РОЛЬ И МЕСТО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ И МЕСТО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Лунева К.В. 1, Киенко Т.С. 1, Пятибратова С.С. 2
1филиал «ЮФУ» в г.Новошахтинске
2филиал ЮФУ в Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По мере становления профессии «социальная работа» раскрываются ее новые научно-практические горизонты. Одной из актуальных проблем ее развития является осмысление собственных возможностей в разработке и реализации социально-психологических, социально-медицинских и социально-педагогических технологий, направленных на формирование здоровьесбережения различных категорий населения.

Актуальность здоровьесбережения обусловлена социальным заказом на сохранение и укрепление здоровья россиян, включением здоровьесбережения в число актуальных социальных задач в рамках национальных проектов; личными потребностями укрепления здоровья людей, ростом личных ценностей жизни и здоровья.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития в настоящее время определяет актуальность ее теоретического и практического изучения. В настоящее время данной проблеме посвящено большое количество публикаций педагогов, психологов, социологов, медицинских работников. Так, в работах Т.Ф.Орехова1, Э.Н.Вайнера2, Н.В.Полтавцева, М.Ю.Стожарова., Р.С.Краснова3 и др. осуществлен системный анализ роли и сущности здоровьесбережения. Теоретическую базу настоящего исследования составляют труды ученых в области медицины (В.В.Нагаева, Л.А.Жолковской4, А.С.Степановских,5 И.Атватер, К.Даффи, Е.А.Климов6), социальной работы (В.А.Соловьева,7 Г.Ф.Невской, З.И.Губонина, А.С.Минаева8), социологии (М.Хьюстон, В.Штребе9), валеологии (Н.А.Мелешкова, В.А.Дубчак, И.В.Лежнина10), теории педагогической и образовательной деятельности (Т.В.Гиголаева, В.Н.Зимина, О.Л. Еремина11). Тем не менее, проблемы здоровьесбережения недостаточно разработаны в теории и практике социально-гуманитарного знания в целом, в и социальной работе в частности.

В контексте социальной работы представляет интерес не только индивидуальный способ развития потенциала здоровья, но и инструменты достижения целей здоровьесбережения общества и его отдельных составляющих – социальных групп, общностей. Как показывает практика, состояние здоровья населения, особенно детей, продолжает ухудшаться. Разработка теоретических и прикладных аспектов здоровьесбережения в социальной работе является особенно актуальной, поскольку социально уязвимые группы и лица – инвалиды и семьи, воспитывающие детей с особыми нуждами, дезадаптированные и социально запущенные дети и подростки, лица и семьи с низким материальным достатком, пожилые люди и т.д. особенно сильно нуждаются в охране, защите и сохранении здоровья не только в медицинском, но, прежде всего, в социальном аспекте. Практически любое заболевание имеет под собой в числе прочих социальные факторы; следствием заболеваний является нарушение, а в отдельных случаях даже утрата социально значимых навыков, функций, ролей. Актуальным направлением является разработка и внедрение механизмов здоровьесбережения в образовательных учреждениях, учреждениях социальной реабилитации и социального обслуживания, на производстве и т.д. На этом основывается актуальность темы дипломной работы.

Объект работы - здоровьесбережение. Предмет работы - технологические особенности здоровьесбережения в практике социальной работы. Цель работы – выявить роль, место и возможности здоровьесбережения в практике социальной работы.

Здоровье – неоценимое счастье для каждого человека, условие его активной полноценной и долгой жизни, успешности во всех сферах жизнедеятельности, полноценного социального функционирования. Сегодня все едины в том, что здоровье населения – это основное условие процветания России.12 Обеспечение национальных интересов России в области сохранения и укрепления здоровья граждан страны сегодня требует гораздо более тесного и эффективного взаимодействия человека, семьи, общества, бизнеса и государства на всех уровнях, и образующим звеном такого взаимодействия может и должна стать социальная работа.

Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, профессионально оказывающий помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области здоровьесбережения. Независимо от специализации и места работы, он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья».

Проблема здоровьесбережения выступает как глобальная неотъемлемая от других проблем человечества. Она возникает вместе с ним и изменяется вместе с прогрессом общечеловеческой культуры, будучи актуальной во все периоды индивидуального развития организма: от рождения и до смерти, в полном благополучии и при болезни. В современных условиях усугубления социальных проблем возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных социальных проблем и задач здоровьесбережения на качественно новом уровне13. Из потребностей практики возникает необходимость создания новых механизмов, форм и методов здоровьесбережения населению как новых социальных технологий, которые позволят обеспечить гражданам комплексные социальные услуги при заболевании, утрате трудоспособности и иных случаях в больнице или вне ее с акцентом на связанные со здоровьем социальные проблемы.

Работа по здоровьесбережению дает иной подход к оказанию медико-социальной помощи. Она рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Здоровьесбережение принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так как предполагает осуществление системных медико-социальных воздействий на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу. Таким образом, здоровьесбережение имеет не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность14 .

Цель здоровьесбережения - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации как здоровых людей, так и лиц с физической и психической патологией, социальным неблагополучием.

Объектом здоровьясбережения в социальной работе являются различные категории лиц, в первую очередь имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, взаимно потенцирующие друг друга, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий.

Работа с такими категориями одинаково тяжела и малоэффективна в отдельности, как для медицинских работников, так и для специалистов учреждений социального обслуживания, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной профессиональной деятельности. К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, одинокие матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность названных контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет.

Особенность здоровьесбережения в социальной работе состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественный опыт организации первичной медико-санитарной помощи, зарубежный опыт социальной работы в здравоохранении показывает, что, несмотря на предпринимаемые усилия в организации помощи лицам, имеющим как медицинские, так и социальные проблемы, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна.

Медицинские работники на практике выполняют ряд функций социальных работников - отечественные дипломированные специалисты по социальной работе появились лишь в последние годы и их количество незначительное. В свою очередь, социальные работники очень часто работают с клиентами, которые страдают психической и физической патологией, то есть должны иметь соответствующие медицинские знания, навыки и умения.15

При этом необходимо четкое разграничение функций между медицинскими и социальными работниками.

В социальной работе происходит формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни:

- планирование семьи,

- проведение медико-социальной экспертизы,

-осуществление медицико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

- проведение социальной работы в психиатрии наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины;

- содействие предупреждению распространения ВИЧ инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей;

- социально-правовое консультирование;

- организация терапевтических сообществ само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера;

- участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;

- обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др.

По своей сути работа в области здоровьясбережения имеет много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения и предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности.

Работу по здоровьесбережению можно условно разделить на две направленности - профилактическую и патогенетическую.

Социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Медико-социальная работа профилактической направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, существление медицинской социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента, создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Социальный работник сталкивается с большим рядом проблем, посредством передачи определенной информации и знаний помогает клиентам развивать умения, консультировать по вопросам здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, социальный работник должен устанавливать социальные группы людей, испытывающих трудности здоровья. Он также должен выявить условия окружения нуждающихся в социальной помощи или защите, которые создают проблемы.

