СОВРЕМЕННЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ ДОМОХОЗЯЙСТВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ ДОМОХОЗЯЙСТВ

Скобелкина Н.Г. 1
1Омский Государственный Институт Сервиса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Будучи важным субъектом экономической деятельности, домашние хозяйства во всей их совокупности вместе с другими социальными и экономическими институтами образуют целостную экономическую систему общества. Являясь главным поставщиком человеческого капитала в общественное производство, домашние хозяйства являются своего рода «индикатором», свидетельствующим о положении дел национальной экономики - уровень благосостояния и стиль жизни домашних хозяйств напрямую зависит от существующих условий хозяйствования и взаимодействия в экономике страны существующих социально-экономических институтов. В условиях недавнего перехода от командной экономики к рыночному хозяйствованию жизненный стандарт и уровень потребления российских домохозяйств подвергся влиянию объективных экономических процессов, в связи с чем их стиль жизни претерпел некоторые изменения. Тем не менее, по прошествии двух десятилетий после перехода к рыночной экономике, домохозяйства, различные между собой стандартом жизни и характером потребляемых товаров и услуг, приспособились к новым условиям и продолжили хозяйствование, реализуя присущие им модели потребительского и финансового поведения. Различие уровня благосостояния и характера потребления общественных благ домохозяйствами, осуществляющими хозяйствование в одинаковых экономических условиях, обусловливает интерес социологов, финансовых и маркетинговых исследователей к причинам дифференциации российских семей по социально-экономическому статусу.

Понятие стиль жизни домохозяйства является сложным и многогранным, включающим социальные, психологические, финансовые характеристики и характер потребления общественных благ. В этой статье представляется целесообразным рассматривать понятие стиль жизни домохозяйства с позиции финансового и маркетингового подходов:

Финансовый подход

Маркетинговый подход

Стиль жизни – умение членов домохозяйства грамотно и эффективно использовать финансовые ресурсы для реализации долгосрочных проектов семьи и обслуживания текущих потребительских практик; определенное соотношение финансовых стратегий – потребления, сбережения и инвестирования[1, c.82].

В рамках подхода предполагается, что индивидуумы, относящиеся к одному социальному классу (социальной группе), имеют схожий стиль жизни и им присуще схожее потребление общественных благ.

Стиль жизни - комплекс социально-экономических характеристик, определяющих потребительское поведение члена общества; личные представления человека о том, как и на что он готов потратить свои деньги и время[3].

Стиль жизни свидетельствует об экономической, социальной развитости домохозяйства, о его осведомленности в происходящих общественно-значимых событиях, о наличии того или иного социального опыта.

В качестве объектов исследования взяты три семьи различного благосостояния и социально-экономического статуса.

Выделение объектов исследования осуществлялось на основе данных Росстата о распределении населения по величине среднедушевых доходов[2], на основе данных маркетингового исследования сегментов с высокими доходами[4] и федерального волнового маркетингового исследования «Стиль жизни среднего класса»[3] маркетингового агентства Quans Research. В типологии домохозяйств были выделены следующие наиболее значимые классы – низкодоходные домохозяйства (со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума), домохозяйства среднего класса (со среднедушевым доходом 10 – 50 тыс. руб.) и высокодоходные домохозяйства (среднедушевой доход выше 54 тыс. руб.).

В соответствии с выделенными на основе результатов социально-экономических и маркетинговых исследований классами домохозяйств, объектами исследования в этой работе являются представители этих социально-экономических групп.

Данные исследований маркетингового агентства Quans Research позволили выделить следующие характеристики[2] объектов исследования, представленные в следующей таблице:

Характеристика

Низкодоходное домохозяйство

Домохозяйство среднего класса

Высокодоходное домохозяйство

1. Социально-демографическая, в т.ч.:

- пол;

- возраст;

- тип домохозяйства;

- количество членов семьи;

-образование супругов;

- сфера профессиональной деятельности;

- занимаемая должность.

Полное домохозяйство, четыре члена семьи:

Два члена мужского пола – в возрасте от 5 до 12 лет – сын (8 лет), в возрасте от 45 до 55 лет – отец (46 лет);

Два члена женского пола – в возрасте от 14 до 18 лет – дочь (15 лет), в возрасте от 35 до 45 лет – мать (41 год);

Два трудоспособных члена семьи (в возрасте от 16 до 60 лет), из них два экономически активных:

Отец – работник бюджетного учреждения культуры (звукооператор), месячный доход – 10000руб.;

Мать – помощник воспитателя в бюджетном дошкольном образовательном учреждении, месячный доход – 6148 руб.

