ПРОЕКТ ИЗДАНИЯ «НАШЕ СЛОВО» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОЕКТ ИЗДАНИЯ «НАШЕ СЛОВО»

Ледяев К.А. 1, Носова М.И. 1, Шепель Е.М. 1
1Пензенский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Нравственное воспитание молодежи – одна из самых острых и актуальных проблем современной России.

Вопрос духовного и культурного воспитания молодого поколения - его возрождение и дальнейшая судьба, сегодня поставлен как никогда серьёзно. Вырастает необходимость распространения православных СМИ, в которых бы поднимались наиболее важные и спорные, на наш взгляд, аспекты общественной жизни. Создание газеты «Наше слово» способно актуализировать указанные выше проблемы современности.

Еще в конце 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел в Храме Христа Спасителя встречу с генеральными директорами и главными редакторами ряда российских СМИ. Он отметил очевидный прогресс в отношениях РПЦ и светских СМИ, наблюдаемый в последние годы, и подчеркнул целый ряд проблем, имеющих резонанс в медиасреде и влияющих на мировоззрение россиян. Он также указал на необходимость диалога церкви и журналистского сообщества о возможных сценариях развития России, цивилизационных вызовов, стоящих перед страной.

И мы хотели бы участвовать в этом очень важном для обеих сторон диалоге. Молодёжь XXI века сейчас имеет другие идеалы, ценности и взгляды на мир, всё меньше размышляет о проблемах веры и духовности. Тем не менее, мы создаём интересное и полезное, информативное издание в религиозном русле для чтения, как самой молодёжи, так и поколения старшего.

Газета «Наше слово» – это информационно-аналитическое издание, нацеленное на привлечение внимания молодежи (школьников и студентов) к проблемам современной России. Издание будет в доступной и интересной форме рассказывать об истории Пензенской области и всей России, духовных традициях народов, проживающих на территории области. В издании будут тесно переплетаться «светское» и «религиозное», но особое внимание, разумеется, будет обращено на духовные традиции русского христианства.

Целевая аудитория: школьники и студенты.

Потенциальный читатель нашего издания - именно молодёжь. Мы считаем, если высокое нравственное и духовное воспитание будет заложено с детства, с юных лет, то будет огромный шанс, что Россия преобразится и пойдёт по новому, более перспективному и надёжному пути.

Многие проблемы современности происходят оттого, что люди бывают порой равнодушны к другим, к своей истории, к духовной стороне собственной же жизни, к нравственным ценностям и идеалам. Наше издание нацелено на воспитание граждан Отечества, укрепление представления о гражданском долге перед Родиной. В Российской Империи система воспитания детей была проникнута идеей служения Отечеству и народу. Это подкреплялось и понятием религиозного долга. Если мы говорим сегодня о возрождении веры, то именно к этому призван каждый верующий человек. И именно это мы будем пропагандировать в издании «Наше слово».

Авторы публикаций: планируется, что в газете будут публиковаться работы студентов, журналистов Пензы и области, а также различных ученых, представителей духовенства.

Распространение: газета позиционируется, как социальное медиа, и будет распространяться в социальных сетях (Вконтакте, Facebook) или в PDF формате.

На сегодняшний день социальные сети - это самый удобный, дешевый и перспективный способ функционирования СМИ. Благодаря социальным сетям газета сможет напрямую выйти на свою целевую аудиторию и поддерживать связь с читателями.

Рубрики газеты «Наше слово»:

1) «Разговор по душам» -

в данной рубрике подразумевается интервью со священнослужителями, административным представителями, учёными и другими лицами о вопросах, волнующих нас и наших читателей;

2) «Рецензии» -

в рубрике будет проводиться анализ фильмов, причём не только российского, но и мирового кинематографа, посвященных вопросам религии, а также анализ произведений классической литературы с точки зрения христианства, с публикацией наиболее значимых и интересных отрывков;

3) «Икона как образ веры» -

здесь читатели познакомятся с шедеврами иконописи и чудотворными образами, также будет опубликована история их создания, чудеса, связанные с этими иконами, страницы жизни святых, изображённых на них;

4) «Путешествия в Православие: Храмы и праздники» -

в рубрике будет освещена информация о знаменитых православных храмах и о праздниках Русской Православной Церкви, читатели узнают историю их происхождения и особенности;

