ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе подготовки будущих специалистов в педагогическом вузе важна не сама информационная технология, а возможность ее эффективного использования реализации образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием изучаемого материала, а не самой технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п. Результат обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов. При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений. Однако педагогами и учащимися признаётся значимость учебных исследований в образовательной подготовке студентов; проявляется высокая потребность в организации учебных исследований; наблюдаются затруднения в организации и проведении учебных исследований [3].

Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений.

На основе анализа работ В.И. Андреева, Е.Н. Бойко, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Л.М. Фридмана, И.С. Якиманской под учебно-исследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой.

Исследовательские умения – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. В нашем представленииисследовательские умения представляют собой готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе осознанного использования имеющихся знаний и навыков, реализуемую в практическом опыте обучаемого и опыте творческой деятельности под строгим контролем со стороны мышления.

На основе анализа литературы мы выделили следующие исследовательские умения [2]:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

  • презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

  • поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; структурировать информацию, выделять главное;

  • информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

При формировании исследовательских умений происходит усвоение материала на осознанном уровне, объём знаний расширяется, формируются различные умения и навыки, обеспечивается преемственность с другими учебными дисциплинами.

Формирование исследовательских умений возможно при проведении исследовательской работы в два этапа [1]: а) теоретический, б) практический. Основная деятельность принадлежит на первом этапе преподавателю, он является помощником в поисках истины и овладении мастерством, приобщает студентов к предмету. На втором этапе обучающиеся самостоятельно должны проводить исследования, формировать и закреплять данные умения. Как показывает опыт, наибольшие затруднения вызывает у учащихся умение правильно формулировать цель исследования, выдвигать и обосновывать гипотезу, которую можно положить в основу. Поэтому при проведении первых работ исследовательского характера преподавателю необходимо обратить на это внимание. Задача преподавателя организовать деятельность по изучению исследовательских умений. Это возможно только проводя различные виды исследовательских работ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Леонтович, А.В.Исследовательские умения. [Текст]. – Л.: Просвещение, 1982.

  2. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. [Текст]. – М.: Ось – 1989, 2006.

  3. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / - М.: Школьная Пресса, 2002.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов [Текст] — СПб: Питер, 2001.

Просмотров работы: 1635