Образовательная характеристика:

Отец – среднее профессиональное образование в сфере культуры и искусства;

Мать – начальное профессиональное образование по профессии повар.

Полное домохозяйство, три члена семьи:

Два члена мужского пола – в возрасте от 14 до 18 лет – сын (16 лет), в возрасте от 35 до 45 лет – отец (43 года);

Один член женского пола – в возрасте от 35 до 45 лет – мать (39 лет);

Два трудоспособных члена семьи (в возрасте от 16 до 60 лет), из них два экономически активных:

Отец – первый заместитель директора управляющей компании «Домсервис», месячный доход – 64300 руб.;

Мать – специалист центра социальных выплат, месячный доход – 17200 руб.

Образовательная характеристика:

Отец – высшее профессиональное образование технического профиля; профессиональная переподготовка по программе «Управление на предприятии».;

Мать – высшее профессиональное образование экономического профиля.

Полное домохозяйство, три члена семьи:

Один член мужского пола – в возрасте от 35 до 45 лет – отец (43 года);

Два члена женского пола – в возрасте от 14 до 18 лет – дочь (14 лет), в возрасте от 35 до 45 лет – мать (38 лет);

Два трудоспособных члена семьи (в возрасте от 16 до 60 лет), из них два экономически активных:

Отец – генеральный директор аутсорсинговой компании «Сервисные технологии», месячный доход – 174 000 руб.;

Мать – старший юрист юридической компании «Клифф Альянс», месячный доход – 64 200 руб.

Образовательная характеристика:

Отец – два высших образования: первое высшее профессиональное образование по программе «Государственное и муниципальное управление», второе – «Землеустройство и кадастры»;

Мать – высшее профессиональное образование по направлению «Юриспруденция (финансовое право)».

2. Инфраструктура семьи (жилье), в т.ч.:

- условия проживания;

- площадь жилья;

- количество комнат;

- способы улучшения жилищных условий;

- оптимальный процент ипотечного кредитования;

- оптимальный срок ипотечного кредитования;

- максимальные ежемесячные расходы на обслуживание ипотечного кредита.

Жилищный фонд: трех комнатная квартира общей площадью 60,5 кв.м. в доме старой постройки, дачный участок общей площадью 250 кв.м.

Ипотечный кредит не представляется возможным. Первоначальный взнос по кредиту неподъемен, максимизация срока кредитования не способствует кредитоспособности домохозяйства.

Жилищный фонд: трех комнатная квартира общей площадью 75 кв.м. в доме новой постройки, дачный участок общей площадью 250 кв.м. возможность ипотечного кредитования.

Наиболее приемлемые условия ипотечного кредита - срок от 15 до 20 лет при размере ежемесячных выплат 12 – 15 тыс. руб., что составляет 20-25% от ежемесячного дохода домохозяйства. Желаемое условие - первоначальный взнос в пределах 10-15% от общей стоимости приобретаемого жилья. Желательна наименьшая процентная ставка.

Жилищный фонд: четырехкомнатная квартира в элитном жилом комплексе общей площадью 122 кв.м., загородный дом общей площадью 84 кв.м. на земельном участке площадью 250 кв.м.

Предпочтительный вариант улучшения или расширения жилищных условий - Покупка квартиры без продажи нынешней. Другой вариант - обмен квартиры на большую с доплатой.

Ипотечное кредитование доступно, но экономически невыгодно. Условия возможного ипотечного кредита: срок кредита – 3-5 лет, ежемесячные отчисления порядка 37% ежемесячного дохода.

3. Материальное положение, в т.ч.:

- наличие «знаковых» предметов;

- уровень материального благосостояния;

- уровень желаемого дохода.

Ежемесячный доход семьи – 14776 руб. за вычетом НДФЛ.

Низкий стандарт жизни и потребления, потребление базовых товаров и услуг.

Отсутствие «знаковых предметов».

Желаемый доход домохозяйства – увеличение текущего дохода в 2 раза.

