СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

Столбовский Д.Ю. 1
1Невинномысский Государственный Гуманитарно-Технический интитут
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье раскрывается сущность социально-педагогической системы через культуру социального партнерства. Социологическое исследование проблем социального партнёрства - это поиск ответа на самые разнообразные вопросы: о том, каковы типовые способы, которыми люди устанавливают между собою самые разнообразные связи, как они поддерживают эти связи, каковы условия сохранения и поддержания (и, наоборот, - прерывания) этих связей. А также - каким образом эти связи оказывают влияние на сохранение целостности социальной системы, и каким образом характер социальной системы оказывает воздействие на процессы модернизации социума и способы взаимодействия входящих в него людей.

Ключевые слова: культура, социальное партнерство, социум.

SOCIAL AND EDUCATIONAL SYSTEM THROUGH CULTURE OF SOCIAL PARTNERSHIP

Stolbovsky D.

State autonomous institution of higher education

Nevinnomyssk State technical & Humanities Institute

In the article the essence of social and educational systems through the culture of social partnership. A sociological study of the problems of social partnership - a search for answers to a variety of questions: what are the typical ways that people establish between themselves a variety of communication, as they support these relationships, what the terms of the preservation and maintenance (and vice versa - the interrupt) of ties. And also - how these relationships affect the integrity of the social system, and how the character of the social system has an impact on the process of modernization of society and ways of interaction of its constituent people.

Keywords: culture, social partnership, society.

Развитие рыночных отношений и демократизация общественной жизни, расширяя сферу социокультурной коммуникации, утверждают человека в качестве субъекта этих отношений. Для социологии актуально, прежде всего, то, что он имеет право свободного выбора этих отношений и определения меры собственной ответственности. В социальном партнёрстве, состояние нравственности и духовной культуры связано с действием факторов: а) социализации и воспитания, б) организационного поведения, в) политической культуры, г) управленческой культуры, д) организационно-управленческой ответственности, е) служебной ответственности, ж) моральной ответственности.

В работе «Дегуманизация искусства», Х. Ортега-и-Гассет. писал: «….одна и та же реальность, рассматриваемая с разных точек зрения, расщепляется на множество отличных друг от друга реальностей».

Взаимодействие предполагает координацию поступков на основе смысла, вкладываемого в них участниками партнёрства, которые сознательно стремятся совершать действия, соответствующие действиям друг друга. Возникшая в середине XIX в Европе, социология как наука об обществе включает в себя совокупности способов, методов, приёмов получения объективных знаний о закономерностях мира, которые подлежат эмпирической верификации (возможность проверки опытным путём); а также предполагают возможность квантификации (выражение качественных характеристик в количественной форме), изучаемых параметров процессов и явлений. В своё время, различие между поведением и обменом действиями ввел М. Вебер, который писал, что поведение реактивно, а действие осмысленно.

Согласно его точке зрения, не любые действия человека следует относить к социальным действиям. Социальное действие - это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия. По мнению ряда социологов, символический интеракционизм дает более реалистическое представление о механизмах социального взаимодействия, чем теория обмена. Однако он концентрирует свое внимание на субъективных представлениях взаимодействующих индивидов, каждый из которых, в сущности, уникален и неповторим. Поэтому на его основе довольно трудно сделать обобщения, которые можно было бы применить к самым разнообразным жизненным ситуациям.

Принцип социальной ответственности - это один из элементов социального государства. В соответствующих программах и стратегиях социального партнёрства должны быть прописаны технологии менеджмента и механизмы координации деятельности по осуществлению такой стратегии, формы сотрудничества с некоммерческими общественно-культурными организациями и гражданами, определен механизм информационной поддержки стратегии и порядок отчетности по ее осуществлению. При благоприятных социокультурных и финансово-экономических перспективах, социально эффективное государство передает часть своих полномочий по реализации программ социальной защиты населения бизнесу.

