СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МАРАФОН-2013 ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МАРАФОН-2013 ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ»

Баландина М.Л. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета Ивановская область, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается не подготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. В перспективе их численность будет расти. Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Вот почему так остро на повестке дня стоят проблемы социальной реабилитации инвалидов.

В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей- инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений - реабилитационных центров, позволяющих комплексно решать многие проблемы. Начала осуществляться подготовка специалистов, призванных обеспечивать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако проблема обучения, воспитания и реабилитации детей-инвалидов остаётся сложной. Сказывается теоретическая ограниченность подходов к развитию специального образования, имеющая место в прошлом по идеологическим соображениям. По этой причине забыты прогрессивные научные взгляды на личность ребёнка с нарушением развития, разработанные в 20- 30-е годы и успешно используемые в зарубежной практике. Не пошло на пользу игнорирование опыта по социальной реабилитации таких детей в других странах, особенно в капиталистических. К сдерживанию поиска и обоснования новых форм реабилитации детей инвалидов привела односторонняя ориентация, на их обучение, в основном в специализированных учреждениях.

Таким образом, сегодня в России очень остро стоит проблема обучения и воспитания детей-инвалидов, из полноценного личностного развития.

Для решения данной проблемы мы разработали проект по созданию «Марафона 2013 для детей-инвалидов» в городе Пучеже Ивановской области. На предпроектном этапе мы получили данные о численности детей с ограниченными возможностями в отделе статистики по Пучежскому району. Число детей с ограниченными возможностями составило 81 человек, то есть 4,5% от общего числа детей до 16 лет, которое составляет 2 тыс. человек или 95,95%. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья составляют одну двадцать пятую от общего количества детского населения, что существенно заметно на фоне малого города и его района. К тому же, в данном городском пункте не хватает не только образовательных ресурсов для детей данной категории, но и не создано достаточных социальных условий для интегрирования детей в современное общество.

С 30 октября по 8 ноября 2012 года нами проводилось интервьюирование представителей образовательных учреждений (лицея, гимназии, школа- интернат VIIIвида), учреждений дополнительного образования (детской спортивной школы, детской музыкальной школы, детской школы искусств - отделений лепка, хореографического отделения, художественного отдела, вязание, вышивка, шитье, отдела резьбы по дереву, студии моды «Полина», хорового отделения «Фантазия»), отдела социальной защиты в администрации, отдела по работе с молодёжью.

Целью интервью являлось выявление потребности в создании и проведении трехдневного Марафона 2013 года для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений города Пучежа. По результатам интервью мы получили следующую информацию. 100% педагогов, опрошенных нами, согласны сотрудничать в проекте. Опыт в работе с детьми данной категории имеют 72,2% педагогов, есть 27,8%педагогов, которые ещё не имеют опыта работы с такими детьми, но несмотря на это, не против освоить какую-либо методику работы с данной категорией детей. 94,5 % готовы провести интересные и, по их мнению, эффективные занятия с детьми.

С опорой на полученные результаты мы разработали по методике С.М.Машевской [1] социально-педагогический проект «Марафон 2013 для детей-инвалидов» в городе Пучеже Ивановской области.

Подготовительный этап проекта предполагает проведение акции «Научим тому, что умеем сами», включающей создание добровольного отряда «Старшеклассники», подготовку раздаточного материала, посещение детей на дому, вывеску плакатов. Как и любое другое масштабное мероприятие, создание Марафона 2013 для детей с ограниченными возможностями требует общественного внимания и помощи. Также мы определили возможных спонсоров мероприятия, и дополнительные материальные ресурсы. Также мы отметили учет «риска» и форс-мажорных ситуаций.

Возможными рисками могут быть следующие обстоятельства:

- проблемы в наборе учеников гимназии и лицея для добровольного отряда «Старшеклассники». Этому могут свидетельствовать следующие факты: нехватка свободного времени у ребят в связи с учебной нагрузкой, под конец учебного года; не проявление интереса к Марафону.

- проблемы с финансированием мероприятия: отказ помощи спонсоров; нехватка материальных средств из муниципального бюджета.

