ФИЛОСОФСКИЕ МЫСЛИ ВЕЛИКОГО ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЯ В. И. ВЕРНАДСКОГО - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФИЛОСОФСКИЕ МЫСЛИ ВЕЛИКОГО ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЯ В. И. ВЕРНАДСКОГО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Владимир Иванович Вернадский (1863 — 1945) — русский естествоиспытатель, историк науки, общественный деятель, мыслитель. Родился в семье профессора экономики и статистики. Окончил Петербургский университет, работал минералогом, как химик стажировался в Западной Европе. Под руководством В.В. Докучаева проводил исследования почв в Центральной России, преподавал кристаллографию и минералогию в Московском университете;

В 1902 г. Владимир Вернадский начал чтение курса лекций по истории российской науки. С тех пор историко-научная проблематика стала неотъемлемой частью его научного творчества. Опубликованный в 1902 году историко-научный очерк «О научном мировоззрении» не раз переиздавался. Перу Вернадского принадлежат «Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии», «Академия наук в первое столетие своей истории», очерки истории кристаллографии и почвоведения, статьи о выдающихся русских и зарубежных ученых. В 1890 — 1911 гг. разработал генетическую минералогию, установил связь между формой кристаллизации минерала, его химическим составом, генезисом и условиями образования.

В эти же годы Вернадский сформулировал основные идеи и проблемы геохимии, в рамках которой им были проведены первые систематические исследования закономерностей строения и состава атмосферы, гидросферы, литосферы. Он вел интенсивные биогеохимические исследования и готовил большую рукопись «Живое вещество», изданную только в 1978 году, публиковал свои работы: «Химический состав живого вещества» (1922) и «Начало и вечность жизни» (1922).

В 1903 г. вышла в свет монография Вернадского: «Основы кристаллографии», а в 1908 г. начался выход в свет отдельными выпусками «Опыт описательной минералогии». В 1906 году был избран академиком Петербургской академии наук. Был одним из крупнейших организаторов научных учреждений в России и СССР, плодотворно занимался историей и философией науки. В 1907 г. Вернадский начал исследования радиоактивных минералов в России, в 1910 г. — создал и возглавил Радиевую комиссию Академии наук. В 1916 г. он приступил к разработке основных принципов биогеохимии (изучающую глобальную деятельность живого вещества, совокупности организмов), изучению химического состава организмов и их роли в миграции атомов в геологических оболочках Земли.

В 1920 — 1930-е годы были написаны главные труды Владимира Вернадского в области биогеохимии и учения о биосфере, философии и истории науки. В 1922 — 1926 гг. он находился за границей, где читал курс лекций в Сорбонне, работал в Минералогической лаборатории Музея естественной истории и Радиевом институте имени Пьера Кюри. Он старался найти средства для организации Международного института по изучению живого вещества и в 1924 г. опубликовал на французском языке «Очерки геохимии», в которых впервые изложил свои биогеохимические воззрения в виде монографии.

В 1926 г. Вернадский возвратился в Советскую Россию, в том же году опубликовал знаменитую книгу «Биосфера», создал Биогеохимическую лабораторию (1928). В возглавляемом им Радиевом институте в 1938 году начал работать первый в нашей стране циклотрон. Он был одним из инициаторов развертывания работ по интенсивному изучению атомного ядра с целью использования энергии радиоактивного распада.

В.И. Вернадский внес существенный вклад в минералогию и кристаллографию. В 1888 — 1897 гг. он разработал концепцию структуры силикатов, выдвинул теорию каолинового ядра, уточнил классификацию кремнеземистых соединений и изучил скольжение кристаллического вещества, прежде всего, явление сдвига в кристаллах каменной соли и кальцита.

В начале 30-х годов у В.И. Вернадского появляется желание написать монографию, подводящую итог всему его научному творчеству в области геохимии, биогеохимии, радиогеологии и других родственных им наук. Он считал, что эта монография должна стать «жизненным отчетом перед потомством», своего рода «книгой жизни».

