ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ КО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ КО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Леонтьева В.О. 1
1Институт физической культуры и спорта СГУ Саратов, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное состояние нашего общества, процессы, проходящие в политической, экономической и духовной жизни нашей страны, по­буж­дают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формиро­вания интеллектуального и творческого потенциала лично­сти в высших учебных заведениях. Именно в ВУЗе, пройдя школу общественных орга­низаций, творческих коллективов, студент при­обретает твёрдые жизнен­ные ориентиры, навыки организатора, личностные качества, необходимые учёному, руководителю, обще­ственному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса ВУЗ обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования спо­собностей студента. И совершенно не случайным является факт обостре­ния внимания к проблеме внеучебной деятельности студентов.

Цель исследования – выявление отношения студентов ко внеучебной деятельности в высшем учебном заведении.

Исходя из цели данного социологического исследования, необходимо выделить задачи, на которые следует обратить внимание при проведении этого исследования.

Задачи исследования:

1. Выявить известные студентам виды внеучебной деятельности в высшем учебном заведении;

2. Выявить степень участия студентов во внеучебных мероприятиях высшего учебного заведения;

3. Выявить степень информированности студентов о внеучебных мероприятиях, которые проходят в высшем учебном заведении;

4. Выявить структуру целей участия студентов во внеучебной деятельности.

В соответствии с выборкой в ходе исследования было опрошено всего 95 студентов второго, третьего и четвертого курсов Саратовского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышевского. Из них 83,16% составили женщины и 16,84 % - мужчины.

Подавляющее большинство респондентов не состоят в браке (88,42 % респондентов) и лишь 6,32 % респондентов состоят в зарегистри­рованном браке, 5,26% живут в гражданском браке. У большинства рес­пондентов (97,89 %) нет детей.

По уровню дохода более 50 % респондентов имеют высокий уро­вень дохода (свыше 3001 руб. на одного члена семьи в месяц), чуть меньше

(38,95%) – средний уровень дохода (от 2001 до 3000 руб.), у 6,32% респон­дентов доход составляет от 1001 до 2000 руб. и у 3,16% - до 1000руб. на одного члена семьи в месяц.

Таким образом, средний респондент, принявший участие в нашем ис­следовании, – это представитель женского пола третьего курса в воз­расте 19 лет, не состоящий в браке, без детей и имеющий высокий уровень дохода.

На вопрос о наличии свободного времени были получены следую­щие ответы: у 35,79% респондентов есть несколько свободных часов в день, у 31,58% - много свободного времени, у 23,16% - есть несколько сво­бодных часов в неделю и только у 9,47 % - совершенно нет свобод­ного времени. Следовательно, в основном у студентов имеется свободное время.

При этом его студенты заполняют посещением дискотек, кино и те­атры (28,4 % ответов), продолжать учиться (21,9 % ответов) и работать (18,7 % ответов). Таким образом, можно выделить две катего­рии студен­тов: те, которые предпочитают развлекаться в свободное время и те, кото­рые всё время заняты своим утверждением в жизни (повышение уровня образования и материального положения). Это опровергает миф о том, что студенты в основном беспечный народ, всё же они достаточно серьёзно относятся к жизни, но в то же время не забывают и о развлечениях.

Большинство студентов информированы о внеучебных мероприя­тиях, проводимых в ВУЗе, т.е. 95,79% респондентов знают, какие меро­приятия проводятся и лишь 4,21% опрошенных ничего об этом не слы­шали. При этом, о проведении внеучебных мероприятий студенты в ос­новном узнают от друзей (47,9% ответов) и из объявлений (31%). Также источником информации студенты называют собственную наблюдатель­ность (11,3% ответов). Иногда о внеучебных мероприятиях студентов ин­формируют преподаватели (9,9% ответов).