5) «Пост – праздник или воздержание» -

здесь будет изложена информация о постах, об их значении и правилах, о полемике вокруг них, об интересных моментах их истории ;

6) «Ярославна в контексте современности» -

в рубрике будет проводиться анализ проявления явлений, образа мышления, предметов и деталей старины в современном мире;

7) «Учим старославянский!» -

здесь мы хотели бы проводить своеобразные «уроки старославянского языка с нуля», печатать тексты, написанные по-старославянски;

8) «Вам слово» -

в данной рубрике будет осуществляться непосредственный диалог нашей газеты и её читателей, посредством писем и совместного обсуждения проблем, соответствующих тематике издания.

Список рубрик предлагаемого издания будет периодически обновляться и радовать читателей актуальной и интересной информацией.

При подготовке концепции издания был изучен опыт наших предшественников и коллег. Мы обращались к другим примерам церковных СМИ, дабы избежать плагиата, найти подтверждение наших мыслей и поучиться. Так особое влияние на нас оказали журнал для сомневающихся "Фома", студенческий православный журнал «Встреча», издаваемый Московской духовной академией, старейший православный журнал "Христианское чтение" Санкт-Петербургской Духовной академии и другие издания. Существование подобных журналов газет ещё раз доказывает, что мы на верном пути, и «Наше слово» не будет лишено поддержки читателей.

Целесообразно будет обратиться к высоким словам из выступления патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии X выстаки-форума «Православная Русь – к Дню народного единства»:

«Храмы никогда не строят и никогда не восстанавливают, если в этом нет потребности, если нет мощного движения снизу, если эти храмы не наполняются людьми,- никто не будет вкладывать деньги в то, что не нужно. Мы вложили большие деньги, но не в деньгах дело. Мы вложили наши силы, наше разумение, наше горячее чувство веры в то, чтобы возродилась Русь».

Это не просто высокие слова… Современное общество действительно нуждается в более тесном контакте с Церковью, религией, духовностью. Это фундамент, на котором стоит патриотизм. Именно здесь формируется личность. Данная позиция особенно актуальна в нашем XXI веке.

12 декабря 2012 года в Большом Кремлевском дворце Президент Российской Федерации В.В. Путин выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию.

Президент особо указал на то, что период значимости своих частных интересов закончился! Идёт становление гражданской активности. Люди начинают соотносить свою собственную жизнь, свою работу с заботами об окружающих, с устремлениями всего народа и интересами государства.

Фундаментальным принципом российской государственности Президент назвал патриотизм - как служение обществу и стране, общенародную ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями.

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».

В своей речи президент также упомянул о важности поддержания институтов, которые являются носителями традиционных ценностей, нравственности, укрепления духовно-нравственной основы общества, о влиянии школы на формирование детей и подростков, об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. «У этих предметов особая роль: они формируют личность».

На сегодняшний день с новой силой запускается процесс восстановления формата отношений государства и религии, который сопутствовал периодам стабильного и поступательного развития страны. Последнее необходимо и, более того, неизбежно. Это доказывает, что социум сегодня в особенной степени нуждается в укреплении своей духовно-нравственной основы. Духовность и нравственность - это то, без чего нация не может быть здоровой. Один из путей к этому осуществляется посредством деятельности православных СМИ.

«Наше слово» будет формировать вокруг себя молодых интеллектуалов, которым не безразлична судьба их Родины и их самих.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рубрика «Разговор по душам»

Интервью с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры литературы и методики ее преподавания Пензенского государственного университета Христолюбовой О.В.

- Здравствуйте, Ольга Владимировна. Наш факультет русского языка и литературы по праву можно считать обителью духовной культуры. Есть ли здесь учебные дисциплины, направленные на сохранение православных основ жизни общества?

