АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Онищенко Э.А. 1
1КарГУ им. академика Е.А. Букетова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях кардинальных преобразований в системе образования Республики Казахстан, направленных на повышение его качества, особое значение придается развитию полиязычного образования и в связи с этим обучению английскому языку, а также повышению квалификации учителей английского языка и подготовке квалифицированных кадров. Актуальность приобретает такое условие повышения качества образования как педагогическая акмеология или акмеология образования.

Данная работа, основанная на эксперименте, который проводился на базе девятого класса гимназии №93 в период с 14.01.2013 по 25.01.2013 г.Караганды, рассматривает и подтверждает актуальность акмеологической технологии обучения. Проект предполагает сравнение локальной и зарубежной прессы. В качестве двух основных источников используются сайты двух газет: www.kazpravda.kz («Казахстанская Правда») и www.guardian.co.uk (британская «TheGuardian»). Разумеется, этими двумя вариантами учеников никто не ограничивает, и они свободно могут выбирать из любых изданий, работающих в национальных масштабах, т.е. не региональную прессу.

Чтобы приступить к проекту, проводится вводный урок, в течение которого учащиеся дискутируют на тему прессы. Самое важное, что необходимо сделать во время урока — это выделить основные рубрики, которые встречаются в сравниваемых издательствах. Затем учащиеся делятся на группы по количеству предложенных рубрик. В нашем случае учащиеся выделили такие рубрики как спорт, политика, образование, общество и экономика. Суть урока заключается в том, чтобы учащиеся прониклись идеей написать свою собственную мини-газету.

Требования к написанию заметки в газету:

  • Язык изложения должен быть максимально приближен к публицистическому стилю (за это отвечают главные редакторы)

  • Размер заметки выбирается по усмотрению учащихся. Но если заметка слишком маленькая учащиеся должны написать ещё одну небольшую заметку на тему из выбранной рубрики

  • Заметка должна относиться к событиям в Караганде и/или Карагандинской области за 2012 год в целом

На выполнение проекта учащимся отводится от одной до полутора недель. По окончании указанного времени проводится урок-презентация, на котором проводится защита работ. Ученики будут сами оценивать друг друга, кратко выражая своё мнение после выступления той или иной группы. Затем выбираются несколько человек для оформления материала и последующего выпуска мини-газеты.

В эксперименте принимала участие одна подгруппа девятого класса, состоящая из двенадцати учащихся. По результатам проведенного опроса учащихся и проведенному тесту на усвоение данной темы было выявлено, что в группе с применением данного метода показатели по тестированию были на 10% выше.

Акмеологическая технология обучения – это технология достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии ученика на основе устойчивой мотивации достижений, это системно-ориентированное развивающее обучение, построенное путём проектирования учебного процесса и поэтапной диагностики.

Особенности акмеологической технологии в контексте проекта:

  • обучение на высоком уровне сложности;

  • обучение в сотрудничестве;

  • самоанализ, самопроверка, самоконтроль;

  • интеграция разных видов деятельности;

  • коммуникативное обучение;

  • развитие критического и креативного мышления;

  • развитие исследовательских способностей;

  • лингвострановедческий подход.

Рассмотрим каждую особенность. Обучение на высоком уровне сложности должно задействовать зону ближайшего развития ребёнка. Иными словами, если человек хочет развиваться, то ему нужно искать для себя такие преграды, для преодоления которых потребуется взобраться выше, чем этот человек может в данный момент. «Топтаться» на одном уровне пагубно для развития и попросту неинтересно. Акмеологический подход ставит перед ребёнком такие задачи, для решения которых ему придётся задать себе вопрос: «Что мне нужно знать и как я должен это применить, чтобы справиться с этой проблемой?» Это развивает дисциплину и культуру обучения, приучает ребёнка действовать самостоятельно, готовит к взрослой жизни.

В нашем случае учащиеся работают с аутентичными источниками, что, несомненно, на порядок сложнее, чем работа с адаптированной литературой. Данный вид работы осуществляется в условиях сотрудничества, когда сильные ученики становятся помощниками учителя, помогают одноклассникам с более низким уровнем успеваемости. С одной стороны для сильных учеников это будет дополнительной практикой, а с другой – поможет наладить и сохранить дружественную атмосферу и тёплые отношения в классе. Также в отдельных случаях авторитет учителя может оказывать тормозящее воздействие на прогресс ученика в силу того, что ученик может бояться показаться «незнайкой» перед учителем. Работа с одноклассниками поможет устранить это противоречие.

