ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Иванычева Т.А., Карамединова Ю.И.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной научной литературе существуют разные позиции по вопросу о природе ценностей. С точки зрения аксиологии (учения о ценностях) ценности представляют собой свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности отдельного человека или группы. По определению В.П. Тугаринова, «ценности - суть предмета, явления и их свойства, которые нужны… людям определенного общества (или класса) и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также – идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала», причем он отмечает, что «ценностью может быть не только то, что существует, но и то, что еще надо осуществить, за что надо бороться» [12,с. 11].

В контексте субьектно-обьектного взаимодействия методологические подходы к определению сущности ценностей различаются.

Так, М.С. Каган полагает, что «ценность объекта – это и есть его отношение к субъекту, его роль в человеческой жизнедеятельности», причем «отношение не между объектами, а между объектами и субъектами, т.е. дает не чисто объективную, а объектно-субъектную информацию, информацию о ценностях, а не о сущностях» [4,с. 63].

А.Г. Харчев, напротив, утверждает, что отношение объекта к субъекту – сфера содержания, а движение от субъекта к объекту – сфера удовлетворения потребностей, ценностное отношение» [13,с. 61].

По заключению И.С. Нарского, «ценности – это идеалы общественной, а на этой основе и личной деятельности» [8,с. 62].

По мнению же О.Г. Дробницкого, проблема ценности «мнимая – за ней скрывается ряд совершенно других философских и социологических вопросов» [3,с.34], где учёный анализирует бытие ценности не с позиции структур общественного сознания, а в сути конкретных предметов, функционирующих в жизнедеятельности людей.

Существует множество авторских позиций определения категории «ценности», а также их классификаций. Так, по мнению А.К. Абишевой, ценность, - это « то, через что люди ощущают себя людьми, то, что является, по их собственному отношению к ней, мерилом человеческого в человеке» [1,с.142].

Ценности выбираются и создаются самими людьми. Заметим, что «ценности выступают интегративной основой как отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, наконец, человечества в целом» [7,с.15].

Так как разрушение ценностной основы ведет к кризису, то выход возможен лишь на пути формирования новой системы ценностей. Ценности, на взгляд А.А. Пископпеля, «воспринимаются как объективированные ориентиры, структурирующие мир, делающие его рельефным для человека и по отношению к человеку» [9,с. 115].

Итак, «любая ценность, отмечает Л.Н. Столович, - обуславливается практикой, и практика выступает как объективный определитель ценности» [11,с. 40], но ценность – это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества и связана, в конечном счете, с социальным прогрессом [5,с. 14]. Н.И. Лапин определяет ценности как фундаментальные нормы, позволяющие человеку осуществить выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях [6,с. 22].

Типы ценностей Франкл В. делит на три основные категории и соответственно группы: на ценности «созидания» (реализующиеся в продуктивных, творческих действиях); «переживания» (реализующиеся в пиковых переживаниях) и «отношения» (реализуемые в позиции, занимаемой человеком) [14,с. 64]. Между этими категориями (группами), безусловно, существует определенная иерархия, обусловленная возможностями (ресурсами), которыми объективно располагает человек, и, по мере сужения возможностей доступная для реализации ценностная шкала сужается по направлению сознание – переживание-отношение.

Следовательно, ценности, если они приняты индивидом, составляют то, что пронизывает собой весь духовный мир, придавая смысл всей жизни: все потребности, помыслы, устремления и мысли, так или иначе, выступают его проявлениями. Ценность, даже реализованная, не теряет своего должного качества, она все равно оказывается впереди, ибо, даже реализованная, она должна находиться в процессе реализации, реализоваться в каждом новом акте жизни, всегда утверждаться как сама жизнь.

Итак, ценности — это руководство к действиям и жизненным принципам, по которым личность руководствуется, что действительно для них важно и значимо, а что не существенно, и, исходя из этого, по-разному формируют свое поведение и отношение в определенных ситуациях. Степень ясности и корректности индивидуальных ценностей проявляется в силе жизненной позиции личности, ее активности, инициативности, творчестве и внутренней мотивации к достижениям. Ценности, которых может придерживаться индивид, являются общей категорией, включаемой в определение организационной культуры.

Учитывая данную классификацию, на взгляд автора, основное значение ценностей – обеспечивать и поддерживать активное и действенное состояние человека, где он сам определяет себя и свое отношение с окружающим миром.

Формируясь в процессе социализации человека, ценности составляют динамический характер, где иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный аспект, образуя некую основу сознания и поведения личности, непосредственно влияющей на её развитие, и, служат критерием норм и правил общежития.

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентации от социальной составляющей к индивидуальной. Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья. Также доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие [2]. Можно отметить, что молодежь обладает существенным духовно-нравственным потенциалом; ценностные ориентации молодежи в последние 30-40 лет претерпели заметные изменения, особенно это касается значимости труда. В советское время ценность интересной работы у молодежи было на первом месте; теперь она на четвертом месте. Это обусловлено тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания.

Важным для общества ценностным показателем является значимость различных профессиональных видов деятельности у молодежи. Современная молодежь более всего ценит деятельность врача, ученого и предпринимателя; несмотря на то, что религиозная вера среди основных ценностей у петербургской молодежи находится на последнем месте; ответ на прямой вопрос о религиозности верующими называют себя более половины молодых [10].

Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентации является первоосновой любого общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, определяя жизненный смысл каждого члена общества. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля и поддержания порядка [10]. «Всему царству ценностей присущ особый порядок, который состоит в том, что ценности в отношениях друг к другу образуют некую «иерархию», в силу которой одна ценность оказывается «более высокой» или «более низкой», чем другая. Эта иерархия, как и разделение на «позитивные» и «негативные» ценности, вытекает из самой сущности ценностей [4,с. 205].

Думаем, что жизненные ценности очень важны, потому что они формируют отношения, поведение, решения и нас самих. Не определив своих жизненных ценностей, невозможно сделать жизнь такой, как мы хотим, потому что для нее просто не будет фундамента.

Список литературы:

  1. Абишева А.К. О понятии «ценность». //Вопросы философии. – 2002.-№3.-С.139-146.

  2. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования.- 2006.- № 6.

  3. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов.– М.: Мысль, 1967.- 349 с.

  4. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).– М.:Наука, 1974.- 328 с.

  5. Лапин Н.И. Тяжкие годины России. // Мир России. – 1992. – Том 1. - С. 1-37.

  6. Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия. // Вопросы философии. – 1996.- №5. – С. 21-31.

  7. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. // Вопросы философии.-1996. - №4.-С.15-26.

  8. Нарский И.С. Ценность и полезность. // Философские науки. – 1969. - №3.- С.62-64.

  9. Пископпель А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам. // Вопросы психологии. – 2001. - №6. – С.103-119.

  10. Семёнов В.Е. СМИ и молодежь: социально-психологический анализ // Вестник политической психологии. -2004. - № 1.

  11. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. – М.: Мысль, 1972.- 66 с.

  12. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. – М: Прогресс, 1968.- 111 с.

  13. Харчев А.Г. Проблема ценности в философии. /Под ред. А.Г. Харчева.– М.- Л.: Наука. - 1966.- 82 с.

  14. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.- 180 с.


Просмотров работы: 5336