С целью создания оптимальных и наиболее эффективных технологий здоровьясбережения специалисты по социальной работе занимаются разработкой базовых моделей, которые позволяют обеспечить единые методические подходы в данном виде деятельности и учесть соответствующую специфику.16 Такие модели можно строить на основании двух положении. Во-первых, выделить наиболее однородные группы клиентов (например, группа повышенного риска, члены семьи клиента и ближайшее окружением длительно и тяжело болеющие и инвалиды и др.). Во-вторых, в работе с каждой из выделенных групп учитывать два сформулированных выше направления здоровьясбережения - профилактическое и патогенетическое.

Такой подход позволит при сохранении единых методических принципов учесть специфику профессиональной медико-социальной работы с конкретными контингентами различного профиля в отдельных областях медицины или системе социальной защиты населения.

Профессиональные роли социального работника в области здоровьесбережения свидетельствуют о высоких требованиях к ним.

Прежде всего, он должен устанавливать социальные группы людей, испытывающих трудности здоровья. Он также должен выявить условия окружения нуждающихся в социальной помощи или защите, которые создают проблемы. Это роль «определителя клиента».

Еще две роли: «брокер» – социальный работник, направляющий людей в те службы, которые им могут быть полезны, и «посредник» – социальный работник, находящийся между группами людей для того, чтобы помочь им устранить проблему.

Социальный работник может выступать в роли «адвоката» – защитника прав людей, нуждающихся в оздоровлении.

Еще одна роль – «учитель» – посредством передачи определенной информации и знаний помогает клиентам развивать умения, консультировать по вопросам здоровьясберегающих технологий.

Роль «мобилизатора» означает, что социальный работник должен уметь собирать и приводить в действие группы людей для совместного решения возникающих проблем (например, группы – бросающих курить, желающих похудеть).

Этим не исчерпываются все стороны деятельности социального работника, хотя и перечисленное дает достаточно полное представление о сложности его деятельности.

Социальный работник в процессе работы с индивидами или социальными группами постоянно сталкивается с соматическими и психологическими проблемами, поэтому ему необходимо владеть основными терапевтическими и практическими методами, применяемыми психотерапевтами. Это помогает ему выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения. На первом этапе контакт социального работника с клиентом осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы или совета. Для оказания первой помощи он должен сам проводить терапевтическую работу или организовывать ее совместно с другими специалистами. Если же выявлены серьезные отклонения в здоровье пациента, то социальный работник рекомендует обратиться в центр здоровьесбережения для более полного проведения обследования и лечения.17

При рассмотрении сущности и форм здоровьесбережения интерес представляет опыт передовых зарубежных стран.

Как однажды верно заметил великий немецкий писатель Генрих Гейне, единственная красота — это здоровье. И на родине поэта это уже давно осознали: германская медицина является одной из самых высококлассных в мире. Светила науки с мировыми именами, квалифицированные врачи и медицинский персонал, клиники, оборудованные по последнему слову техники, использование передовых технологий обеспечивают Германии репутацию одного из мировых лидеров по качеству медицинского обслуживания и диагностики.

По сообщению DW-WORLD.DE, в Германии появился свой «национальный проект»18. Правительство одобрило государственную программу, рассчитанную на укрепление здорового образа жизни немцев. К 2020 году немцы должны научиться лучше питаться и больше двигаться. Таковы главные цели государственной оздоровительной программы, утвержденной правительством. Программа - совместное детище министров здравоохранения и по охране интересов потребителей Улы Шмидт и Хорста Зеехофера.

Согласно данным недавно проведенного международного исследования, из всех европейских народов немцы - самые полные. Три четверти мужчин и свыше половины женщин в Германии имеют лишний вес или даже страдают ожирением. Не намного лучше ситуация в Чехии и Греции. А вот голландцы, французы и особенно итальянки - заметно стройнее.

Избыточный вес - причина многих заболеваний, а в результате стремительно растут расходы больничных касс на лечение толстяков. Такие расходы превышают в Германии 70 млрд. евро ежегодно, что составляет примерно треть всего бюджета немецкой системы здравоохранения. Эксперт фракции ХДС по вопросам политики в интересах потребителей Юлия Клекнер указала, что расходы на лечение болезней, вызванных неправильным питанием, колоссальны. «Если посмотреть, как высока в Германии доля людей с избыточным весом, если учесть, что каждый пятый взрослый и каждый десятый ребенок страдают ожирением, то пора бить тревогу. Политики просто обязаны подумать о том, как наладить успешную профилактическую работу».19

Министр здравоохранения Ула Шмидт, в частности, считает необходимым включить в школьные программы уроки правильного питания, а уроки физкультуры проводить не реже трех раз в неделю: «Думаю, что в стареющем обществе необходимо, начиная со школьной скамьи, учиться правильному питанию и ведению здорового образа жизни. Нам надо позаботиться о том, чтобы уроки физкультуры стали в школах такими же важными, как математика и немецкий».20

Учить надо не только детей, но и взрослых. Одобренная правительством Германии программа предусматривает меры, направленные на то, чтобы заставить предприятия пищевой промышленности делать более четкой маркировку своих товаров: на этикетках с лицевой стороны должны крупно указываться состав и калорийность продукта. Это касается в первую очередь продуктов питания, рассчитанных на детей, например, шоколадных или сдобных батончиков и кукурузных хлопьев, как правило, представляющих собой калорийные бомбы. Правительство намерено позаботиться также о том, чтобы более здоровым стало питание в заводских, больничных и школьных столовых, в детских садах, где нередко злоупотребляют - для улучшения вкуса - жирными соусами.

По словам Ю. Клекнер, политики не собираются предписывать некий индекс объема тела или размер талии. Дело не в идеалах красоты и стройности. «Речь идет о здоровом образе жизни - надо правильно питаться и больше двигаться. Необходимо добиться просвещения в этой сфере, а у подрастающего поколения тут явный дефицит» 21.

Чтобы немцы - большие и маленькие - больше двигались, правительственной программой предусмотрено строительство современных детских и спортивных площадок, прокладка безопасных велосипедных дорожек, создание в спальных районах такой инфраструктуры, чтобы до ближайшего магазина или аптеки даже полный человек мог добраться пешком.22

Во Франции большое внимание уделяется вопросам профилактики заболеваний, в частности, связанных с образом жизни современного человека: неправильное питание и связанное с этим повышение веса тела, постоянный стресс и как результат — сердечно-сосудистые заболевания и снижение общего уровня иммунитета.

Многие медицинские учреждения Франции предлагают программы раннего выявления заболеваний. В частности, в Американском госпитале Парижа создано специальное диагностическое отделение, в котором предлагаются различные комплексы обследования в зависимости от возраста и пола пациента. Американский госпиталь Парижа является одним из наиболее престижных медицинских учреждений Европы. Эта многопрофильная клиника оснащена в соответствии с новейшими технологиями и имеет огромный опыт работы с иностранными пациентами.