Ежемесячный доход домохозяйства - 71269 руб. за вычетом НДФЛ. Сравнительно высокий жизненный стандарт и уровень потребления. Наличие «знаковых» предметов среднего класса:

персональный компьютер, кондиционер в квартире, цифровая фотокамера, сотовые телефоны дороже 10 000руб., дачный участок, а так же абонементы в спортклубы, тренажерные залы и бассейны.

Ежемесячный доход - 207 598 руб. за вычетом НДФЛ. Высокий жизненный стандарт и уровень материального благосостояния. Большой набор потребительских практик. Наличие «знаковых» предметов: загородный дом, автомобиль, аудио, видео, бытовая техника, произведения искусства а так же «знаковые» характеристики - членство в ассоциации юристов России.

4. Текущие расходы, в т.ч.:

- расходы на продукты питания;

- расходы на питание вне дома;

- расходы на товары повседневного спроса;

- посещение кинотеатров, театров, музеев, выставок;

- посещение баров, ресторанов, ночных клубов.

Ограниченное количества продуктов питания не самого высокого качества.

Питание вне дома практикуется редко.

Потребление товаров повседневного спроса.

Крайне редкое посещение кинотеатров, театров, музеев, выставок, а так же баров, ресторанов, ночных клубов.

Доля расходов на продукты питания в структуре финансового бюджета составляет 23% или 16 391 руб. Потребление качественных продуктов. Питание вне дома составляет около 10% финансового бюджета семьи, или 7 126,9 руб.

Покупка товаров повседневного спроса - одна из важнейших статей расходов домохозяйства. Средние ежемесячные расходы в этом сегменте - 7 345 руб.

Доля расходов на продукты питания в структуре финансового бюджета - порядка 15% или 31 139 руб. высокое качество и разнообразие потребляемых продуктов питания. Практика питания вне дома. Товары повседневного спроса – разумеющаяся статья расходов. Частое посещение культурных заведений. Частые походы в бары, клубы, рестораны.

5. Хобби и спорт, в т.ч.:

- увлечения;

- занятия спортом и фитнесом;

- расходы на хобби и спорт.

Не характерно посещение спортклубов, тренажерных залов, бассейнов. Посещение художественной школы подрастающим членом семьи.

Активное посещение спортклубов, тренажерных залов и бассейнов. Хобби представителей мужского пола домохозяйства – рыбалка.

Умеренная потребительская активность в сегменте подобных услуг. Пользование абонементами тренажерных залов и бассейнов в зависимости от располагаемого времени.

6. Туризм и отдых, в т.ч.:

- места отдыха;

- расходы на отдых;

- длительность отдыха;

- планы на ближайший отпуск;

- мотивация выбора мест отдыха.

Невозможность дальних туристических следований. Поездки к родственникам бюджетным вариантом – посредством плацкартного вагона поезда.

Систематическое пользование услугами туристических компаний, фактически раз в год.

Предпочитаемые места туристического отдыха - страны традиционного туризма(Турция, Египет и пр.). В выборе туристического места члены семьи руководствуются экономическими соображениями фактором традиционализма.

Активное потребление услуг туристического рынка – порядка двух раз в год. В выборе мест отдыха члены семьи руководствуются факторами качества и условий отдыха, длительности, количества звезд предполагаемого отеля, ценой.

Предпочтение экзотических островов – Кубы, Доминиканы и пр., а так же стран Юго-Восточной Азии(Индии, Китая, Бали) странам традиционного туризма.

7. Образовательные услуги, в. т.ч.:

- пользование платными образовательными услугами;

- расходы на платные образовательные услуги.

Несклонность пользования платными услугами взрослыми членами;

Пользование платными услугами художественной школы.

Активное пользование платными образовательными услугами: получение первого высшего образования, повышение квалификации.

услугами репетитора, курсы иностранных языков, а так же платные услуги автошкол и курсы вождения.

Активное пользование платными услугами: получение высшего профессионального образования, повышение квалификации, практика частных занятий, репетиторство, курсы иностранных языков, выезды в летние школы, участие в образовательных программах и олимпиадах регионального и федерального значения.

8. Медицинские услуги, в т.ч.:

- пользование платными медицинскими услугами;

- расходы на платные медицинские услуги.

Нехарактерно пользование платными услугами. Предпочтительным является бесплатное государственное медицинское обслуживание.

Популярность и платных медицинских услуг: услуги стоматолога, услуги докторов платных медицинских учреждений, услуги массажиста.

