По материалам полевых исследований [4-6, 11] одного из авторов настоящей публикации определены характер и особенности пространственного распределения дикого северного оленя по территории Восточного Таймыра. Дикий северный олень необыкновенно важен для местного населения Таймыра, так как он издревле служил источником жизнеобеспечения: давал пищу, одежду, жилье [2].
Нганасаны – самый восточный из народов самодийской языковой группы, потомки древнего населения Северной Сибири и самого северного тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и другие).
Данные археологии [3] показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены. Оттуда они проникли на Таймыр примерно 6 тыс. лет назад, подвергшись впоследствии влиянию пришедших на Таймыр с запада самодийцев.
Современные нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XVII - начале XVIII веков. В XVII веке, до прихода долганов, кочевые нганасанские племена, по-видимому, населяли лесотундру и южную тундру Таймыра в пределах Северо-Сибирской низменности, где ежегодно проходили, а иногда оставались и на зимовку тысячные стада дикого оленя. Позднее, когда эту территорию заняли долганы, нганасаны сдвинулись к северу в открытые тундровые ландшафты бассейнов р. Пясины и оз. Таймыр. Там располагались основные летние пастбища диких оленей, но условия жизни были гораздо суровее, чем в лесотундре. Здесь они оставались до прихода Советской власти.
Этнографы обычно разделяют нганасанов на две неравные по численности группы: авамские (западные) и вадеевские (восточные).
В начале столетия вадеевские нганасаны кочевали на территории современного Хатангского района. Летом они собирались к юго-востоку от озера Таймыр, в частности, у озера Лабаз и других рыбных водоемов. Зимой отходили в покрытую лесом долину реки Хеты.
Авамские нганасаны проводили теплое время года в обширных тундрах между рекой Пясина и озером Таймыр, а зиму – у северной границы леса между озером Пясино и рекой Боганида. Среди них выделялись две группы: собственно авамские (пясинские), занимавшие бассейн р. Пясины, и таймырские, проводившие лето в бассейне р. Верхняя Таймыра, а зиму – в бассейнах рек Дудыпта и Боганида). В настоящее время авамская группа сосредоточилась в двух поселках (точнее, на территории двух сельских администраций) – Усть-Авам (300 человек) и Волочанка (372 человека) Дудинского района, а вадеевская – в поселке Новая Хатангского района (76 человек). Последняя группа живет в окружении другого народа (долганов) и, по принятому делению территории, попадает в долганский этнохозяйственный ареал. Постепенно через браки, устройство на работу и по другим причинам вадеевские нганасаны переселяются в Волчанку. Особенно интенсивно это движение происходило в 1960-ые годы.
В настоящее время нганасаны составляют немного меньше половины всего коренного населения этой территории, но исторически они преобладали на этих землях. Как потомки древнего населения Северной Сибири и самого северного тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. Именно они играли здесь основную роль в использовании ресурсов северного оленя [3].
Дикий олень всегда занимал и до сих пор занимает в их жизни особое место. Охота на него считалась и считается самым благородным делом. Мясо дикого оленя, в отличие от любого другого, в том числе и мяса домашнего оленя – признается единственной приемлемой пищей. В нганасанском фольклоре все другие виды мяса фигурируют только как пища бедняков, стоящих на грани голода [8].
Основными занятиями нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. По сравнению со своими соседями, энцами и ненцами, нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя. Добывали диких оленей, главным образом, осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами.
К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Оленеводство нганасан было типично самоедским, санным. По количеству оленей нганасаны были едва ли не самые богатые среди других народностей, населяющих Таймыр. Олени у нганасан служили исключительно средством передвижения, поэтому чрезвычайно ценились и оберегались. На лето нганасаны откочёвывали к северным участкам тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположение кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века.
Техника у нганасан, по сравнению с их соседями долганами, была на более низком уровне. Все производства, обслуживали внутрихозяйственные нужды. Почти каждый в своём хозяйстве являлся одновременно и мастером по обработке дерева, и кузнецом, хотя нередко выделялись наиболее способные в какой-либо одной отрасли, например хорошие мастера по производству нарт, плетению маутов. В результате коллективизации и перевода на оседлость нганасанское население оказалось сосредоточенным в поселках, расположенных вдоль основного пути сообщения. Он проходил по рекам Дудыпта и Хета. При этом нганасанские колхозы в ряде случаев были объединены с долганскими, и жители двух национальностей сделались односельчанами. Несмотря на это, оба этноса сохраняли свою самостоятельность и почти не смешивались. В настоящее время нганасаны проживают в посёлках Усть-Авам, Волочанка и Новая. Численность нганасан составляет около 800 человек.