В диагностическом центре Американского госпиталя Парижа предлагают следующие комплексы обследования:

— Базовое обследование: оценка факторов риска с целью разработки программы профилактических мер, раннее выявления заболеваний для своевременного начала комплексного обследования и лечения.

— Базовое обследование для женщин, которое включает также гинекологическое обследование.

— Специальное обследование для женщин после 50 лет с целью раннего выявления общих и гинекологических заболеваний для своевременного начала комплексного обследования и лечения; раннее выявление риска остеопороза; выявление заболеваний сердечно-сосудистой системы, связанных с гормональной перестройкой организма.

— Обследование для мужчин с целью раннего выявления атеросклероза.

Необходимо 10-20 лет чтобы не диагностированный вовремя атеросклероз привел к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний таких, как инфаркт миокарда и инсульт. Основными факторами, «помогающими» этому процессу являются повышенный уровень холестерина в крови, повышение артериального давления, повышение веса тела, курение, снижение физической активности, стресс.

Цель данного обследования: оценка факторов риска с целью разработки программы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, выявление сердечно-сосудистых заболеваний на ранней стадии для своевременного начала комплексного обследования и лечения. Обследование проводится в течение 48 часов. В рамках обследования проводятся консультации офтальмолога, стоматолога, уролога, пульмонолога, гастроэнтеролога. Кроме развернутого общего и биохимического анализа крови и мочи проводится исследование внешней функции легких, ЭКГ покоя и нагрузки, доплеровское исследование сосудов ног, сонных артерий, фиброскопическое исследование желудка и толстого кишечника под наркозом, УЗИ органов брюшной полости и органов малого таза, спирография, импедансметрия (анализ состава тела). Обследование позволяет получить наиболее полную картину состояния здоровья и оценить факторы риска.

Итак, реализация стратегии здоровьесбережения может быть достигнута путем обеспечения более здорового образа жизни; создания методологии формирования установки на здоровье как высшую ценность; уменьшения ущерба, причиняемого употреблением алкоголя, табакокурением, вызывающими зависимость средствами; разработки и внедрения систем самооценки уровня здоровья и самооздоровления человека; определения и использования психофизиологических, интеллектуальных возможностей человека выбранной профессии, требованиям, которые предъявляют условия и характер труда; внедрения современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания, консультирование по вопросам профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, формирование сексуальной культуры в общее не в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения; проведения добровольной массовой аппаратурной скрининг-диагностики для определения уровня здоровья, оценки функциональных резервов, выявления скрытой патологии в учебных заведениях и на производстве; разработки учебно-образовательных программ о здоровье для телевидения, популярных кинофильмов, компакт-дисков, конкурсов здоровья и т.д.; создания аудио-визуальных образов – аудио- и видеоклипов, постеров, плакатов и другой рекламной и пропагандистской продукции, формирующей в массовом сознании установки на идеал здорового человека, стандарт здоровья, формирование культуры здоровья, выполнение оздоровительных программ, здоровый образ жизни; разработки средств оперативного медицинского контроля за лицами, занимающимися спортом, участвующими в физкультурно-оздоровительных программах в учебных заведениях и на предприятиях, в сочетании с информационным межведомственным обеспечением; формирования потребности к природным здоровьесберегающим технологиям, организация здорового досуга и оздоровительных клубов по интересам, развития системы физической культуры и оздоровительного туризма; создания паспорта здоровья индивида, включающего риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов соматического, биоэнергетического и психологического статуса, степень физического развития, уровень мотивации человека на сохранение и укрепление здоровья, определение обратимости выявленных изменений в состоянии здоровья; проведения мониторинга здоровья для создания банка данных о динамике индивидуального и популяционного здоровья, получение оперативных, долгосрочных данных о психическом и физическом состоянии, ее интеллектуальном психофизиологическом потенциале и духовной ориентации.23

За рубежом накоплен значительный опыт в организации здоровьесбережения населения и человека, разработаны механизмы и технологии социальной работы в сфере здоровьесбережения. Адаптация зарубежного опыта в российскую практику может послужить толчком к развитию здоровьесберегающего направления социальной работы в России. К числу базовых технологий здоровьесбережения в социальной работе можно отнести профилактику, посредничество, в том числе осуществление технологий социальной рекламы, социальное проектирование и программирование и пр. Таким образом, социальная работа в области здоровьесбережения населения и отдельных групп и лиц является перспективным направлением социономии.

Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в различных сферах жизнедеятельности с различными группами и лицами является перспективным и актуальным направлением. Граждане нуждаются в профилактике различных заболеваний, информировании о социальных аспектах здоровья и болезни, социальном консультировании и посредничестве, социально-правовой защите в вопросах здоровья и болезней. Формирование и развитие здорового образа жизни как комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья, пропаганду ценностей здоровья и здорового образа жизни; мотивирование граждан к личной ответственности за своё здоровье и здоровье своих детей; на разработку индивидуальных подходов к формированию здорового образа жизни; на борьбу с факторами риска развития хронических заболеваний, предупреждение социальных факторов заболеваемости; на просвещение и информирование населения, особенно детей, молодежи, о вреде табака и злоупотребления алкоголем; на предотвращение социально-значимых заболеваний, - обусловлено жизненной необходимостью.

В настоящее время возможно выделение ряда социальных технологий, способствующих здоровьесбережению населения и человека и адекватных для внедрения в практику социальной работы.

Медико-социальные технологии (МСТ).

К ним относятся диагностика отклонений в физическом состоянии и развитии детей; формирование реабилитационных групп; лечение (медикаментозное, физиолечение, массаж, лечебная физкультура); профилактика (прививки, рациональное питание, контроль за гигиенической организацией занятий и труда, проведение углублённых медицинских осмотров); оздоровление (закаливание, физкультурные занятия, двигательная активность, спортивные секции, ритмика); соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон для детей с ослабленным здоровьем, занятия на свежем воздухе).

К медико-социальным технологиям относится комплекс мероприятий, реализуемых медицинскими кабинетами образовательных и социально-реабилитационных учреждений: контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.24

Так, медицинский кабинет реабилитационного центра (ГБУСОН СРЦ г.Новошахтинска) организует проведение прививок находящимся там детям, проводится оказание неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению детей и коллектива, следит за динамикой их здоровья, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных детей с проблемами здоровья. Проводятся занятия по программе «Лечебная педагогика» под контролем и при участии медицинских работников. Медицинский кабинет создан для оказания каждодневной помощи детям, педагогам. Проводятся занятия с элементами лечебной физической культуры.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

Реализация этого блока предполагает работу по рациональной организации двигательного режима детей, способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.

Работа в течении дня предполагает следующие мероприятия:

  • Комплекс утренней гимнастики

  • Подвижные игры в течении дня, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей

  • Физкультминутки и динамические паузы, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем

  • Комплекс упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления

Проведение физкультминуток и физкультпауз позволяют в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие среды пребывания. Эмоциональные разрядки, «минутки покоя», позволяют частично нейтрализовать стрессогенные воздействия. Витаминизация пищевого рациона позволяет восполнить недостаток витаминов, особенно в весенний период.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д. Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся, может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить такие:

  • солнечные и воздушные ванны,

  • водные процедуры,

  • фитотерапия,

  • ароматерапия,

  • ингаляция,

  • витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год- в декабре и весной с целью укрепления памяти детей).

Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В центре внимания данной группы технологий - обустройство прилегаемой территории, зеленые растения в комнатах, живой уголок, участие в природоохранных мероприятиях. Кроме того очень благотворно влияют на эмоциональный настрой зооуголки. Например, наблюдая за животными дети получают массу удовольствия, кроме того это влияет на сплочённость детского коллектива, воспитывает ответственность и любовь к братьям нашим меньшим. После проветривания комнат можно применять фитотерапию (используя аромолампу с маслами богатыми фитонцидами уничтожающими болезнетворных бактерий).

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в учреждении отвечает директор.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

Неоспоримо, что основная задача педагогов и социальных работников - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие образовательные технологии по характеру действия делятся на 4 группы:

Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки)

Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).

Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма( закаливание, педагогическая психотерапия)

Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий - такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой происходит качественное обучение сохранению и развитию своего здоровья. Развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период пребывания в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Реализация здоровьесберегающих технологий в системе образования решается на трех уровнях:

1. Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений. Его можно назвать стратегическим уровнем, это уровень ответственности руководителя отдела образования и его заместителей.

2. Уровень образовательного учреждения. В данном случае реализация ЗОТ начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы. Требуется более внимательное отношение к вопросам активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий, Это уровень ответственности директора школы, хотя такие решения должны приниматься совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Кроме того, крайне необходима научно-информационная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья школьников. Создание оптимальных гигиенических, экологических и других здоровьесберегающих условий для образовательного процесса, предотвращение возникновения у учащихся дезадаптационных состояний, т.е. дистресса, переутомления и других, обеспечение школьников правильным, соответствующим современным медико-гигиеническим требованиям питанием – также решается на уровне школы. Кроме того, также на уровне школы решаются вопросы по включению в учебные планы занятий целенаправленно подготавливающих учащихся к деятельности по сохранению и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. Данные мероприятия, в свою очередь, требуют подготовки педагогического коллектива, вплоть до повышения квалификации или переподготовки, обеспечения охраны здоровья самих педагогов, в том числе и создание условий позволяющих педагогам укреплять собственное здоровье. Также требуется целенаправленная деятельность по проведению мониторинга состояния здоровья учащихся и последовательной, тематической работы с родителями и опекунами учеников.

3. Уровень класса. Решение задач здоровьесбережения на этом уровне обеспечивается работой на уроке. В целом результат влияния школы на здоровье учащихся зависит от того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения. Безусловно, организация обучение учителей таким технологиям - задача руководства; но использование их в своей работе, отслеживание результатов и своевременная, адекватная реакция на изменение ситуации - задача педагог.

Близорукость занимает ведущее место в этой патологии и является одной из причин инвалидности и ограничений в выборе профессии. Процент детей с близорукостью увеличивается, степень близорукости прогрессирует. Поэтому охрана зрения должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений от объема и учебной нагрузки. Это связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. Организация здоровьесберегающих условий обучения и воспитания, обучение детей основам профилактики заболеваемости, в частности нарушений зрения – одна из актуальных задач здоровьесберегающих образовательных технологий.

6.Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

В рамках данного направления осуществляется профилактика заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача; мониторинг состояния здоровья детей с обсуждением на педсоветах, обеспечение доступности данных сведений для каждого педагога; создание системы комплексной педагогической, психологической, социальной помощи детям с проблемами; ритмико-коррекционные упражнения для детей «группы риска»; «музыкотерапия» для детей с заболеваниями органов дыхания и школьными проблемами.

Работа по профилактике и динамическому наблюдению за состоянием здоровья детей включает комплекс мероприятий, позволяющих вести наблюдение за состоянием здоровья детей и принимать необходимые меры по профилактике:

  • комплексный медицинский осмотр детей 5 -10 лет, 10–14 лет;

  • паспортизация с целью сбора информации и отслеживания заболеваемости;

  • комплексная профилактическая и коррекционная работа.

7. Просветительско-воспитательная работа

Данный блок реализует систему мероприятий, направленных на формирование у детей понятий о ценности здоровья и ЗОЖ, профилактику вредных привычек. Работа проводится по ряду направлений:

Самопознание: в этой части программы обращается внимание на состояние общего душевного комфорта, воспитывается система ценностных установок.

Я и другие: данный раздел предполагает работу по социальной адаптации учащихся, обучение способам поведения в обществе.

Здоровый образ жизни: данный раздел предполагает работу по изучению состояния здоровья, профилактику вредных привычек.

Просвещение родителей и педагогов по вопросам здоровья детей:

– консультации специалистов;

– работа родительского лектория.

Комплексная работа позволяет обеспечить сохранение и по возможности укрепление здоровья детей через овладение навыками ЗОЖ; улучшение санитарно-гигиенических условий; позитивную динамику результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни; повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизацию уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую; повышение уровня психологической комфортности в системе «ученик – педагог»; обучение основным способам общения, партнерских взаимоотношений; улучшение взаимоотношений семьи и учреждения, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка; создание единого здоровьесберегающего пространства

Таким образом, деятельность по сохранению и улучшению здоровья детей занимает особое место в воспитательном процессе любого образовательного учреждения и организуется через оптимальное сочетание познавательной, физкультурно-спортивной (двигательной активности), созидательно-добротворческой, художественно-творческой, гуманно-коммуникативной, толерантно-поведенческой, многоплановой социально-ценностной деятельности и является основой формирования здорового духовного и психолого-физиологического образа жизни, валеологической культуры человека и общества в целом.

Основная цель дошкольного образования - развитие ребенка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребенка в соответствии с принципом природосообразности. И.И.Брехман25 акцентировал внимание на определяющем значении формирования у человека индивидуального способа здорового образа жизни с самого раннего детства. Поэтому семья для ребенка - это первая и иногда почти единственная среда, формирующая его образ жизни.

В МОУ дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования г.Новошахтинска» (МОУ ДОД «ЦДО») образовательный процесс по приобщению детей к здоровому образу жизни, помимо традиционных форм физкультурно-оздоровительной работы и профилактической работы медицинского блока, включает также:

- проведение дней здоровья,

- занятия валеологического содержания,

-досуги, викторины на оздоровительную тематику,

- чтение художественной литературы,

- знакомство детей с традициями и культурой русского народа, с родным городом,

- с правилами безопасного поведения и т. д.

Углубление валеологических знаний детей только в образовательном учреждении будет носить однобокий характер без повышения уровня валеологической культуры в семьях. Одной из наиболее важных задач дошкольного учреждения является просветительская работа с родителями.