Пользование обязательными медицинскими услугами: вызов врача на дом, госпитализация, услуги поликлиник. Пользование платными услугами санаториев.

Преобладающая доля платных услуг в структуре их потребления медицинских услуг. Пользование услугами платных оздоровительных учреждений для детей, санаториев-профилакториев, посещение домов отдыха и выезд на загородные базы отдыха.

9. Одежда и обувь, в т.ч.:

- приобретение одежды и обуви;

- расходы на одежду и обувь;

- фактор выбора одежды и обуви.

Приобретение ограниченного количества одежды и обуви для повседневной жизнедеятельности, призванными быть подходящими на все случаи жизни.

Определяющие факторы выбора одежды и обуви – цена, качество и прочность товара.

Высокая покупательская активность. Наибольшая доля в расходах на приобретение одежды - демисезонная повседневная одежда (легкие куртки и пальто, плащи и прочее), верхняя одежда на зимнее время. Летняя обувь более востребована, чем демисезонная.

Активное потребление всех групп товаров данного сегмента. Определяющими в приобретении являются факторы моды, стиля, марки производителя и качества пошива, соответствие товара социальному и профессиональному статусу.

10. Бытовая, компьютерная, видео техника, в т.ч.:

- приобретение техники;

- расходы на технику;

- причины приобретения техники.

Низкая обеспеченность домашним имуществом. Наличие необходимых предметов техники: холодильник, стиральная машина, телевизор, газовая плита, утюг, компьютер, эксплуатируемый достаточно длительный срок.

Причины приобретения техники – поломка или заблаговременное планирование покупки. Факторы в выборе техники – качество товара, наличие гарантийного срока, возможность кредита и наличие скидок.

Активное потребительское поведение. Обновление домашней техники по достижении ее морального и физического устаревания. Высокая обеспеченность средствами бытовой, компьютерной, видео техники. Наличие пылесоса, DVD-плеера, стиральной машины, кондиционера. Ориентация на приобретение новых современных товаров.

Высокая потребительская активность, приобретение товаров премиум-класса. Наличие товаров «статусного потребления»: домашний кинотеатр, посудомоечная машина, кондиционер, импортные тренажеры, антенна спутникового телевидения, видеокамера. цифровой фотоаппарат. Мобильные телефоны стоимостью более 20 тыс. руб. Наличие предметов основного пользования: компьютер, музыкальный центр, пылесос, стиральная машина, кухонная техника – холодильник, микроволновая печь.

Факторы приобретения товаров - качественный сервис, быстрая доставка, надежное техническое обслуживание.

11. Мебель, в т.ч.:

- приобретение мебели;

- расходы на мебель;

- причины приобретения мебели.

Обеспеченность в необходимых базовых предметах мебели, многие из которых устарели и требуют реставрации. Неготовность к приобретению мебели.

Всесторонняя обеспеченность предметами мебели: кухонные, гостиные гарнитуры, письменные столы, многофункциональные диваны, журнальные столики и пр. Активное обновление мебельного фонда по причине его износа.

Высокая степень обеспеченности. Наличие мебельных гарнитуров премиум-класса широкого профиля: кухонный гарнитур, мягкая мебель, шкафы-купе, мебель для рабочего кабинета. Причины приобретения мебели – физический и моральный износ, обновление интерьера.

12. Автомобиль, в т.ч.:

- наличие автомобиля;

- марка автомобиля;

- расходы на обслуживание автомобиля.

Наличие подержанного автомобиля российского автопрома мощностью двигателя 134 л.с. Ежемесячные выплаты транспортного налога – 2010 руб.

Наличие легкового автомобиля марки марки Nissan Teana мощностью двигателя 173 л.с. Ежегодные выплаты транспортного налога - 5 190 руб.

Пользование платными услугами автосервиса.

Наличие легкового автомобиля марки Skoda Superb мощностью двигателя 184 л.с. Ежегодные выплаты транспортного налога - 5 520 руб.

Полное техническое обслуживание в сервисных центрах.

13. Пресса и медиа, в т.ч.:

- чтение ежедневных газет, деловых журналов, информационно-развлекательных изданий, ежемесячных журналов;

- использование интернет на работе и дома.

Активное чтение газет, журналов, информационно-развлекательных изданий. Непопулярность чтения деловых изданий. Развлекательный характер пользования сети Интернет.