В условиях лабильных организационных структур, неформальные отношения приобретают такое особенное свойство как легитимность существования, на основе которого они развиваются, как дополнение к социокультурным стимулам в сфере коллективных производственных решений, творческих подходов. Субъект партнёрства может быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности. Индивидуальный субъект существует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в контакт, в конфликт. Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта, определяет его уровень притязаний, т.е. сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями. Специфическое взаимодействие субъектов социальной коммуникации в формате партнёрства, отражает новое качество информационных субъект-объектных отношений, которое связано со значительным увеличением активности средств массовой информации и принятием ими некоторых социомоделирующих функций. Такие качества социокультурной информации, как содержательность, полезность, информативность, ценность сегодня приобрели настолько самостоятельное значение, что выявление сущностных характеристик действительности индивидом уже не может происходить без присвоения им определенной ценностной окраски. Отсюда следует, что информация является действенным механизмом трансформации не только познающей личности, но и реальности, окружающей ее. Сравнение понятий «общение» и «коммуникация» приводит к выявлению сущностных черт социального партнёрства, которые ведут к формированию представлений о модернизационных перспективах общества и его культуры.

Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности - особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта. Таким образом, при широкомасштабном социальном проектировании необходимо учитывать все национальные, культурные и этические особенности объекта или явления коммуникационного партнёрства. Так, в перспективах социокультурной коммуникации региона, потенциальная востребованность выпускников вузов и соответствие подготовки специалистов потребностям социума, могут быть охарактеризованы степенью развития партнерских отношений между представителями бизнеса и образовательными учреждениями. Взаимодействие учреждений образования и работодателей на стадии обучения реализуется через систему целевой контрактной подготовки.

В модернизационном аспекте, формирование механизмов реализации данных прав должно стать предметом обсуждения заинтересованных сторон в контексте действующих норм законодательства в сфере высшего профессионального образования, особенно в условиях перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования.

В качестве основных направлений расширения участия бизнес-сообщества в функционировании системы профессионального образования могут рассматриваться следующие:

- расширение практики формирования долгосрочных соглашений с вузами с целью содействия трудоустройству выпускников, в том числе предусматривающих организацию всех видов практики, открытие филиалов кафедр и лабораторий на предприятиях (т.е. восстановление существовавшей ранее системы практической подготовки специалистов);

- расширение системы целевой контрактной подготовки на основе трехсторонних договоров, дающей возможность индивидуализировать и специализировать подготовку выпускников с учетом будущего рабочего места;

- развитие системы регионального мониторинга потребностей экономики в квалифицированных кадрах и оценки качества подготовки выпускников работодателями;

- изменение региональной законодательной базы в части установления соответствующих преференций и налоговых льгот для предприятий, участвующих в обновлении и поддержке учебно-лабораторной и материально-технической базы учреждений профессионального образования (например, в части налога на имущество юридических лиц);

- формирование федеральных образовательных стандартов, в том числе в целях обеспечения соответствия положений профессиональных стандартов и квалификационных требований к выпускнику.

Культура социального партнёрства в большинстве случаев раскрывается, как социально-педагогическая система, позволяющая решать ряд общественно значимых проблем, включая создание социально-одабриваемых, коммуникативных предпосылок формирования гражданского общества. Современная российская практика взаимодействия работодателей и высшей школы демонстрирует позитивные нетрадиционные формы участия бизнес-сообщества в функционировании системы высшего профессионального образования РФ, опыт внедрения которых может быть использован в регионах:

социологический мониторинг качества подготовки выпускников вузов независимыми рейтинговыми агентствами в сфере образования с участием работодателей;

общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ в области гуманитаристики, техники и технологий;

формирование целевого капитала в рамках национального проекта по созданию федеральных университетов, расходуемого на целевую подготовку специалистов.

Социология культуры, в отличие от таких научных дисциплин, как, например, психология или социальная психология, изучает не только прямое и непосредственное взаимодействие, протекающее в ходе непосредственных контактов между индивидами. Объектом ее исследования выступают все виды социальных взаимодействий. На основе проведённого исследования, с учётом выявленных проблем модернизационных перспектив социума, можно выделить следующие параметры социального партнёрства:

1. В быстроразвивающихся отраслях с большим количеством хозяйствующих субъектов (информационные технологии, строительство, торговля, риэлтерские услуги и др.) есть большой спрос на выпускников, однако относительно небольшой размер компаний не позволяет им тесно сотрудничать с учебными заведениями и готовить для себя кадры. Эти отрасли нуждаются в своеобразном медиаторе, который сможет сформулировать общие требования к подготовке выпускников и установить взаимодействие с профильными образовательными учреждениями.

2. Для отраслей, находящихся в состоянии стагнации или неустойчивого роста (химия, приборостроение, многие сектора машиностроения) характерен умеренный спрос на выпускников. Взаимодействие с учебными заведениями у большинства работодателей из этих отраслей сводится к приему студентов на практику. Учебные заведения, ориентированные на эти отрасли, плохо представляют себе современные требования к выпускникам и общую потребность рынка в специалистах, которых они готовят. Многие из выпускников вынуждены перепрофилироваться, работать по другим специальностям.