Существует много различных форм взаимодействия МОУ ДОД «ЦДО» с семьями воспитанников. Неформальный подход к образованию родителей способствует реализации принципов гуманизации образования, а педагоги становятся профессионально заинтересованными в конструктивном взаимодействии с родителями и детьми в режиме сотрудничества и диалога. Следует выделить для данного учреждения формы работы с родителями:

  • дни открытых дверей,

  • совместные с родителями праздники и досуги;

  • дни здоровья;

  • выпуск газеты;

  • родительский клуб;

  • родительские собрания;

  • индивидуальные беседы и консультирование специалистами ДОУ;

  • анкетирование;

  • папки-передвижки;

  • информационные стенды;

  • рекомендации;

  • фотовыставки.

Центральным звеном, объединяющим педагогов и родителей воспитанников МОУ ДОД «ЦДО», был выбран родительский клуб. Сотрудники исходили из понятия клуба как объединения людей по интересам, центральная проблема объединения - воспитание здорового ребенка.

В клубе состояло 47 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лег), 54 ребенка младшего (3-4 лет) и среднего (4- 5 лет) дошкольного возраста.

Опыт работы клуба показал, что дети 5-7 лет не могут ответить на вопрос: «Что такое здоровье?» Отвечая на вопросы о здоровье, дети сравнивают понятие здоровье с понятием болезнь. Поэтому до проведенной работы на вопрос: «Кого называют здоровым человеком?» - почти все дети отвечали одинаково: тот, кто не болеет,реже - кто заботится о своем здоровье.

После проведенной работы дети давали более развернутые ответы: тот, кто улыбается, радуется всему красивому, не делает никому зла, кто моет рукии т. п. На вопрос: «Что надо делать, чтобы быть здоровым?» - наиболее распространенными ответами до проведенной работы были: пить лекарства; слушать, что говорить врач. После проведенной работы дети давали более развернутые ответы: делать зарядку, заниматься физкультурой, мыть руки, следить за чистотой, есть полезные продукты (овощи, фрукты, молочные продукты и т. д.) и т.п., также увеличилось количество адекватных ответов - с 25,1 до 71,4%.

Сохранение и воспроизводство здоровья зависит не только от суммы знаний, но и от поведения человека в соответствии с его знаниями и убеждениями. И здесь целесообразно говорить о валеологической компетентности дошкольника. Валеологическая компетентностьв дошкольном возрасте рассматривается как готовность ребенка самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с сохранением и укреплением здоровья, т. е. владение ребенком необходимой суммой знаний о здоровье и здоровом образе жизни и умениями применять эти знания для разрешения проблемы в конкретной ситуации. Проведенная работа позволила сделать следующие выводы:

1. Приоритетным направлением работы дошкольных учреждений является воспитательная работа по формированию здорового образа жизни ребенка.Особая роль отводится валеологически грамотному педагогу.

2. Работа по формированию здорового образа жизни ребенка должна проводиться со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми и их родителями.

3. Образ жизни ребенка-дошкольника успешно формируют его родители при условии оказания им своевременной методической помощи.

4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога, способствует реализации принципов гуманизации образования.

5. Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, исключение факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов, способствующих становлению валеологической культуры человека.

Увеличение числа пожилых людей в стране, высокая заболеваемость этой категории граждан и смертность населения свидетельствует о том, что актуальной задачей социальной помощи пожилым и старым людям является организация здоровьесбережения с целью поддержания здоровья, сохранения социальной активности более продолжительный период.

Человек достигает высшего интеллектуального развития после 40 лет, а в 70 лет у него сформирована жизненная, профессиональная и интеллектуальная база. И эта база может быть использована для дальнейшего развития человечества в биосфере - с меньшим числом ошибок и с большими возможностями для совершенствования. Однако после 60 лет существенным образом изменяются сосуды и ряд других систем, в результате чего ухудшаются память и скорость мышления, дряхлеет тело, происходят отрицательные возрастные процессы, совокупность которых нуждается в специальной помощи в целях сохранения социальной активности.

Социальная активность определяется как вероятность сохранения трудовой и умственной активности различной степени в старческом возрасте, обеспечивающая участие в общественной жизни и способность выполнять посильную трудовую деятельность и обслуживать себя, приносить пользу обществу, семье и окружающим. В современном обществе оказываемая помощь в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях должна определять возможность сохранения длительный период способности трудиться и обслуживать себя до глубокой старости.

Такие задачи медицинского и социального характера эффективно решаются в социальном учреждении МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Новошахтинска».

Ежегодно в четырех отделениях дневного пребывания МБУ «ЦСО ГПВиИ г. Новошахтинска» проходят лечение и обследование около 360 человек с заболеваниями различной тяжести. В связи с этим для подготовки пациентов к сохранению физической и умственной активности привлекаются специалисты различного профиля: терапевт, невропатолог, пульмонолог, отолоринголог, кардиолог, тренер, массажист, специалист по гомеопатии, социальные работники

На базе МБУ «ЦСО ГПВиИ г. Новошахтинска» работает школа «Долгожители», где пожилые люди получают знания и навыки необходимые для сохранения социальной активности более длительный период. Учитывая, что лица старших возрастных групп нуждаются в индивидуальном подборе рецептуры, обеспечения активного образа жизни и сохранения интеллекта организована «Школа подготовки старших возрастных групп к сохранению активного образа жизни», в рамках которой осуществляются:

  • коллективные занятия

  • обучение по групповому признаку заболеваний

  • индивидуальные занятия, обеспечивающие максимальное понимание уязвимости и зависимости пациента от болезни и обучение преодолению этой зависимости и умению адаптироваться в новых сложившихся условиях.

В деятельности «Школы» задействованы все необходимые специалисты с обязательным привлечением специалистов терапевтического и психиатрического профиля. Усилия специалистов направлены на организацию, обучение и подготовку граждан к сохранению достигнутого уровня здоровья и доступной активности в повседневной жизни. Применены новые организационные формы решения проблем лиц старших возрастных групп на основе специальных методов подготовки граждан старших возрастных групп к активному периоду жизни в старости на основе использования нормативных основ развития гериатрической стационарной и консультативной помощи, способствующих рациональному расходованию средств при оказании помощи. Предложены новые подходы к обслуживанию лиц пожилого возраста с учетом применения современных методов диагностики и лечения.

Главной задачей специалистов является создание такого уровня качества реабилитации и подготовки лиц старших возрастных групп до такого функционального уровня, который гарантировал активный уровень сохранения подвижного образа жизни и соответствующий уровень удовлетворенности и качество жизни.

На здоровьеподдержание были направлены такие мероприятия как анализ основных параметров физического развития пациента и мониторинг его здоровья, немедикаментозная терапия, динамические паузы, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика по К.П.Бутейко, консультации по диет-питанию и витаминизации, внедрение системы физических упражнений разных направлений (общеразвивающая, суставная гимнастика, стретчинг, музыкально-танцевальные комплексы, подвижные и спортивные игры), применение здоровьесберегающей технологии М.Монтессори (упражнения по поддержанию мелкой моторики).

В работе МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.Новошахтинска», внедряя мероприятия направленные на личностные качества и здоровьесбережение пожилого человека, создали необходимые условия для поддержания жизненной позиции, личностных качеств пожилого человека.

