Вопросы развития ГЧП рассмотрены в трудах таких зарубежных ученых как Геррард М.В., Линдер С., Ходж Д., Миллер Д.В.,Паздников М., Баженов А. , Снельсон П., Логунцова И., Виллисов М. и др. В Казахстане возможности государственно-частного партнерства изучены и используются недостаточно полно, практика их применения позволяет выделить лишь несколько примеров использования допустимых в рамках существующего законодательства форм партнерства. В этой связи актуальными становятся исследования развития государственно-частного партнерства. Это такие вопросы как использование механизмов партнерства, изучение организационно-правовых и экономических условий и механизмов, стимулирующих развитие практики партнерства; развитие перспективных инновационных форм и механизмов партнерства; совершенствование нормативно-правовой и нормативно-методической базы, регламентирующей применение государственно-частного партнерства, обеспечение разработки мер по эффективному планированию и управлению за процессами подготовки и реализации проектов на основе ГЧП, установление критериев оценки эффективности реализации проекта через качество предоставления услуг населению; обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов в области ГЧП.
В данной статье делается попытка изучения особенностей функционирования системы государственно-частного партнерства в Республике Казахстан.
В международной практике отсутствует общепринятое определение ГЧП. Анализ публикаций по проблемам ГЧП показывает, что чаще всего этот термин используется авторами в нескольких значениях (таблица 1) [1-10].
Таблица 1
Основные характеристики понятия «Государственно-частное партнерство»
Авторы (источник) |
Характеристика понятия |
Организация объединенных наций |
государственно-частное партнерство основывается с целью обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов, производств и предоставления услуг государственного сектора. |
ЕС (Green Paper) |
форма сотрудничества между государственными органами и бизнесом, которая призвана обеспечивать финансирование, строительство, реабилитацию, управление или содержание инфраструктуры, а также предоставление услуг. |
Программа экономического развития (USAID) |
форма сотрудничества между государственными органами и частным сектором, направленные на обеспечение финансирования, строительства, реконструкции, эксплуатации, технического обслуживания объекта инфраструктуры и (или) управления им, а также (или) оказание услуг. |
Законодательство Италии |
договорами ГЧП являются договора, сфера применения которых охватывает один или несколько видов деятельности, таких как проектирование, строительство, управление или обслуживание общественно-значимых работ или коммунальных служб, или оказание определенной услуги, что также включает в себя полное или частичное финансирование со стороны частных инвесторов. |
Законодательство Франции |
договора ГЧП являются административными договорами, в соответствии с которыми государственное юридическое лицо поручает частной организации выполнить финансирование строительства, необходимого для оказания общественно-значимых услуг; проектирование или конверсию для целей такого строительства; обслуживание и управление таким строительством. |
Законодательство Японии |
дается определение частной финансовой инициативе, которая является одной из разновидности ГЧП, как эффективное улучшение социальной инфраструктуры для гарантированного предоставления доступных и качественных услуг населению путем принятия мер в отношении государственных объектов посредством использования частного финансирования, управленческих способностей и технических возможностей. |
Программа развития ГЧП в Казахстане на 2011-2015 годы |
система взаимоотношений государства и субъектов частного предпринимательства, направленных на достижение результатов в традиционной сфере ответственности государства, определяемых в соответствующих договорах, на условиях сбалансированного распределения прав и обязанностей, рисков, затрат и выгод. |
Баженов А. |
привлечение частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций. |
Снельсон П. |
взаимоотношение, возникающее между государственным и частным секторами в целях распределения рисков и выгод от осуществления какого-либо предприятия. |
Виллисов М. |
форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставления услуги. |
Как видим, почти во всех определениях указывается две партнерские стороны – государство и частный бизнес, и акцент делается на их взаимодействие в инфраструктурных отраслях.
Суммируя изученные источники, можно отметить следующие характерные черты ГЧП: долгосрочный характер отношений; объединение ресурсов под достижение конкретного результата; распределение ответственности и рисков между частным и государственным партнером.