3. Проблемы преподавательского корпуса - недостаток современных практических знаний и опыта, слабый приток молодых кадров, оторванность преподавания от современного бизнеса, недостаток научного обмена между преподавателями и научным сообществом. «Продвинутые» работодатели направляют своих специалистов для преподавания в учебных заведениях, обучают преподавателей у себя, организуют им специальные стажировки.

4. Серьезные различия в качестве подготовки специалистов в различных образовательных учреждениях по одним и тем же специальностям. Безусловно, повышенный спрос на вузовские дипломы способствует расширению предложения соответствующих услуг, что сопровождается снижением их качества. Но превращение России в страну всеобщего обладания вузовскими дипломами неизбежно ведёт к девальвации свидетельства о высшем образовании, к уменьшению экономической отдачи образования, потребует как актуализации образовательных стандартов, так и усиления внешнего контроля качества подготовки выпускников вузов.

5. Предоставление гражданам гарантированной системы образования, качество которого должно стать адекватным не только сложившимся социально-экономическим условиям России, но и перспективным потребностям ее развития. Формирование постиндустриального информационного общества, расширение системы международных коммуникаций, обострение глобальной конкурентной борьбы на всех рынках предъявляют растущие требования к общей культуре и профессиональной компетентности, функциональной грамотности человека. Однако этим критериям не отвечает нынешняя российская образовательная система. Императивом является сохранение основы социальных гарантий в области образования - принципа равных стартовых возможностей и равного доступа российских граждан к образовательным услугам. Следует сохранить всеобщее бесплатное среднее и среднее специальное образование. Одновременно необходимо предоставить всем желающим право на бесплатную учебу в государственных вузах с обязательством работать по специальности в России после завершения учебы. Основными «заказчиками» специалистов должны стать не родители студентов, а работодатели.

6. Отсутствие ориентиров по количеству и структуре требующихся кадров. Попытки вузов самостоятельно прогнозировать потребность в специалистах и подстраивать под них свои планы подготовки специалистов приводят к сильным диспропорциям на рынке труда. Для надежного прогнозирования требуются совместные усилия работодателей и их ассоциаций, государства и системы высшего образования.

При наличии серьезных проблем в реформируемом в современной России высшем образовании, при многочисленных непрекращающихся спорах относительно двухуровневой системы, содержания, технологий преподавания, в том числе социологии, социальное партнерство выступает одним из способов государственно-общественного управления образованием. Оно касается подготовки кадров и повышения их активности, финансов, а также информации о конструктивных, перспективных представлениях об образовании. Именно поэтому социальное партнерство в образовательной сфере представляется совместной коллективно распределенной деятельностью различных социальных групп, которая непременно должна привести к позитивным эффектам. Она развивается и перманентно, и в рамках ситуативных, специально планируемых акций. В современной России это чрезвычайно необходимый способ построения гражданского общества. Такое понимание партнерства наиболее важно, позволяет изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль над выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

В условиях рынка труда социальное партнерство становится важнейшим средством повышения качества профессионального образования и адаптации молодых специалистов к новым экономическим условиям. Оно помогает избежать крупных социальных потрясений, сгладить остроту современных общественных и экономических противоречий. Это обеспечивается совместными усилиями социальных партнеров по сохранению кадрового потенциала предприятий, созданием рабочих мест, профессиональным внутрифирменным обучением работников, предоставлением социальных гарантий, высвобождаемым работникам, в том числе направлением их на обучение и переподготовку.

В духовной сфере актуально по результатам социологического исследования следующее:

возрождение духовности, уважения к честному труду и человеку труда, чести и достоинству личности;

формирование чувства патриотизма, уважительного отношения молодежи к ветеранам войны и труда, защитникам Отечества;

формирование в обществе уважительного толерантного отношения к культурным, историческим и религиозным ценностям народов России и международному историко-культурному наследию;

пропаганда высоких нравственных норм жизни.

В социологии культуры, социальное партнёрство – также и процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов. Одной из главных проблем государства, связанной с некоммерческим сектором, является недооценка роли негосударственных некоммерческих организаций в снижении социальной напряженности в обществе, уменьшении социального неравенства, активизации гражданского участия в предоставлении населению конкурентных услуг.