Специфика деятельности в области здоровьесбережения в трудовом коллективе рассматривалась в трудах Е.И.Холостовой26, О.Г.Чарояна27, Л.Е.Сырцовой28 и других. Социальная профилактика здорового образа жизни требует от специалиста учета специфики трудовой организации, в которой проводится профилактика. В трудовой организации существуют, например, определенные вредные условия труда, в торговой или научной - специфика вредных условий совсем другая. Необходимо учитывать все факторы, влияющие на здоровье в трудовом коллективе.

Охрана здоровья работающих зависит от того, насколько комплексно строятся и совместно решаются задачи, поставленные специалистом по здоровьесбережению и специалистами смежных служб (администрацией предприятия, общественными организациями, психологом). Основным направлением профилактической работы на промышленном предприятии является проведение профилактических медицинских осмотров (предварительных, периодических, целевых). Существенный раздел - проведение предупредительного и текущего санитарного надзора, который должен осуществляться целенаправленно, планово и комплексно.

Вся профилактическая работа на предприятии проводится по единому комплексному плану лечебно-профилактических мероприятий. В составлении этого плана принимают участие администрация предприятия, санитарная часть и специалисты по гигиене труда районного центра Государственного санитарно-эпидемического контроля (ГСЭН). Каждый из участников намечает ряд мероприятий. Комплексный план утверждается директором предприятия и является обязательным для исполнения. Комплексный план лечебно-оздоровительных мероприятий имеет следующие разделы:

- организационные мероприятия;

- санитарно-технические мероприятия (строительство, модернизация оборудования, внедрение новых технологических линий, усовершенствование вентиляции, отопления, канализации);

- санитарно-гигиенические мероприятия (контроль за содержанием вредных и опасных веществ в воздухе рабочей зоны и производственных помещений, за уровнем шума, вибрации, освещения, теплового излучения, токов высокой частоты и др.);

-лечебно-оздоровительные мероприятия (диспансеризация, направление на санаторно-курортное лечение, диетическое питание, рациональное трудоустройство, изучение и анализ заболеваемости и травматизма);

- материально-финансовое обеспечение выполнения плана.

При всем этом работа по профилактике здоровья должна быть максимально конкретной, личностно ориентированной и отражающей специфику той производственной сферы, в которой человек трудится.

Разумеется, на конкретных предприятиях вырабатываются свои механизмы социальной поддержки трудящихся. Особенно важна на производстве работа по охране здоровья трудящихся.

В настоящее время активно разрабатываются такие области знания как социальная медицина и социальная работа. Именно социальные медики и социальные работники способны осуществлять здоровьесберегающую деятельность.

Социальная работа по профилактике здоровья определяется как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья29.

Ее главная цель - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Важным является то, что социальная работа по профилактике здоровья принципиально меняет комплекс мер помощи в сфере охраны здоровья, так как предполагает системные социальные воздействия на более ранних стадиях заболевания и развития болезненных процессов.

В этой связи становится понятным, что комплексное изучение медицинских и социальных факторов, влияющих на здоровье человека, имеет существенное преимущество перед односторонним учетом только медицинских или социальных аспектов в проведении профилактической работы.

Профилактическая социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья.

Профилактическая социальная работа подразделяется на два вида:

1) первичная профилактика;

2) вторичная профилактика.

Задача первичной профилактики - предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач. При этом проводится социальная экспертиза трудоспособности, определяется трудовой прогноз, изучается влияние социальных факторов (характер трудовой деятельности, экономическое состояние семьи, полноценность и разнообразие питании, обеспеченность пациентов жильем, экономическая и климатогеографическая обстановка местности проживания) на здоровье человека.

При работе с больным человеком необходимы целенаправленное формирование у него активной жизненной позиции, препятствующей развитию социального иждивенчества, устройство быта, материальная и моральная поддержка его семьи, его трудоустройство и соответствии с состоянием здоровья. При необходимости осуществляются переквалификация, предоставление сокращенной рабочей недели, уменьшение продолжительности рабочего времени и рабочей недели.

Важное направление профилактической социальной работы - повышение уровня медицинского образования населения, формирование у него представления о здоровом образе жизни и его значения в предупреждении заболеваний. С этой целью используются телевидение, радио, печать, лекции, семинары, индивидуальная санитарно-просветительская работа, обучение в организуемых в учреждениях здравоохранения «школах» для организованных групп пациентов.

Вторым значимым направлением профилактической социальной работы является выявление наиболее важных социальных факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека, и непосредственное их устранение или уменьшение их влияния на организм: оказание материальной помощи малообеспеченным или многодетным семьям, психологическая коррекция состояния, патронаж «семей социального риска», оказание помощи клиентам в решении правовых проблем, обеспечении их питанием, лекарствами, соблюдение социальных гарантий, определенных Конституцией Российской Федерации.

Активным направлением профилактической социальной работы является совместная с клиентами работа по предупреждению вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем).

Специфика конкретной социальной работы с людьми определяется многими факторами: возрастом клиента, видом его социальной деятельности, экономическим положением его семьи, состоянием его здоровья, степенью социальной активности, наличием определенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, возможностями общества.

Приоритетным направлением патогенетической социальной работы является реабилитация больных, то есть комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, полное или частичное восстановление нарушенных функций организма, повышение адаптационных ресурсов человека, его социальной активности. Степень восстановления социальной активности человека и его адаптационных ресурсов является своеобразным итогом социальной работы. Отсутствие в штате лечебных учреждений социальных работников объясняет тот факт, что реабилитацию больных осуществляют медицинские работники.

В ряде случаев социальная работа может сыграть решающую роль в предупреждении заболеваний, обеспечении эффективности лечения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возвращении к трудовой деятельности. Значимость социальной работы существенно возрастает применительно к таким категориям населения, как инвалиды, лица с хроническими заболеваниями, пожилые люди.

Не менее важна социальная работа при решении проблемы устранения факторов, способствующих формированию болезни. При этом необходимо определить роль каждого социального фактора и их совокупности в генезе патологического процесса в организме больного: курение, злоупотребление алкоголем, вредное производство. Понятно, что без их решения невозможно провести эффективное лечение заболеваний, предупредить их прогрессирование и развитие осложнений.

Таким образом, работа в области здоровьесбережения на производстве – актуальная задача современного общества. Особую роль в организации здоровьесберегающего пространства на производстве может сыграть социальный работник. Социальный работник должен обладать высокой эрудицией и использовать обширные междисциплинарные знания - медицинские, правовые, психологические, философские, экономические, социальные.

Здоровье - социальный феномен, продукт общественного развития, связанный с определенным историческим периодом времени и его социальными и культурными условиями. Осмысление причин болезней и здоровья дают новый мощный импульс как к совершенствованию отдельного индивида, так и для развития социума, к пониманию, что здоровье – это взаимная обязанность индивида и общества.

Здоровье человека зависит от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды, и многочисленных социальных влияний. Эти две составляющие здоровья человека — биологическое и социальное — находятся в диалектическом единстве и тесной взаимосвязи.

