Сложные причины, породившие Реформацию, могут быть сведены к трём явлениям.
Во-первых, Реформация была движением чисто религиозным, крупным событием в истории западного христианства как вероучения и церковной организации. С этой стороны в её основе лежали верующая совесть, оскорблявшаяся «язычеством» «вавилонской блудницы», и направленная на вопросы веры; мысль, не сносившая ига непомерной власти «антихриста», как выражались в XVI в. о Римской церкви и папе. Заявленными целями Реформации были «возвращение христианства к апостольским временам», посредством «очищения веры от людских выдумок» и «освобождение духа от мертвящей буквы предания». Результатом Реформации в этом отношении явилось разрушение религиозного единства Западной Европы, образование новых исповеданий и основание новых церквей, развитие мистического и рационалистического сектантства, пересмотр догматических, религиозно-нравственных и церковно-практических вопросов, новое направление теологического мышления, развитие новых религиозных принципов, вольномыслие антитринитариев и деистов, учения которых представляли собой выход из исторического христианства в философию «естественной религии» – но вместе с тем и оживление умиравшего католицизма, пересмотр его догматов, изменение всей его внутренней организации.
Во-вторых, средневековый социализм не был только вероисповеданием: как царство от мира сего он вызывал против себя протесты иного рода из-за чисто светских побуждений, из-за отношений земной жизни человека и общества. Он был целой системой, налагавшей свои рамки на всю культуру и социальную организацию средневековых католических народов: его универсализм отрицал национальность, его теократическая идея давила государство, его клерикализм, создававший духовенству привилегированное положение в обществе, подчинял церковной опеке светские сословия, его спиритуалистический догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу. Поэтому против средневековой католической системы давно боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а просто потому, что эта система налагала на всё тяжёлый гнёт и втискивала всю общественную жизнь в свои рамки, мешая её свободному развитию.
В-третьих, наконец, развитие жизни выдвигало у отдельных наций разные вопросы политического, социального, экономического свойства, не имевших никакого отношения ни к «порче церкви», ни к гнёту курии и клира. В разных странах Западной Европы велась своя внутренняя борьба и свои местничковые столкновения, которые могли разыграться вне всякой связи с Реформацией церкви и с оппозицией против курии и клира, но могли и соединиться с движением чисто религиозным, с национальным, политическим, сословным и интеллектуально-моральным против папы и католического духовенства.
Как в эпоху Реформации, так и в предыдущий период, сама реформационная идея развивалась в трёх главных направлениях. Одно можно назвать направлением католическим, так как оно стремилось реформировать церковь, держась более или менее твёрдо церковного предания. Это направление, зародившееся в конце XIV в., в XV в. вызвало попытку реформ «церкви в главах и членах» посредством соборов, собиравшихся в первой половине XV в. в Пизе, Констанце и Базеле. Мысль о реформе церкви посредством соборов не умерла после неудачи этих попыток. С началом Реформации она оживилась, и в середине XVI в. был созван Тридентский собор для проведения реформы. Другое направление, опиравшееся не на Священное Предание, а главным образом на Священное Писание, можно назвать библейским или евангелическим. К нему относятся в дореформационную эпоху такие явления, как секта вальденсов, образовавшаяся в XII в. на юге Франции, проповедь Виклифа в Англии в XIV в., а также единичные предшественники Везеля, Весселя, Гоха и т.п. В XVI в. к этому библейскому направлению принадлежит ортодоксальный протестантизм, т.е. учение Лютера, Цвингли, Кальвина и менее значительных реформаторов, бравших в основу реформы Священное Писание. Третье направление – мистическое сектантство, которое, с одной стороны, решительнее, чем протестантизм порывало связь со Священным Преданием и часто, кроме внешнего Откровения, данного в Священном Писании, верило в Откровение внутреннее, а с другой стороны было соединено социальными стремлениями и почти никогда не слагалось в большие церкви [4, с. 471 – 473].
В отдельных странах утверждалась та или иная форма протестантизма, но случалось и так, что в одной и той же стране существовали друг возле друга разные его формы. Например, учение Лютера в Германии и северных государствах: Дании, Швеции, Норвегии; отделившиеся с 30-х годов XVI в. от Рима англикане, или сторонники епископальной церкви; цвинглианцы и кальвинисты в Швейцарии, Германии, Польше и Франции, называемые большей частью реформатами; последователи кальвинизма в Англии под общим названием пуритан; более строгое направление в среде последних под именем пресвитериан (в Англии и Шотландии); более свободные направления, примыкавшие к пуританству, под названием индепендентов, баптистов, квакеров в Англии и Америке; развившиеся на почве уже существующих сект и церквей направления и учения методистов, меннонитов, учеников Христа и т.д. в Англии, Северной Америке и Германии [4, с. 405 – 406].
