Информация, полученная на основании данных бухгалтерского учета финансовых результатов, в настоящее время является основной для большинства пользователей. Данные учетных регистров, которые сгруппированы и детализированы по определенным признакам, позволяют оценивать финансовые риски, составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность, которые, в свою очередь, формируют мнение пользователей о финансовом состоянии организации, перспективах ее развития.
Развитие рыночных отношений, усложнение задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, предъявляют повышенные требования к квалификации и профессионализму учетных работников.
Таким образом, бухгалтерский учет финансовых результатов представляет сферу общественных отношений, в которой практическое применение правовых норм является особо актуальным.
Теория нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных организаций является одной из неразработанных учетных проблем, несмотря на актуальность ее базовых положений.
В данной работе мы рассмотрим систему нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета финансовых результатов. Нормативно-правовые акты представлены в виде иерархической системы, что позволяет учетным работникам решать проблемы, связанные с их взаимными противоречиями, и отдавать предпочтение нормам, имеющим большую юридическую силу.
Все нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет в целом в определенной степени регулируют и учет финансовых результатов, в силу того, что в них определены порядок признания и оценки различных объектов бухгалтерского учета, влияющих на величину финансовых результатов, в частности, доходов и расходов, основных средств и материальных ценностей, финансовых вложений и т.д.
Совокупность нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в целом и в частности бухгалтерский учет финансовых результатов образует систему, состоящую из четырех уровней:
Законодательный уровень
Постановления Правительства РФ
Методологический уровень
Организационный уровень
Законодательный уровень представлен законами и иными законодательными актами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно бухгалтерский учет. К документам этого уровня относят: Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 и 2), Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) , Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Так, например, в Налоговом кодексе (ст. 247) указано, что: «объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком».
Налоговым кодексом регулируется, что относится к доходам и расходам при определении прибыли (ст. 248 п.1, ст.253 п.2).
Наиболее важным документом в первом уровне является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». С 2013 года вступила в силу обновленная версия данного закона. Было внесено достаточное количество изменений и поправок в него, которые свидетельствуют о стремлении к совершенствованию законодательной базы в целом и сближению ее к мировым стандартам. Так, к примеру в статью 14 «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности» были внесены изменения в части состава бухгалтерской отчетности, где указывается, что теперь она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, где содержатся основные показатели финансовых результатов деятельности организации.
На первом, законодательном, уровне достаточно полно раскрыта информация по бухгалтерскому учету. К тому же обновленный закон способствует упрощению способов ведения бухгалтерского учета.
Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Они призваны конкретизировать соответствующие Федеральные Законы. К данному уровню можно отнести следующие нормативные документы:
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. от 24.12.2010). Важнейшим документов в бухгалтерском учете является данное Положение. Оно определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Также в данном положении разъясняется суть бухгалтерского учета, что является его объектом, ответственность за нарушения.
Данное положение регулирует в частности и бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности организации. Так в нем даны следующие указания. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.
Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.
Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года.
В случае реализации и прочего выбытия имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и т.п.) убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации.
В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) ( в ред. от 27.04.2012).
Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (в ред. от 08.11.2010).
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.
В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и прочие.
Отчет о прибылях и убытках содержит числовые показатели выручки и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, а также прибыли по видам (валовая, чистая и т.д.).
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) (в ред. от 24.12.2010).
Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Применение положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.