Состояние социальной среды обитания человека, экономическое благополучие общества определяют такие демографические показатели, как рождаемость, смертность, структура заболеваемости населения, инвалидизация и др., являющиеся предметом специальных медико-социальных исследований, на основе которых разрабатываются различные комплексные программы оздоровления общества.

Проблемы сохранения здоровья и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. В России проблема здоровья населения и человека является приоритетной задачей государства и общества. Обеспечение национальных интересов России в области сохранения и укрепления здоровья граждан страны сегодня требует гораздо более тесного и эффективного взаимодействия общества, бизнеса и государства на всех уровнях.

В условиях политических, экономических и социальных трансформаций последнего десятилетия на фоне ухудшения показателей здоровья усугубились медико-социальные проблемы. Все это обусловливает объективную потребность в развитии новых эффективных технологий решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом комплексно-интегративном уровне. Среди таких технологий существенную роль выполняют социальные здоровьесберегающие технологии.

Одной из острейших задач и приоритетов страны сегодня является сохранение и развитие физического, психического, социального и духовного здоровья людей, прежде всего детей и молодежи. У граждан должно быть сформировано ответственное отношение к своему здоровью и здоровью своих детей и близких, обучение граждан, в том числе детей, гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака; обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей. Здоровье – это область взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества, семьи и человека.

Таким образом, проблема является актуальной, и роль социальной работы в решении проблемы здоровьесбережения, особенно при работе с социально уязвимыми группами и лицами, на взгляд автора, - особенно значима, приоритетна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946). - URL: http://base.consultant.ru

  2. Глобальные рекомендации Всемирной организации здравоохранения по физической активности для здоровья: Рекомендации от 6 февраля 2012 г.- URL:http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr

  3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001. – 48 с.

  4. Российская Федерация, Законы, О качестве и безопасности пищевых продуктов: федер. закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // Российская газета. - 2011. - 22 июля.

  5. Российская Федерация, Законы, Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - ст. 6724.

  6. Российская Федерация, Законы, О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28.06.1991 № 1499-1 (ред. от 24.07.2009) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 27.

  7. Российская Федерация, Приказы Минздравсоцразвития РФ, О мерах, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака: от 16.03.2010 N 152н // Российская газета. - 2010. - № 81. - с. 7.

  8. Российская Федерация, Приказы Минздравсоцразвития РФ, Об организации деятельности центров здоровья по формированию ЗОЖ у граждан РФ, включая сокращение кофе и табака (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 № 430н, от 19.04.2011 № 328н, от 26.09.2011 № 1074н) // Российская газета. - 2011. - № 273. - с. 5.

  9. Алгоритм здоровья / Под ред. В.В.Нагаева, Л.А.Жолковской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - с. 74.

  10. Бойко Ю.П. Гражданское общество и здоровье человека / Ю.П.Бойко, М.Е.Путин // Народонаселение. - 2009. - № 1. – 28 – 36 с.

  11. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И.Брехман - М.: Омега-Л,1990. - с.11.

  12. Будаев С.Д. К проблеме сохранения и укрепления здоровья населения / С.Д.Будаев // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 12. - с. 32.

  13. Варламова С.Н. Здоровый образ жизни – шаг вперед, два назад / С.Н.Варламова, Н.Н. Седова // Социологические исследования. - 2010. - № 4. – с. 23.

  14. Виленский М.Я. Общее и особенное в категориях «Здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М.Я.Виленский // Вестник Российского государственного университета им. И.Канта. - 2006. - № 11. – с. 33.

  15. Волгин Н. Здоровый образ жизни – реальность или намерения / Н.Волгин // Социальная политика и социальное партнерство. -2010. -№ 11.- с. 19 - 22.

  16. Гейне Г. Сборник мыслей и афоризмов одного из величайших поэтов и мыслителей XIX века Генриха Гейне./ Г.Гейне - М.: Эксмо-Прecc, 2000.- 580 с.

  17. Геселевич В.А. Актуальные вопросы здоровья населения в России: Избранные труды / Сост.Г.Макарова. - М.: Российский спорт, 2004. - с. 187 - 192.

  18. Егель С.О. К вопросу о понятии - Здоровый образ жизни / С.О.Егель // В мире научных открытий.- 2010.- № 4.- с. 21 - 28.

  19. Еремина О.Л. Социально-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в школе полного дня. Диссертация на соискание канд. пед. наук - Кострома: КГУ, 2006. - 136 с.

  20. Журавлева А. Здоровье, здоровый образ жизни и культура пропаганды здорового образа жизни в семье / А.Журавлева.- М.: Медицина, 2003.- 90 с.

  21. Забота о здоровье / Под ред.И.Атватер, К.Даффи, Е.А.Климова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 159 с.

  22. Здоровый образ жизни / Н.А. Мелешкова., В.А. Дубчак., И.В. Лежнина.- Кемерово: КузГТУ, 2004. – 100 с.

  23. Здоровье горожан / Под ред. Г.Ф. Невская, З.И.Губонина, А.С.Минаев. - М.:МГОУ, 2011. - с. 74.

  24. Карпов В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю.Карпов, В.А.Околелова, Г.А.Абрамишвили // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. № 2.- 230 с.

  25. Киселева Е.С. Продолжительность жизни и здоровье населения России //Е.С.Киселева // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика.- 2011. - № 2. - с. 93 – 100.

  26. Лещинский В.А. Здоровьесбережение как социально-педагогическая проблема / В.А.Лещинский // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2010.- № 1.- с. 7 - 17.

  27. Локк Дж. Сочинения в трёх томах: Т. 3. / Дж.Локк. – М.: Мысль, 1988.– 668 с.

  28. Лысенко Е. Культура жизни и культура здоровья / Е.Лысенко, О.Рагимова // Высшее образование в России. - 2008. - № 11. – 139 с.

  29. Лядов К.В. Научно-методологические подходы к организации работы центров здоровьясбережения и медицинской реабилитации / К.В.Лядов, Т.В.Шаповаленко, Т.В.Беганова // Медпрактика. - № 7. - 2009. – с. 31 - 52.

  30. Мавропуло О.С. Культура здоровья: категорийный анализ культуры / О.С.Мавропуло // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009.- № 2. - с. 118 - 126.

  31. Маймескул К.Н. Здоровый образ жизни молодежи / К.Н.Маймескул // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 3. – с. 8 - 18.

  32. Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни молодежи / А.В.Мартыненко // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 1. - с. 47.

  33. Мелешкова Н.А. Здоровый образ жизни / Н.А.Мелешова, В.А.Дубчак, И.В.Лежнина.- Кемерово .:КузГТУ , 2004. - с. 10 - 20.

  34. Молчанов С.Г. Смысл здоровьесбережения / С.Г.Молчанов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2005. - № 15. - с. 103 - 111.

  35. Назарьева Н.В. Уровень жизни / Н.В.Назарьева // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 11. - с. 85 - 96.

  36. Невская Г.Ф. Здоровье горожан / Г.Ф.Невская, З.И.Губонина, А.С.Минаев. - М.: МГОУ , 2011. – с. 74 - 89.

