В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей- инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений - реабилитационных центров, позволяющих комплексно решать многие проблемы. Начала осуществляться подготовка специалистов, призванных обеспечивать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Однако проблема обучения, воспитания и реабилитации детей-инвалидов остаётся сложной. Сказывается теоретическая ограниченность подходов к развитию специального образования, имеющая место в прошлом по идеологическим соображениям. По этой причине забыты прогрессивные научные взгляды на личность ребёнка с нарушением развития, разработанные в 20- 30-е годы и успешно используемые в зарубежной практике. Не пошло на пользу игнорирование опыта по социальной реабилитации таких детей в других странах, особенно в капиталистических. К сдерживанию поиска и обоснования новых форм реабилитации детей инвалидов привела односторонняя ориентация, на их обучение, в основном в специализированных учреждениях.
Таким образом, сегодня в России очень остро стоит проблема обучения и воспитания детей-инвалидов, из полноценного личностного развития.
Для решения данной проблемы мы разработали проект по созданию «Марафона 2013 для детей-инвалидов» в городе Пучеже Ивановской области. На предпроектном этапе мы получили данные о численности детей с ограниченными возможностями в отделе статистики по Пучежскому району. Число детей с ограниченными возможностями составило 81 человек, то есть 4,5% от общего числа детей до 16 лет, которое составляет 2 тыс. человек или 95,95%. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья составляют одну двадцать пятую от общего количества детского населения, что существенно заметно на фоне малого города и его района. К тому же, в данном городском пункте не хватает не только образовательных ресурсов для детей данной категории, но и не создано достаточных социальных условий для интегрирования детей в современное общество.
С 30 октября по 8 ноября 2012 года нами проводилось интервьюирование представителей образовательных учреждений (лицея, гимназии, школа- интернат VIIIвида), учреждений дополнительного образования (детской спортивной школы, детской музыкальной школы, детской школы искусств - отделений лепка, хореографического отделения, художественного отдела, вязание, вышивка, шитье, отдела резьбы по дереву, студии моды «Полина», хорового отделения «Фантазия»), отдела социальной защиты в администрации, отдела по работе с молодёжью.
Целью интервью являлось выявление потребности в создании и проведении трехдневного Марафона 2013 года для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений города Пучежа. По результатам интервью мы получили следующую информацию. 100% педагогов, опрошенных нами, согласны сотрудничать в проекте. Опыт в работе с детьми данной категории имеют 72,2% педагогов, есть 27,8%педагогов, которые ещё не имеют опыта работы с такими детьми, но несмотря на это, не против освоить какую-либо методику работы с данной категорией детей. 94,5 % готовы провести интересные и, по их мнению, эффективные занятия с детьми.
С опорой на полученные результаты мы разработали по методике С.М.Машевской [1] социально-педагогический проект «Марафон 2013 для детей-инвалидов» в городе Пучеже Ивановской области.
Подготовительный этап проекта предполагает проведение акции «Научим тому, что умеем сами», включающей создание добровольного отряда «Старшеклассники», подготовку раздаточного материала, посещение детей на дому, вывеску плакатов. Как и любое другое масштабное мероприятие, создание Марафона 2013 для детей с ограниченными возможностями требует общественного внимания и помощи. Также мы определили возможных спонсоров мероприятия, и дополнительные материальные ресурсы. Также мы отметили учет «риска» и форс-мажорных ситуаций.
Возможными рисками могут быть следующие обстоятельства:
- проблемы в наборе учеников гимназии и лицея для добровольного отряда «Старшеклассники». Этому могут свидетельствовать следующие факты: нехватка свободного времени у ребят в связи с учебной нагрузкой, под конец учебного года; не проявление интереса к Марафону.
- проблемы с финансированием мероприятия: отказ помощи спонсоров; нехватка материальных средств из муниципального бюджета.
- внезапные и непредвиденные проблемы со здоровьем реализаторов и организаторов мероприятия;
- незаинтересованность родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в мероприятии;
- проблемы в реализации программы работы в поставленные сроки;
- нехватка времени у родителей( некоторых семей) из за работы, для сопровождения детей на мероприятие.
