СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ТЕОРИИ» МУАММАРА КАДДАФИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ТЕОРИИ» МУАММАРА КАДДАФИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные политгехнологические коммуникативные технологии нейтрализуют, доводят до минимума демократические институты в государстве. В результате искажается суть демократии, так как исчезает прямая связь между большинством народа и элитой, потенциал демократии съеживается до размеров самой элиты.

Стандартные демократические западные институты функционируют таким образом, что государственная власть концентрируется в руках, которые, будучи наиболее влиятельной общественной силой, действуют в своих узкоэгоистических интересах. Навязываемая ими миру «диктатура потребления, сложившаяся в мире под видом демократии, заставляет потреблять не то, что нужно и полезно вам, а то, что продвигается назойливыми производителями. Вы сами заставляете вертеться маховик этой диктатуры, когда приобретаете то, что вам навязывают» [4, с. 17].

Политическая философия Запада основана на афинском представлении о демократии, которая изначально строилась на разделении общества на «граждан и рабов» [1, с. 34]. Ее современной формой можно считать выделение «золотого миллиарда», свободного от обязательств по отношению к остальному миру, которому уготована роль поставщиков' сырья. Отживающая свой век мировая финансовая элита и, прежде всего, финансовая элита США превращают остальной мир в глобальную периферийную помойку.

При капиталистической системе, основой которой является крупная частная собственность на средства производства, человечество обречено делить мир на друзей и врагов, на господ и рабов. Причем мировым господам и тем, кто ими мечтает стать, такая ситуация выгодна, и они ее искусственно всеми силами поддерживают. Это приводит к бесконечному соперничеству с постоянными конфликтами и войнами.

Между тем, теория и мировая практика имеют наработки того, как организовать общество, утверждающее социальное равенство и справедливость. Именно социализм, первый опыт построения которого дала Россия, в потенциале, в перспективе позволяет создать мир, свободный от эксплуатации человека человеком, мир, в котором свободное развитие каждого является условием и целью развития всех. Эта идея всесторонне и глубоко раскрыта лидером Ливийской революции Муаммаром Каддафи. В написанной им небольшой по объему «Зеленой книге» обосновывается «третья мировая теория», которая «состоит из взаимодополняющих друг друга политических, экономических и социальных аспектов. Она предвещает массам окончательное избавление от всех видов угнетения, эксплуатации и господства,- открывает перед массами горизонты новой цивилизации, характеризующейся окончательной победой свободы: тогда [они] будут наслаждаться атмосферой безопасности и счастья» [3, с. 164].

В своей книге М. Каддафи критически рассмотрел основные атрибуты традиционной буржуазной демократической системы и изложил свои взгляды на народную власть. По мнению М. Каддафи, «парламенты стали орудием, которое присваивает себе власть народа и монополизирует ее». Поэтому «правом народов является революционная борьба за уничтожение аппарата, монополизирующего демократию и волю народных масс, который называется парламентом». Муаммар Каддафи выступает и против практики референдумов, которые «не представляют собой современной демократии, так как трудящиеся выражают свое мнение только одним словом: «да» или «нет». Тот, кто говорит «да» или «нет», должен обосновать причину своего согласия или отказа». [2, с. 37] Взамен им предлагается прямая демократия, осуществляемая народными конгрессами и народными комитетами. Её механизм таков: все население страны разделено на первичные народные конгрессы, которые избирают народный комитет в качестве руководящего органа. Его состав формируется за счет представителей различных общественных групп - рабочих, крестьян, студентов, коммерсантов, ремесленников, чиновников. Народные комитеты формируют народные конгрессы на уровне округов, где, в свою очередь, формируются административные народные комитеты, берущие на себя управление всеми сторонами жизни общества. Административные народные комитеты ответственны перед первичными народными конгрессами, которые определяют их политику и контролируют исполнение. Помимо комитетов и конгрессов создаются профессиональные союзы и объединения.

Все, что разрабатывают народные собрания, комитеты и профсоюзы, рассматривается и окончательно утверждается на созываемом ежегодно Всеобщем народном конгрессе, где собираются руководители народных собраний, Комитетов, профсоюзов. Все его решения передаются для исполнения народным комитетам, профсоюзам и профессиональным комитетам.

Согласно концепции «третьей мировой теории» неправомерно и

недемократично поручать выработку Закона жизни общества парламенту. Подлинным Законом общества является либо обычай, либо религия. Конституции не являются Законом общества, они опираются на воззрения господствующих в мире диктаторских режимов и подменили собой естественный закон. Это подтверждается расхождениями в конституциях, хотя свобода человека едина.

Своды законов, созданные людьми, предусматривают множество мер наказания, чего почти не знает обычай, который налагает моральные, а не материальные меры наказания, не умаляющие достоинства человека. Религия усваивает и включает в себя обычай. Большинство материальных мер наказания в религии откладываются до Судного дня, а большая часть предписаний излагается в виде проповедей и наставлений. Это наиболее соответствующий человеческому достоинству закон. Религия предусматривает немедленное наказание только в крайних случаях, когда это необходимо для защиты общества.

