ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответ на эти вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины… При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет своё единство и открытую целостность, но они взаимообогащаются».

М. М. Бахтин

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по укрупненной группе направлений подготовки 100000 Сфера обслуживания ориентируют вузы на формирование у профессионалов индустрии сервиса толерантности к другой культуре, способности к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными различиями [1-4]. Таким образом, на наш взгляд, без упоминания самого термина «этнокультурная компетенция» требование её формирования фактически заложено в ФГОС ВПО.

В соответствии с ФГОС ВПО в Учебные Планы подготовки бакалавров сферы сервиса выпускающими кафедрами вузов вносятся не только такие дисциплины как «Этнология», «Традиции и обычаи народов мира» и др., но и формируются соответствующие разделы базовых дисциплин «Сервисология», «Сервисная деятельность», «Психологический практикум», «Профессиональная этика и этикет», дисциплин вариативной части.

По нашему мнению, особая роль в формировании этнокультурной компетенции может принадлежать посещениям предприятий сервиса (возможно, практикам), ориентированным на определённые виды культур. Мы хотели бы рассмотреть это положение на примере формирования толерантного отношения студентов к индийской культуре в процессе взаимодействия с предприятиями сервиса города Екатеринбурга восточной тематики.

Хотелось бы отметить, что в основополагающем документе ООН «Декларация принципов терпимости» (Париж, 1995) толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности… Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека» [5].

Выбор именно индийской культуры для нашего исследования обусловлен тем, что, с одной стороны, Индия – великая страна, существующая на стыке мусульманской, индуистской и буддийской традиций, издавна привлекающая своими традициями миллионы людей. Вместе с тем, культура этой страны мало известна россиянам. Зачастую у наших сограждан эта страна ассоциируется с пляжным отдыхом за рубежом, не всегда безопасным и комфортным [6].

С другой стороны, Индия является одной из самых быстроразвивающихся стран в современном мире, и сотрудничество с ней может принести предприятиям сферы туризма Свердловской области большие успехи. Взаимодействие с индийскими партнёрами в ближайшее время существенно упростится, чему будет способствовать открытие в Екатеринбурге Генерального консульства Индии [7]. Кроме того, следует отметить, что Комитетом по внешним связям Администрации г. Екатеринбурга разработан стратегический проект «Екатеринбург – туристический центр, где встречаются Европа и Азия» и работа туристических предприятий и сервисных организаций города, в этом направлении соответственно приветствуется городской администрацией.

Наверное, именно этим обусловлена активная деятельность многочисленных общественных организаций (например, Свердловская региональная общественная организация «Центр индийской культуры «Ратна»»), и образовательных учреждений Екатеринбурга, в какой-то мере ориентированных на индийскую культуру. К примеру, в Уральском федеральном университете проводятся дни Индии, в перспективе буден создан индийский центр, а после встречи Посла Индии, Губернатора Свердловской области и Ректора УрФУ, состоявшейся в сентябре 2012 года, в ряде институтов нашего вуза в скором будущем начнётся обучение индийских студентов.

В настоящее время в рамках профессиональной подготовки специалистов сферы обслуживания обучающиеся имеют возможность посетить целый ряд сервисных предприятий города Екатеринбурга, которые раскрывают повседневную, наиболее интересную в плане профессионализации студентов, культуру далёкой страны. Среди них можно выделить загородный отель Indra, ресторан индийской кухни «Арджуна», шоу-рум «Индиго», магазин «Аюрведа», магазин этно-одежды «Индия-Урал» и др.

Возможна организация тематической экскурсии «Уголки Индии на Урале», маршрут которой соединит специфические предприятия сервиса Уральской столицы и традиционно интересующие экскурсантов объекты – обустроенную границу Европа-Азия, смотровую площадку небоскрёба «Высоцкий», откуда открывается вид и на Европу и Азию, а также другие объекты. Хотелось бы отметить, что целевой аудиторией подобной экскурсии могут быть не только студенты города, но и прибывающие в Екатеринбург для длительного проживания граждане Индии, а также все, интересующиеся повседневной индийской культурой.

В процессе подобных экскурсий для обучающихся сервис открывается как одна из форм межкультурного взаимодействия, показываются его широкие возможности в развитии личности человека.

Литература

  1. ФГОС ВПО по направлению 100100.62 Сервис, утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ № 627 от 18.11.2009.

  2. ФГОС ВПО по направлению 100400.62 Туризм, утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ № 489 от 28.10.2009.

  3. ФГОС ВПО по направлению 100700.62 Торговое дело, утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ № 787 от 22.12.2009.

  4. ФГОС ВПО по направлению 101100.62 Гостиничное дело, утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ № 936 от 16.09.2010.

  5. Декларация принципов терпимости: принята резолюцией 5.61 Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО от 16.11.1995. [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml

  6. Каледин В. Н. Территориальная организация въездного туризма Индии : дис. … канд. геогр. наук / Каледин В. Н. – СПб., 2010. – 299 с.[Электронный ресурс]. – http://www.dissercat.com/content/territorialnaya-organizatsiya-vezdnogo-turizma-indii

  7. Осипова А. Первый кирпич в основании индийского центра / А. Осипова // Областная газета, 07.09.2012.

Просмотров работы: 1774