦ г.Новошахтинска