В конце 1931 г. (т.е. того же года, когда ученый приступил к написанию этой книги) В.И. Вернадский выступает на общем собрании Академии наук с обширным докладом «Проблема времени в современной науке». В докладе В.И. Вернадский рассматривает также и такие проблемы, как вопрос о проявлении времени в геохимических и биогеохимических процессах, о вечности и эмпирическом мгновении и многое другое.

Выдающегося естествоиспытателя привлекла идея написать труд «Философские мысли натуралиста». «Если доживу,— писал Владимир Иванович С.Ф. Ольденбергу 28 октября 1933 г.,— займусь «Философскими мыслями натуралиста», и, прежде всего, точным анализом отношений между наукой и философией, будущим человечества, эмпирическим обобщением, эмпирической идеей и эмпирическим фактом и их отличием от философских…» [1, c. 7].

Однако намечавшаяся программа так и не была автором полностью осуществлена.

Основное, чего стремился добиться В.И. Вернадский,— нарисовать контуры грандиозной обобщенной картины эволюции земной биосферы, взятой в целом.

В структуре биосферы Владимир Вернадский выделял семь видов вещества:

1) живое;2) биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);3) косное (абиотическое, образованное вне жизни);4) биокосное (возникшее на стыке живого и неживого, к биокосному, по Вернадскому, относится почва);5) вещество в стадии радиоактивного распада;6) рассеянные атомы;7) вещество космического происхождения.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Владимир Вернадский считал ее переход в качественно новое состояние — ноосферу, сферу разума. Основные предпосылки возникновения ноосферы:

1) расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;2) развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;3) открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;4) победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;5) все более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

«Взрыв научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы, — пишет В.И. Вернадский, — имеет глубочайшие корни и в её строении — он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем темпе… биосфера перейдет, так или иначе, рано или поздно — в ноосферу, т.е. в истории народов, её населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие» [2, с. 11].

Идеи, заложенные в труде В.И. Вернадского, следует отнести к выдающимся естественнонаучным и философским обобщениям. Они закладываются в фундамент совершенно новой науки — науки о ноосфере [3].

Основные философские идеи В.И. Вернадского строго материалистичны. Признание объективной реальности мира, находящегося в непрерывном движении, является обязательным условием работы ученого.

У Вернадского преобладал геологический подход. Образ жизни он осмысливал в её истории, в динамике гигантских извечных круговоротов материи. Возникает образ живой оболочки планеты, где человеческая личность является её творением и подобием: «В сущности, человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании». Вернадский доказал, что организмы не только приспосабливаются к окружающей среде, но и активно воздействуют на неё, меняя химический состав и структуру атмосферы, земной коры, природных вод. В этом качестве превзошел всех человек с помощью огня и могучей техники. Он активно перестраивает область жизни, переводя её в новое состояние. Какое? Вернадский полагал, что в более совершенное, в ноосферу [4, c. 329, 330].

Владимир Иванович Вернадский за всю свою долгую и тяжелую жизнь, сделал неимоверно много, можно хотя бы отметить, что: из четырехсот шестнадцати опубликованных трудов Вернадского посвящено сто минералогии, семьдесят биогеохимии, пятьдесят геохимии, сорок три истории наук, тридцать семь организационным вопросам, двадцать девять кристаллографии, двадцать один радиогеологии, четырнадцать почвоведению, остальные — разным проблемам науки, истории и т.д. Список, однако, не полон. Следовало бы особо выделить труды по биологии, проблемам времени и симметрии (выходящим далеко за пределы наук о Земле), общей геологии, учению о полезных ископаемых... Все? Нет, не все. В некоторых работах он затрагивал философские проблемы познания, реальности бытия, вечности жизни. Наконец, он исследовал историю человечества, причем с особых позиций, с точки зрения геолога, геохимика.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вернадский, В.И. Размышления натуралиста / В.И. Вернадский — М.: Наука, 1975. — 175 с.

  2. Оноприенко, В.И. Владимир Иванович Вернадский – биография / В.И. Оноприенко. — М: РАН, 2011. — 169 с.

  3. Нагевичене, В.Я. Русский космизм: учебное пособие / В.Я. Нвгевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2011. – 56 с.

  1. Баландин, Р.К. Самые знаменитые философы России / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2001. — 479 с.
Просмотров работы: 8357