НАСИЛИЕ КАК МЕРА НАКАЗАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НАСИЛИЕ КАК МЕРА НАКАЗАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Традиционно считается, что наказание как мера воздействия за совершенный проступок является особым способом управления процессом воспитания, ибо воспитание невозможно без наказаний и поощрений. В русской бытовой культуре существуют такие поговорки, как "бьет - значит любит", "не пожалей розги", и т.д. В данном контексте одну из актуальных проблем представляет вопрос наказания детей в семье как семейного насилия.[1, С.96]

Под семейным насилием, в контексте нашего исследования, мы понимаем системное причинение вреда члену семьи физическим, эмоциональным, сексуальным, экономическим оскорблением с целью подчинения, контроля и запугивания.[2, С.67]

Различают четыре основных вида насилия над детьми (по А.В. Мудрику):

1. Эмоциональное (психологическое) насилие – это хронические формы поведения, при которых ребенка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы.

2. Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребенку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинения телесных повреждений. Ряд различных видов жестокости представляет такую картину: избиение; запирание в темной комнате; лишение пищи и питья; пытки; принуждение к пьянству, курению и другим пагубным пристрастиям; различные виды сексуального насилия; постоянное запугивание, изощренные виды жестокости (удушение, порезы, уколы, клизмы и др.).

3. Сексуальное насилие – это использование ребенка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. В целом в литературе не существует единого мнения по поводу определения сексуального насилия, так как оно может включать в себя такие понятия, как сексуальное оскорбление, сексуальное нападение,

изнасилование, развращение, инцест, показ порнографии детям, использование детей для производства порнографической продукции и проституции.

4. Пренебрежение детьми – это вид жестокого обращения с детьми, при котором родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребенка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье.[3,С.70]

Выделяют такие факторы насилия в семье:

  1. Социально-политические (несовершенство общества, его нестабильность и криминализация (25,2%));

  2. Социально-правовые (несовершенное законодательство (25,2%));

  3. Социально-экономические (материальные и жилищные проблемы (30,0%));

  4. Социокультурные (семейное воспитание (44,7%), низкий культурный уровень (56,0%));

  5. Социально-психологические и психологические (пьянство (87,0%), агрессивность членов семьи (41,85), личная неприязнь(34,0%), жертва и ее провоцирующее поведение (15,7%)). [2,С.97]

В исследовании Т.Н. Дороновой, А.Е. Жичкиной, Л.Г. Голубевой было предложено родителям самим проанализировать, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия на детей. Из общего количества опрошенных «74,0% указали конкретные ситуации в поведении ребёнка»

Причины жестких мер воспитательного воздействия на детей:

  1. Не слушается (14,0 %).

  2. Капризничает, не придерживается общепринятых норм (2,0%).

  3. Проявляет упрямство (4,0%).

  4. Осознанно поступает неправильно (2,0%).

  5. Несколько раз игнорирует замечание взрослого (2,0%).

Около 40,0% в качестве причины указали состояние риска взрослого по отношению к насилию:

  1. Нетерпеливость, не выдерживают нервы (4,0%).

  2. Заканчиваются аргументы и терпение (6,0%).

  3. Желание выместить свою беспомощность на ребёнке (2,0%).

  4. Желание, чтобы тебя слушались (5,0%).

  5. Отсутствие других способов воздействия (14,0%).

Итак, Т.Н. Доронова считает, что большинство родителей на вопрос о причинах наказания отвечают описанием ситуаций, в которых это наказание чаще всего происходит. Родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребёнка, кроме как унижающих его.[2,С.65]

Автор согласен с мнением Т.Н. Дорновой, что родители не знают никаких других способов справиться с непристойным поведением ребенка, как только бить его и унижать. Хотя на самом деле существует огромное множество способов, как угомонить ребенка не применяя насилие. Ни в коем случае нельзя избивать ребенка, оскорблять и не удовлетворять элементарные потребности ребенка. Ведь это ваше сокровище. И даже, если к вам ранее применялся такой метод, то это не означает, что он правильный и приемлемый. Мы живем в цивилизованной стране, где все можно решить мирным путем. Ни в одной стране не считается нормальным такое отношение к детям! Такой формой наказания невозможно ничего добиться. Можно лишь напугать ребенка, развить в нем страх, боязнь и ненависть к собственным родителям. Если вы не знаете никакого другого выхода, как справиться с ребенком, то даже в этом случае нельзя применять насилие. Лучше обратиться к профессионалам, которые помогут вам, справиться, на первый взгляд, с такой непростой задачей. Растить ребенка надо в любви и заботе. Таким образом, рассмотрены меры наказания в форме семейного насилия. На основе социологических исследований определены причины жестки мер воспитательного воздействия.

Список литературы:

  1. Маслова Т.В., Смагина М.В. Наказание детей. //Социологические исследования.-2011.-№7.-С.96-101.

  2. Смагина М.В., Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. Защита детей от семейного насилия в современном российском обществе: Монография. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 124 с.

  3. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.

Просмотров работы: 2093