Никакая группа людей не правомочна осуществлять надзор за обществом. Общество само осуществляет контроль над собой через народные конгрессы.

При диктатуре у общества остается лишь один путь для устранения нарушения Закона - революция против существующего строя. Однако насилие и революция осуществляются не всем обществом и открывают дорогу другой диктатуре.

А когда сам народ станет править, тогда исчезает государственная администрация, на смену ей приходят народные комитеты, и в революции отпадает надобность.

Что касается прессы, человек, и как физическое, и как юридическое лицо, должен иметь свободу самовыражения. Газета, являющаяся собственностью индивидуума, выражает только точку зрения ее владельца. Но пресса - это способ самовыражения общества, и она не мудреет принадлежать ни физическому, ни юридическому лицу.

Демократическая печать - это печать, издаваемая народным комитетом, включающим различные общественные группы. Только в этом случае средства информации явятся рупором общественного мнения. Если союз врачей или адвокатов издает газету, она должна быть чисто медицинской или юридической. Вот в чём решение «проблемы свободы печати». Подлинно демократическая система представляет собой прочную и монолитную структуру, каждая ячейка которой имеет надежную опору в виде первичных народных конгрессов. Именно таким образом, выглядит политическая система Джамахирии, то есть народовластия, при которой народ сам становится источником власти, благодаря чему окончательно устанавливается истинная демократия в мире. Динамичные джамахирийские нормы и принципы допускают существование государственной и частной собственности при условии, что политическая власть, монополизирующая собственность, является властью всего народа. «Тем самым, - констатирует М. Каддафи, - управление становится народным, народным становится контроль, утрачивается отжившее определение демократии, гласящее, что демократия - контроль народа над правительством, и на его место становится правильное определение, гласящее, что демократия — это народный самоконтроль». [2, с. 47]

В соответствии с «третьей мировой теорией» социально-экономические преобразования, которые должны привести к уничтожению эксплуатации человека человеком, возможны без обострения социальной борьбы. «Мирная ликвидация разрыва между классами в целях достижения социальной справедливости» [2, с. 59] обеспечивается и тем, что осуществление реформ отвечает интересам самих собственников, которые смогут жить без страха перед будущим, и тем, что богатые сами откажутся от своего богатства и привилегий в пользу народа после того, как они осознают суть «революции народных масс». [2, с. 57]

Для реализации идеи социальной справедливости необходимо провести культурную революцию. Она призвана изменить сознание народных масс, привести к возвышению человека на основе знания «третьей мировой теории», понимания необходимости следовать ее постулатам и участвовать в ее претворении в жизнь.

Ливийская революция «Аль-Фатих» 1 сентября 1969 г., по сути, открыла новую эру Джамахирии - государства масс, которая является политико-экономической системой, отвечающей подлинным интересам народа. Обоснованная ее лидером идея джамахирийского общества воплотила в себе передовые социальные научные знания, специфику традиций исламской религии, а также справедливое желание народа иметь самоуправление. Джамахирия - динамическая, постоянно развивающаяся теория. В этом году исполняется 40 лет Ливийской революции «Аль-Фатих». За эти годы наша страна, несмотря на многочисленные экономические санкции и давление со стороны западных стран, достигла больших социальных успехов. В Ливии бесплатное образование, медицина, гарантированный социальный пакет для всех граждан Ливийской Джамахирии. В стране ликвидированы бедность, неграмотность, преступность и безработица. Огромные средства выделяются на строительство больниц, школ и жилых домов, на пенсионное обеспечение. Ливийская Джамахирия достигла больших результатов в повышении реального благосостояния граждан. Ежегодный доход ливийского гражданина составляет от 6 000 до 30 000 тыс. фунтов стерлингов, что значительно выше по сравнению с большинством развивающихся и капиталистических государств. Средняя продолжительность жизни ливийцев увеличилась с 45 до 70 лет. Конечно, Ливии далеко до идеала, но фундамент заложен. Итак, «третья мировая теория» и практика ее реализации в Ливийской Джамахирии являются оригинальным решением социально-политических проблем, основанным на принципах народовластия.

Таким образом, автор проанализировал основные социально-политические идеи «третьей мировой теории» Муаммара Каддафи. В рамках идей «третьей мировой теории» критикуются недостатки существующих традиционных политических, систем, и предлагается их исправление путем реализации альтернативных идей прямой демократии.

Список литературы:

  1. Будаббусс Р. Политические проблемы/ // Тараблус. - 2000. - № 12. - С. 34-38.

  2. Каддафи М. Зеленая книга. - М.: Алгоритм, 2012. - 123 с.

  3. Джамахирийский словарь терминов «третьей мировой теории» / Ред.: И. Абджад, С. Аль-Худейри, Н. Амара; [Всемирный центр изучения иисследования Зеленой книги]. - Триполи. - 222 с.

  4. Луитфи М. Мы и западная цивилизация. - М.: Рипол, 2009. - 131 с.

Просмотров работы: 1244