ГЛЯНЦЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ: ОБРАЗ БУДУЩЕГО ИЛИ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ? - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГЛЯНЦЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ: ОБРАЗ БУДУЩЕГО ИЛИ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Еще 15 лет назад Россия считалась самой читающей страной в мире. Сегодня она занимает 7-е место в списке самых читающих стран по количеству часов в неделю (7,1 часа в неделю) [2]. Раньше люди посещали библиотеки, покупали и заказывали книги, стояли в очередях, чтобы купить ту или иную книгу. Читали в автобусах и метро. Читать книги было актуально.

На сегодняшний день, популярность книг не так велика – сегодня книгу заменил «глянец». Журнал, вот что имеет большую популярность. Купив один экземпляр, по приемлемой цене, мы можем узнать о красоте, здоровье, как добиться успехов в учебе, работе и личной жизни. Люди покупают «глянец» чтобы найти ответы на вопросы, получить совет о том, как лучше всего выйти из сложившейся ситуации, узнать о жизни своих кумиров. Чему на самом деле учат нас глянцевые журналы? Как их воздействие влияет на современную молодежь?

Исследователь Окольская Л.А., рассматривая проблему российских подростковых глянцевых журналов, отметил, что массовые издания осуществляют вторичную социализацию девушек-подростков, вступающих во взрослую жизнь. [1, с. 68]. Они предлагают читательницам готовые жизненные проекты - привлекательные цели, которых нужно достичь, чтобы считать себя успешными, и нормативно приемлемые средства достижения этих целей. Жизнь человека можно рассматривать как цепочку осуществленных проектов, которые становятся биографическими вехами для него самого и окружающих, и определяют его как успешного, благополучного, счастливого — или же обделенного этими тотальными качествами социума. По мере взросления перед человеком встает все больше задач по обустройству жизни, а вместе с этим возникает все больше замыслов относительно их решения путем проектирования.

Проектирование — это предсказание вероятных изменений ситуации в результате применения доступных средств и вытекающий из этого выбор средства, имеющего шанс стать наиболее успешным [4, c. 164]. С точки зрения феноменологической теории, проект — это когнитивный образ будущего действия, направленного на достижение цели в ситуации, которая еще не наступила, но мыслится как завершенная [4, c. 104–105]. Следовательно, редакторы журнала предлагают своим читателям множество видов целей, как их достичь, и какими средствами. А читателю остается только выбрать заинтересовавшую его цель.

Откуда берутся цели, вокруг которых человек разворачивает проектирование? Р. Мертон в своей известной работе «Социальная структура и аномия» высказал мысль, что цели предлагает культура, и, она же подталкивает к их осуществлению [3, c. 299–313]. Одни цели жестко навязываются социальными институтами: например, учёба в школе, и далее, в вузе или служба в армии. Другие человек выбирает из некоторого диапазона под влиянием традиций или иных ценностей. Люди одного возраста и сходного социального положения, как отмечают Окольская Л.А., Комогорцева М.В., проектируют похожие действия на одном и том же жизненном этапе [1, с. 69].

А. Шютц сравнивал систему повседневного знания с поваренной книгой, которая «содержит рецепты, списки ингредиентов, формулы их смешивания и наставления по приготовлению... все, что нам нужно, чтобы справляться с рутинными делами в повседневной жизни» [4, c. 173]. Глянцевые журналы полностью подпадают под эту метафору. Если поваренная книга — это учебник кулинарного искусства, то глянцевые журналы — учебник искусства жить [1, с. 70-71].

Для того, чтобы разобраться что же даёт и чему учит «глянец», Окольская Л.А. и Комогорцева М.В. проанализировали в своем исследовании ежемесячные журналы для девушек-подростков. Рассмотрев такие параметры как: красота, любовь, образование и работа, исследователи пришли к выводу, что:

- глянцевые журналы действительно предъявляют молодым девушкам жизненные цели и объясняют правила их достижения. Так, образование и профессиональная карьера является непременными компонентами «школьных» представлений об успехе; создание семьи также входит в официальную программу социализации;

- работу он представляет как праздничное шоу с аплодисментами, отношения полов — как романтические встречи, но не семью;

- ценность красоты, подкрепленная консьюмеризмом, вообще не затрагивается официальным воспитанием и представляет собой глянцевое ноу-хау;

- журналы открыто утверждают принцип наслаждения и индивидуалистические достижения — то, что «стесняются» делать другие дискурсы. И читательницы обращаются к данному анклаву знания за информацией, которую не найти в учебниках и семейных преданиях;

- журналы «подбадривают» юных читательниц, убеждают их, что любую мечту можно осуществить. Они советуют ставить смелые цели и приступать к их выполнению «здесь и сейчас», не откладывая проекты в долгий ящик [1, с. 89].

Таким образом, рассмотрев проблему влияния глянцевых журналов на девушек – подростков автор пришел к выводу, что глянцевые журналы, не всегда являются источниками информации для подростков. Но на сегодняшний день они стоят в одном ряду с интернетом и телепередачами. Посмотрев телевизор, изучив материал из интернета или прочитав модный журнал, мы сможем понять, как утверждают Окольская Л.А., Комогорцева М.В., о чём думает наша молодёжь, какие ценности ей присуще и чего она хочет добиться, и к чему стремиться.

Действительно, журналы занимают не последнее место в жизни современного молодого человека. Автор данной статьи и сам, неоднократно покупая журналы, использовал изложенные в нём советы и применял их в жизни. Но, сейчас, как показывают результаты пилотажного социологического исследования, проведенного в Тюменской государственной академией мировой экономики управления и права для большинства обучающейся (студенческой) молодежи глянцевые журналы не столь привлекательны. Многим бы хотелось, открыв журнал, пусть и молодежный, узнать больше о том, что происходит в мире, об окружающем нас мире: о животных, о городах и странах, об искусстве и многом другом. Узнать о том, что поможет современному человеку развить себя как личность, найти себя, свое «Я». Политика, экономика, история, все это не интересно для нынешней молодежи, если не находит отражение в практических рекомендациях. Но, изложив доступным языком, приводя примеры, и иллюстрируя материал, можно привлечь подростков к нынешним проблемам, рассказать им о мире, в котором мы живём.

Таким образом, глянцевые журналы, безусловно, не являются главным источником информации о мире и высшим авторитетом для подростков. Однако, они представляют важный пласт массовой культуры наряду с рядом телепрограмм, интернет-изданий и популярной литературой. Ценности этого культурного слоя уже укоренены в общественном сознании, и их изучение, на наш взгляд, даёт нам понимание того, что движет людьми сегодня.

Список литературы:

  1. Окольская Л.А., Комогорцева М.В. Жизненные проекты и правила для девушек в российских глянцевых журналах// Социологические исследования. - 2010. - № 2.- С. 68-91.

  2. Риановости. [электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://ria.ru/spravka/20080611/110842173.html (Дата обращения 02.12.2012).

  3. Мертон Р. Социальная структура и аномия / Пер. Е.А. Самарской. Под ред. М. Н. Грецкого // Социология преступности. Современные буржуазные теории. М.: Прогресс, 1966. C. 299–313.

  4. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г.С. Батыгин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - 336 с.

Просмотров работы: 2190