МЕЛОДРАМАТИКА "ЖЕНСКОГО ВЗГЛЯДА" - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕЛОДРАМАТИКА "ЖЕНСКОГО ВЗГЛЯДА"

Огородникова И.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Телевидение XXI века предлагает аудитории некую виртуальную, вымышленную картину мира, возникающую в процессе взаимодействия аудитории с телеэкраном, то есть в процессе восприятия. Благодаря политике СМИ в массовом сознании на первый план выходит не объективная реальность, а сама личность с ее субъективными знаниями о мире, субъективными ощущениями и оценками.

В начале XXI века широкое распространение получает жанр исповедального телевизионного интервью. В публичной исповеди размываются традиционные границы частного, и приватная жизнь героев выносится на всеобщее обозрение. Исповедальность в данном случае характеризуется использованием адаптированного в телевизионной практике журналистов такого литературного жанра, как мелодрама. Наиболее явно мелодраматическое начало обнаруживается в программе «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной. Проникновенный, вкрадчивый рассказ о героях и героинях, безусловно, обладает сентиментальной окраской. Социальный характер программы прямо указывает на её мелодраматичный аспект.

Одна из ведущих целей автора – вызвать у зрителей «нужные» эмоции, подтолкнуть к сопереживанию герою (героине), стереть грань между зрителями и знаменитостями, развенчать негативные мифы, если они мешают имиджу «звезды».

В процессе рассказа героя о своей судьбе в сознании телезрителей просыпаются: сочувствие, умиление, жалость или же отвращение, негодование, понимание или непонимание, изумление или разочарование. В этой цепочке чувства противоположны. Антонимично выстроены и мотивы: выздоровление и болезнь, встреча и разлука благополучие и неблагополучие, счастливая случайность и несчастный случай, рождение и смерть, заключение брака и разрушение брака, понимание (родство душ) и непонимание (отречение близких, родительское проклятие), верность и предательство (измена), друзья (родственники) и одиночество, любовь и ненависть.

В основе такого выстраивания лежит принцип разделения мелодраматических мотивов на две большие группы «мотивы счастья» и «мотивы несчастья».

Анализ выбранных выпусков показывает, что мелодраматический дискурс как правило создает, а затем использует эмоции жалости (например, страдание героини при потере брата, огорчения при расхождении интересов с продюсером). Наиболее частотными являются «мотивы несчастья» – «распад семьи», «непонимание», «болезнь», «одиночество». Из них чаще проявляется мотив «распад семьи». Мотивы страдания О. Пушкина вводит дозированно, в допустимых пропорциях. Важно, чтобы страдание было непрерывным, и “конец” одного страдания совпадал с “началом” другого.

Рассказ о благополучных моментах жизни героя/героини включает следующие «мотивы счастья»: «рождение ребёнка», «родство душ», «любовь с первого взгляда», «обретение богатства». Среди них самыми распространёнными являются: «рождение ребёнка» и «родство душ».

Выпуски программы похожи композиционно: предыстория популярности героя; затянутое повествование о детстве (любимые занятия, процесс воспитания), юности (взаимоотношения с родителями и друзьями, проблемы переходного возраста, первая любовь, образование); рассказ о периоде становления – личностного и творческого (особое положение занимают предпочтения звёзд, их стремления, мечты, которые рассматриваются с точки зрения дальнейшего воплощения или не воплощения в жизнь); творческие достижения; взрослая жизнь (любовь, семья); определённые жизненные выводы героя.

Своей драматичностью, лиричностью, интимностью программа «Женский взгляд» много лет привлекает внимание обширной аудитории. Оксана Пушкина умело вносит интимное, лиричное начало в некое эпическое событие или действие. Откровенность героев особенно востребована. Ведущая ловко вызывает героев на откровенный диалог, что рождает в зрителях доверительное отношение как к самой ведущей, так и к её героям. Основная цель мелодраматики как раз заключается в ярком проявлении у адресата (зрителя) чистых, откровенных эмоций.

Просмотров работы: 1752