Таким образом, мы рассмотрели основные моменты подготовки к Марафону 2013 года, также рассмотрели все возможные факторы риска которые могут препятствовать проведению мероприятию;
Пути преодоления форс- мажорных ситуаций.
- привлечение добровольных отрядов, которые уже имеются в г. Пучеже;
- получение Гранта;
- при нехватке реализаторов можно использовать привлечение педагогов сельских школ или педагогов дополнительного образования других близлежащих городов области;
- проведение дополнительных форм работы таких как : просвещение (медицинское, юридическое), беседы на темы «досуга» и «творчества» с детьми и родителями, для того чтобы заинтересовать их данным мероприятием.
-реализация программы может быть продлена при необходимости вследствие решения совета организаторов и реализаторов Марафона 2013г;
- помощь в сопровождении детей на мероприятие могут оказать воспитатели школы интерната в содружестве с добровольным отрядом « Старшеклассники»;
На основном этапе проекта мы представляем характеристику группы участников Марафона 2013, направления работы: оздоровительное направление; художественное направления; эстетическое направление; творческое направление; развивающее направление; развлекательное направление. Также здесь мы предоставляем полную информацию о проведении мероприятии, время, дату и место проведения. Марафон рассчитан на 3 дня с 3 мая по 5 мая 2013 года. В программу трехдневного марафона входят занятия для детей-инвалидов в 2 смены. Занятия проводятся в нескольких корпусах дополнительных образовательных учреждений, занятия носят различный характер: развлекательный, творческий, спортивный, с учетом возможностей ребят. В программе прописывается точное название занятий. По окончании ребята отправляются на обед и расходятся по домам. Детей проживающих в Пучежском районе, по домам развозит автобус лицея города Пучежа.
Программа трёхдневного Марафона 2013года.
1й день (3 мая)
Таблица1
Направления |
мероприятия |
задачи |
время |
Место проведения |
|
1я- смена 8-30 приезд детей из сельской местности в город Пучеж 2я – смена 13-30 приезд детей из сельской местности в город Пучеж |
|||||
оздоровительное |
«Веселые старты» |
- развить физические навыки с учетом возможностей детей; |
1я смена9-00; 2я смена 14-00 |
Спортивная школа.(большой зал); ул. Ленина д.22 |
|
эстетическое |
Занятие « слушанье классической музыки» |
- снижение эмоционального напряжения; -развить интерес к классической музыке; - ознакомить детей с классическими композиторами; - научить детей слушать музыку; |
1я-смена10-00; 2я- смена 15-00; |
Музыкальная школа (актовый зал) ул. 8 марта д.3 |
|
Творческое направление |
КТД (создание картины « Радуга» по средствам вязания, шитья, вышивания). |
- развитие умений простейших действий техники (шитья, вышивания, вязания); - развитие у детей навыков коллективной работы, взаимопомощи, взаимовыручки). - развитие мелкой моторики рук; |
1я смена11-00; 2я смена 16-00 |
Детская школа искусств(2 этаж - мастерская). Ул. Ленина 8 |
|
Обед 12:15 1я смена Ужин 17:15 2я смена (столовая лицея) ул. Ленина 41. |
|||||
12-40 1я смена( сбор приезжих детей и родителей в холле лицея) отправка домой детей из сельской местности. 17-40 2я смена( сбор приезжих детей и родителей в холле лицея) отправка домой детей из сельской местности. |
2й день ( 4 мая)
Таблица2
Направления |
мероприятия |
задачи |
время |
Место проведения |
||||
1я смена8-30 приезд детей из сельской местности в город Пучеж. 2я – смена 13-30 приезд детей из сельской местности в город Пучеж |
||||||||
Развлекательное Развивающее |
«танцевальное шоу» |
- добавить ребятам заряд энергии, позитивных эмоций; - вызвать интерес к танцам; - развитие двигательной способности; |
1я смена9-00; 2я смена 14-00 |
Детская школа искусств(1 этаж- хореографический класс). Ул. Ленина 8 |
||||
творческое |
