ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТО - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТО

Короткова Д.Д. 1
1РГАУ-МСХА им.К.А.Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На Руси, как известно, долго запрягают, но быстро едут. Такая ситуация сложилась и с вступлением России в ВТО. Россия начала переговоры о присоединении к ВТО в 1993 году, и лишь в декабре 2011 года министерская конференция Всемирной торговой организации одобрила условия нашего членства. И только в декабре 2012 года на Конференции в Женеве Россия вступила в ВТО.

Теперь России необходимо в ближайшие 6 лет пересмотреть объёмы государственной поддержки агропромышленного комплекса. Начиная с этого года и до 2017 года необходимо уменьшить её объём в 2 раза, то есть до 4,4 млрд. долларов в год. Это несомненно негативно отразится на сельском хозяйстве нашей страны. Гораздо разумнее для интеграции отечественного сельского хозяйства в мировой рынок было бы провести большую подготовительную работу, но мы не смогли на переговорах в Женеве отвоевать для нашего сельского хозяйства никаких специальных условий: ни переходных периодов, ни возможности таможенно-тарифного регулирования внутреннего продовольственного рынка.

В то же время США выделяют на поддержку своих сельхозпроизводителей большие средства. Та же ситуация и с Евросоюзом, где так же не экономят на поддержке фермеров. Эти средства измеряются десятками миллиардов долларов. И при этом это не начальный этап их вступления в ВТО, как у нас, а вполне сформировавшаяся, хорошо встроенная и доказавшая свою эффективность система. Таким образом, господдержка идёт на развитие сельского хозяйства и на решение текущих проблем, а не на перестройку всей системы, как это происходит у нас после вступления в ВТО. Ещё одной проблемой является для нас то, что помощь сельскому хозяйству в России в большей своей части выражается в предоставлении субсидированных кредитов, что явно недостаточно для развития, модернизации и создания современной агропромышленной инфраструктуры.

Следовательно, западная еда имеет достаточно субсидий, чтобы проникнуть на наш рынок и практически захватить его. Это не только сделает отечественные товары неконкурентоспособными, но и поставит крест на мечтах об экспорте российского продовольствия. Таким образом, без госинвестиций сельское хозяйство России не выдержит конкуренции. Необходимо применить серьёзные рычаги государственной поддержки отечественного сельского хозяйства и создать равные условия для отечественных и зарубежных товаропроизводителей на российском рынке. Прежде всего, требуется откорректировать импортные тарифы, особенно на животноводческую продукцию, которые значительно ниже, чем в странах Европейского союза. Однако осуществить это будет сложно, поскольку повышение тарифов чревато осложнениями социально-экономического и политического характера. Не трудно представить, что произойдет в случае ограничения импорта, например, мяса птицы, при увеличении его производства в России на 20-25%. Это приведет к резкому повышению цен на данную продукцию внутри страны, ударит по семейным бюджетам, вызовет недовольство населения. Вместе с тем, отсутствие экспортных субсидий не сулит выигрыша и от экспортных операций с агропродукцией.

Решение проблемы государственной поддержки по западному варианту (искусственное поддержание высоких цен на продовольствие и налог на конечного потребителя) нежелательно для нашего населения, у большинства которого расходы на питание уже достигают 80% расходов семейного бюджета. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей должна быть иной. Прямая поддержка, которая сейчас преобладает, неприемлема, поскольку в этом случае поддерживаются и неэффективные агропроизводства. Целесообразнее оживить госзаказ, стимулирующий сельхозтоваропроизводителя, чтобы выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию при достаточно надежном участии государства в развитии инфраструктуры продовольственного рынка.

Кроме того, необходимо развивать малое предпринимательство на селе с целью повышения занятости сельского населения и создания конкурентной среды, в которой гонка будет идти за оптимальным соотношением цены и качества товара. Если отечественные производители смогут обеспечить население достаточным количеством качественной продукции по доступным ценам, то вытеснение западных продуктов произойдёт естественным путём.

На данном же этапе развития нашей страны вступление в ВТО даёт нам лишь ущемление наших социально-экономических интересов. А выгоду от участия получат лишь промышленно развтые страны за счёт развивающихся (таких как наша). Таким образом, одни страны получат возможность максимально использовать свои конкурентные преимущества, а другие будут задавлены этими странами. Это путь к ещё большей дифференциации между богатыми и бедными странами. И это ещё далеко не все проблемы, которые нам грозят в обозримом будущем.