Чтение ежедневных газет: «Комсомольская правда», «Спорт-экспресс», «Известия».

Чтение деловых изданий: «Эксперт», «Экономика и жизнь», «Финансы».

Чтение еженедельных развлекательных изданий: «Автомир», «Аргументы и факты». Чтения ежемесячных глянцевых журналов. Меньшее использование сети Интернет дома, чем на работе.

Активное чтение ежедневных изданий: «Независимая газета», «Коммерсант», «Спорт-экспресс». Высокий интерес к деловым изданиям: «Русский Ньюсуик», «Эксперт», «Секрет фирмы». Высокая степень использования сети Интернет как на работе, так и дома.

14. Банковские услуги, в т.ч.:

- склонность к накоплению;

- форма сбережения;

- валюта сбережений;

- планы по использованию накоплений;

- отношение к инвестированию;

- пользование банковскими услугами;

- причины потребительской пассивности на банковском рынке;

- использование банковских карт;

- популярность платежных систем;

- получение потребительских кредитов;

- направления расходования заемных средств.

Низкая склонность к накоплению. Отсутствие интереса к инвестиционным стратегиям. Пользование банковскими картами Сбербанка России. Получение потребительских кредитов.

Наличие склонности к накоплению. За последние три года средняя сумма накоплений за каждые истекшие 12 месяцев соответствовала 8% от совокупного годового дохода домохозяйства. В минувшем году эта сумма составила 68 418,24 руб.

Достаточно высокий размер имеющихся сбережений. Только за последние три года их прирост можно оценить в 198 418 руб.

Наиболее популярный финансовый инструмент - банковский вклад депозитом в Сбербанке. Предпочитаемая валюта сбережений – российские рубли.

Цели накопления: расширение жилищного фонда – приобретение квартиры, оплата отдыха и путешествий, приобретения в жилое пространство.

Высокая склонность к накоплению. За последние три года прирост накоплений соответствует 15% совокупного годового дохода домохозяйства - 373 676,4 руб. Высокий размер имеющихся сбережений. прирост порядка 1 093 676,4 руб. за последние три года Использование как сберегательных, так и инвестиционных стратегий. отчисление порядка 25% семейного дохода в НПФ,

20% на развитие бизнеса. Варианты использования сбережений - получение престижного образования в России или за рубежом, обслуживание потребительских практик премиум-класса, вложения в недвижимость.

15. Страховые услуги, в т.ч.:

- использование добровольного страхования;

- причины пассивности на рынке страхования.

Пассивность на рынке добровольного страхования. Причинами пассивности могут быть отсутствие информированности и недостаточность финансовых средств для принятия участия в программах добровольного страхования.

Добровольное пенсионное страхование, автострахование, индивидуальное страхование, сочетающее страхование от несчастных случаев с долгосрочным страхованием жизни.

Добровольное пенсионное страхование, автострахование, индивидуальное страхование, сочетание страхования от несчастных случаев с долгосрочным страхованием жизни, управление рисками бизнеса и страхование от преступлений.

На основе рассмотренных характеристик объекты исследования ведут совершенно отличные стили жизни.

Стиль жизни низкодоходногодомохозяйства характеризуется низким жизненным стандартом и уровнем потребления. По объективной причине низкого среднедушевого дохода стиль потребления этой семьи однообразен и «смещен» в сторону предметов первой необходимости и обязательных услуг (питание, одежда, обувь, оплата жилья и коммунальных услуг). В практике потребления домохозяйства снижено потребление социально-значимых услуг, способствующих развитию и социализации личности, расширению социальных практик и удовлетворению духовно-культурных потребностей.

В практике повседневного потребления данной семьи преобладают продовольственные товары и товары повседневного спроса, а так же товары сегмента «Одежда и обувь». Будучи основными статьями расходов в структуре бюджета семьи, эти товары представляют собой и основные статьи экономии. В потреблении продовольственных товаров значительно снижена доля фруктов и ягод, сахара и кондитерских изделий, мяса и мясопродуктов, морепродуктов, а так же кофе и неалкогольных напитков. Предпочитаемой точкой покупки товаров этой категории является рынок. В выборе одежды и обуви члены семьи руководствуются ценовым фактором, фактором качества, надежности и практичности. Во внимание принимается такой вопрос, как возможность сочетания приобретаемой вещи с уже имеющимися.

