Многие учёные исследуют проблемы развития туризма как в России так и в других странах. Так, Лысикова О.В, рассматривая проблемы развития туризма после распада СССР, выделяет причины стремления россиян к путешествиям за рубеж, а так же моделирует типы идентичности современных российских туристов, на основе типологий Дж. Урри, 3. Баумана, Э. Коэна, А. Мачина, И. В. Зорина и М. Маяцкого [1]. Крупенина Т.В. исследует туризм, не как вид отдыха и возможность получить яркие запоминающиеся впечатления, а, как отрасль в которой заняты миллионы людей, как важную основу формирования бюджета многих стран. Исследователь выделяет причины низких показателей туристических потоков в Россию, и предлагает варианты решения этих проблем, и, объясняет тенденции путешествия российских туристов в другие страны [2]. Кулачинская А. Ю. в ходе собственных исследований выделяет минимум пять основных проблем российского туризма, и две проблемы зарубежного туризма. [3].
Анализируя выше рассмотренные особенности в сфере современного туризма, которые выделяют данные авторы, можно выделить три группы основных проблем российского туризма на современном этапе развития:
1) Уровень сервиса несоответствующий запросам иностранных туристов, отсутствие профессионализма и низкая культура обслуживания, где возможные решения в результате:
создания системы подготовки персонала;
улучшения функционирования сферы обслуживания;
разработки стандарта деятельности в данной отрасли.
2) Завышенная стоимость отдыха в России. Высокие цены напроживание в гостиницах, дорогие авиа и железнодорожные перевозки. Этим пользуются иностранные туроператоры, предлагая россиянам более демократичные туры в Грецию, Египет и т.д., что обходится гражданам дешевле чем, поехать на курорты в России, например, в Краснодарский край. Возможные подходы для решения выделенных проблем:
пересмотр цен на транспортные расходы;
создание специальных туристических пакетов по типу иностранных туристических фирм;
развитие рекламы туристических мест нашей страны.
3) Не совершенная законодательная база, появление на рынке множества непрофессиональных туристических фирм, которые предлагают клиентам, не дорогие туристические путевки, со значительными скидками. Возможные способы решения данной группы проблем состоят в :
разработке системы требований для создания и функционирования туристической фирмы;
подписания договора между государством и туристической фирмой,которая собирается работать на данном рынке.
Заметим, что с каждым годом растет количество людей, которые предпочитают путешествовать за границу, а не по России. Так, по данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм) в 2011 году 43725777 млн. чел выезжали за границу, по сравнению с 2010 годом число туристов увеличилось 11%. Самыми популярными странами для русских туристов являются: Турция - 2 млн. чел, Китай - 1 502 млн. чел, Египет — 1 452 млн. чел. Так же привлекательными для наших туристов являются - Финляндия, Таиланд, Германия, Испания, Греция и Чехия. [4]
В ходе осуществления пилотажного социологического исследования, где респондентами являлись студенты Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права, выявлялось сколько раз в год путешествовало. По результатам социологического опроса 1 -2 раза в год путешествует 63,6 % от общего числа опрошенных респондентов; более 3-4 раза - 12,1 %; за год ни куда не ездили - 24,2% респондентов. При выявлении страны, в которой были в последний раз – в Турции были - 41,7% от числа опрошенных; Англии - 20,8%; Египет - 8,3%; Франции - 12,5 %, Китае - 4,1%. Также выявлялась страна, в которую поедят респонденты либо в ближайшее время или хотели бы посетить в будущем. Большинство студентов ответили: США - 36,7%; Германия - 18,2%; Мексика - 21,1%; Англия - 18,2%, а также Турция - 6,1%; от числа опрошенных.
По результатам опроса можно выделить следующие тенденции:
Более 50 % респондентов хотя бы раз в год путешествует за границу.
Большинство опрашиваемых (41,7 %) уже побывали в Турции.
Самой привлекательной страной для студентов является США(36,7%).
Современной студенческой молодежью не планируются туристические поездки по территории России, в том числе, и по Тюменской области.