- внезапные и непредвиденные проблемы со здоровьем реализаторов и организаторов мероприятия;

- незаинтересованность родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в мероприятии;

- проблемы в реализации программы работы в поставленные сроки;

- нехватка времени у родителей( некоторых семей) из за работы, для сопровождения детей на мероприятие.

Таким образом, мы рассмотрели основные моменты подготовки к Марафону 2013 года, также рассмотрели все возможные факторы риска которые могут препятствовать проведению мероприятию;

Пути преодоления форс- мажорных ситуаций.

- привлечение добровольных отрядов, которые уже имеются в г. Пучеже;

- получение Гранта;

- при нехватке реализаторов можно использовать привлечение педагогов сельских школ или педагогов дополнительного образования других близлежащих городов области;

- проведение дополнительных форм работы таких как : просвещение (медицинское, юридическое), беседы на темы «досуга» и «творчества» с детьми и родителями, для того чтобы заинтересовать их данным мероприятием.

-реализация программы может быть продлена при необходимости вследствие решения совета организаторов и реализаторов Марафона 2013г;

- помощь в сопровождении детей на мероприятие могут оказать воспитатели школы интерната в содружестве с добровольным отрядом « Старшеклассники»;

На основном этапе проекта мы представляем характеристику группы участников Марафона 2013, направления работы: оздоровительное направление; художественное направления; эстетическое направление; творческое направление; развивающее направление; развлекательное направление. Также здесь мы предоставляем полную информацию о проведении мероприятии, время, дату и место проведения. Марафон рассчитан на 3 дня с 3 мая по 5 мая 2013 года. В программу трехдневного марафона входят занятия для детей-инвалидов в 2 смены. Занятия проводятся в нескольких корпусах дополнительных образовательных учреждений, занятия носят различный характер: развлекательный, творческий, спортивный, с учетом возможностей ребят. В программе прописывается точное название занятий. По окончании ребята отправляются на обед и расходятся по домам. Детей проживающих в Пучежском районе, по домам развозит автобус лицея города Пучежа.

Программа трёхдневного Марафона 2013года.

1й день (3 мая)

Таблица1

Направления

мероприятия

задачи

время

Место проведения

1я- смена 8-30 приезд детей из сельской местности в город Пучеж

2я – смена 13-30 приезд детей из сельской местности в город Пучеж

оздоровительное

«Веселые старты»

- развить физические навыки с учетом возможностей детей;

1я смена9-00;

2я смена 14-00

Спортивная школа.(большой зал); ул. Ленина д.22

эстетическое

Занятие « слушанье классической музыки»

- снижение эмоционального напряжения;

-развить интерес к классической музыке;

- ознакомить детей с классическими композиторами;

- научить детей слушать музыку;

1я-смена10-00;

2я- смена

15-00;

Музыкальная школа (актовый зал) ул. 8 марта д.3

Творческое направление

КТД (создание картины « Радуга» по средствам вязания, шитья, вышивания).

- развитие умений простейших действий техники (шитья, вышивания, вязания);

- развитие у детей навыков коллективной работы, взаимопомощи, взаимовыручки).

- развитие мелкой моторики рук;

1я смена11-00;

2я смена 16-00

Детская школа искусств(2 этаж - мастерская). Ул. Ленина 8

Обед 12:15 1я смена

Ужин 17:15 2я смена

(столовая лицея) ул. Ленина 41.

12-40 1я смена( сбор приезжих детей и родителей в холле лицея) отправка домой детей из сельской местности.

17-40 2я смена( сбор приезжих детей и родителей в холле лицея) отправка домой детей из сельской местности.

2й день ( 4 мая)

Таблица2

Направления

мероприятия

задачи

время

Место проведения

1я смена8-30 приезд детей из сельской местности в город Пучеж.

2я – смена 13-30 приезд детей из сельской местности в город Пучеж

Развлекательное

Развивающее

«танцевальное шоу»

- добавить ребятам заряд энергии, позитивных эмоций;

- вызвать интерес к танцам;

- развитие двигательной способности;

1я смена9-00;

2я смена 14-00

Детская школа искусств(1 этаж- хореографический класс). Ул. Ленина 8

творческое

Занятие «хоровое», разучивание разминки- О Волга –Волга. Четверостишье. использование его в разной тональности.