Обеспеченность домохозяйства жилым фондом можно оценить как удовлетворительную - семья обладает трех комнатной квартирой общей площадью 60,5 кв.м. в доме старой постройки. Социальная норма на человека (18 кв.м. площади жилья) удовлетворяется частично – на данную семью из четырех человек положено 72 кв.м.

Ипотечное кредитование как один из способов улучшения жилищных условий семьи представляется не самым приемлемым вариантом, т.к. программа ипотечного кредитования предполагает первоначальный взнос, в среднем равный 40% от стоимости приобретаемого жилья и его дальнейшие ежемесячное погашение. Этот вариант представляется невозможным, т.к. даже при сроке ипотечного кредитования в 30 лет и приобретении трехкомнатной квартиры на вторичном рынке жилья ежемесячные выплаты на погашение кредита составят значительную долю семейного бюджета. Внесение первоначального взноса по ипотеке так же представляется сомнительным, т.к. финансовая ситуация не располагает домохозяйство к накоплению сбережений.

Среди расходов на оплату пользования платными услугами основными являются расходы на оплату услуг ЖКХ.

В инфраструктуре исследуемого домохозяйства присутствует подержанный автомобиль российского автопрома. Техническое обслуживание автомобиля производится самостоятельно хозяином транспортного средства.

Наиболее популярным видом проведения свободного времени и организации отдыха является просмотр телепередач, работа в подсобном хозяйстве, а так же чтение книг, газет и журналов. Среди читаемых изданий преобладают новостные обозрения общественных событий, а так же газеты и журналы развлекательного характера. Члены домохозяйства не расположены к чтению деловых журналов, т.к. далеки от событий мира бизнеса. Использование сети Интернет дома носит так же развлекательный характер и является средством связи и общения. Специфика работы и матери, и отца не требует необходимости пользования ресурсами сети Интернет. Другие ежедневные формы проведения досуга и отдыха не пользуются популярностью по причине того, что характер трудовой деятельности отнимает много времени.

Отмечается крайне редкое посещение развлекательных клубов, ресторанов, баров, дискотек различных спортивных учреждений членами домохозяйства.

Характер потребления исследуемого домохозяйства носит рациональный характер. В приобретении товаров члены семьи руководствуются их функциональностью. В связи с обозначенными особенностями финансового бюджета можно сделать вывод о том, что демонстративное потребление у домохозяйства присутствует лишь в латентной форме. Если бы доход домохозяйства увеличился, например, в два раза, дополнительные деньги стали бы тратиться на хорошую одежду и обувь, качественные продукты питания, лечение, т.е. уже имеющиеся потребительские практики развивались бы в глубину и охватывали бы большие их аспекты. В этом случае основными статьями экономии стали бы уже расходы на организацию досуга и отдыха, т.е. с повышением дохода семья стала бы уже экономить на развлечениях.

У домохозяйства отмечается крайне низкая склонность к накоплению, поскольку практически весь доход уходит на обслуживание текущих нужд. Эта же причина, а так же ряд профессиональных и социально-экономических характеристик членов семьи, обусловили отсутствие интереса к инвестированию и неумение и нежелание домохозяйства как субъекта экономики осваивать этот вид финансового поведения.

Стиль жизни домохозяйства среднего класса характеризуется сравнительно высоким жизненным стандартом. В отличие от низкодоходного домохозяйства стиль его потребления характеризуется пользованием социально-значимых услуг, способствующих развитию и социализации личности, удовлетворению духовно-культурных и психологических потребностей. Будучи обеспеченной основными товарами и услугами, данная семья тратит свой дискреционный доход на покупку непродовольственных товаров, пользование различными услугами, углубляет сложившиеся потребительские практики и приобретает новые.

Внимание членов домохозяйства в большинстве своем уделяется формировании и реализации человеческого капитала. Члены домохозяйства четкие представления о том, какими интеллектуальными ресурсами они должны обладать. Этим обусловлена высокая грамотность членов семьи, владение многими профессиональными навыками и их конкурентоспособность на рынке труда. Движущей силой предпринимаемых действий членами домохозяйства является обеспечение финансовой стабильности, и наращивания его «экономической мощи».