Религиозная Реформация XVI в. началась в Германии, где она соединилась с политической и социальной борьбой против богатых и национальной войной против Ватикана. Религиозное настроение в Германии проявлялось в переводах Библии с латинского языка на национальный и в развитии церковной песни, в образовании мистических кружков и в благочестивых трудах братьев общинной жизни, в занятиях богословием на новых основах, в существовании скрытых еретиков, в постоянной заботе о церковной реформе.
В начале XVI в. обнаружилось стремление к национальному освобождению от Рима, а потому для всей внутренней жизни немецкого народа было важно, кто станет во главе этого национального движения – император или князья.
Обычно годом начала Реформации считают 1517, когда Лютер выступил со своими тезисами против индульгенций. Хотя эти тезисы произвели сильное впечатление в Германии, но настоящее реформационное движение началось лишь после Вормского сейма 1521 г., после того, как и Лютер, и Ульрих фон Гуттен издали свои знаменитые воззвания к борьбе. Зимой 1521 – 1522 гг. в Виттенберге начались сцены насильственного разрушения всего католического. Когда до Лютера дошла весть о том, что там делается, он написал виттенбергским новаторам, что они не должны были «пускать в ход кулаки» и что он не может быть на стороне таких деятелей. Раньше Лютер ожидал содействия реформе со стороны светской власти, поэтому Лютер делал ставку на союз с князьями, на стремление реформировать церковную жизнь, не подвергая её опасностям, порождаемыми самой Реформацией, и из сильного принципа авторитета в католицизме [4, с. 475 – 476].
Утверждая полную «свободу христианина» в вопросах религиозной жизни, Лютер одновременно подчёркивал его обязанность добровольно подчиняться земным правителям, ответственным за обеспечение мира и порядка в обществе. Он также ставит веру выше разума. Для Лютера только одна вера является единственным средством оправдания людей. По его мнению, когда разум, независимо от веры, рассматривает себя как судью в вопросах веры, то он становится орудием дьявола. В своём учении он также пишет, что светское правление установлено Богом, и человек в действительности является диким и жестоким животным, которое необходимо обуздывать с помощью цепей и пут [1, с. 240 – 243].
Параллельно с Лютером программу реформирования католицизма по-своему разрабатывал и осуществлял в Цюрихе У. Цвингли. С одной стороны, эта программа была более последовательной, что выразилось, например, в известном споре о таинстве крещения, которое Цвингли рассматривал как сугубо символический обряд, и в отказе от многих элементов церковного богослужения, прежде всего, литургии. С другой стороны, он использовал свою власть в борьбе против радикальных реформаторов, тем самым, предвосхищая теократические претензии Ж. Кальвина.
Ж. Кальвин систематически и последовательно утверждал протестантские принципы. Политическим идеалом Кальвин провозглашал республиканский строй; тем не менее, в Женеве он установил деспотический теократический режим, сосредоточив всю власть в своих руках. Неукротимая деятельность Кальвина оказала огромное влияние на социально-политическую историю Запада. В кальвинизме наиболее решительные республиканские деятели находили освящение, как бескомпромиссной борьбы против феодально-сословных порядков, так и средства защиты уже достигнутой власти – нетерпимость к политическому и религиозному инакомыслию [2, с. 375 – 376].
Началом анабаптизма, или перекрещенства, послужило движение, возникшее в г. Цвиккау. Как и последователи Лютера, анабаптисты протестовали против церковного авторитета, воплощённого в католицизме, но протест свой довели до крайних пределов. Своё название они получили оттого, что, отрицая крещение младенцев, требовали крещения взрослых, т.е. сознательного восприятия человеком обязанностей апостольства. Широкий религиозный индивидуализм, основанный на мистической вере в пророческий дар, заставил анабаптистов отрицать важность внешнего церковного общения и необходимость таинств как внешних символов. С требованием неограниченной свободы для человека шло рука об руку признание абсолютного равенства в обществе и отрицание частной собственности. Последовательные сектанты стремились к переустройству всей жизни на новых началах [3, с. 69].