- познакомить детей с хоровой деятельностью;

-вызвать интерес к хоровому искусству;

1я смена10-00;

2я смена 15-00

Детская школа искусств(актовый зал 1 этаж). Ул. Ленина д. 8

развлекательное

Показ моды из льняных изделий с участием детей.

- развить умение работать в коллективе;

- расширение кругозора( в области моды и показа)

-организация досуговой деятельности детей;

1я смена11-00;

2я смена 16-00

Детская школа искусств.( студия моды « Полина»3 этаж – левое крыло) Ул. Ленина д. 8

Обед 12:15 1я смена

Ужин 17:15 2я смена

(столовая лицея) ул.Ленина 41.

12-40 1я смена( сбор приезжих детей и родителей в холле лицея) отправка домой детей из сельской местности.

17-40 2я смена( сбор приезжих детей и родителей в холле лицея) отправка домой детей из сельской местности.

3й день( 5 мая)

Таблица3

Направления

мероприятия

задачи

время

Место проведения

1я смена8-30 приезд детей из сельской местности в город Пучеж.

2я – смена 13-30 приезд детей из сельской местности в город Пучеж

художественное

Занятие « обучение рисования – человека. » Рисование детей на мольбертах.

- обучить основным приемам рисования;

- развить интерес к художественной деятельности;

-дать возможность проявить детям инициативу в рисовании –человека;

1-я смена9-00;

2-я смена 14-00

Детская школа искусств(2й этаж- художественное отделение). Ул. Ленина 8

оздоровительное

«Эстафета»-

Эстафета включает в себя –приемы спортивных игр волейбола, футбола, баскетбола;

- развить физические навыки, с учетом физических особенностей детей.

1-я смена10-00;

2-я смена 15-00

Спортивная школа.( большой зал); ул. Ленина д.22

творческое

Занятие « знакомство с мастерством резьбы по дереву»

- расширить кругозор в данной области;

-познакомить детей с основными навыками резьбы по дереву;

-организация досуговой деятельности детей;

1-я смена11-00;

2-я смена 16-00

Детская школа искусств.( отделение резьбы по дереву.)Ул. Ленина д. 8

Обед 12:15 1я смена

Ужин 17:15 2я смена

(столовая лицея) ул.Ленина 41.

12-40 1я смена( сбор приезжих детей и родителей в холле лицея) отправка домой детей из сельской местности.

17-40 2я смена( сбор приезжих детей и родителей в холле лицея) отправка домой детей из сельской местности.

На заключительном этапе проекта мы планируем закрытие Марафона 2013, который будет проводиться 6.05.13 в Районном Доме культуры, будут приглашены все желающие. На закрытии Марафона будут подводиться итоги работы, награждение ребят, оформление стендов в холе с творческими работам детей.

В прогнозируемых результатах мы отмечаем, что благодаря проведению Марафона 2013:

-значительно повысится жизненная активность детей с ограниченными возможностями;

-увеличится удовлетворенность в проведения досуга;

-произойдёт реализация участниками своих творческих инициатив;

- привлечётся внимание социума к данной проблеме.

- повысится социальная активность педагогов образовательных учреждений, а также членов добровольного отряда «Старшеклассники».

Практическая значимость нашего проекта состоит в том, что его разработками могут воспользоваться специалисты Администрации г. Пучежа, работники социальной защиты населения и организаторы благотворительных фондов.

Организация масштабных мероприятий в малом городе является редкостью на сегодняшний день. В связи с этим идея нашего проекта приобретает особую актуальность. Создание данного Марафона 2013 и особенно его регулярное проведение в дальнейшем, позволит повысить уровень жизни малого города и эффективность работы с детьми с ограниченными возможностями в г.Пучеже и районе .

Литература:

1) Машевская С.М. Социально-педагогическое проектирование. Учебное пособие для студентов, обучающихся специальности 050711.65 Социальная педагогика. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ». – 63с.

Просмотров работы: 2743