Ещё одной проблемой является необходимость изменения национального законодательства для приведения его нормам ВТО. В результате мы будем иметь ситуацию, когда станет невозможным повышение импортных таможенных тарифов выше уровня тарифов, согласованных членами ВТО. А где при этом гарантия, что в ВТО не будут приняты именно такие таможенные тарифы, которые будут ущемлять интересы нашей страны? И даже в такой ситуации, Россия, связанная договором с членами ВТО, не сможет применить количественные ограничения в отношении импортных товаров, экспортные субсидии, предоставить привилегии собственному аграрному комплексу. По сути, мы не сможем ничего с этим поделать, как бы пессимистично это не звучало. России будет разрешено применить меры по защите внутреннего рынка от давления импорта лишь в случае доказанной угрозы продовольственной, экономической и экологической безопасности страны. Но в этом случае играет большую роль то, что этот факт должен быть доказан. А это сделать весьма проблематично. Например, Уралу при сложной экологической обстановке в этом регионе, вряд ли удастся доказать пригодность к употреблению продукции, производимой на землях с высокой техногенной нагрузкой. Поэтому "излишки" импорта всегда будут оправданы. И даже если удастся доказать необходимость мер защиты внутреннего рынка и применить их в жизни, то объем импортных квот, согласно основным условиям ВТО о селективной защите, всё равно не может быть ниже среднего за последние три года, предшествующие расследованию спорных вопросов.

Приходится учитывать и то обстоятельство, что в соответствие с правилами ВТО, страна должна предоставлять национальный режим импортерам из стран-членов ВТО. Это означает, что правительства не должны создавать более благоприятные условия отечественным производителям по сравнению с иностранными или оказывать предпочтение какому-либо иностранному поставщику.России сейчас целесообразно не откладывать процесс адаптации к тарифным квотам, как и к механизму введения специальных охранных мер, необходимость в которых возникает тогда, когда появляется критическая ситуация с импортом какого-либо продукта, особенно при значительном увеличении его объема по сравнению с допустимым. Но специальная охранная мера может быть использована только в отношении продуктов, которые были тарифицированы, а не в отношении импорта в рамках тарифной квоты. Право применять эти меры правительство должно специально оговорить в обязательствах по сельскому хозяйству.Когда региональному АПК России наносится серьезный ущерб, размер ущерба необходимо просчитывать в различных вариантах. К сожалению, охранные меры в ВТО свертываются, и к тому же вновь присоединившимся странам это право фактически не дано. Новые соглашения могут быть приняты для развивающихся стран только после полной реализации всех принятых ими ранее обязательств по присоединению. Наши отечественные товаропроизводители вряд ли смогут высказать и удовлетворить свои требования о внесении изменений в ранее принятые соглашения. В этом случае отечественное аграрное производство, особенно в экономически слабых регионах, не имеющих в бюджете средств для дотирования своих сельских хозяйств на достаточном уровне, будет практически уничтожено. Затем очередь дойдет и до остальных сфер АПК. При низких тарифах затраты могут превысить тарифный доход.

Поддержка сельских хозяйств должна находиться на уровне, не ущемляющем интересы стран-членов ВТО, агропродукция которых ввозится в нашу страну, в том числе в конкретные ее регионы. С этой целью необходимо использовать и внутрирегиональные и внутрихозяйственные резервы. Должны быть созданы условия для обновления фондов, износившихся до критического состояния, за счет развития региональных сельскохозяйственный финансово-кредитных систем (региональных, кооперативных крестьянских ипотечных банков и сельских кредитных кооперативов). Нужно расширить доступ к рынкам сбыта продукции АПК за счет создания кооперативной крестьянской оптово-розничной системы (сельскохозяйственных государственно-кооперативных оптовых продовольственных рынков, районных баз для хранения сельхозпродукции, сельскохозяйственных сбытовых кооперативов). Важнейшая задача - обеспечение эквивалентности обмена в АПК за счет развития кооперации и агропромышленной интеграции. Не менее важны повышение инвестиционной привлекательности сельских районов на основе развития рынка сельскохозяйственных земель (с учетом мер, оптимизирующих их рыночный оборот) и повышение производительности труда и качества продукции на основе использования принципов хозрасчета во взаимоотношениях трудовых коллективов, а также интенсивных методов повышения квалификации кадров сельскохозяйственных предприятий, в том числе управленческих кадров.

Таким образом, первоочередной задачей является переориентировать продовольственную политику России на развитие конкурентоспособного межгосударственного и внутреннего российского продовольственного рынка. И при этом удержать уровень продовольственной безопасности страны на таком уровне, чтобы не подрывалась и экономическая безопасность регионов России.Литература1. Пустуев А.Л. Стратегия преодоления кризиса в сельском хозяйстве проблемных регионов. - М.: Изд-во ГУП "Агропресс", 2002. 2. Чашин В.К. Мониторинг агропреобразований: региональный аспект. - М.: Изд-во ГУП "Агропресс", 2003. 3. Кмселёв С., Рошашкин Л. – Вступление России в ВТО: влияние на сельскохозяйственную торговлю и производство – Из-во: ICTSD, 20124. http://www.ruralcredit.ru/514/939/1536/

Просмотров работы: 1646