Занятие «хоровое», разучивание разминки- О Волга –Волга. Четверостишье. использование его в разной тональности. |
- познакомить детей с хоровой деятельностью; -вызвать интерес к хоровому искусству; |
1я смена10-00; 2я смена 15-00 |
Детская школа искусств(актовый зал 1 этаж). Ул. Ленина д. 8 |
||||
развлекательное |
Показ моды из льняных изделий с участием детей. |
- развить умение работать в коллективе; - расширение кругозора( в области моды и показа) -организация досуговой деятельности детей; |
1я смена11-00; 2я смена 16-00 |
Детская школа искусств.( студия моды « Полина»3 этаж – левое крыло) Ул. Ленина д. 8 |
||||
Обед 12:15 1я смена Ужин 17:15 2я смена (столовая лицея) ул.Ленина 41. |
||||||||
12-40 1я смена( сбор приезжих детей и родителей в холле лицея) отправка домой детей из сельской местности. 17-40 2я смена( сбор приезжих детей и родителей в холле лицея) отправка домой детей из сельской местности. |
3й день( 5 мая)
Таблица3
Направления |
мероприятия |
задачи |
время |
Место проведения |
1я смена8-30 приезд детей из сельской местности в город Пучеж. 2я – смена 13-30 приезд детей из сельской местности в город Пучеж |
||||
художественное |
Занятие « обучение рисования – человека. » Рисование детей на мольбертах. |
- обучить основным приемам рисования; - развить интерес к художественной деятельности; -дать возможность проявить детям инициативу в рисовании –человека; |
1-я смена9-00; 2-я смена 14-00 |
Детская школа искусств(2й этаж- художественное отделение). Ул. Ленина 8 |
оздоровительное |
«Эстафета»- Эстафета включает в себя –приемы спортивных игр волейбола, футбола, баскетбола; |
- развить физические навыки, с учетом физических особенностей детей. |
1-я смена10-00; 2-я смена 15-00 |
Спортивная школа.( большой зал); ул. Ленина д.22 |
творческое |
Занятие « знакомство с мастерством резьбы по дереву» |
- расширить кругозор в данной области; -познакомить детей с основными навыками резьбы по дереву; -организация досуговой деятельности детей; |
1-я смена11-00; 2-я смена 16-00 |
Детская школа искусств.( отделение резьбы по дереву.)Ул. Ленина д. 8 |
Обед 12:15 1я смена Ужин 17:15 2я смена (столовая лицея) ул.Ленина 41. |
||||
12-40 1я смена( сбор приезжих детей и родителей в холле лицея) отправка домой детей из сельской местности. 17-40 2я смена( сбор приезжих детей и родителей в холле лицея) отправка домой детей из сельской местности. |
На заключительном этапе проекта мы планируем закрытие Марафона 2013, который будет проводиться 6.05.13 в Районном Доме культуры, будут приглашены все желающие. На закрытии Марафона будут подводиться итоги работы, награждение ребят, оформление стендов в холе с творческими работам детей.
В прогнозируемых результатах мы отмечаем, что благодаря проведению Марафона 2013:
-значительно повысится жизненная активность детей с ограниченными возможностями;
-увеличится удовлетворенность в проведения досуга;
-произойдёт реализация участниками своих творческих инициатив;
- привлечётся внимание социума к данной проблеме.
- повысится социальная активность педагогов образовательных учреждений, а также членов добровольного отряда «Старшеклассники».
Практическая значимость нашего проекта состоит в том, что его разработками могут воспользоваться специалисты Администрации г. Пучежа, работники социальной защиты населения и организаторы благотворительных фондов.
Организация масштабных мероприятий в малом городе является редкостью на сегодняшний день. В связи с этим идея нашего проекта приобретает особую актуальность. Создание данного Марафона 2013 и особенно его регулярное проведение в дальнейшем, позволит повысить уровень жизни малого города и эффективность работы с детьми с ограниченными возможностями в г.Пучеже и районе .
Литература:
1) Машевская С.М. Социально-педагогическое проектирование. Учебное пособие для студентов, обучающихся специальности 050711.65 Социальная педагогика. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ». – 63с.