Из всех видов внеучебных ме­роприятий самым популярным среди студентов являются творческие ме­роприятия: концерты, конкурсы. Это со­ставило 33,5% ответов. Вторым по популярности являются научные меро­прия­тия (28,3% ответов). На третьем месте находятся досуговые мероприя­тия: дискотеки (21,7%) и на самом последнем месте – спортивные меро­приятия (14,2%). Следова­тельно, выдвинутая гипотеза о том, что внеучеб­ную деятельность студен­тов высших учебных заведе­ний можно разделить на такие, известные им, виды: творческая, спортивная, научная и досуго­вая, при этом самым попу­лярным является творческий вид деятельности подтверждается.

Большое количество студентов (45,26% респондентов) предпочи­тают участвовать во внеучебных мероприятиях только в качестве зрителя, в то время как участвовать в них хотят 33,68 %, а организацию внеучеб­ных ме­роприятий выбрали 21,05% студентов.

Это позволяет сде­лать вы­вод о том, что большинство студентов всё же желают, так или иначе уча­ствовать во внеучебных мероприятиях, однако предпочитают де­лать это пассивно. Косвенным образом это подтверждается и тем, что мно­гие студенты никогда не участвовали во внеучебных мероприя­тиях (62,11% респондентов), несколько раз участвовали во внеучебных ме­ро­приятиях гораздо меньше студентов (24,21%) и часто участвуют во вне­учебных мероприятиях совсем мало студентов (всего 13,68 %).

Доля студентов, которые хотели бы участвовать во внеучебных ме­роприятиях (54,73% студентов) больше числа студентов, которые на самом деле в них участвуют (37,89% студентов). Таким образом, степень вовле­ченности студентов во внеучебную деятельность вуза не высока. Более того, студенты относятся к данным мероприятиям пассивно. Только каж­дый второй не возражает против участия в них.

В чем же причины, не позволяющие студентам участвовать во вне­учебных мероприятиях? Можно выделить несколько причин неуча­стия респондентов во внеучебных мероприятиях. Образовались две глав­ные причины неучастия студентов во внеучебных мероприятиях – это не­хватка свободного времени и неинтересная программа мероприятий (эти причины назвали соответственно 51,85% и 40,74% студентов). А т.к., ранее сту­денты высказывались о наличии у них свободного времени, то можно сде­лать вывод о том, что свободного времени студентов не хватает как раз именно на внеучебные мероприятия своего ВУЗа.

В ходе исследования была выявлена структура целей участия сту­дентов во внеучебных мероприятиях: самой распространенной из них яв­ляется участие друзей (35,4% ответов). На втором и третьем местах соот­ветственно - желание проявить себя как личность (29,2% ответов) и нали­чие интересной программы мероприятий (20,8% ответов). На последнем месте – стремление занять свое свободное время (14,6% ответов).

Можно сделать вывод, что внеучебные мероприятия – это совмест­ный вид деятельности. Для студентов важно работать в коллективе, вместе со своими друзьями. Отсюда, улучшая психологический климат в коллек­тиве студентов, участвующих во внеучебных мероприятиях, можно увели­чить число студентов, желающих заниматься внеучебной деятельностью. Современные студенты уверены в своих силах, недаром второй по значи­мости причиной участия названо желание проявить себя как личность. Студенты хотят реализовать себя, показать свои таланты.

В целом, студенты скорее удовлетворены внеучебными мероприя­тиями ВУЗа, но кое-что хотели бы и изменить (48,42 % респондентов), не­которые студенты полностью довольны внеучебными мероприятиями (29,47 %), нашлись те, кто не очень доволен внеучебными мероприятиями (13,68 %) и те, кто совершенно ими не доволен (4,21%). Если большинство студентов не участвует во внеучебной деятельности, но всё же довольны ею, напрашивается вывод о том, что студентов всё-таки что-то не устраивает в подобных мероприятиях, но они просто не задумы­вались о том, что же именно не так. Это говорит о недостаточно серьёзном отношении студентов к этой деятельности. Видимо, развитие большинства людей как личностей, именно как творческих личностей, находится в пе­риод студенчества на начальном или скорее переходном этапе, а отнюдь не на завершающем. Возможно, студенты воспринимают внеучебные меро­приятия только как досуг, как приятное, но необязательное занятие.