Здесь сильные учащиеся будут играть роль «редакторов» газеты, т.е. давать направления в работе своим «журналистам», организовывать процесс деятельности, выполнять окончательную проверку материала перед его отправкой «в печать».

Самоанализ, самопроверка и самоконтроль осуществляются учащимся в течение всего периода работы. Это важная часть работы, ведь именно только выполняя самоконтроль можно ответить на вышеприведённый вопрос: «Что мне нужно знать и как я должен это применить, чтобы справиться с этой проблемой?»

При работе над данным проектом самоанализ и самопроверка очень важны на заключительном этапе работы, когда учащиеся подводят итоги своей деятельности и готовятся к защите своих статей.

Акмеологический подход предполагает интеграцию разных видов деятельности, когда для решения какой-либо задачи необходимо обладать знаниями в разных предметах, иметь различные навыки и умения.

Работа с этим проектом поможет развить такие навыки как навык перевода, навык сбора информации и её последующего анализа, навык написания статьи, творческие навыки (оформление газеты) и т.д., а также навыки и умения непосредственнов английском языке (грамматика, лексика и т.д.)

Акмеологический подход в обучении способствует переходу от индивидуальной формы усвоения знаний к коллективно-распределенной, работе в команде с постепенным выходом на самостоятельную учебную деятельность с элементами самообразования и самовоспитания. Под этим подразумевается то, что весь процесс обучения проходит в процессе непрерывной коммуникации, что является критически важным при освоении иностранных языков.

Результаты, получаемые «на пересечении» конкретно-содержательной деятельности и деятельности по взаимодействию в группе позволяет реализовываться важнейшим компетенциям:

  • переработка сведений, информации для убедительного изложения;

  • представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;

  • выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;

  • возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т.д.

Коротко говоря, в процессе сбора материалов для написания статей у учеников развивается критическое мышление через анализ, осознание и переработку найденной информации, в то время как креативное мышление развивается непосредственно в процессе написания статей и оформления газеты.

Являясь одной из ключевых составляющих акмеологического подхода в обучении, метод проектов развивает творческие и исследовательские способности, учит применять полученные знания в новых ситуациях, помогает создать целостную картину действительности. Главная цель этого метода видится в получении учеником основных представлений о методах исследования, о том, как вычленять проблему, подвести итоги исследовательской работы. Перед учениками ставится задача найти необходимые сведения в дополнительной литературе, в интернете, проанализировать этот материал и представить его в своей работе с их точки зрения.

Выполняя этот проект, ученикам придётся провести некоторые исследования, в частности, направленные на изучение материалов зарубежной и отечественной прессы (оформление, содержание, стиль изложения и т.д.)

Для настоящего овладения языком необходимо учитывать не только грамматику и лексику, но также и всевозможные знания лингвострановедческого характера, реалии языка и т.п.; при таком подходе иностранный язык усваивается в тесной связи с культурой и историей страны изучаемого языка. Предметом лингвострановедения являются факты языка, отражающие особенности национальной культуры, которая изучается через язык.

Лингвострановедческий подход дает возможность проникнуть в тайны слова и мысли чужого языка, что способствует развитию наблюдательности, мышления и воображения.

Использование лингвострановедческого подхода на уроках иностранного языка способствует:

  • вызову, поддержанию и повышению мотивации к изучению иностранного языка;

  • стимуляции активизации познавательной деятельности обучаемых;

  • расширению кругозора обучаемых;

  • глубокому овладению студентами системой знаний, относящихся к их специальности;

  • снятию культурологического (национально-специфического) барьера;

  • обогащению коммуникативно-речевого репертуара для осуществления межкультурной коммуникации с носителями языка и облегчение вхождения в пространство данной культуры, постижение ее ценностей и идеалов;

  • билингвистическому и бикультурному развитию личности обучаемых.

Результат эксперимента показал увеличение показателей качества знаний, а также раскрыл творческий потенциал учащихся, чем повысил мотивацию к изучению английского языка. Таким образом, достижение мотивации позволяет добиваться высоких результатов в обучении и развитии ученика. И подобным образом системно-ориентированное развивающее проектное обучение способно явиться мощным стимулом в обучении английскому языку.

Просмотров работы: 2581