Государственно-частное партнерство можно представить как взаимодействие государственных учреждений и структур бизнеса на основе взаимных интересов для достижения общих целей. Это партнерство представляет собой альянс между государством и бизнесом в целях реализации проектов на основе законодательных актов и специальных соглашений [11].
В Казахстане область применения государственно-частного партнерства незначительна. Ее развитие тормозилось отсутствием закона. Законодательная основа применения механизма ГЧП в Казахстане была заложена в 1991 году в части урегулирования взаимоотношений, возникающих по договорам концессий. Первый Закон Республики Казахстан «О концессиях» регулировал организационные, экономические и правовые условия предоставления объектов в концессию иностранным инвесторам на территории Республики Казахстан.
C принятием в 2006 году нового Закона Республики Казахстан «О концессиях», появилась возможность передачи права на создание объектов государственной собственности не только иностранным инвесторам, но и юридическим лицам - резидентам Республики Казахстан [2].
Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым подписан Указ «О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 5 марта 2007 года № 294 «О перечне объектов, не подлежащих передаче в концессию». Этот документ внес определенную ясность, теперь, инструменты государственно-частного партнерства могли успешно применяться в сферах здравоохранения, образования и социальной защиты населения [3].
Сегодня ГЧП в Казахстане уже получило законодательную, институциональную и инфраструктурную поддержку. В настоящее время законодательство РК включает порядка 35 законодательных документов – законов, Указов Президента РК, Постановлений Правительства РК, приказов министров отраслевых министерств [3].
В Республике Казахстан законодательно закреплены две формы ГЧП - институциональная и контрактная.Контрактное ГЧП относится к партнерству, основанному исключительно на контрактных отношениях между участниками проекта. Институциональное ГЧП предполагает создание совместного предприятия с участием государства и частного партнера, целью которого является выполнение работ и услуг в пользу государства.
В настоящее время в Казахстане имеется практика реализации проектов ГЧП с применением механизма концессии. Современное определение концессии – передача по договору концессии объектов государственной собственности во временное владение и пользование в целях улучшения и эффективной эксплуатации, а также прав на создание (строительство) новых объектов за счет средств концессионера или на условиях софинансированияконцедентом с последующей передачей таких объектов государству с предоставлением концессионеру прав владения, пользования для последующей эксплуатации, а также с предоставлением государственной поддержки либо без таковой [2].Модель концессии, где большая часть инвестиционных и эксплуатационных рисков несет частная сторона, предполагает реализацию крупномасштабных проектов, способных изначально генерировать доход.
В настоящее время в Казахстане на стадии реализации находится 5 концессионных проектов в транспортной и энергетической отраслях:
1) Строительство и эксплуатация железнодорожной линии «Станция Шар – Усть-Каменогорск»;
2) Строительство и эксплуатация пассажирского терминала международного аэропорта г.Актау;
3) Строительство и эксплуатация межрегиональной линии электропередачи «Северный Казахстан – Актюбинская область»;
4) Строительство и эксплуатация газотурбинной электростанции в г. Кандыагаш Актюбинской области;
5) Строительство и эксплуатация железнодорожной линии «Ералиево - Курык».
Общий объем предполагаемых инвестиций в строительство данных объектов концессии составляет порядка 74 млрд.тенге.
На стадии планирования по схеме концессии находятся порядка 15 проектов в транспортной и социальной сферах, с общим объемом предполагаемых инвестиций в строительство более 800 млрд.тенге, [2].
Существует множество факторов, способных как положительно, так и отрицательно повлиять на использование механизма ГЧП.
Сильными сторонами ГЧП являются:
сбалансированное распределение рисков, обязанностей и прав между государственным и частным сектором;
более быстрое внедрение новых технологий;
стимулирование развития фондового рынка и банковского сектора;
привлечение частных внутренних и внешних инвестиций;
развитие малого и среднего бизнеса;
многообразие форм долгосрочных контрактов, заключаемых частным сектором с государственными и местными органами;
сокращение нагрузки на государственный бюджет;
Основными причинами неудач опыта использования ГЧПстали:более длительные процедуры планирования по сравнению с бюджетными инвестициями;сложность прогнозирования на длительный период в связи с изменением конъюнктуры рынка;сложность в привлечении инвесторов на крупные проекты;несовершенство нормативной правовой базы в области ГЧП. Все указанные барьеры очень важны для Казахстана, где концепция ГЧП как перспективного социально-экономического института получила поддержку на самом высоком государственном уровне.
