ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ.

Селиверстова Е.Н. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ, Пермский филиал, финансово-экономический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире, когда быстрыми темпами развивается финансовый рынок, вопрос о финансовой грамотности населения становится актуальным, так как безграмотность сказывается не только на личном благосостоянии людей, но и на устойчивости финансовой системы.

Для развитой финансовой системы характерны такие качества как доступность, устойчивость и защищенность. Финансовая грамотность является основой доступности, устойчивости и защищенности.

За рубежом задача повышения уровня грамотности населения является одной из передовых на протяжении 10-15 лет. А после кризиса 2008 года стала самой актуальной темой. Во-первых, растет рынок финансовых услуг, таких как кредитование, страхование, программы негосударственных пенсионных фондов. При этом население не может грамотно и эффективно использовать представленные услуги, так как у большинства не хватает навыков и знаний в финансовой сфере. Во-вторых, растет мошенничество в данной среде. На данном этапе самые распространенные виды мошенничества являются: мобильный банк, фишинг, скимминг, интернет банк, а так же различные опции с пластиковыми картами. И отсюда вытекает рост недоверия ко всей финансовой системе страны, что замедляет её развитие [1].

Современный рынок финансовых услуг интенсивно развивается, растет не только количество продавцов, но и ассортимент самих услуг. На рынке фигурируют не только банки и страховые компании, но и пенсионные фонды, инвестиционные фонды, биржи.

Финансовая безграмотность неблагоприятно влияет на развитие финансовых рынков и ведет к нездоровой конкуренции и спекуляции.

Правительство многих стран (Великобритания, США, Канада, Польша) начали составлять и реализовывать различные национальные программы по повышению грамотности населения. В России такую программу запустили в 2011 году, она рассчитана на 5 лет. Целью данной программы является расширение доступа молодежи и всего населения к финансовой информации, разработка системы практических знаний и навыков, способствование развитию более эффективных моделей финансового поведения. Для достижения этой цели намечены следующие мероприятия:

  • создание и проведение регулярных обсуждений по повышению финансовой грамотности населения;

  • создание и поддержка веб-портала www.azbukafinansov.ru;

  • проведение социологических исследований по финансовой грамотности;

  • распространение передового опыта [3].

В России в 2008-2010 годах было проведено исследование некоторых параметров финансовой грамотности населения. Итогом стало то, что уровень грамотности невысок, причем после кризиса он практически не изменился. Не смотря на это, большинство респондентов за исследуемый период считают, что их знания выросли. Расхождение субъективного и объективного мнения в данном случае опасно, так как у населения есть уверенность, что они в большинстве случаев поступают правильно и грамотно. Профессор кафедры экономической социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Кузина О.Е. считает, что такая уверенность могла появиться из-за обсуждения в средствах массовой информации мирового кризиса 2008 года, а со временем поток информации уменьшился, и количество уверенных в своей финансовой компетентности людей начало сокращаться [1].

Данное исследование показало, что от количества получаемой финансово-экономической информации уверенность в правильности действий населения растет, но при этом их грамотность остается на том же уровне. Информацию нужно не только выдавать, но и, научить правильно её использовать, а не бездумно следовать данным.

Данные опроса 2008 года показали, что:

  1. 27% потребителей не читали контракты, заключаемые при получении финансовых продуктов, либо просто не понимали смысл контракта;

  2. Всего лишь 35% от всех опрошенных это те, которые читают контракты и в случае какого-либо непонимания обращается за помощью к третьим лицам;

  3. До кризиса четверо россиян из десяти не сравнивали продукцию у разных продавцов;

  4. Трое из четырех не верят, что в случае каких-либо споров будет найдено справедливое решение;

  5. Четверть россиян не могут распознать финансовую пирамиду по самому явному признаку гарантированного высокого дохода, причем после кризиса ситуация не изменилась;

  6. Примерно 77% не знают, какие гарантии дает страхование вкладов[1].

Сейчас во многих странах существует должность омбудсмен. Это независимое лицо, регулирующее во внесудебном порядке споры между организациями и клиентами. Чаще это споры на рынке ценных бумаг, в банковской или страховой сфере. Такое решение споров особенно удобно, когда стоимость спора мала и обращение в суд лишено экономического смысла. Зарубежный опыт показал, что должность финансового омбудсмена необходима. В России институт финансового омбудсмена появился только в январе 2009 года [2].

В настоящее время о вопросе финансовой грамотности населения задумалось не только правительство, но и финансовые, кредитные учреждения, которые выходят с лекциями в вузы, различные надзоры, которые устраивают всевозможные лекции и семинары, доступные для населения, а так же финасово - экономические вузы страны. Например, Финансовый университет, он уделяет большое внимание повышению финансовой грамотности населения, в том числе молодого поколения россиян. Для реализации данной задачи была разработана программа на 2010-2015 год "школа-колледж-вуз". Чем более в раннем возрасте начнется правильное финансовое воспитание, тем более грамотное будет население в дальнейшем [4].

Подводя итоги можно сделать вывод что для того чтобы повысить финансовую грамотность населения не достаточно просто ему выдать информацию. Нужно для начала заинтересовать этим вопросом, и затем начать обучать. И чем раньше (и по времени, и по возрасту) начать тем скорее будет получен результат.

Литература

  1. Кузина О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) // Журнал деньги и кредит 2012 - №10;

  2. Медведев П.А. Институт финансового омбудсмена // Журнал деньги и кредит 2012 - № 1.

Электронный ресурс:

  1. iblfrussia.orgprogrammes/current/detail.php…Международный форум лидеров бизнеса;

  2. fa.ru›PROJECTS/PPFG/ Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;

Просмотров работы: 2411