На основании уже разработанных типологий [1], автор предлагает четыре модели поведения российских туристов: «турист - потребитель», «турист - организация», «турист - традиция», «турист - свобода».
Первый тип - «турист потребитель», это люди, выбирающие популярное место отдыха, с обязательным наличием всех услуг. Для такого типа важным будет, условия проживания, питания, популярность данной страны или курорта.
Второй тип - это «турист организация», характеристикой данной модели будет, возможность самостоятельно выбрать маршрут своего путешествия, тип передвижения, виды развлечений которые могут быть предоставлены. Комфорт и популярность, для данной модели людей не будет определяющими. Человек может выбрать мало известную страну и отправиться туда на корабле.
Третий тип - «турист традиция», к этому типу относятся люди, которые путешествуют с целью узнать, что - то новое о стране, в которую едут, историю, обычаи. Это может быть, например Евротур, посещение за одно путешествие сразу нескольких стран Европы. Важным для данного типа будет наличие экскурсовода, исторических достопримечательностей, разнообразные экскурсии.
Четвертый тип «турист свобода», люди, которые путешествуют самостоятельно, не покупают туры, не бронируют заранее отели. Чаще путешествуют группой или в одиночку. Важным для данной модели людей будет знание языка и закона страны, куда они едут.
Россия страна с богатой историей, с неповторимой красотой природы и знаменитыми на весь мир городами. Но пока в нашей стране есть проблемы в туристической сфере, страна остается не привлекательной для иностранных туристов, а из - за завышенных цен на отдых в своей стране и для местных граждан. Люди предпочитают уехать отдыхать в другую страну, что впоследствии увеличивает вывоз денежных средств из России. На сегодняшний момент важным является решить проблемы в данной сфере. Результатом затраченного времени и средств, станет то, что туристические потоки иностранных туристов в Россию увеличится, что повлечет за собой рост дохода в государственный бюджет, увеличится число людей путешествующих по России, которые смогут больше узнать о нашей замечательной стране.
На развитие туризма в этом году в Тюменской области выделят 9,5 млн. рублей [5], средства планируется направить на информационную поддержку и продвижение событийных мероприятий, таких как «Абалакское поле», «Берендеево царство», на публикации о туристических возможностях региона, презентации на крупных международных выставках. Кроме того; предполагается провести рекламные туры для профессионалов рынка и СМИ. Так, в Тобольске планируется провести специализированную ярмарку народных промыслов и ремесел. Ведь в Тюменской области развито не только косторезное мастерство, но и ковроплетение, лозоплетение, глиняное ремесло. В планах также организация кратковременных курсов повышения квалификации для экскурсоводов и представителей сферы гостеприимства. Среди возможных перспектив и проведение первого соревнования по рыболовному туризму тюменской команды рыболовов с американскими рейнджерами [5]. С каждым годом сфера туризма в Тюменской области развивается всё больше, реставрируются исторические памятки, разрабатываются новые виды туров и экскурсий. В будущем это сфера окупит себя и начнет приносить значительный доход.
Таким образом, выделяя основные проблемы, которые существуют на данный момент в сфере российского туризма, предлагая авторскую типологию моделей поведения российских туристов, предлагаются способы решения основных проблем в сфере туризма, в частности в Тюменской области .
Список литературы:
Лысикова О. В Российские туристы: Типы идентичности и социальныепрактики // Социологические исследования. - 2012 . - №4.- С. 44 - 57.
Крупенина Т. В Социальные проблемы развития индустрии туризма //Управление персоналом. - 2001. - №5.- С.23 - 25.
Кулачинская А. Ю Основные проблемы развития туризма в России и зарубежом // Экономическая наука и практика: материалы междунар. заоч.науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Молодой ученый.- 2012.-С. 187-189.
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www. (дата обращения: 7.12.2012).
Новости Тюмени и региона Вслух.ру [Электронный ресурс]. - режимдоступа: URL: http://www. (дата обращения: 15.12.12).