ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Володько К.А. 1
1Сибирский Федеральный универститет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям

В настоящее время справедливы основные положения Концепции модернизации Российского образования, в которой подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В ней утверждается, что образование должно формировать «целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

В ФГОС третьего поколения основными результатами обучения считаются -формирование универсальных способов, действий, умений учиться, которые проявляются через способность к самоорганизации, саморазвитию, самосовершенствованию. В результате обучения у учащихся должны формироваться: умения обобщать, анализировать, проектировать, структурировать и т.д. Вопрос об обучении универсальным способам учебной деятельности в рамках всех предметов был поднят отечественными педагогами ещё в 80-90-е годы прошлого столетия. Эти способы получили несколько названий: «общеучебные умения» (наиболее распространенный термин, упоминаемый Н. А. Лошкаревой, Д. В. Татьянченко, С. Г. Воровщиковым), «надпредметные умения» (Р. Н. Бунеев, И. Я. Лернер), «метапредметы» (М. М. Поташник), «универсальные учебные умения» (И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев). В последние годы широкое распространение в науке и практике получил термин - «универсальные учебные действия». Все эти понятия, отражают основное направление модернизации образования, указывают на то, что основным требованием к освоению учебных программ нового поколения является метапредметная составляющая. При таком подходе изменяются результаты обучения, они становятся метапредметными результатами, «мета»-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение, метаспособ, это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью. (А.Г.Кузнецова)Универсальность результатов обучения требует применения способов деятельности в рамках образовательного процесса, которые направлены на приобретение умений и навыков, носящих универсальный характер. Образовательные стандарты нового поколения, современное состояние педагогической науки и образовательная практика обусловилинеобходимость организации работы по развитию универсальных умений и навыков. В настоящее время большое количество работ, посвященных проблеме развития метапредметных способностей (Д. В. Татьянченко, А. Н. Хуторской, Л. Ю. Степашкина), психолого-дидактические основы формирования обобщенных умений (А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева, Г. Д. Орехова и др); разработанные дидактические основы структуры учебного материала (A. M. Сохор, В. П. Беспалько, Л. Б. Ительсон и др.).Разработка методического, информационно-технологического и другого обеспечения, его внедрение в учебный процесс, особенно актуально для высшей школы, в связи с тем, что именно на этом этапе происходит становление будущего специалиста, существующее обеспечение устаревает в связи с изменениями информатизации общества и требованиями рынка труда.

Анализ психолого-педагогической литературы и изучение опыта работы различных образовательных учреждений показал отсутствие актуального практико-ориентированного обеспечения учебного процесса, направленного на развитие универсальных умений и навыков учащихся, как в различных предметных областях, так и специальных курсов.

Выявленное противоречие между востребованностью развития универсальных умений, навыков и недостаточным обеспечением учебного процесса практико-ориентированными учебно-методическими материалами определило проблему необходимости разработки и внедрения соответствующего методического. информационно-технологического обеспечения, использующего инновационные технологии обучения.

Данная проблема определила направление нашего исследования - выявление педагогических технологий, способствующих развитию универсальных умений и навыков учащихся.

Вклад в разработку понятия «педагогическая технология», признаков и сфер функционирования образовательных технологий внесли, многие исследователи технологического подхода в образовании, такие, как П.А. Арнаутов, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, Г.А. Бордовский, Б.Т. Лихачев, М.И. Махмутов, В.М. Монахов, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызина, М.А. Чошанов, В.В. Юдин и многие другие.В настоящее время, к инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, исследовательские, технологию проектного обучения, мультимедийные технологии и некоторые другие.

В рамках нашего исследования выявлены некоторые педагогические технологии способствующие развитию универсальных умений и навыков учащихся в учебном процессе. В приведенной ниже таблице сопоставлены некоторые технологии, развивающие, на наш взгляд универсальные умения и навыки. При этом выделены целевые ориентации, главные функции, продукт на выходе, его особенности и цели учащихся работающих в данных технологиях.

Название технологии

Цели технологии

Функции технологии

Функции учащегося

Цели учащегося

Игровые технологии

дидактические,

воспитывающие,

развивающие,

социализирующие

моделирование заданной ситуации

учащийся умеющий моделировать ситуацию

разрушение сформированного стереотипа

Модульная технология

усвоение знаний, умений, навыков

самообучение,

активизировать познавательную деятельность,

сотрудничество и партнерство

интенсификация процесса потребления информации

потребитель информации

как, потребляя, созидать?

Коллективный способ обучения

усвоение знаний, умений и навыков,

развитие коммуникативных качеств личности

соединить информацию с учащимися;

соединить с информацией учащегося с учащимся

самоуверенный коммуникативный человек;

самоуверенный потребитель

как развивать собственное сознание при общении «учащийся с учащимся»?

Проектная технология

обеспечение активности учебного процесса,

умение проектировать, прогнозировать

проектировщик, конструктор

как развивать проектные способности

При разработке данного сопоставления мы опирались на работы М.А. Чошанова,

А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко и др.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности применения выделенных технологий при разработке информационно-технологического обеспечения развития универсальных умений и навыков учащихся как в предметных областях, так и в специальных курсах в образовательном процессе высшей школы. При этом акцент переносится на:

  • индивидуальное развитие личности,

  • творческую инициацию,

  • выработку навыка самостоятельного движения в информационных полях,

  • формирование у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи,

  • самоопределения,

  • формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить,

  • добывать и применять знания,

  • тщательно обдумывать принимаемые решения,

  • чётко планировать действия,

  • эффективно сотрудничать,

  • быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В рамках выполнения курсовых работ нами разрабатано информационно-технологическое обеспечение включающее комплекс методических разработок, мультимедийное сопровождение, дидактические материалы, тренинги, деловые игры, реализующие выявленные педагогические технологии и направленные на развитие универсальных умений и навыков учащихся по дисциплине «Математические методы в педагогических исследованиях». Дальнейшие наши исследования предполагают разработку всего комплекса информационно – технологического обеспечения данной дисциплины.

Просмотров работы: 3061