Большое внимание уделяется качеству медицинского обслуживания. Домохозяйство готово пользоваться платными медицинскими услугами частных клиник, приобретать абонементы в спортклубы, бассейны, тренажерные залы, а так же прибегать к услугам санаториев-профилакториев. Заинтересованность членов семьи в хорошем физическом состоянии и сохранении привлекательности обусловлена не только желанием нравится окружающим людям, но объективными профессиональными причинами – необходимостью сохранения высокой работоспособности и презентабельного внешности.

Инфраструктуры семьи является достаточно развитой, включая в себя два объекта недвижимости – квартиру в доме новой постройки и дачный участок, а так же легковой автомобиль зарубежного автопрома. Техническое обслуживание автомобиля включает пользование услугам автосервиса, такими как компьютерная диагностика, ремонт и обслуживание. Ежегодно домохозяйство выплачивает транспортный налог в размере 5190 руб.

Высокая обеспеченность домохозяйства предметами быта – аудио, видео, бытовой техники, и развитый мебельный фонд обусловлены жизненным циклом семьи. Члены семьи на данном этапе склонны использовать дискреционный доход на приобретение дополнительных продуктов, расширяющих бытовую практику.В отношении предметов аудио, видео, бытовой техники домохозяйство тяготеет к обновлению по достижении ими морального и физического устаревания.

В выборе товаров сегмента «Одежда и обувь» члены семьи наравне с ценой руководствуются модой, стилем, маркой производителя, соответствием одежды профессиональному и социальному статусу домохозяйства. В сегменте товаров обуви большая активность отмечается в приобретение женской обуви, нежели мужской, что обусловлено большим вовлечением женского члена семьи в fashion индустрию.

В потребительскую практику семьи так же входит пользование туристическими услугами. В большинстве своем это сложившийся традиционный бюджетный отдых. В выборе мест отдыха члены семьи руководствуются экономическим и традиционным мотивами. Руководствуясь экономическим мотивом, члены домохозяйства склонны выбирать бюджетный отдых, который позволяет за небольшие средства поменять обстановку и отвлечься от работы. При этом качество такого путешествия рассматривается после фактора цены. Руководствуясь традиционным мотивом, члены домохозяйства характеризуют себя как консерваторы.

Члены домохозяйства проявляют осведомленность в общественных событиях страны, что обусловлено чтением ежедневных газет, деловых журналов, информационно-развлекательных и ежемесячных изданий. Чтение деловых изданий обусловлено интересом к событиям политического характера, событиям, связанным с последствиями экономического кризиса и иным информационно емким темам. Популярность ежемесячных журналов объясняется их специализацией на статусном потреблении. В этих журналах даются советы и излагаются тенденции в моде и стиле, поэтому они являются популярными среди женской аудитории представителей среднего класса.

Финансовое поведение домохозяйства тяготеет скорее к сберегательным стратегиям, нежели инвестиционным. Обладая склонностью к накоплению, домохозяйство наращивает свой финансовый потенциал для реализации долгосрочных программ – получения высшего образования, овладения дополнительными навыками, приобретения дополнительного объекта недвижимости или транспортного средства, а так же обслуживание своих потребностей в отдыхе, развлечениях и потреблении продуктов и услуг, свидетельствующих о принадлежности семьи к среднему классу.

Уровень материального благосостояния и жизненный стандарт высокодоходного домохозяйства можно охарактеризовать как высокий, что является определяющим в специфике потребительских практик. Члены домохозяйства тяготеют к разнообразию потребляемых товаров и услуг, помимо основных статей расходов в семейном бюджете домохозяйства имеют место расходы на предметы и услуги премиум-класса. Доля дискретного дохода домохозяйства является значительной в структуре всех его доходов, что так же обосновывает наличие в семье «знаковых» предметов, свидетельствующих о материальном благосостоянии, уровне культуры, образования ее членов, и ее принадлежности к классу высокодоходных домохозяйств.

Потребление продуктов питания отличаются их высоким качеством и разнообразием. Эта статья расходов ни коим образом не является статьей экономии. Доля расходов на питание вне дома является достаточно высокой, это обусловлено недостатком времени и нежеланием членов домохозяйства после трудового дня готовить. Питание вне дома характеризуется посещением дорогих ресторанов и кафе.

Посещение культурных заведений, таких как театры, концерты, музеи, выставки занимает важное место в организации досуга и свободного времени. Члены домохозяйства частые гости подобных заведений. Походы в бары, клубы и рестораны так же не лишены частотности.