- Да, конечно, такие дисциплины имеются. Уже несколько лет на нашем факультете ведутся факультативные занятия по основам православной культуры. С самого начала таковые занятия еженедельно проводит доцент кафедры русского языка Петченко Татьяна Викторовна. Мы приглашаем священнослужителей, более того, Татьяна Викторовна помимо аудиторных занятий посещает со студентами храмы в дни великих православных праздников. Многие студенты отмечают, что подобное общение необходимо им. Ведь порой самостоятельно решить какие-то проблемы они не могут. Татьяна Викторовна умеет посоветовать что-то, поговорить по душам и реально помочь. Это по-настоящему душеспасительные беседы. Для занятий были приобретены духовные книги на церковно-славянском языке. Студенты после 2-го курса могут углубить свои знания в сфере языка. Разумеется, это не единственная форма работы в данном направлении. Сами учебные дисциплины, как лингвистические, так и литературоведческие способствуют формированию духовно-нравственному содержанию личности.

- В наши дни особенно острой является проблема чтения, причем она принимает сейчас не только локальный, но и глобальные масштабы. Как можно её решить? И какие учебные мероприятия, направленные на сохранение интереса к книге и культурных ценностей страны, проводятся на факультете?

- Для решения этой проблемы, на мой взгляд, в первую очередь необходимо пробудить интерес к чтению у детей и в целом у молодого поколения. Не секрет, что этот интерес угасает. Книга, к большому сожалению, заменяется компьютером, Интернетом… Сам интерес книге, к чтению, я считаю, воспитывается в семье, в школе. Наш факультет призван это процесс продолжить и усилить. Можно очень долго перечислять мероприятия, которые помогают данную проблему решить. Эта работа должна быть постоянной, и она, действительно, требует много усилий. Причём эти усилия должны прилагать не только преподаватели, но и сами студенты. Пропаганда книги и самого чтения, без всякого сомнения, ведётся не только на нашем факультете. Мы сотрудничаем с библиотеками города и проводим совместные мероприятия. Даже публикуются материалы наших студентов, с которыми они выступали в Детско-юношеской библиотеке.

Совсем недавно в апреле на факультете проводилось мероприятие, связанное с юбилеем Пензенского писателя А. Сазонова. Мероприятие было организовано кафедрой литературы и методики её преподавания, заведующий кафедрой – Горланов Геннадий Елизарович. Кафедра приглашала на эту встречу супругу писателя, его сыновей. Студенты имели возможность приблизиться к миру книг Сазонова и воспринять их более глубоко. В конце марта прошла научная конференция к юбилею А.Г.Малышкина. Постоянным мероприятием для факультета является презентация журнала «СУРА». И подобные мероприятия, которые проводятся у нас на факультете, можно называть множество. Всё это нацелено на пробуждение интереса к книге, чтению и литературе в целом. Это еженедельная кропотливая работа, направленная на благое дело, по большому счету, на спасение души. И классическое образование, которое даёт факультет русского языка и литературы, сохраняет человека человеком.

- Ольга Владимировна, как вы смотрите на создание такой Интернет-газеты, как «НАШЕ СЛОВО», и что вы могли бы пожелать нашему изданию и его читателям?

- Создание газеты я считаю своевременным и необходимым. Студенты и молодёжь в целом привыкли общаться на подобном уровне, основанном на информационных технологиях. Из этой газеты они могут узнать новости о факультете и ПГПУ им. В.Г. Белинского, познакомиться с постановкой важных проблем (в частности, культурных и духовных ценностей). Работы и сил творческой группе предстоит много, но оно того стоит, это будет и интересно и полезно. Остается пожелать успехов коллективу Интернет-газеты и долгой жизни самого издания. Надеюсь, что «НАШЕ СЛОВО» обретет большое число единомышленников, принимающих те же взгляды по сохранению духовно-нравственных ценностей.

- Большое спасибо Вам за интервью, Ольга Владимировна.

Автор: Носова Мария.

Рубрика «Рецензии»

Рецензия на фильм Павла Лунгина «Остров».

Стоит заметить, что в нашем российском кинематографе православная тематика не находится на должном месте. Причины тому, разумеется, существуют различные. Тем не менее, общество всё же нуждается в проповеди. Но только в том случае, если она не настойчива и не навязывается против силы. Иначе всё оборачивается совершенно в другую сторону… Известно, что лучшей проповедью православной жизни является личное поведение православных людей, и в этом смысле для кинематографа открыты широкие возможности творческой деятельности.

Фильм Павла Лунгина «Остров» в корне поменял наше представление о диалоге кинематографа и религии.