Появление баптистов связано с желанием группы лиц в 1633 году под предводительством проповедника Джона Спильсбери принять крещение по обычаю времён апостольских, т.е. через погружение у воду. В последующее время рост баптистских общин задерживался, но в XIX в. баптизм вновь двинулся вперёд и заявил о себе выдающей миссионерской деятельностью. Вскоре баптизм перешёл в Америку и развил здесь необычайную энергию. Отношение к властям у баптистов определяется следующими положениями: «мы веруем, что правительство установлено Богом». Они веруют во второе пришествие Христа и воскресение мёртвых. По их мнению, верующий должен заботиться не только о душевном спасении, но и о телесном благе всех. Наступательная тактика баптистов диктует ему строгую религиозную дисциплину [3, с. 161 – 164].
Баптизм (от греч. baptiso – погружаю в воду) – протестантское течение, появившееся в начале XVII века в Голландии, а затем в Англии. В 1639 году была организована первая баптистская община в Северной Америке. Выражая социальные устремления радикальной части мелкой буржуазии, баптисты требовали полного отделения церкви от государства, религиозной свободы и веротерпимости.
Следуя общей протестантской традиции, баптисты единственным источником вероучения считают Библию, провозглашают личное спасение посредством веры в «искупительную жертву Иисуса Христа» и «избрание Богом верующих к спасению». Баптизм проповедует принцип «всеобщего священства», отрицает духовенство как посредника между богом и верующим, не признает святых, мощей, икон, крестного знамения, монашества, церковных таинств, мелких церковных праздников. Обряды крещения и причащения (хлебопреломление) символически демонстрируют веру человека, его преданность служению Христу. Баптизм признает только праздники, связанные с именем Христа, а также некоторые специфические праздники (день жатвы, день единства ЕХБ СССР). Каждая община баптистов является самоуправляемой организацией (принцип «автономии общин»). Они управляются выборным пресвитером и советом общин.
С конца XVIII века начинается широкое распространение баптизма. Актуализируется миссионерская деятельность баптизма в Европе, Северной Америке, Азии, Африки. В 1905 г. был образован Всемирный союз баптистов, центр которого находится в США.
Первые баптисты появились в России в 60-е годы, а евангельские христиане (разновидность баптизма) – в 70-е годы XIX в. В настоящее время церковь евангельских христиан баптистов – одна из крупных протестантских организаций в России. Она образовалась в 1944 году на основе объединения сект баптистов и евангельских христиан. В 1945 и 1947 гг. к союзу евангельских христиан-баптистов присоединилась часть общин пятидесятников – христиан евангельской веры и евангельских христиан в духе апостолов, а в 1963 г. к нему примкнули «братские меннониты». Общины христиан-баптистов имеются по всей территории России. Церковь возглавляется Всесоюзным советом баптистов, входит в Европейскую федерацию баптистов, а также является членом Всемирного совета церквей (с 1962 г.), Конференции европейских церквей и других международных религиозных организаций.
В настоящее время в рядах баптистов находятся около 7 миллионов человек.
На территорию Урала секта баптистов проникла вместе с представителями немецкой нации. В г. Златоуст баптисты приехали для художественных работ на дамасской стали, из которой изготавливалось раритетное оружие (клинки и сабли).
Англиканская церковь появилась с момента утверждения в ней Реформации. Реформация в Англии, как и везде, стремилась к свержению гнёта средневекового католицизма. Английская корона начала ссорится с папой очень рано. Это привело к тому, что 23 марта 1534 года папа отлучил короля Генриха от церкви, а 3 ноября того же года парламент провозгласил короля как «единственного верховного земного главы английской церкви». Англикане признают источником христианского вероучения Библию, но наряду с ней допускают авторитет первых четырёх решений Вселенских соборов. Уже с конца XVII в. в англиканстве обозначились церкви: высокая – highchurch, низкая – lowchurch и широкая –broadchurch [3, с.75 – 80].
Пуритане появились тогда, когда в XVI в. кальвинизм, охвативший почти всю Европу, перешёл в Англию. Пуритане вступили в борьбу с официально преобразованной церковью. Они боролись против тех обрядов, которые для пуритан имели совершенно определённое символическое значение. Пуритане в религиозном отношении были названы «нонконформистами», т.к. они были не согласны с установленной церковью. С 1605 года начались изгнания пуритан и выселение их в Америку. Политическая роль пуритан окончилась с возвращением Карла II. В первой половине XVIII в. пуритане возродились в виде методистов [4, с. 418 – 419].