Для более структурированного понимания того, сколько положений прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности организации, составим таблицу№1
Таблица - Нормативные акты бухгалтерского учета, прямо или косвенно регулирующие учет финансовых результатов
Номер, год принятия |
Дата принятия |
Номер приказа |
Наименование нормативного акта |
Раздел, пункт, абзац |
1998 |
29.07.1998 |
№ 34н |
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации |
Пункты 25, 28, 32,40, 54, 56,66, 69, 70, 77, 78, 79, 80, 81,82,83 |
ПБУ 1/2008 |
06.10.2008 |
№ 106н |
Учетная политика организации |
Весь акт |
ПБУ 2/2008 |
24.10.2008 |
№ 116н |
Учет договоров строительного подряда |
Раздел 5 |
ПБУ 3/2006 |
27.11.2006 |
№ 154н |
Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте |
Пункты 13,18, 19, 22 |
ПБУ 4/99 |
06.07.1999 |
№43н |
Бухгалтерская отчетность организации |
Разделы 3 и5 |
ПБУ 5/01 |
09.06.2001 |
№44н |
Учет материально-производственных запасов |
Пункт 25 |
ПБУ6/01 |
30.03.2001 |
№26н |
Учет основных средств |
Пункты 15, 31 |
ПБУ 7/98 |
25.11.1998 |
№56н |
События после отчетной даты |
Пункт 9 |
ПБУ 9/99 |
06.05.1999 |
№32н |
Доходы организации |
Весь акт |
ПБУ 10/99 |
06.05.1999 |
№33н |
Расходы организации |
Весь акт |
ПБУ 13/2000 |
16.10.2000 |
№ 92н |
Учет государственной помощи |
Пункты 8, 9, 10, 13, 14 |
ПБУ 14/2007 |
27.12.2007 |
№153н |
Учет нематериальных активов |
Пункты 21,23, 27, 29 |
ПБУ 15/2008 |
06.10. 2008 |
№ 107н |
Учет расходов по займам и кредитам |
Раздел 3 |
ПБУ 16/02 |
02.07.2002 |
№66н |
Информация по прекращаемой деятельности |
Весь акт |
ПБУ 17/02 |
19.11.2002 |
№115н |
Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы |
Пункты 10,15 |
ПБУ 18/02 |
19.11.2002 |
№ 114н |
Учет расчетов по налогу на прибыль |
Весь акт |
ПБУ 19/02 |
10.12.2002 |
№ 126н |
Учет финансовых вложений |
Пункты 20, 34, 35, 36, 38, 39,40, 42 |
ПБУ 20/03 |
24.11.2003 |
№ 105 и |
Информация об участии в совместной деятельности |
Весь акт |
Но хотелось бы отметить, что вышеизложенный внушительный перечень нормативных документов по бухгалтерскому учету в целом и в частности по бухгалтерскому учету финансовых результатов не имеет отраслевой градации. А это значительный недостаток нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета. Новый Федеральный закон № 402-ФЗ гласит о том, что одним из наиболее важных принципов регулирования бухгалтерского учета является «применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов». Однако на данный момент это требование еще не выполняется в полной мере. На сегодняшний день не создано ни одного стандарта, регулирующего бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности именно в сельскохозяйственных организациях, хотя данная отрасль в части бухгалтерского учета является одной из наиболее сложных и многогранных с огромным количеством нюансов.
Третий уровень охватывает внутренние стандарты, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации бухгалтерской деятельности применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета. Этот уровень с точки зрения бухгалтерского учета представлен документами, в которых возможные бухгалтерские приемы приведены с примерами конкретного механизма их применения в определенных видах деятельности. К данным документам относятся инструкции, рекомендации, методические указания по ведению бухгалтерского учета. Такими документами являются: план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, должностных инструкций работников, приказы и распоряжения о назначении должностных лиц. К данному уровню также относятся «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету доходов, расходов и финансовых результатов сельскохозяйственных организаций». В данный документ раскрывает основные понятия, классификации и оценки доходов, расходов и финансовых результатов; первичный учет доходов и расходов; синтетический и аналитический учет доходов и расходов; бухгалтерский учет финансовых документов. Для третьего уровня этот документ является наиболее важным и информативным.
Четвертый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационных аспектах. К таким документам по учету финансовых результатов деятельности организации можно отнести: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, регистры бухгалтерского учета по счетам 90, 91, 99 и др.
С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Соответственно, каждая отдельная организация вправе создавать и разрабатывать свои формы, но они должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.
Подводя итог, мы бы хотели отметить один самый важный и главный недостаток нормативного регулирования бухгалтерского учета в целом и в частности финансовых результатов – это отсутствие отраслевой градации нормативно-правовых актов, а также все еще огромная разница между национальными бухгалтерскими стандартами и международными. Для решения этих проблемы будут предложены некоторые варианты:
разработка национальных и постепенный ввод в практику международных стандартов бухгалтерского учета, с тем, чтобы в принципиальной части российский бухгалтерский учет соответствовал международным стандартам
завершение изменения порядка формирования финансового результата деятельности хозяйствующих субъектов;
ускоренная процедура обновления методологических правил бухгалтерского учета в связи с изменяющимися условиями хозяйствования;
создание отраслевых бухгалтерских стандартов.
9