ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

Панфилов м.А. 1, Панфилов А.Н. 1
1Казанский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью современного педагогического образования является обучение и воспитание личности, способной самостоятельно и быстро восполнять профессиональные знания с учётом решаемых задач и стремительного наращивания информации в современном мире. Главным здесь должно стать обучение процессу усвоения знаний, развитие навыков профессионально ориентированного мышления и коммуникации.

Мы выделяем три основных метапрофессиональных компетенций: личностный и профессиональный рост, работа с профессиональной информацией, эффективная коммуникация.

Так работа с профессиональной информацией: получение и освоение информации, ориентировка и владение разнообразными источниками информации, информационными технологиями, навыками устного и письменного общения; восприятие, анализ и преобразование разноплановой профессиональной информации – педагогической, психологической, вербальной и невербальной, касающейся самого себя или других людей и объектов; конструирование и использование собственного когнитивного стиля.

Конструирование и использование собственного когнитивного стиля невозможно без критического мышления. Американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер основываются на активной роли обучаемого и разработали технологию развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии.

Технология формирования критического мышления руководствуется следующими принципами построения: информационной насыщенности учебного и практического материала для использования аргументов, доказательств или опровержений, основанных на конкретных фактах, источниках, данных; коммуникативностив процессе осмысления проблемы и ее обсуждения с учетом того, что это мышление индивидуальное и самостоятельное, но проявляется оно в спорах, дискуссиях, при обсуждениях и публичных выступлениях, поэтому коммуникативные навыки участников осмысления проблемы для формирования данного типа мышления играют решающую роль в успехе; проблемностисодержания материала – этот общедидактический принцип становится ведущим при построении технологии формирования критического мышления, с которым он тесно связан общими свойствами, методами и приемами проблемного обучения; мотивации и потребности в знании – основан на том, что отправным пунктом мыслительной деятельности вообще и проявления критичности ума в особенности, является рефлексия (она возможна если человек мотивирован на то, чтобы узнать, понять, осмыслить, установить истину или получить положительный результат, в противном случае ни о какой критичности ума не может идти речи); научности, достоверности и доступности информации – способности и умения определить ценность информации, необходимой для формирования критического мышления.

Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере и является общепедагогической, метапредметной. Она применима при реализации любых образовательных программ профессиональной подготовки учителя и при освоении любого предмета профессиональной подготовки.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий.

Первая стадия – «вызов», во время которой у студента активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к предмету и конкретной теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа студента с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Третья стадия – «рефлексия» размышления. На этом этапе студент формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Основной целью формирования критического мышления будущих педагогов, не имеющих устойчивых навыков мыслить творчески, является расширение мыслительных компетенций для эффективного решения социальных, научных и практических проблем образования.

Просмотров работы: 1287