Методисты – англо-американская протестантская секта. В 1729 году в Оксфордском университете 15 молодых людей, проникнутых живым религиозным чувством, составили «общество», члены которого взаимно обязывались укреплять себя в вере и деятельном благочестии, проводить время в общей молитве и назидательных собеседованиях. Когда молва об этом необычайном в то время явлении распространилась по Англии, его встретили недружелюбно. В сущности, методисты не так далеко отступали от учения англиканской церкви. Общины методистов в скором времени развили обширную деятельность как в Англии, так и в особенности в Америке, отстаивая евангелие против рационализма, и хорошо организуя филантропические учреждения [4, с. 108 – 110].
Меннониты – одна из протестантских сект, получившая название от своего основателя Симониса Меннона. Сначала Меннон был сельским католическим священником. В 1531 году ему пришлось стать свидетелем ужасных казней анабаптистов; от сострадания к ним он перешёл к выводу в их правоте, ссылаясь при этом на Библию. Приняв перекрещение и «рукоположение» от одного из анабаптистских «апостолов», Меннон выступил в качестве «странствующего проповедника» и вскоре привлёк к себе последователей, организовал обширные общины. Последующая история меннонитов представляет историю постоянной борьбы, внешней – с католиками и протестантами, внутренней – между партиями, образовавшимися в самом меннонитстве [4, с. 101].
Конгреционалисты – демократическая церковная партия в Англии, основывающаяся на трёх принципах: 1)всякий член общины имеет право на участие в управлении общиной; 2)местная церковь должна быть автономна; 3)она должна быть независима от какого-либо внешнего церковного авторитета. Конгреционалисты распространены в США и в британских владениях других частей света. К конгреционалистам принадлежит и большая часть протестантов во Франции [3, с. 796].
Квакеры – последователи одной из протестантских сект, возникших в Англии во второй половине XVII в. Наиболее удачным переводом английского слова Quackers можно признать русское – «трепещущие». По своим религиозным и политическим взглядам квакеры были одной из самых крайних сект эпохи английской республики и старались последовательно проводить принцип неограниченной свободы человека. Во имя свободы человека квакеры отрицают какую бы то ни было внешнюю церковь. Единственным условием спасения является «внутренний свет», а он дарован избранникам искупительной смертью Христа. Они отвергают все таинства и обряды. Браки совершаются посредством простого обещания верности в присутствии старейшин [3,c. 721].
Мормоны, или как они себя сами называют «святые последних дней», американская секта, основанная Джосефом Смитом около 1830 г. Смит, выдававший себя за колдуна, объявил, что он имел Откровение свыше о неизвестной летописи, написанной одним из вождей американских израильтян, Мормоном. На самом же деле это был фантастический рассказ Соломона Сполдинга, написанный в 1812 г. Тем не менее, тысячи людей уверовали в Смита как в посланника Божия. Тот Бог, которому поклоняются мормоны, не есть верховное существо, а специальный Бог планеты Земля. Этика мормонов очень проста: единственная добродетель есть безусловная вера и послушание священному начальству, т.е. пророку, получающему откровения свыше. Мормоны признают 4 таинства: крещение в возрасте 8 лет, рукоположение в священные должности, брак и причащение. Причем до 1890 г. они проповедовали многожёнство и браки с уже умершими начальниками сект. Пророк имеет неограниченную власть в секте. Орудием пророка в распространении секты служат коллегии: 12 апостолов и 70 миссионеров. Хозяйство поддерживается сбором десятины со всех, а также экстраординарными повинностями, денежными и натуральными, по назначению пророка [4, c.179 – 181].
Адвентизм (от лат. adventus – пришествие) – протестантская секта, возникшая в 30-х годах XIX в. в США. Её основатель У. Миллер сделал попытку «точно» предсказать второе пришествие Христа в 1843 – 1844 гг. Ожидание этого пришествия, несмотря на провал пророчества, – центральный догмат адвентизма. Одно из ответвлений адвентизма, возглавленное «пророчицей» Еленой Уайт, оформилось в 1863 году в церковь адвентистов седьмого дня. Особенности вероучения и культа этой организации: отрицание бессмертия души, обязанность празднования субботы, «санитарная реформа», десятина.
