О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ МАЛЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ МАЛЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ

Богданова В.А., Власова Е.В., Малыгина Н.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ни одно сообщество, в том числе различные расовые, этнические и социально-экономические группы, не должно нести непропорционально большую долю негативных экологических последствий в результате промышленных, муниципальных и коммерческих операций или выполнения федеральных, государственных, региональных программ. Принципы природоохранной политики и сохранения биоразнообразия предполагают осмысленное вовлечение всех людей независимо от расы, цвета кожи, национального происхождения или дохода по отношению к развитию, реализации и обеспечения соблюдения природоохранных законов, правил и политики в использовании природных ресурсов.

По материалам полевых исследований [4-6, 11] одного из авторов настоящей публикации определены характер и особенности пространственного распределения дикого северного оленя по территории Восточного Таймыра. Дикий северный олень необыкновенно важен для местного населения Таймыра, так как он издревле служил источником жизнеобеспечения: давал пищу, одежду, жилье [2].

Нганасаны – самый восточный из народов самодийской языковой группы, потомки древнего населения Северной Сибири и самого северного тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и другие).

Данные археологии [3] показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены. Оттуда они проникли на Таймыр примерно 6 тыс. лет назад, подвергшись впоследствии влиянию пришедших на Таймыр с запада самодийцев.

Современные нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XVII - начале XVIII веков. В XVII веке, до прихода долганов, кочевые нганасанские племена, по-видимому, населяли лесотундру и южную тундру Таймыра в пределах Северо-Сибирской низменности, где ежегодно проходили, а иногда оставались и на зимовку тысячные стада дикого оленя. Позднее, когда эту территорию заняли долганы, нганасаны сдвинулись к северу в открытые тундровые ландшафты бассейнов р. Пясины и оз. Таймыр. Там располагались основные летние пастбища диких оленей, но условия жизни были гораздо суровее, чем в лесотундре. Здесь они оставались до прихода Советской власти.

Этнографы обычно разделяют нганасанов на две неравные по численности группы: авамские (западные) и вадеевские (восточные).

В начале столетия вадеевские нганасаны кочевали на территории современного Хатангского района. Летом они собирались к юго-востоку от озера Таймыр, в частности, у озера Лабаз и других рыбных водоемов. Зимой отходили в покрытую лесом долину реки Хеты.

Авамские нганасаны проводили теплое время года в обширных тундрах между рекой Пясина и озером Таймыр, а зиму – у северной границы леса между озером Пясино и рекой Боганида. Среди них выделялись две группы: собственно авамские (пясинские), занимавшие бассейн р. Пясины, и таймырские, проводившие лето в бассейне р. Верхняя Таймыра, а зиму – в бассейнах рек Дудыпта и Боганида). В настоящее время авамская группа сосредоточилась в двух поселках (точнее, на территории двух сельских администраций) – Усть-Авам (300 человек) и Волочанка (372 человека) Дудинского района, а вадеевская – в поселке Новая Хатангского района (76 человек). Последняя группа живет в окружении другого народа (долганов) и, по принятому делению территории, попадает в долганский этнохозяйственный ареал. Постепенно через браки, устройство на работу и по другим причинам вадеевские нганасаны переселяются в Волчанку. Особенно интенсивно это движение происходило в 1960-ые годы.

В настоящее время нганасаны составляют немного меньше половины всего коренного населения этой территории, но исторически они преобладали на этих землях. Как потомки древнего населения Северной Сибири и самого северного тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. Именно они играли здесь основную роль в использовании ресурсов северного оленя [3].

Дикий олень всегда занимал и до сих пор занимает в их жизни особое место. Охота на него считалась и считается самым благородным делом. Мясо дикого оленя, в отличие от любого другого, в том числе и мяса домашнего оленя – признается единственной приемлемой пищей. В нганасанском фольклоре все другие виды мяса фигурируют только как пища бедняков, стоящих на грани голода [8].