Для населения промышленных районов Таймыра обилие северного оленя является важным свидетельством сохранения биоразнообразия Севера, окружающей среды и представляет рекреационно-эстетическую ценность. Несмотря на видимую многочисленность, популяция испытала существенное воздействие на условия жизни человека. Свидетельством этого является изменение исконных путей миграции и исчезновение ряда локальных популяций вблизи Норильского промышленного комплекса [9]. Промышленное освоение северных регионов, наблюдающееся в последние десятилетия, привело к резкому увеличению антропогенного воздействия на отдельные экосистемы арктических и субарктических тундр, а также притундровых лесов. После принятия в 1980 году Долгосрочной программы комплексного освоения Арктической зоны СССР произошел переход от очагового типа освоения Севера [7] к очагово-сплошному типу освоения [8] к созданию и дальнейшему развитию цепочки территориально-производственных комплексов [1], что продолжалось до начала 90-х.
В настоящее время спустя десятилетия вынужденного забвения возобновляется интерес к Арктике, эскалация промышленного освоения. Это связано с начавшейся гонкой мировых держав за обладанием природными богатствами Арктического континентального шельфа. Нефтегазовый комплекс является искусственным, но постоянным компонентом внешней среды, поскольку он воздвигнут на продолжительное время, включает и усиливает все факторы беспокойства животных: наземный и воздушный транспорт, пирогенный фактор и охоту, в том числе браконьерство. Уже строительные коммуникации уничтожают большие площади оленьих пастбищ. А трасса нефтегазопроводов препятствует передвижениям животных, ограничивает их пространство. В случае аварии (их реальная угроза возрастает в местах, где вероятны землетрясения), разливы нефти грозят с высокой вероятностью появляющемуся пирогенному фактору. Непосредственная добыча нефти - это горящие «факелы», выбросы в воздух сернистого газа, гибель на больших площадях лишайников. Продолжительные строительные работы — обязательный сопутствующий элемент нефтегазодобычи, так как изначальный вариант расположения обектов, на основе которого утверждается проект, «осложняется» открытием новых нефтегазовых точек, требующих воздвижения дополнительных конструкций [10, 12]. В этих условиях возрастает необходимость любой формы защиты «кормящего ландшафта» аборигенного населения Северных регионов как их жизнеобеспечение и выживание.
Принцип социальной справедливости использования ресурсов дикого северного оленя обеспечен образовательной и научной, федеральной и региональной нормативно-правовой базой, утверждает фундаментальное право на политическое, экономическое, культурное и экологическое самоопределение всех народов. Это реализуется, в том числе, правом местного аборигенного населения на участие в качестве равноправных партнеров на всех уровнях принятия решений, в том числе определения взаимных потребностей, планирования работ, их выполнения и оценки результата.
Как первый и основной шаг Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 утверждены Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации (газета «Поиск» № 27-28 от 15 июля 2011 г.), куда входят: «п. 4. Науки о жизни»; «п. 6. Рациональное природопользование». А в перечень критических технологий Российской Федерации входят – «п. 19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения».
Кроме того, законодательство РФ, включает, в том числе:
законодательство о коренных малочисленных народах Севера,
Экологическую доктрину Российской Федерации,
Правила охоты в Российской Федерации,
Постановление Совета Министров РСФСР от 19 декабря 1978 г. № 592 (с изменениями и дополнениями на 12 октября 2006 года) «О порядке возмещения ущерба, причинённого пастбищам северных оленей».
В период с 1996 г. по 2000 г. был открыт Российский учебный центр коренных народов - Центр Содействия Коренным Малочисленным Народам Севера, для практической подготовки специалистов из числа аборигенов в области экономического развития, сохранения и развития традиционных отраслей. С 2001 года ЦС КМНС приступил к реализации учебных программ и стажировок.
Как результат этой подготовки были открыты родовые и семейные предприятия, в частности, по переработке и использованию продукции дикого северного оленя, что определено авторами Суляндзига Р., Крикуненко Е. в Каталоге продукции товаров и услуг коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (выпуск 1. 2004. 115 с.).
В Таймырском автономном округе Устав (Основной Закон) Таймырского автономного округа предусматривает дополнительные права для коренных малочисленных народов как содействие в развитии традиционных отраслей хозяйства, подготовке национальных кадров и т.д. В этом отношении действуют законы, в частности: правовом статусе коренных малочисленных народов Севера»; «Об охоте».
Особо можно отметить передовой пример Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ненецкого Автономных округов. В этих регионах существует квота представительства в местном Парламенте коренных народов Севера, что даёт возможность коренным народам участвовать в распределении финансовых потоков при выполнении государственных программ развития коренных народов регионов. В Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах законодательно закреплен статус общин коренных народов как формы местного самоуправления, что отсутствует в федеральном законодательстве. Возможность участия коренных народов в законотворческой деятельности, в качестве депутатов, позволило определить статус территорий, принадлежащих коренным народам ханты, ненцам и манси, что дает возможность вести переговоры с добывающими компаниями. Среди них – постановление Правительства ХМАО - Югры от 01.07.2008 года № 140-п «О Реестре территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и ряд других.