Для решения этой проблемы назрела необходимость в разработке системы мер и механизмов эффективного партнерства органов государственной власти, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества. Разработка перспективной модернизационной концепции - это совместная инициатива органов государственной власти, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций, предпринятая в целях дальнейшего совершенствования и развития партнерских отношений и направленная на усиление процесса демократизации власти, становление и упрочение институтов гражданского общества, укрепление связи органов власти с населением. Такого рода концепция должна предусматривать:

определение концептуальных основ, принципов, на которых строится взаимодействие федеральных органов государственной власти и управлений, органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями;

совершенствование существующих и разработка новых форм социального партнерства, взаимного сотрудничества федеральных органов государственной власти и управлений и органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями;

разработку эффективных механизмов поддержки деятельности негосударственных некоммерческих организаций в реализации ими социально значимых программ;

создание институтов взаимодействия федеральных органов государственной власти и управлений, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций.

Социологическое исследование проблем социального партнёрства - это поиск ответа на самые разнообразные вопросы: о том, каковы типовые способы, которыми люди устанавливают между собою самые разнообразные связи, как они поддерживают эти связи, каковы условия сохранения и поддержания (и, наоборот, - прерывания) этих связей. А также - каким образом эти связи оказывают влияние на сохранение целостности социальной системы, и каким образом характер социальной системы оказывает воздействие на процессы модернизации социума и способы взаимодействия входящих в него людей.

Так, например, важнейшим объективным моментом взаимодействия светской и религиозной культуры является структура социальных каналов, в которых протекают непосредственные процессы взаимодействия. Такие каналы весьма многообразны. Тем не менее, они могут быть сгруппированы в крупные универсальные блоки, соответствующие основным сферам общественной жизни, в которых религиозно-светское взаимодействие имеет или может иметь место. Взаимное освещение деятельности светских и религиозных организаций в СМИ может носить, как известно, различный по своей направленности характер. Однако в любом случае оно является важным показателем интереса сторон к деятельности друг друга и взаимного признания их значимости в глазах друг друга. Еще более серьезной формой светско-религиозного взаимодействия является совместное планирование и проведение мероприятий светских властей и руководства религиозных организаций, предполагающее тесное и достаточно интенсивное легитимное практическое взаимодействие на почве общих социальных интересов. То же, но на более углубленном, систематическом уровне, предполагающем стратегическое планирование, означает, партнерская, по сути, координация политических, научных, образовательных, культурных, социальных программ и отдельных мероприятий, проводимых светскими и религиозными структурами.

Социальное партнерство - относительно новое явление общественной практики, связанное с развитием демократических начал. Социально-культурное развитие включает в себя: образование, подготовку кадров, культуру, искусство, средства массовой информации, здравоохранение, физическую культуру, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение. Социальное партнерство - это не только благотворительный взнос на проведение какой-то акции. В социологии культуры, социальное партнёрство можно охарактеризовать как процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга.

Социокультурный механизм социального партнёрства включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Искусство - мощнейший социальный раздражитель, в оценках которого общественные последствия явлений партнёрства могут быть весьма серьезными. Поэтому изучение технологии подобного явления, как и причин гипертрофии гедонистической функции, весьма актуально для социологии культуры.

В социальном партнёрстве, технология использования столь мощного инструмента может идти как на благо, так и на разрушение общества. В данном аспекте технология социального проектирования тесно связано с моралью, определением положительных и отрицательных качеств и целей. В социологии культуры система социального партнерства - это эффективный институт сближения интересов различных властных структур, государственных и негосударственных организаций и учреждений для достижения устойчивого развития общества в целом и отдельных его социальных групп.

Использованные источники:

  1. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. - С.605.

  2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С.68.

  3. См. труды: Багрецова С.А., Розенфельда Б.И., Шифрина М.А. и др.

  4. См. труды: Иванова В.В.. Ковалерова Г.И., Мирошниченко В.С. и др.

  5. См. труды: Артамонова В.С., Попова Б.А., Чигирева В.А. и др.

  6. Миголатьев А.А. О человеческих потребностях // Социально-политический журнал. - 2000. - №6. - С.38-44.

  7. Арсеньев А.С. Проблемы цели в воспитании и образовании. Научное образование и нравственное воспитание // Философско-психологические проблемы развития образования. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С.77.

Просмотров работы: 1953