Адвентизм отличается активной миссионерской деятельностью. В 1973 г. в 193 странах мира насчитывалось свыше 2-х миллионов адвентистов. Первые адвентисты седьмого дня появились в России в 80-х годах XIX века.
В настоящее время более половины всех адвентистов проживает на Украине, а также Белоруссии, Казахстане, и в ряде областей России. Очень активна роль адвентизма в религиозной пропаганде на территории Урала. Единого организационного центра в России адвентисты не имеют.
«Свидетели Иегова» – одна из реакционных форм сектантства, возникшая в 70-х годах XIX века в США, как «Международное общество исследователей Библии». В 1931 г. оно объявило себя «теократической организацией» – «Обществом свидетелей Иеговы». В настоящее время это крупная международная корпорация, насчитывающая 2357 тыс. человек. Она владеет огромным капиталом, типографиями, выпускает большими тиражами религиозную литературу на 165 языках, в том числе на русском и украинском (журналы «Сторожевая башня», «Пробудись!» и др.), центр организации «Свидетелей Иеговы» – Бруклин (район Нью-Йорка). Специфика вероучения «Свидетелей Иеговы»: признание единого бога Иеговы, отрицание троицы, бессмертия души, традиционных христианских представлений об аде и рае, Христос – первый и главный «свидетель Иеговы» – незримо пришел в мир в 1914 году и готовится к решающей битве с сатаной – Армагеддону. Армагеддон – это страшная, истребительная война, в огне которой сгорит весь мир, все человечество, за исключением иеговистов. Иеговисты неоднократно назначали сроки Армагеддона и, несмотря на провал пророчеств, продолжают назначать новые. Религиозное учение иеговистов резко эсхатологическое.
Движение иеговистов очень активно по всей территории России, особенно оно ярко себя проявило при подготовке людей к концу света в 2000-м году и 2012-м году. Многие иеговисты, боясь все-таки конца света, переезжали в сельские, глухие места, готовились выжить во время Армагеддона. Такое переселение было зарегистрировано и по Челябинской области. «Свидетелей Иеговы» являются самой активной религиозной организацией в городе Миассе, наряду с пятидесятниками.
Пятидесятничество – одна из позднейших протестантских сект, появившаяся в США в конце XIX – начале XX в. Отличается мистико-эсхатологическим характером своего учения и культа. В центре учения – вера в возможность непосредственного общения с Богом и получения от него так называемых даров святого духа: способности к говорению на иных языках (глоссолалия), пророчеству, исцелению. В основе учения пятидесятничества лежит новозаветный миф о «сошествии Святого Духа» на апостолов на пятидесятый день после празднования Пасхи. Собрания пятидесятников сопровождаются проявлением массового религиозного экстаза. В мире насчитывается около 25 – 30 млн. пятидесятников. Основная масса пятидесятников находится в США (4 млн.), в Бразилии и других странах. В России пятидесятники появились в первое десятилетие ХХ в., перед первой мировой войной.
В настоящее время пятидесятники делятся на несколько направлений. Основные из них – «Евангельские христиане в духе апостолов» (смородинцы, единственники) и «Христиане евангельской веры» (они же воропаевцы). Существуют и другие, более мелкие ответвления пятидесятников: пятидесятники-сионисты, пятидесятники-субботствующие, пятидесятники-совершенцы и др. Общества пятидесятников действуют, в настоящее время на Украине, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и различных областях России, в том числе и в Челябинской области и городе Миассе.
В 1945 и 1947 гг. часть пятидесятников присоединилась к ВСЕХБ (Всесоюзный Съезд Евангельских христиан баптистов, так называемое Августовское соглашение). Однако основная масса пятидесятников действует нелегально [5, с. 58 – 60].
Итак, Реформация и возникновение протестантизма означали коренную перестройку церкви в соответствии с потребностями новой буржуазной эпохи. Современный протестантизм представлен более чем 100 различными направлениями и носит большей частью эсхатологический характер.
Литература
Скирбекк, Г. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / пер. с англ. В.И. Кузнецова; под ред. С.Б. Крымского / Г. Срибек, Н. Гилье.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 800с.
Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; Науч. ред. совет: предс. В.С. Стёпин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч.секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010. – Т. III. – 692с.
Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – Т. 1. – 852 с.
Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. /Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – Т. 2. – 671 с.
Теория и практика научного атеизма. – М.: Мысль, 1984. – 235 с.