  37. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д.Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 379 с.

  38. Патрушева И.В. Модель формирования компетентности здоровьесбережения социальными работниками / И.В.Патрушева // Профессиональное образование. - 2010. - № 12. - с. 11 - 18.

  39. Пифагор. Избранные труды / Пифагор.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 161 с.

  40. Поведение и здоровье / М.Хьюстон, В.Штребе. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 503 с.

  41. Попов С. Образ жизни населения и здоровье: Врачебно-педагогические наблюдения / С.Попов. - М.: Физкультура и спорт, 2005. – 105 с.

  42. Потапчук А.А. Модуль: здоровый образ жизни / А.А.Потапчук // Адаптивная физическая культура. - 2009.- № 2. - с. 2 - 12.

  43. Продолжительность жизни Россиян // Социология власти. - 2010.- № 7. - с. 221 - 229.

  44. Римашевская Н. Здоровье человека – здоровье нации / Н.Ромашевская // Экономические стратегии. - 2006.- № 2.- с. 28 - 33.

  45. Скрынник И.А. Здоровый образ жизни как приоритетная задача социальной политики государства / И.А.Скрынник // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 1. - с. 1 - 13.

  46. Смирнов А.Т. Здоровый образ жизни и безопасность человека / А.Т. Смирнов // Технологии гражданской безопасности. - 2009. - № 3. - с. 39 - 48.

  47. Соловьева В.А. Отношение к здоровью как к динамической составляющей мотивов / В.А. Соловьева. - Кострома: КГУ, 2006. – 63 с.

  48. Степановских А.С. Понятие «здоровье человека» / А.С.Степановских. - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2005. – 486 с.

  49. Сысоев В.И. Здоровый образ жизни молодежи / В.И.Сысоев, Е.В.Суханов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2009. - № 2. – с. 22 - 56.

  50. Фролова Н.К. Национальный проект «Здоровье» / Н.К.Фролова // Финансы.- 2006. - № 6. - с. 19 - 23.

  51. Циткилов П.Я. Технология социальной работы / П.Я.Циткилов. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2011. – 448 с.

  52. Цицерон. Избранное / Цицерон. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 148 с.

  53. Шклярук В.Я. Здоровье и продолжительность жизни человека / В.Я.Шклярук // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. - № 3. - с. 165 - 174.

  54. Щедрин А.Г. Онтогенез и теория здоровья / А.Г.Щедрин. – М.: Олма-Пресс, 2009. – 208 с.

  55. Здоровый образ жизни как условие устойчивого развития государства и источник конкурентоспособности бизнеса: Выступление Президента Лиги здоровья нации, Академика РАМН Л.А.Бокерия на Пленарном заседании I Общероссийского Конгресса «Здоровый образ жизни как условие устойчивого развития государства и источник конкурентоспособности бизнеса». - URL:http://miz.altai.ru/edit/medguard

1 Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования / Т.Ф.Орехова.- М.: Флинта, 2011. - 353 с.

2 Вайнер Э.Н. Государственные и социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни / Э.Н.Вайнер. - М.: Флинта, 2011. - 248 с.

3Полтавцева Н.В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / Н.В.Полтавцева., М.Ю.Стожарова., Р.С.Краснова. - М.: Флинта, 2011. - 262 с.

4 Алгоритм здоровья / Под ред. В.В.Нагаева, Л.А.Жолковской. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - с. 74.

5 Степановских А.С. Понятие «здоровье человека» / А.С.Степановских. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - с. 486.

6 Забота о здоровье / Под ред. И.Атватер, К.Даффи, Е.А.Климова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - с. 159.

7 Соловьева В.А. Отношение к здоровью как к динамической составляющей мотивов / В.А.Соловьева. - Кострома: КГУ, 2006. - с. 63.

8 Здоровье горожан / Под ред. Г.Ф.Невской, З.И.Губонина, А.С.Минаева. - М.: МГОУ , 2011. - с. 74.

9 Поведение и здоровье / М.Хьюстон, В.Штребе. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - с. 503.

10 Здоровый образ жизни / Н.А.Мелешкова., В.А.Дубчак., И.В.Лежнина. - Кемерово: КузГТУ, 2004. - с. 10.

11 Еремина О.Л. Социально-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в школе полного дня. Диссертация на соискание степени к.пед.н. / О.Л.Еремина - Кострома: КГУ, 2006. - с. 13.

12 Здоровый образ жизни как условие устойчивого развития государства и источник конкурентоспособности бизнеса: Выступление Президента Лиги здоровья нации, Академика РАМН Л.А.Бокерия на Пленарном заседании I Общероссийского Конгресса «Здоровый образ жизни как условие устойчивого развития государства и источник конкурентоспособности бизнеса» - URL: http://miz.altai.ru/edit/medguard/45/188/

13 Потапчук А.А. Модуль: здоровый образ жизни / А.А.Потапчук // Адаптивная физическая культура. - 2009. - № 2. - с. 2.

14 Пономаренко В.А. Здоровьесбережение как ответ на вызов времени / В.А.Пономаренко // Мир психологии. - 2009. - № 2. - с. 182.

15 Потапчук А.А. Модуль: здоровый образ жизни / А.А. Потапчук // Адаптивная физическая культура. - 2009. - № 2. - с. 5.

16 Пономаренко В.А. Здоровьесбережение как ответ на вызов времени / В.А. Пономаренко // Мир психологии. - 2009. - № 2. - с. 186.

17 Патрушева И.В. Модель формирования компетентности здоровьясбережения социальными работниками / И.В.Патрушева // Профессиональное образование. - 2010. - № 12. - с. 11.

18 В Германии началась борьба за здоровье населения. - URL: http://argonet.ru/index

19 В Германии началась борьба за здоровье населения. - URL: http://argonet.ru/index

20 Там же.

21 В Германии началась борьба за здоровье населения. - URL: http://argonet.ru/index

22 Там же.

23 Щедрин А.Г. Онтогенез и теория здоровья / А.Г.Щедрин. – М.: Олма-Пресс, 2009. – с. 20.

24 Российская Федерация. Приказы Министерства здравоохранения и социального развития, О разъяснении требований санитарных правил СанПиН 2.4.2.2821-10 // Администратор образования . - 2012. - N 2. - с. 5.

25 Брехман И.И.Валеология - наука о здоровье / И.И.Брехман. - М.: Омега-Л, 2009. - с. 13.

26 Холостова Е.И. Социальная работа. Учебное пособие / Е.И.Холостова. - М.: Дашков и К, 2008. - с. 107.

27 Чароян О. Г. Норма здоровья: проблемы, подходы к их решению / О.Г.Чароян // Валеология. - 2009. - № 1. -с. 51.

28 Сырцова Л.Е. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. / Л.Е.Сырцова.- М.: ГЭОТАР-МЕД», 2010. - с. 48.

29 Дичев Д.Т. Адаптация и здоровье: выживание и экология человека (социально-медицинские и психобиоэнергетические аспекты) / Д.Т.Дичев. - М.: Витязь, 1994. – с. 19.

Просмотров работы: 14386