Основными занятиями нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. По сравнению со своими соседями, энцами и ненцами, нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя. Добывали диких оленей, главным образом, осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами.

К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Оленеводство нганасан было типично самоедским, санным. По количеству оленей нганасаны были едва ли не самые богатые среди других народностей, населяющих Таймыр. Олени у нганасан служили исключительно средством передвижения, поэтому чрезвычайно ценились и оберегались. На лето нганасаны откочёвывали к северным участкам тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположение кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века.

Техника у нганасан, по сравнению с их соседями долганами, была на более низком уровне. Все производства, обслуживали внутрихозяйственные нужды. Почти каждый в своём хозяйстве являлся одновременно и мастером по обработке дерева, и кузнецом, хотя нередко выделялись наиболее способные в какой-либо одной отрасли, например хорошие мастера по производству нарт, плетению маутов. В результате коллективизации и перевода на оседлость нганасанское население оказалось сосредоточенным в поселках, расположенных вдоль основного пути сообщения. Он проходил по рекам Дудыпта и Хета. При этом нганасанские колхозы в ряде случаев были объединены с долганскими, и жители двух национальностей сделались односельчанами. Несмотря на это, оба этноса сохраняли свою самостоятельность и почти не смешивались. В настоящее время нганасаны проживают в посёлках Усть-Авам, Волочанка и Новая. Численность нганасан составляет около 800 человек.

Для населения промышленных районов Таймыра обилие северного оленя является важным свидетельством сохранения биоразнообразия Севера, окружающей среды и представляет рекреационно-эстетическую ценность. Несмотря на видимую многочисленность, популяция испытала существенное воздействие на условия жизни человека. Свидетельством этого является изменение исконных путей миграции и исчезновение ряда локальных популяций вблизи Норильского промышленного комплекса [9]. Промышленное освоение северных регионов, наблюдающееся в последние десятилетия, привело к резкому увеличению антропогенного воздействия на отдельные экосистемы арктических и субарктических тундр, а также притундровых лесов. После принятия в 1980 году Долгосрочной программы комплексного освоения Арктической зоны СССР произошел переход от очагового типа освоения Севера [7] к очагово-сплошному типу освоения [8] к созданию и дальнейшему развитию цепочки территориально-производственных комплексов [1], что продолжалось до начала 90-х.

В настоящее время спустя десятилетия вынужденного забвения возобновляется интерес к Арктике, эскалация промышленного освоения. Это связано с начавшейся гонкой мировых держав за обладанием природными богатствами Арктического континентального шельфа. Нефтегазовый комплекс является искусственным, но постоянным компонентом внешней среды, поскольку он воздвигнут на продолжительное время, включает и усиливает все факторы беспокойства животных: наземный и воздушный транспорт, пирогенный фактор и охоту, в том числе браконьерство. Уже строительные коммуникации уничтожают большие площади оленьих пастбищ. А трасса нефтегазопроводов препятствует передвижениям животных, ограничивает их пространство. В случае аварии (их реальная угроза возрастает в местах, где вероятны землетрясения), разливы нефти грозят с высокой вероятностью появляющемуся пирогенному фактору. Непосредственная добыча нефти - это горящие «факелы», выбросы в воздух сернистого газа, гибель на больших площадях лишайников. Продолжительные строительные работы — обязательный сопутствующий элемент нефтегазодобычи, так как изначальный вариант расположения обектов, на основе которого утверждается проект, «осложняется» открытием новых нефтегазовых точек, требующих воздвижения дополнительных конструкций [10, 12]. В этих условиях возрастает необходимость любой формы защиты «кормящего ландшафта» аборигенного населения Северных регионов как их жизнеобеспечение и выживание.

