Актуальность
Здоровье – неоценимое счастье для каждого человека, о чем многие вспоминают, к сожалению, только тогда, когда его теряют. В понятие «здоровье» входит не просто отсутствие болезней, а состояние физического, морального, психического и социального благополучия, включающего такие формы поведения и образа жизни людей, которые позволяют сделать нашу жизнь лучше.
На здоровье человека оказывает влияние целый ряд таких отрицательных факторов образа жизни, как курение и употребление алкоголя, неправильное питание, гиподинамия, употребление наркотиков и злоупотребление лекарствами, вредные условия труда, стрессовые ситуации, неблагоприятные материально-бытовые условия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокая степень урбанизации.
Здоровый образ жизни должен стать привычкой и потребностью, и тогда он поможет сохранить здоровье, высокое качество жизни, обеспечить долголетие и счастливую жизнь. Механизмом сохранения и укрепления здоровья населения и человека является здоровьесбережение.
Понятие и формы здоровьесбережения
Здоровьесбережение в широком смысле – это активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья, это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности человека - биологического, психологического, профессионального, социально-культурного и духовно-нравственного, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека и населения. Здоровьесбережение предполагает формирование индивидуальной культуры здоровья у человека как личностной терминальной ценности. Индивидуальная культура обеспечивается в процессе образования и самообразования, что предполагает организацию и развитие системы преподавания и информации о здоровье и здоровом образе жизни.
Формирование культуры здоровья и основ здоровьесбережения опирается на применение здоровьесберегающих технологий, начиная с профилактических мероприятий, обследований, распространения социальной рекламы, социального воспитания, образования и просвещения, и заканчивая внедрением целевых здоровьесберегающих проектов и программ разного уровня.
Обучение детей основам ЗОЖ предлагает проект «Здоровый ребенок». В рамках проекта детям – воспитанникам детских садов, школ, социально-реабилитационных учреждений исходя из их возрастных возможностей предлагается комплекс занятий (от 20 до 40 в год), включающих лекции, презентации, игры, зарядки и прочее, направленные на:
ознакомление ребенка с ценностями здорового образа жизни, формирование неравнодушного отношения к своему здоровью посредством бесед, игр, чтения стихов, пословиц и сказок, просмотра обучающе-развивающих материалов, презентаций о здоровье и здоровьесбережении, составления распорядка дня;
профилактику заболеваемости детей (нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и т.д.) в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями посредством организации занятий детской профилактической гимнастикой и обучения детей, родителей и педагогов ДОУ методикам ЛФК и основам здоровьесбережения;
развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников средствами совместной досуговой деятельности по освоению здоровьесберегающих методик;
пропаганду ЗОЖ: разработка популяризаторских, просветительских, обучающих, рекламных материалов по проблеме ЗОЖ (буклеты, презентации, плакаты, видеореклама), детской полиграфической продукции с элементами пропаганды ЗОЖ (тетради, закладки, ручки, линейки, школьное расписание, дневники, календари, детские сборники стихов, правил ЗОЖ);
Формы и методы – беседы, игры, презентации, проведение различных комплексов упражнений: на внимание, развитие тонкой моторики руки, слухового сосредоточения, зрительно-моторной координации.
Ожидаемые результаты – в ходе проведенных занятий у детей формируются основы здоровьесберегающего образа жизни: понимание ценности здоровья, развитие основ его поддержания, знания о факторах, влияющих на здоровье, освоение методик лечебной физкультуры и здоровьсбережения, формирование способности сохранять и укреплять здоровье силами самого ребенка.
В ходе работы над проектом авторами были разработаны макеты полиграфической продукции для детей – школьных тетрадей, расписаний, закладок; буклеты для детей и родителей. Некоторые из макетов прилагаются к карте проекта. В настоящее время продолжается внедрение проекта. Его внедрение стало бы более плодотворным, если бы стала возможной публикация разработанных макетов и распространение среди детей и родителей города Новошахтинска, Ростовской области, Российской Федерации в целом.
3. Карта проекта «Здоровый ребенок»
Наименование раздела |
Информация |
Наименование проекта |
«Здоровый ребенок» |
Актуальность |
Особенное значение для будущего России имеет здоровое подрастающее поколение: детская заболеваемость неуклонно растет, профилактические и терапевтические меры недостаточно эффективны, распространение вредных привычек приобрело катастрофические масштабы. Здоровый образ жизни должен стать привычкой и потребностью, и тогда он поможет сохранить здоровье, высокое качество жизни, обеспечить долголетие и счастливую жизнь. |
Цели проекта |
Способствовать сохранению здоровья детей через формирование основ здорового образа жизни и развитие навыков здоровьесбережения. |
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели |
|
Субъекты реализации проекта |
студенты специальности «социальная работа» филиала ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г.Новошахтинске ростовской области Кристина Лунева, Ольга Булла, Светлана Пятибратова, Екатерина Андросова и др. |
Благополучатели проекта |
Благополучателями являются:
|
План реализации проекта |
|
Достигнутые результаты |
|
Ресурсное обеспечение проекта |
Компьютер, научная и учебная литература по проблемам ЗОЖ, ресурсы для проведения методик ЛФК (методические материалы, презентации, мячи, игрушки, спортивный инвентарь (из собственных средств) |
Необходимые ресурсы: |
|
Ожидаемые результаты проекта |
|
Контактные данные |
руководитель проекта Киенко Татьяна Сергеевна tatyanakienko@mail.ru 89281890947 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МАКЕТ ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МАКЕТ БАННЕРА