Рассматривая возможности развития ГЧП в Казахстане, следует отметить наличие группы факторов, способствующих его развитию.
Это – политические (наличие системы регулирования ГЧП; единая политика и эффективная схемы взаимодействия государственных и частных органов власти при реализации проектов ГЧП; ясность стратегии, целей и задач развития региона, отдельных сфер деятельности; четкое определение компетенции органов управления различного уровня и взаимоотношений между ними; прямая поддержка со стороны государственных органов; получение неэкономических выгод в результате осуществления партнерства), социально-экономические (современная инфраструктура инновационной экономики; социальная направленность проектов; стабильность экономической ситуации и транспарентность экономической, финансовой и инвестиционной политики; развитие финансовых институтов, в т.ч инвестиционных, венчурных фондов; экономическое стимулирование предпринимательских структур к участию в выполнении стратегии, целей и задач развития региона; конкурентный механизм выбора предпринимательской структуры – партнера ГЧП), правовые (наличие нормативно-правовой базы; модернизация законодательства, касающегося ГЧП, в соответствии с нормами международной практики; развитие институтов защиты интересов и прав сторон в ГЧП), институциональные (охрана труда; защита окружающей среды; мораль и традиции) [3].
Таким образом, ГЧП представляет собой подход к предоставлению услуг в области инфраструктуры, который коренным образом отличается от традиционных государственных закупок. Проекты с использованием механизма ГЧП должны быть стратегическими проектами приоритетного характера, которые являются частью отраслевой стратегии и экономической политики. Государство играет ключевую роль в обеспечении надлежащей реализации проекта, мониторинга деятельности частных инвесторов и оперативного продуманного реагирования на любые возникающие изменения или конфликты во избежание потенциальных споров [9]. По сравнению со странами, где ГЧП имеет богатый опыт и устойчиво применяется государством как альтернатива при реализации инфраструктурных проектов, опыт Казахстана еще не достаточно велик. В то же время высокая потребность в реализации инфраструктурных проектов способствует принятию курса на создание необходимых законодательных, инвестиционных условий для развития ГЧП в Республике Казахстан.
Список литературы:
1.Баженов А. Государственно-частное партнерство и «качество денег» - http://www.ideg.ru.
2. Бозымов К. К., Губашев Н.М., Таршилова Л.С., Куангалиева Т.К., Габбасова Ж.Ж. Формы и механизмы ГЧП в сфере профессионального образования / аналитический обзор / ЗКФ АО «НЦНТИ». – Уральск. – 2012. 30 с.
3. Виллисов М. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. - 2006. - №7. - С.13-18.
4. Молчанова, О. П., Лившин А.Я. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] - М.: КДУ, 2009. – 242 с.
5. Паздников М. Государственно-частное партнерство: суть и понятие // http://politmanagement.ru
6. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства // Организация объединенных наций, Женева, 2008.
7. Программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011-2015 годы: офиц. текст: по состоянию на 29 июня 2011 г. – Астана: Юрист, 2011.
8. Олейников О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза // Высшее образование в России. - 2006. - №6. - С.116.
9. Снельсон П. Государственно-частные партнерства в странах с переходной экономикой // http://www.ebrd.com
10. Gerrard M. B. What are Public-private Partnerships, and how do they Differ from privatizations? // Finance&Development, V. – 2001. - №3
11. Linder S. Coming to Terms with the public-private partnership: a grammar of multiple meanings // American behavioral scientist. - 1999. - №43 (1). – С. 35 – 51.
12. Hodge G. Risks in Public-Private Partnerships: shifting, sharing or shirking? // Asia pacific journal of Public administration. - 2006. - № 26(2). – С. 157 – 179.
13. Miller J. B. Principles of Public and Private Infrastructure Delivery, Kluwer. - 2000.