Принцип социальной справедливости использования ресурсов дикого северного оленя обеспечен образовательной и научной, федеральной и региональной нормативно-правовой базой, утверждает фундаментальное право на политическое, экономическое, культурное и экологическое самоопределение всех народов. Это реализуется, в том числе, правом местного аборигенного населения на участие в качестве равноправных партнеров на всех уровнях принятия решений, в том числе определения взаимных потребностей, планирования работ, их выполнения и оценки результата.

Как первый и основной шаг Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 утверждены Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации (газета «Поиск» № 27-28 от 15 июля 2011 г.), куда входят: «п. 4. Науки о жизни»; «п. 6. Рациональное природопользование». А в перечень критических технологий Российской Федерации входят – «п. 19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения».

Кроме того, законодательство РФ, включает, в том числе:

  • законодательство о коренных малочисленных народах Севера,

  • Экологическую доктрину Российской Федерации,

  • Правила охоты в Российской Федерации,

  • Постановление Совета Министров РСФСР от 19 декабря 1978 г. № 592 (с изменениями и дополнениями на 12 октября 2006 года) «О порядке возмещения ущерба, причинённого пастбищам северных оленей».

В период с 1996 г. по 2000 г. был открыт Российский учебный центр коренных народов - Центр Содействия Коренным Малочисленным Народам Севера, для практической подготовки специалистов из числа аборигенов в области экономического развития, сохранения и развития традиционных отраслей. С 2001 года ЦС КМНС приступил к реализации учебных программ и стажировок.

Как результат этой подготовки были открыты родовые и семейные предприятия, в частности, по переработке и использованию продукции дикого северного оленя, что определено авторами Суляндзига Р., Крикуненко Е. в Каталоге продукции товаров и услуг коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (выпуск 1. 2004. 115 с.).

В Таймырском автономном округе Устав (Основной Закон) Таймырского автономного округа предусматривает дополнительные права для коренных малочисленных народов как содействие в развитии традиционных отраслей хозяйства, подготовке национальных кадров и т.д. В этом отношении действуют законы, в частности: правовом статусе коренных малочисленных народов Севера»; «Об охоте».

Особо можно отметить передовой пример Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ненецкого Автономных округов. В этих регионах существует квота представительства в местном Парламенте коренных народов Севера, что даёт возможность коренным народам участвовать в распределении финансовых потоков при выполнении государственных программ развития коренных народов регионов. В Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах законодательно закреплен статус общин коренных народов как формы местного самоуправления, что отсутствует в федеральном законодательстве. Возможность участия коренных народов в законотворческой деятельности, в качестве депутатов, позволило определить статус территорий, принадлежащих коренным народам ханты, ненцам и манси, что дает возможность вести переговоры с добывающими компаниями. Среди них – постановление Правительства ХМАО - Югры от 01.07.2008 года № 140-п «О Реестре территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и ряд других.

Содействие развитию традиционных отраслей хозяйства обеспечивается научными программами, идеями и концепциями. Изданные за последнее десятилетие фундаментальные труды-монографии:

  • Клоков К.Б., Шустров Д.Н. Традиционное оленеводческо-промысловое хозяйство Таймыра под редакцией академика РАСХН Е.Е. Сыроечковского – М.: 1999. – 124 с. (с. 22-24);

  • Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.;

  • Малыгина Н.В. Объект охоты: дикий северный олень (Rangifer tarandus L.) Восточного Таймыра. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. – 112 с.;

  • а также вышедшая в 2007 г. в республике Саха обобщающая работа Сафронова В.М. «Экология и использование дикого северного оленя в Якутии».

Научная продукция отраслевого, ведомственного и академического исследовательского уровня представлена многочисленными публикациями в Российских и зарубежных изданиях. Помощь в развитии традиционных хозяйственных отраслей оказывается также через создание разного уровня академических образовательных программ, идей, концепций. Можно упомянуть следующие работы:

  • Южаков И.А. Методические рекомендации по племенной работе с северными оленями Тюменской области (1981),

  • Породный стандарт для ненецкой породы (1985),

  • учебное пособие для школ Крайнего Севера «Оленеводство Ямала» Института повышения квалификации учителей ЯНАО (г. Салехард).