Само название фильма несёт в себе глубокую психологическую и философскую нагрузку. Это и изгнание, и спасительная обитель, и последняя надежда, и безнадёжное одиночество, и благодатное уединение…

Хочется выделить тот факт, что значительная доля успешности картины принадлежит точно подобранным актерам на главные роли – почти отшельник в реальной жизни Петр Мамонов, играющий словно бы самого себя, Виктор Сухоруков в роли отца Филарета, метущийся между духовным миром и мирским, Дмитрий Дюжев в роли "завхоза" обители - отца Иова, Юрий Кузнецов в роли Тихона и Виктория Исакова в роли его дочери, одержимой бесами. В этом фильме самая ответственная и весомая роль возложена именно на мастерство и внутренний духовный потенциал актёров, а не на их громкие имена и славу. И Лунгин не ошибся в своём выборе героев. Он даже сказал, что если бы Петр Мамонов отказался играть, то и фильма бы не было, потому что в роли Анатолия он видел только его, актера, сыгравшего главную роль в его дебютном фильме.

Для многих очевидно, что главный источник сценария – книга о словах и деяниях египетских пустынников. Речь об «Изречениях египетских отцов» (Apophthegmata Patrum Aegyptiorum) – знаменитом в церковной среде произведении, созданном во второй половине IV – первой половине V века на греческом языке.

В данной картине попытка заглянуть вглубь веры, представить публике нового героя, который пошел за Господом до конца.

Отец Анатолий стал «живой легендой при жизни, вышедшей за пределы острова». К нему идут люди, отчаявшиеся найти какую-либо помощь. Они обращаются с различными мольбами и вопросами – начиная с того, делать аборт или нет, заканчивая исцелением калеки и изгнанием беса из тела. Анатолий считает этих людей счастливыми по сравнению с ним, потому что он может помочь им советом или даже исцелить от напасти, а вот ему никто не поможет. О его невидимом кресте, который он вынужден нести всю оставшуюся жизнь, знает только он, да еще его товарищ, что однажды погиб. Лишь один Бог является для него Истиной и Светом в его грешной жизни. На окружающих он производит впечатление грубости, но это поверхностный взгляд. Перед нами это лишь маска, которая скрывает под собой глубокую и одинокую душу и её угнетающую боль. Этот тонкий образ, созданный Петром Мамоновым поражает своей силой и духовностью. Только по-настоящему у избранный актёр, глубоко проникнувшийся в веру, мог так блестяще исполнить такую противоречивую и сложную роль. Картину очень сложно вообще переоценить в его игре, в мастерстве оператора, в гениальной работе режиссёра.

На протяжении всего фильма мы проживаем несколько жизней, мы переживаем и страдаем рядом с героями, мы проходим путь очищения вместе с ними. Каждый зритель найдёт в данной картине что-то своё, часть, относящуюся именно к нему, грех или момент торжества веры, который понятен и узнаваем только ему.

«Остров» - это не лёгкий фильм для отдыха и приятного времяпровождения. Это настоящий духовный урок, это тяжёлый «мыслительный труд для души» . И это осмысление, анализирование взгляда своего на этот свет Божий, на всё вокруг , а главное, на самого себя и отношение к Душе своей и вере, не прекратиться ни на минуту даже после просмотра фильма, далее оно только усилится… Появляется желание что-то изменить в себе, что-то пересмотреть и исправить, чтобы приблизиться ещё на несколько шагов вверх, к небу, к истине, к Богу… Всему этому способствует гениальная, нестандартная, новая для нас картина – «Остров».

Автор: Носова Мария.

Рубрика «Икона как образ веры»

Темп современной жизни настолько быстрый, что нет времени ни на что. И порой это « ничто» является сутью и смыслом нашей жизни. К сожалению, но это так… Выбегая из дома, перед важной встречей или перед экзаменом, мы обращаем внимание на теплый и внимательный взгляд Спасителя и Богородицы, в надежде на помощь. У каждого православного христианина в доме должны стоять иконы. Не зря наши предки ставили их в «красный» угол – правый угол, так чтобы все заходящие в дом видели их. И считалось дурным знаком, если в доме нет икон. В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».Слово икона, греч. εἰκὼν — образ, св. отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя, а также к Нему Самому. Так называет Христа и апостол Павел: «Он (Христос) есть образ (εἰκὼν) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари».