Специфика работы и ресурсы времени членов домохозяйства определяют их умеренную активность в сегменте спортивно-оздоровительных услуг. Тем не менее, члены семьи приобретают абонементы в тренажерные клубы и бассейны и посещают эти заведения, когда имеют в распоряжении свободное время.

Высокодоходное домохозяйство является активным потребителем на рынке туристических услуг. Порядка двух раз в год члены домохозяйства отправляются в путешествия. Консервативность и следование сложившимся традициям в выборе мест отдыха не характерно для членов данной семьи, потребление услуг туристического сегмента характеризуется желанием получать яркие эмоции и впечатления. Это определяет выбор домохозяйства мест отдыха не в странах традиционного туризма(Турция, Египет и пр.), а в качественно и культурно иных местах: на экзотических островах(Куба, Доминикана и пр.), в Юго-Восточной Азии(Индия, Китай, Бали и т.д.).

Социальная активность членов домохозяйства обусловлена их высоким образовательным уровнем, стремлением к приобретению новых навыков и умений. Этим объясняется их активное пользование платными образовательными услугами, интерес к образовательным поездкам и программам за рубежом.

В структуре потребления медицинских услуг является внушительной доля платных медицинских услуг. Семья практически не пользуется государственным медицинским обеспечением, предпочитая доверять свое здоровье и средства частным клиникам. В практике санаторного отдыха следует отметить платные оздоровительные учреждения для детей, а так же санатории-профилактории, посещение домов отдыха и выезд на загородные базы отдыха.

Потребление продуктов в сегменте одежды и обуви носит принципиальный характер. Среди факторов выбора одежды и обуви доминирующими являются факторы моды, стиля, марки производителя и качества пошива. Соответствие одежды и обуви профессиональному и социальному статусу членов домохозяйства является определяющим в потреблении этой группы товаров.

Потребительская активность домохозяйства в сегменте товаров аудио, видео, бытовой техники характеризуется приобретением товаров преиум-класса. Причинами приобретения техники могут быть расширение бытовых возможностей, создание комфортных условий. Члены домохозяйства высоко ценят время, соответственно факторами приобретения данных товаров так же могут служить высококачественный сервис, быстрая доставка, надежное техническое обслуживание и ремонтные услуги.

Члены домохозяйства склонны читать ежедневные издания, преимущественно их Интернет-версии. Динамичный образ жизни, специфика профессиональной деятельности и потребность в постоянном доступе к оперативной информации обусловливают высокий интерес членов домохозяйства к деловым изданиям.

Доля информационно-развлекательных изданий и ежемесячных журналов среди всех читаемых членами домохозяйства сравнительно мала. Члены семьи предпочитают находить для себя активные формы досуга и не тяготеют к подобному времяпрепровождению.

Использование сети Интернет отмечается как на работе, так и дома, хотя на работе по объективным причинам большего проведения времени, этот показатель несколько выше. Пользование членами домохозяйства сети Интернет носит преимущественно деловой характер.

У домохозяйства отмечается высокая склонность к накоплению. Финансовое поведение характеризуется использованием не только сберегательных, но и инвестиционных стратегий, что обусловлено осведомленностью в событиях финансового рынка и образовательным уровнем членов домохозяйства. Распределяя свои риски, члены домохозяйства отчисляют порядка 25% семейного дохода в негосударственные пенсионные фонды, 20% выделяется на развитие бизнеса.

Использованная литература:

  1. Суркин, В.В.Финансы домохозяйств в исследованиях зарубежных и российских экономистов / В.В. Суркин // Сервис: plus. – 2008. - №2 –

С. 82-86.

  1. Статистические данные о распределении населения по величине среднедушевых доходов [электронный ресурс] - http://www.gks.ru/freedoc/newsite/population/urov/urov31kv.htm.

  2. Проект «Стиль жизни среднего класса»: федеральное волновое маркетинговое исследование российских розничных рынков / Маркетинговое агентство Quans Research – 2011. – URL: http://www.marketing.spb.ru/mr/social/middle_class.htm

  3. Маркетинговое исследование дискреционного потребления в России / Маркетинговое агентство Quans Research – 2008. – URL: http://www.quans.ru/portfolio/ownprojects/million/Luxury.ppt

Просмотров работы: 5266