Цель исследования – выявление отношения студентов ко внеучебной деятельности в высшем учебном заведении.
Исходя из цели данного социологического исследования, необходимо выделить задачи, на которые следует обратить внимание при проведении этого исследования.
Задачи исследования:
1. Выявить известные студентам виды внеучебной деятельности в высшем учебном заведении;
2. Выявить степень участия студентов во внеучебных мероприятиях высшего учебного заведения;
3. Выявить степень информированности студентов о внеучебных мероприятиях, которые проходят в высшем учебном заведении;
4. Выявить структуру целей участия студентов во внеучебной деятельности.
В соответствии с выборкой в ходе исследования было опрошено всего 95 студентов второго, третьего и четвертого курсов Саратовского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышевского. Из них 83,16% составили женщины и 16,84 % - мужчины.
Подавляющее большинство респондентов не состоят в браке (88,42 % респондентов) и лишь 6,32 % респондентов состоят в зарегистрированном браке, 5,26% живут в гражданском браке. У большинства респондентов (97,89 %) нет детей.
По уровню дохода более 50 % респондентов имеют высокий уровень дохода (свыше 3001 руб. на одного члена семьи в месяц), чуть меньше
(38,95%) – средний уровень дохода (от 2001 до 3000 руб.), у 6,32% респондентов доход составляет от 1001 до 2000 руб. и у 3,16% - до 1000руб. на одного члена семьи в месяц.
Таким образом, средний респондент, принявший участие в нашем исследовании, – это представитель женского пола третьего курса в возрасте 19 лет, не состоящий в браке, без детей и имеющий высокий уровень дохода.
На вопрос о наличии свободного времени были получены следующие ответы: у 35,79% респондентов есть несколько свободных часов в день, у 31,58% - много свободного времени, у 23,16% - есть несколько свободных часов в неделю и только у 9,47 % - совершенно нет свободного времени. Следовательно, в основном у студентов имеется свободное время.
При этом его студенты заполняют посещением дискотек, кино и театры (28,4 % ответов), продолжать учиться (21,9 % ответов) и работать (18,7 % ответов). Таким образом, можно выделить две категории студентов: те, которые предпочитают развлекаться в свободное время и те, которые всё время заняты своим утверждением в жизни (повышение уровня образования и материального положения). Это опровергает миф о том, что студенты в основном беспечный народ, всё же они достаточно серьёзно относятся к жизни, но в то же время не забывают и о развлечениях.
Большинство студентов информированы о внеучебных мероприятиях, проводимых в ВУЗе, т.е. 95,79% респондентов знают, какие мероприятия проводятся и лишь 4,21% опрошенных ничего об этом не слышали. При этом, о проведении внеучебных мероприятий студенты в основном узнают от друзей (47,9% ответов) и из объявлений (31%). Также источником информации студенты называют собственную наблюдательность (11,3% ответов). Иногда о внеучебных мероприятиях студентов информируют преподаватели (9,9% ответов).
Из всех видов внеучебных мероприятий самым популярным среди студентов являются творческие мероприятия: концерты, конкурсы. Это составило 33,5% ответов. Вторым по популярности являются научные мероприятия (28,3% ответов). На третьем месте находятся досуговые мероприятия: дискотеки (21,7%) и на самом последнем месте – спортивные мероприятия (14,2%). Следовательно, выдвинутая гипотеза о том, что внеучебную деятельность студентов высших учебных заведений можно разделить на такие, известные им, виды: творческая, спортивная, научная и досуговая, при этом самым популярным является творческий вид деятельности подтверждается.
Большое количество студентов (45,26% респондентов) предпочитают участвовать во внеучебных мероприятиях только в качестве зрителя, в то время как участвовать в них хотят 33,68 %, а организацию внеучебных мероприятий выбрали 21,05% студентов.
Это позволяет сделать вывод о том, что большинство студентов всё же желают, так или иначе участвовать во внеучебных мероприятиях, однако предпочитают делать это пассивно. Косвенным образом это подтверждается и тем, что многие студенты никогда не участвовали во внеучебных мероприятиях (62,11% респондентов), несколько раз участвовали во внеучебных мероприятиях гораздо меньше студентов (24,21%) и часто участвуют во внеучебных мероприятиях совсем мало студентов (всего 13,68 %).
Доля студентов, которые хотели бы участвовать во внеучебных мероприятиях (54,73% студентов) больше числа студентов, которые на самом деле в них участвуют (37,89% студентов). Таким образом, степень вовлеченности студентов во внеучебную деятельность вуза не высока. Более того, студенты относятся к данным мероприятиям пассивно. Только каждый второй не возражает против участия в них.
В чем же причины, не позволяющие студентам участвовать во внеучебных мероприятиях? Можно выделить несколько причин неучастия респондентов во внеучебных мероприятиях. Образовались две главные причины неучастия студентов во внеучебных мероприятиях – это нехватка свободного времени и неинтересная программа мероприятий (эти причины назвали соответственно 51,85% и 40,74% студентов). А т.к., ранее студенты высказывались о наличии у них свободного времени, то можно сделать вывод о том, что свободного времени студентов не хватает как раз именно на внеучебные мероприятия своего ВУЗа.