Одной из самых почитаемых на Руси икон является икона Казанской Божией Матери. Чудесная и загадочная история этой иконы. Когда в 1579 году в Казани полыхал пожар, много семей осталось без крова, много православных христиан остались без храмов и церквей. И вот десятилетней девочке во сне является Богородица и велит Матроне прийти на пепелище своего дома, где зарыта икона. Девочка рассказала о сне своим родителям, но они ей не поверили. И на следующую ночь Матроне приснился тот же сон, тогда родители прислушались к дочери и отправились вместе с верующими людьми на место сгоревшего дома. Но поиски ни к ему не привели, тогда Матрона сама стала искать икону и нашла ее под печкой. Много людей, усомнившихся в вере в это тяжелое время пожара, со слезами смирения прильнули к чудотворной иконе. Много чудес связано с Казанской иконой Божией Матери и исцеления телесных болезней(слепота) и исцеление болезней духовных(усомнение в вере). К сожалению, эта икона была украдена и не найдена. Но существует множество ее списков. Которые обладают той же силой, что и оригинал. Казанская икона Божией Матери является защитницей России. Сколько раз она спасала нас, людей, во время отечественных войн, сколько раз сплочала весь русский народ и не давала ему погибнуть! И будет спасать и защищать! Но нам нужно, только в это искренне верить, найти время и прийти в Храм или дома перед образом помолиться со слезами, и чтобы слезы были горячими прямо от сердца, сердца сокрушенного и смиренного, полного веры и любви.

Автор: Шепель Екатерина.

Рубрика «Путешествие в Православие: храмы и праздники»

Молодёжь и религия. Пасха в глазах молодого поколения XXI в.

Проблема нравственного и духовного воспитания молодёжи во все времена является одной из самых актуальных и значительных. Мы выяснили, что же думает молодое поколение о вере, как оно видит православные праздники и понимает ли их значение.

Нами были опрошены студенты в возрасте 17-20 лет факультетов русского языка и литературы, иностранных языков и экономики.

Опрос проводился в преддверии великого праздника ПАСХИ.

Пасха— древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен он в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник). Непосредственно Пасхой называлась жертва:

«в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; …и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером… и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх.12:2,6,11).Пасха дословно означает «проходить мимо», так как Ангел, истреблявший первенцев, проходил мимо домов иудеев, перекладины дверей которых были помазаны кровью закланного агнца.

В соответствии с данной тематикой проходил опрос. Итак, приводим следующие статистически данные, по которым, думаю, можно сделать выводы достаточно неоднозначные и спорные.

1.Считаете ли вы себя религиозным человеком? Да – 65, 2%, Нет – 26, 1%, Затрудняюсь – 8,7%.

2.Что для вас вера? Синоним Бога, Библия – 41,3%, нравственные правила – 21,7%, спасение души, надежда на лучшее – 28, 3%, Затруднились – 8,7%.

3.Каковы, вашему мнению, место и роль религии в современном социуме и важна ли она вообще? 92% - Важна, 8% - сейчас религия не важна (сдаёт свои позиции в современном обществе).

4.Стараетесь ли вы соблюдать пост? Да – 28,3%, Нет – 50%, Нет, т.к. не позволяет здоровье – 21,7%.

5. Какое значение имеет для вас праздник «ПАСХА»? Наиболее интересные ответы:

  1. «Пасха – самый светлый праздник. Это, когда семья собирается вместе. На улице терло, а в душе хорошо! Праздничное блюдо, конечно, пасха, кулич и крашенные яйца.»

  1. «Для меня Пасха – это чистый и светлый праздник. В этот день у людей в душе радость, спокойствие, благополучие. Христос воскрес!»

  1. «Пасха - один из самых радостных и светлых праздников в году. Он заставляет задуматься над своей жизнью, поступками, покаяться в грехах и постараться жить по заповедям Божьим.»

