ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей. В области оказания неотложной помощи особое внимание уделяется совершенствованию системы спасения жизни, сохранения здоровья и защиты населения [1].

В условиях современного общества угроза для здоровья может возникнуть у любого человека вследствие внезапно проявившегося острого заболевания, несчастного случая или отравления. Именно такая, внезапно возникшая ситуация предполагает оказание больному первой помощи.

Первая помощь - это простейшие, срочные и целесообразные меры для спасения жизни человека, избегания ухудшения состояния пострадавшего, которые следует предпринять на месте происшествия до прибытия медработника скорой помощи или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Чаще всего первую помощь любой человек, оказавшийся рядом. От его правильных и своевременных действий часто зависит жизнь и здоровье пострадавшего. Готовность окружающих в критической ситуации не растеряться, оказать моральную и физическую поддержку пострадавшему и как можно скорее вызвать необходимую помощь, чрезвычайно велика.

Очевидцу несчастного случая необходимо запомнить, как все произошло, последовательность действия причины и развития симптомов, угрожающих жизни, для чего он должен внимательно наблюдать за пострадавшим. Не маловажно принять меры предосторожности в зависимости от причины угрожающей ситуации во избежание новых несчастий. Отключить электрический ток, прекратить действие огня, при автоаварии срочно установить знаки, предупреждающие водителей встречных машин, по возможности изолировать пострадавшего от толпы предотвращая панику. Прежде, чем приступать к оказанию помощи пострадавшему, необходимо обеспечить и личную безопасность.

Оказывая первую помощь необходимо действовать по плану:

  • Выяснить причины возникшей ситуации: Что произошло? Почему произошло несчастье? Сколько пострадавших?

  • Составить план помощи: Какая главная угроза пострадавшему на месте происшествия? Насколько серьезны повреждения? Какие функции организма нарушены?

  • Осуществить действия: Устранить причины, вызвавшие поражение. Удалить пострадавшего из неблагоприятных условий. Остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание, придать телу необходимое положение, выполнить массаж сердца, предотвратить возможные осложнения. Поддерживать нарушенные функции организма [2].

Оказание первой помощи действительно может стать принципиальным в вопросе жизни и смерти пострадавшего. Поэтому очень важно чтобы люди, умеющие оказывать первую помощь, должны быть в каждой семье, среди соседей в каждом доме, в каждом учебном заведении, в трудовых коллективах. Можно говорить о десятках миллионов человек потенциальных участников первой помощи (практически это все дееспособное население страны). Проблема оказания первой помощи затрагивает людей разных слоев общества, профессий, возраста. Для большинства из них первая помощь - это непрофессиональные знания, навыки и соответственно действия. В связи, с чем встает проблема правового регулирования вопросов оказания первой помощи.

Дежурный Л.И. в своих работах проанализировал более 200 документов имеющих прямое или косвенное отношение к проблеме оказания первой или других видов медицинской помощи на догоспитальном этапе. Проведенный анализ выявил, что практически во всех документах отсутствует стройное и комплексное указание на то, что должно конкретно быть сделано для оказания первой помощи. Большая часть документов лишь упоминает о необходимости оказания первой помощи и носят рекомендательный характер. 62 документа содержали рекомендации для организаций и граждан о необходимости готовности к оказанию первой медицинской помощи. Сделано это либо в виде указания о необходимости обучения правилам оказания первой помощи, либо в виде декларации, что человек должен быть подготовлен, либо в других формулировках. Ни о том, в чем заключается готовность к оказанию первой помощи, каков объем подготовки, как проводится обучение, кто его может проводить, по каким программам, на каком основании, как часто и т.д. нет ни информации, ни ссылок. Действующая нормативная база содержит большое количество документов, как федерального, так и местного уровня, касающихся проблемы оказания первой помощи. Среди них важнейшие Федеральные документы, такие как Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Закон о милиции, Закон о пожарной безопасности, и др. Однако неконкретность формулировок и отсутствие комплексности в нормативных документах приводит к неэффективности самого пункта, касающегося первой помощи. Автор выявил следующие основные существенные недостатки нормативной базы:

1. Нет единого термина, который бы обозначал медицинскую помощь, оказываемую пострадавшему или больному на месте происшествия лицами, не имеющими специального медицинского образования. Для обозначения этой помощи в нормативных документах употребляются термины «первая помощь», «первая медицинская помощь», «догоспитальная помощь», «само- и взаимопомощь», «доврачебная помощь», «первая доврачебная помощь», «доврачебная медицинская помощь», «экстренная медицинская помощь», «элементарная первая помощь», «первая неотложная медицинская помощь».

2. Ни в одном нормативном документе нет четкого определения того, что включает в себя понятие первая помощь, в каком объеме она оказывается, каков порядок ее оказания.

3. Ни в одном документе нет определения прав человека, оказывающего помощь по ее оказанию. Не определена ответственность, как за оказание первой медицинской помощи, так и за ее неоказание.

4. В документах нет указаний, должен ли человек, оказывающий первую медицинскую помощь на месте происшествия, быть обучен на специальных курсах и иметь соответствующий документ или он в определенном объеме может оказывать помощь и без наличия подготовки и документа. Не указан механизм обучения (средства массовой информации, курсы, публичные лекции и др.; на каких условиях, в каком объеме, какой документ об обучении).

Отсутствие юридически определенного объема первой помощи и порядка ее оказания приводит к целому ряду проблем:

- невозможно оценить качество оказания первой помощи (в полном объеме она была оказана или нет);

- различные программы обучения составляются на основании собственного видения автора (авторов) об объеме первой помощи. Это приводит к разной информации в учебниках и пособиях, изданных различными организациями.

- разрабатываемые перечни аптечек для первой помощи и программы обучения и учебные пособия в случае составления их разными авторами могут не соответствовать друг другу. В результате в оснащение могут входить средства, которыми человек не умеет пользоваться и наоборот, учебники и программы бывают перегружены информацией о средствах и методиках первой помощи, для выполнения которых пользователь не имеет материального оснащения;

- невозможно определить права гражданина по оказанию помощи[]. Помощь может быть оказана в недопустимо большом и опасном объеме или в неэффективно малом [2].

Первые сведения о первой помощи пострадавшему дети должны получать еще в школе. В нашей стране подготовка учащихся общеобразовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера осуществляется в ходе преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности», важной составляющей которого является раздел «Основы медицинских знаний» [3]. Вместе с тем существующие на сегодняшний день программы для средних общеобразовательных школ, для профессионального начального образования и профессионального высшего образования также отражают вышеперечисленные проблемы и недостаточность реализации этой задачи в процессе обучения заставляет вновь и вновь обращаться к данной проблеме.

Литература:

  1. Дежурный Л.И. Рожков С.А., Чурсин А.А., Чурсанова А.В. Терминология помощи пострадавшим, оказываемой на месте происшествия/ Л.И. Дежурный, С.А. Рожков, А.А. Чурсин, А.В. Чурсанова.// «Менеджер здравоохранения», - 2008, - №10, - с.37-39.

  2. Дежурный Л.И. Основные принципы создания системы первой помощи в Российской Федерации/ Л.И. Дежурный, Б.Ц. Ганжурова, В.И.Назаров// Здравоохранение Российской Федерации, - 2008, - №5, - С. 13-16.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности: программы общеобразовательных учреждений / под ред. А.Т.Смирнова. М.: Просвещение, 2007 – 107с.

Просмотров работы: 4423