Можно сделать вывод, что большинство студентов всё же не участ­вуют во внеучебных мероприятиях ВУЗа, главным образом из-за неинте­ресной программы этих мероприятий и нехватки времени именно на вне­учебную деятельность. И это притом, что, большое число студентов всё же хотели бы в ней участвовать.

В данном исследовании были выявлены следующие виды внеучеб­ной деятельности, известные студентам: творческая, научная, досуговая и спортивная. При этом, подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что са­мым популярным видом внеучебной деятельности является творческий. Так же среди задач исследования было выявление степени участия и сте­пени информированности студентов о внеучебных мероприятиях. Хотя бы раз участвовали во внеучебных мероприятиях около 37,89 % студентов, а вообще не участвовали около 62,11% студентов. Об информированности студентов можно сказать следующее: о внеучебных мероприятиях из­вестно 95,79% студентов и неизвестно соответственно 4,21% студентов.

Объективные факторы, влияющие на неучастие студентов во внеучеб­ных мероприятиях, это нехватка свободного времени (скорее всего именно на внеучебные мероприятия данного ВУЗа) (51,85% респондентов) и неин­те­ресная программа внеучебной деятельности (40,74% студентов). В ходе исследования была выявлена некая структура целей участия студентов во внеучебных мероприятиях:

  1. Участие друзей (35,4 % ответов);

  2. Желание проявить себя как личность (29,2 % ответов);

  3. Наличие интересной программы внеучебных мероприятий (20,8 % от­ветов);

  4. Стремление занять своё свободное время (14,6 % ответов).

В ходе исследования было выявлено 4 вида внеучебной деятельно­сти, известные студентам, а именно: творческая, спортивная, научная и досуговая. Большинство студентов информированы о внеучебных меро­прия­тиях, проводимых в ВУЗе. О них в основном студенты узнают от друзей. Из всех видов внеучебных ме­роприятий самым популярным среди студентов являются творческие ме­роприятия: концерты, конкурсы. Большинство студентов никогда не участвовали, однако высказали же­лание участвовать во внеучебных мероприятиях. Доля студентов, кото­рые хотели бы участвовать во внеучебных ме­роприятиях больше числа студентов, которые на самом деле в них участвуют. Таким образом, сте­пень вовле­ченности студентов во внеучебную деятельность вуза не вы­сока. Образовались две глав­ные причины неучастия студентов во вне­учебных мероприятиях – это не­хватка свободного времени и неинтерес­ная программа мероприятий. В ходе исследования была выявлена струк­тура целей участия сту­дентов во внеучебных мероприятиях: самыми рас­пространенными из них яв­ляется участие друзей и желание проявить себя как личность. Напрашивается вывод о том, что внеучебные мероприятия – это коллективный вид деятельности. Т.е. участие студентов в подобных мероприятиях зависит в немалой степени от той психологической атмо­сферы, которая их окружает.

В целом, студенты скорее удовлетворены внеучебными мероприя­тиями ВУЗа, но кое-что хотели бы и изменить.

В завершении, хотелось бы отметить, что, чтобы увеличить число студентов, участвующих во внеучебной деятельности, прежде всего сле­дует изменить саму программу этих мероприятий, разнообразив их, может быть провести опрос среди студентов, выяснив их предпочтения и инте­ресы, касающиеся подобной деятельности. Хотелось бы, чтобы было больше объявлений о внеучебных мероприятиях, это может повысить сте­пень информированности о них студентов. Также необходимо сделать данную деятельность более доступной для студентов, т.к. многие внеучеб­ные мероприятия проходят в то время когда у студентов занятия, и они просто не имеют возможности в них участвовать.

Просмотров работы: 4872