  1. «Пасха – это ещё один повод подумать о том, какую роль играет религия в нашей жизни»

Исходя из результатов данного опроса, можно сделать заключение, что современная молодёжь считает себя достаточно религиозной и понимает, что вера важна в нашей жизни. Однако всё это остаётся лишь на словах, поверхностно… К сожалению, глубинного понимания религии, знания особых её правил и положений, в частности, истинного понимания Воскресения Господня, мы не увидели в ответах наших респондентов. Стоит серьёзно задуматься…

Автор: Носова Мария.

Рубрика «Пост – праздник или воздержание»

Пост – праздник или воздержание? «Милости хочу ,а не жертвы»

Мф. 9, 13

В этом году в Рождественский пост я постилась. Сначала было очень трудно но потом привыкла и уже было трудно войти в привычную колею жизни. К сожалению, многие мои друзья и знакомые не понимают для чего вообще нужен пост. «Как ты терпишь, ведь так много вкусненького. Я бы не вынесла» - говорят мои подруги. На это оставалось только молчать. Это был мой первый пост, который я выдержала полностью и поэтому было много ошибок, за которые жутко стыдно. Стыдно перед Богом. К чему я все это описываю? Просто хочу, чтобы мы вместе, дорогой читатель, если ты как и я только в самом начале долгого и трудного пути к Богу, держались вместе. Делились своими открытиями, своими мыслями, и, возможно, так мы найдем путь к истине.

Пост – праздник или воздержание? Скажу честно, как чувствую душой и сердцем – праздник. Да для меня пост был праздником. Но и без воздержания не обойтись. Всем известно, что во время Рождественского поста наступает Новый год – праздник не христианский, но так глубоко вошедший в нашу жизнь, что никакими клешнями его не вытащишь. Да, собственно, никто и не хочет. Что делать, если родные и друзья ждут праздника, а ты сидишь в сторонке, ни в чем не участвуя. Да, проблемка на первый взгляд кажется не очень трудной, но что делать, если в праздновании сформировались какие-то свои семейные традиции… . Вопрос стал ребром, причем ребром каким-то не понятным. У каждого человека есть выбор, и решать ему. Но я думаю, что не стоит переходить из одной крайности в другую. Не стоит расстраивать родных, но и вести себя так, что потом будет стыдно - не стоит.

Преподобный Иоанн Кассиан также говорит, что ради любви к человеку, порой, пост можно и отложить. Он пишет: «Более жестокосердным, нежели ревнителем благочестия, должно почесть того, кто будет сохранять строгий пост и тогда, когда посетит его брат, в лице которого необходимо принять Христа».

Пост – это не просто ограничение в еде, это ограничение в слабостях человеческих. Это воспитание в себе смирение и терпение. Например, если Вас кто-то сильно разозлил – не злитесь, не кричите, ведь это только минутное желание, за которое Вы будете себя корить потом. Терпите и увидите, как Вы изменяетесь – становитесь чище, добрее, мудрее. И после поста не захочется пачкать свою душу делами противными Богу.

Я где-то прочитала замечательную мысль, что в каждый пост надо воспитывать в себе одно доброе качество, будь-то добродетель, любовь к ближнему, смирение, терпение, прощение, мудрость. Но воспитывать надо молитвой, воздержанием, в какой-то степени страданием и смирением.

И надо помнить каждый день одну истину. Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин 4, 8).

Автор: Шепель Екатерина.

Рубрика «Учим старославянский!»

Звучание души, обращающейся к Богу.

Душа ребёнка, да и вообще любого взрослого человека формируется именно в языковой среде. То, что и как мы говорим оказывает на наше внутреннее содержание огромное влияние. Я считаю, «качество» нашего с вами языка лежит в основании личности и духовной стороны бытия. И «плоды» этого духовного развития зависят от нас самих. Мы сами взращиваем в себе высокие чувства и веру. Один из путей увидеть и проанализировать эти процессы можно через нашу речь, наш языке.

как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. (Евангелие от Матфея 12:34–37)

Хочется обратить внимание именно на старославянский язык. Этот язык — звучание души, обращающейся к Богу.

Давайте поподробнее посмотрим на историю происхождения, чтобы ещё глубже проникнуть в его значение для нас, в его дух и смысл.