В ходе исследования была выявлена структура целей участия студентов во внеучебных мероприятиях: самой распространенной из них является участие друзей (35,4% ответов). На втором и третьем местах соответственно - желание проявить себя как личность (29,2% ответов) и наличие интересной программы мероприятий (20,8% ответов). На последнем месте – стремление занять свое свободное время (14,6% ответов).
Можно сделать вывод, что внеучебные мероприятия – это совместный вид деятельности. Для студентов важно работать в коллективе, вместе со своими друзьями. Отсюда, улучшая психологический климат в коллективе студентов, участвующих во внеучебных мероприятиях, можно увеличить число студентов, желающих заниматься внеучебной деятельностью. Современные студенты уверены в своих силах, недаром второй по значимости причиной участия названо желание проявить себя как личность. Студенты хотят реализовать себя, показать свои таланты.
В целом, студенты скорее удовлетворены внеучебными мероприятиями ВУЗа, но кое-что хотели бы и изменить (48,42 % респондентов), некоторые студенты полностью довольны внеучебными мероприятиями (29,47 %), нашлись те, кто не очень доволен внеучебными мероприятиями (13,68 %) и те, кто совершенно ими не доволен (4,21%). Если большинство студентов не участвует во внеучебной деятельности, но всё же довольны ею, напрашивается вывод о том, что студентов всё-таки что-то не устраивает в подобных мероприятиях, но они просто не задумывались о том, что же именно не так. Это говорит о недостаточно серьёзном отношении студентов к этой деятельности. Видимо, развитие большинства людей как личностей, именно как творческих личностей, находится в период студенчества на начальном или скорее переходном этапе, а отнюдь не на завершающем. Возможно, студенты воспринимают внеучебные мероприятия только как досуг, как приятное, но необязательное занятие.
Можно сделать вывод, что большинство студентов всё же не участвуют во внеучебных мероприятиях ВУЗа, главным образом из-за неинтересной программы этих мероприятий и нехватки времени именно на внеучебную деятельность. И это притом, что, большое число студентов всё же хотели бы в ней участвовать.
В данном исследовании были выявлены следующие виды внеучебной деятельности, известные студентам: творческая, научная, досуговая и спортивная. При этом, подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что самым популярным видом внеучебной деятельности является творческий. Так же среди задач исследования было выявление степени участия и степени информированности студентов о внеучебных мероприятиях. Хотя бы раз участвовали во внеучебных мероприятиях около 37,89 % студентов, а вообще не участвовали около 62,11% студентов. Об информированности студентов можно сказать следующее: о внеучебных мероприятиях известно 95,79% студентов и неизвестно соответственно 4,21% студентов.
Объективные факторы, влияющие на неучастие студентов во внеучебных мероприятиях, это нехватка свободного времени (скорее всего именно на внеучебные мероприятия данного ВУЗа) (51,85% респондентов) и неинтересная программа внеучебной деятельности (40,74% студентов). В ходе исследования была выявлена некая структура целей участия студентов во внеучебных мероприятиях:
Участие друзей (35,4 % ответов);
Желание проявить себя как личность (29,2 % ответов);
Наличие интересной программы внеучебных мероприятий (20,8 % ответов);
Стремление занять своё свободное время (14,6 % ответов).
В ходе исследования было выявлено 4 вида внеучебной деятельности, известные студентам, а именно: творческая, спортивная, научная и досуговая. Большинство студентов информированы о внеучебных мероприятиях, проводимых в ВУЗе. О них в основном студенты узнают от друзей. Из всех видов внеучебных мероприятий самым популярным среди студентов являются творческие мероприятия: концерты, конкурсы. Большинство студентов никогда не участвовали, однако высказали желание участвовать во внеучебных мероприятиях. Доля студентов, которые хотели бы участвовать во внеучебных мероприятиях больше числа студентов, которые на самом деле в них участвуют. Таким образом, степень вовлеченности студентов во внеучебную деятельность вуза не высока. Образовались две главные причины неучастия студентов во внеучебных мероприятиях – это нехватка свободного времени и неинтересная программа мероприятий. В ходе исследования была выявлена структура целей участия студентов во внеучебных мероприятиях: самыми распространенными из них является участие друзей и желание проявить себя как личность. Напрашивается вывод о том, что внеучебные мероприятия – это коллективный вид деятельности. Т.е. участие студентов в подобных мероприятиях зависит в немалой степени от той психологической атмосферы, которая их окружает.
В целом, студенты скорее удовлетворены внеучебными мероприятиями ВУЗа, но кое-что хотели бы и изменить.
В завершении, хотелось бы отметить, что, чтобы увеличить число студентов, участвующих во внеучебной деятельности, прежде всего следует изменить саму программу этих мероприятий, разнообразив их, может быть провести опрос среди студентов, выяснив их предпочтения и интересы, касающиеся подобной деятельности. Хотелось бы, чтобы было больше объявлений о внеучебных мероприятиях, это может повысить степень информированности о них студентов. Также необходимо сделать данную деятельность более доступной для студентов, т.к. многие внеучебные мероприятия проходят в то время когда у студентов занятия, и они просто не имеют возможности в них участвовать.