АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО «ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО «ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ»

Новикова Е.А. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема этого произведения - спасение деда Лариона из лесного пожара маленьким зайцем. Этим рассказом автор поднимает несколько проблем, а именно: тесная взаимосвязь человека и природы, доброта одних людей и равнодушие других. Главной идеей, на мой взгляд, является то, что человек должен ощущать ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе, должен быть добрым и отзывчивым не только к людям, но и к животным. Данное произведение имеет драматический пафос, т.к. мы видим успешную борьбу человека, как со стихией природы, так и с человеческим равнодушием.

Если рассматривать сюжет данного рассказа, тов сюжете произведения лежит история о деде Ларионе Малявине, который пошел охотиться жарким августовским днем в лес и был застигнут врасплох лесным пожаром, который чуть не унес его жизнь, но благодаря зайцу, который вывел его из огня, он был спасен. Конфликт в произведении скрытый: мы видим внутренние переживание в душе деда Лариона – с одной стороны он рад и благодарен зайцу за его спасение, но с другой он чувствует огромное сожаление и вину за простреленное ухо животного. В композиции рассказа выделяются все структурные элементы. В экспозиции повествуется, как Ваня Малявин принес маленького зайца с прожженными лапами к местному ветеринару, но тот отказался его лечить и выгнал их вон. Развитие действий: по рекомендации бабки Анисьи, Ваня и дед Ларион отправились в город на поиски Карла Петровича, но после того как они его нашли, тот наотрез отказывается лечить зайца, ссылаясь на то, что он специалист по детским болезням, который не практикует уже больше 3 лет. В конце концов, поддавшись, уговорам деда Лариона, и выслушав его историю про зайца, он соглашается. В итоге лесного жителя благополучно вылечили. В кульминации Ларион Малявин рассказывает историю о том лесном пожаре и героическом поступке зайца. Развязка же помогает нам понять о том, какую вину испытывает дед Ларион перед зайцем.

Анализ внутренней формы произведения: Повествование безличное, ведется от лица повествователя. Основным приемом создания образа персонажа является характеристика героев через их действия и поступки в системе сюжета. Автор не очень подробно описывает внешние черты героев, можно сказать, что они достаточно скудны. Ларион Малявин – это дед с растрепанной бородой в онучах, ходит с посохом. Представляется нам, как добрый и отзывчивый человек, с высоким чувством долга и ответственности. («Что ребенок, что заяц – все одно, - упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Этот заяц, можно сказать спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!»). Если рассмотреть характер поступков Вани Малявина, внука деда Лариона, то можно увидеть, что он добрый, отзывчивый и заботливый мальчик, который также чувствует ответственность и благодарность перед зайцем. («Ты чего, серый? - тихо спросил Ваня. - Ты бы поел. Заяц молчал.- Ты бы поел, - повторил Ваня, и голос его задрожал. - Может, пить хочешь? Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза. Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес - надо было поскорее дать зайцу напиться из озера»). Зайца нам автор описывает, как маленькое животное с красными от слез глазами, с прожженными лапами и животом, и рваным левым ухом.

Также на протяжении всего рассказа мы видим второстепенных персонажей, которые или помогают, или остаются равнодушными к просьбе о помощи, например, ветеринар, который отказывается лечить зайца и прогоняет Ваню; бабка Анисья, которая дает совет, отправится в город на поиске Карла Петровича. Также не стоит забывать аптекаря, который помогает найти дом с Карлом Петровичем. И самого Карла Петровича, который оказался отзывчивым человеком и помог вылечить раненого зайца. Образы персонажей эпические, т.к. автор последовательно описывает героев и их поступки.

Пейзаж в этом произведении имеет особое место, на протяжении всего рассказа мы можем его условно разделить на два типа: это горячая неслыханная жара с жарким ураганом, которая создает иллюзию пожара над городом. И второй тип пейзажа – это осень: холодные созвездия, шум сухого тростника и непроглядные октябрьские ночи, в которых приятно выпить чай, дождаться далекого и нерешительного рассвета и обсудить прошедшие события. Пейзаж помогает нам лучше прочувствовать атмосферу рассказа и окунуться в его события вместе с героями.

Также мы видим, что автор нарушил хронологический порядок рассказа, чтобы читатель смог представить себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце.

Константин Паустовский хотел нам сказать о том, что даже на зло природа может ответить нам добром ( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня.), что не во всех жизненных ситуациях мы можем положиться только на себя или на людей (Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так-то шибко!"Заяц вывел деда из огня.) Человек, должен относиться бережно к природе и к ее лесным жителям. Человек должен нести ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе.

Мне кажется, что данный рассказ мало кого оставит равнодушным. В нем вы видим прекрасный пример того, что доброта, отзывчивость, сочувствие - это чувства, которые человек может испытывать не только к людям, но и к животным. Дед Ларион это прекрасный пример человека старой закалки, для которого чувство долга и ответственности, это не пустой звук. Он не делает различий между человеком и животным, для него даже маленький заяц, это живое существо, которому нужно помочь. Он не жалеет, ни сил, ни времени на то, чтобы отдать долг за спасенную жизнь лесному жителю. Это прекрасный пример того, что человек должен жить в сфере добра и эта сфера создастся им самим, она создаётся из его добрых дел и поступков. И в заключение можно сказать что, на мой взгляд, подобный рассказ будет всегда актуален, ведь тема, ответственности человека перед природой не изживет себя никогда.

Просмотров работы: 48539