Старославянский язык, иначе — древне-церковнославянский язык — наиболее древний из письменных славянских языков, распространившийся среди южных, восточных и отчасти западных славян в IX—X вв. н. э. в качестве языка христианской церкви и литературы. По своему происхождению старославянский язык представляет собой письменную обработку одного из говоров болгарского языка второй половины IX в., именно — говора гор. Солуня в западной Македонии (ныне — Салоники). Однако первоначальное распространение славянский язык получил в западнославянской среде, в Велико-Моравском княжестве (в пределах нынешней Чехословакии).

Старославянский язык возник как язык перевода христианских богослужебных книг с греческого для нужд христианской миссионерской деятельности в Моравии. В 863 велико-моравский князь Ростислав, стремясь к независимости по отношению к немецкому духовенству, представлявшему в Моравии римскую церковь, отправил к византийскому императору Михаилу III посольство с просьбой прислать ему лиц, которые могли бы проповедывать моравам христианство на понятном для них языке. Эта проповедническая миссия была возложена на братьев Константина (в монашестве Кирилла) и Мефодия, сыновей видного византийского вельможи, уроженцев Солуня, знавших язык местных болгарских поселенцев. Перед отправлением в Моравию Константин составил славянскую азбуку, по мнению большинства ученых так наз. глаголицу, и успел также приступить к переводческой работе, которрая продолжалась уже в Моравии. Свою миссионерскую деятельность Кириллл и Мефодий распространили также на славянское княжество Коцела на Блатенском озере, в Паннонии (ныне в пределах Венгрии), где жили словене — один из южнославянских народов. После смерти Константина и Мефодия их ученики перенесли свою деятельность в Болгарию, которая в конце IX и начале X в. переживала эпоху большого литературного подъема. С деятельностью учеников Кирилла и Мефодия в Болгарии, по-видимому, связано появление второй славянской азбуки, вероятно, так наз. кириллицы, а также некоторых отличий в языке сравнительно со старославянским языком старшей поры. От болгар старославянский перешел к сербам, а затем и в Киевскую Русь. С течением времени старославянский язык, служивший церковно-литературным языком для различных славянских народов, в среде каждого из этих народов в известной мере ассимилировался соответствующим живым славянским языком, так что по отношению к XI—XII вв. приходится уже говорить о местных разновидностях или так называемых изводах старославянского языка. Важнейшими являются русский, болгарский и сербский изводы.

Число известных памятников собственно старославянского языка невелико. Все они не датированы, но по различным внутренним соображениям должны быть относимы ко времени не позже XI в. и не ранее конца X в. Из них важнейшие: а) писанные глаголицей — Зографское Евангелие (Публичная Библиотека им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде), Мариинское Ев. (Библ. им. Ленина в Москве), Ассеманиево Ев. (Ватиканская Библ.), так наз. Сборник Клоца, Синайский Требник, Синайская Псалтырь, Киевский Миссал; б) писанные кириллицей — так наз. Саввина книга (Моск. Исторический Музей), Супрасльская рукопись, Хиландарские листки и др. Древнейшим памятником русского извода С. яз. является так наз. Остромирово Ев. (1056—1057, хранится в Публичной Библиотеке в Ленинграде), древнейшие памятники болгарского извода — Добромирово Ев. и Болонская Псалтырь XII в., сербского извода — Мирославово Ев. XII.

Не смотря на то, что старославянский язык весьма древний, и, многим покажется, уже мёртвый, он продолжает жить. И он, значит, по-прежнему имеет для нации особое значение и является нашим достоянием.

Слово — часть триединства культуры, оно должно озвучиваться. Но не так, как мы привыкли, скороговоркой, а «с пониманием смысла, ведь манера вещания также выдает наше отношение к разговору и слушателям.» Вспомним также, как в Евангелии описывается момент отречения апостола Петра. Ведь на его отрицание служанка сказала: «Речь твоя яве тя творит». Наша речь выдает и наш культурный облик и наши пристрастия.

Думаю, каждый верующий человек всю жизнь ищет то, что поможет ему быть ближе к Богу, понять его ещё больше всей своей грешной душой и наполниться спасительным светом веры православной. И старославянский язык – это одна из множества ступеней на пути к небу, на пути к очищению.

Автор: Носова Мария.

Мы в социальных сетях: http://vk.com/im#/public49010135

Просмотров работы: 1172