Анализ представленного материала позволяет сделать вывод о том, что в результате очевидной и необходимой эскалации индустриального освоения социо-эколого-экономического пространства регионов Крайнего Севера, - неизбежно возникновение деструктивных процессов ресурсов дикого северного оленя как основного компонента жизнеобеспечения аборигенного населения. При этом принцип социальной справедливости реализуется посредством правотворчества, образования и научной деятельности, что свидетельствует об усилении потенциала коренных народов Севера РФ в процессах принятия решений с особым вниманием на поддержку традиционного природопользования. В целом, отражает позитивное взаимодействие между потребностями современной динамики социо-эколого-экономического пространства и сохранением фундаментального права на политическое, экономическое, культурное самоопределение и жизнеобеспечение всех народов РФ.

Материалы работы частично представлены: Malygina N, Vlasova E, Bogdanova V. Wild reindeer (Rangifer tarandus L.) resources use in an aspect of the principle of ecological justice // Proceedings of Polar Ecology Conference 2012, 30th September – 4th October 2012, České Budějovice, Czech Republic. p. 76-78

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 11-04-01153-а.

Литература

1. Аганбегян А.Г. Арктика: стратегия освоения // Полярные горизонты. - Красноярск, 1984. - С. 7-12.

2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Гумилёв Л.Н. - М.: ТОО «Мишель и К◦», 1993. – 499 с.

3. Клоков К.Б., Шустров Д.Н. Традиционное оленеводческо-промысловое хозяйство Таймыра / под редакцией академика РАСХН Е.Е. Сыроечковского – М.: 1999. – с. 22-24

4. Малыгина Н.В. Пространственное распределение и миграции дикого северного оленя на Восточном Таймыре. Экологические проблемы горных территорий: Материалы Международной научной конференции. 18-20 июня 2002 г. // ИЭР и Ж УРО РАН. – Екатеринбург: Изд-во «Академкнига», 2002. – C. 189-193.

5. Малыгина Н.В. Объект охоты: дикий северный олень (Rangifer tarandus L.) Восточного Таймыра. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. – 112 с.

6. Малыгина Н.В. Дикий северный олень (Rangifer tarandus L.) Восточного Таймыра: особенности пространственного размещения // Известия Иркутского государственного университета Серия «Биология. Экология» Материалы Междунар. Науч. Конф. Междунар. Шк. Для мол. Учёных (Иркутск, 20-25 сентября 2010 г.). - № 3. – Иркутск: Изд-во Ирк. Ун-та. – 2010 г. – c. 183-190.

7. Славин С.В. Промышленное и транспортное освоение Севера СССР. - М.: Экономиздат, 1961. - 366.

8. Сыроечковский Е.Е. Северный олень. - М: Агропромиздат, 1986. - С. 42-43.

9. Якушкин Г.Д., Павлов Б.М., Савельев В.Д., Зырянов В.А., Куксов В.А. Биологическое основание хозяйственного использования диких северных оленей на севере Красноярского края // Дикий северный олень СССР. М., 1975. - С. 225 -230.

10. Klein D.R. The Alaska oil Pipeline in Retrospect // Transactions of the 44th North American Wildlife and natural Resources Conference / Wildl. Manage. Inst. – Washington, 1979. – P. 235 – 246.

11. Malygina N.V. Le migrazione di rennenelTaimircentrale e orientale.In Alto Serie IV – Vol. LXXIC – Anno CVX – 1997. – P. 111-117.

12. Shideler R.T., Robus M.N., Winters J.F., Kuwada M. Discussion // Impact of Human Developments and land Use on Caribou: A Literature Review / Alaska Department of Fish and game, 1986. – Vol. 1. – P. 63 – 66.

Просмотров работы: 1925