Содействие развитию традиционных отраслей хозяйства обеспечивается научными программами, идеями и концепциями. Изданные за последнее десятилетие фундаментальные труды-монографии:
Клоков К.Б., Шустров Д.Н. Традиционное оленеводческо-промысловое хозяйство Таймыра под редакцией академика РАСХН Е.Е. Сыроечковского – М.: 1999. – 124 с. (с. 22-24);
Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.;
Малыгина Н.В. Объект охоты: дикий северный олень (Rangifer tarandus L.) Восточного Таймыра. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. – 112 с.;
а также вышедшая в 2007 г. в республике Саха обобщающая работа Сафронова В.М. «Экология и использование дикого северного оленя в Якутии».
Научная продукция отраслевого, ведомственного и академического исследовательского уровня представлена многочисленными публикациями в Российских и зарубежных изданиях. Помощь в развитии традиционных хозяйственных отраслей оказывается также через создание разного уровня академических образовательных программ, идей, концепций. Можно упомянуть следующие работы:
Южаков И.А. Методические рекомендации по племенной работе с северными оленями Тюменской области (1981),
Породный стандарт для ненецкой породы (1985),
учебное пособие для школ Крайнего Севера «Оленеводство Ямала» Института повышения квалификации учителей ЯНАО (г. Салехард).
Анализ представленного материала позволяет сделать вывод о том, что в результате очевидной и необходимой эскалации индустриального освоения социо-эколого-экономического пространства регионов Крайнего Севера, - неизбежно возникновение деструктивных процессов ресурсов дикого северного оленя как основного компонента жизнеобеспечения аборигенного населения. При этом принцип социальной справедливости реализуется посредством правотворчества, образования и научной деятельности, что свидетельствует об усилении потенциала коренных народов Севера РФ в процессах принятия решений с особым вниманием на поддержку традиционного природопользования. В целом, отражает позитивное взаимодействие между потребностями современной динамики социо-эколого-экономического пространства и сохранением фундаментального права на политическое, экономическое, культурное самоопределение и жизнеобеспечение всех народов РФ.
Материалы работы частично представлены: Malygina N, Vlasova E, Bogdanova V. Wild reindeer (Rangifer tarandus L.) resources use in an aspect of the principle of ecological justice // Proceedings of Polar Ecology Conference 2012, 30th September – 4th October 2012, České Budějovice, Czech Republic. p. 76-78
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 11-04-01153-а.
Литература
1. Аганбегян А.Г. Арктика: стратегия освоения // Полярные горизонты. - Красноярск, 1984. - С. 7-12.
2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Гумилёв Л.Н. - М.: ТОО «Мишель и К◦», 1993. – 499 с.
3. Клоков К.Б., Шустров Д.Н. Традиционное оленеводческо-промысловое хозяйство Таймыра / под редакцией академика РАСХН Е.Е. Сыроечковского – М.: 1999. – с. 22-24
4. Малыгина Н.В. Пространственное распределение и миграции дикого северного оленя на Восточном Таймыре. Экологические проблемы горных территорий: Материалы Международной научной конференции. 18-20 июня 2002 г. // ИЭР и Ж УРО РАН. – Екатеринбург: Изд-во «Академкнига», 2002. – C. 189-193.
5. Малыгина Н.В. Объект охоты: дикий северный олень (Rangifer tarandus L.) Восточного Таймыра. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. – 112 с.
6. Малыгина Н.В. Дикий северный олень (Rangifer tarandus L.) Восточного Таймыра: особенности пространственного размещения // Известия Иркутского государственного университета Серия «Биология. Экология» Материалы Междунар. Науч. Конф. Междунар. Шк. Для мол. Учёных (Иркутск, 20-25 сентября 2010 г.). - № 3. – Иркутск: Изд-во Ирк. Ун-та. – 2010 г. – c. 183-190.
7. Славин С.В. Промышленное и транспортное освоение Севера СССР. - М.: Экономиздат, 1961. - 366.
8. Сыроечковский Е.Е. Северный олень. - М: Агропромиздат, 1986. - С. 42-43.
9. Якушкин Г.Д., Павлов Б.М., Савельев В.Д., Зырянов В.А., Куксов В.А. Биологическое основание хозяйственного использования диких северных оленей на севере Красноярского края // Дикий северный олень СССР. М., 1975. - С. 225 -230.
10. Klein D.R. The Alaska oil Pipeline in Retrospect // Transactions of the 44th North American Wildlife and natural Resources Conference / Wildl. Manage. Inst. – Washington, 1979. – P. 235 – 246.
11. Malygina N.V. Le migrazione di rennenelTaimircentrale e orientale.In Alto Serie IV – Vol. LXXIC – Anno CVX – 1997. – P. 111-117.
12. Shideler R.T., Robus M.N., Winters J.F., Kuwada M. Discussion // Impact of Human Developments and land Use on Caribou: A Literature Review / Alaska Department of Fish and game, 1986. – Vol. 1. – P. 63 – 66.