РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Саламатова Е.Д. 1, Чобатова К.В. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). [1, 2]

Речь детей, в ходе своего развития, тесно связана с общением. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. [1]

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба). [3]

Если у ребенка связная речь плохо развита или не развита совсем, то дальнейший процесс социализации будет проходить с трудом.

Вопросы, связанные с интегрированным обучением разных категорий детей с отклонениями в развитии таких, как дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, являются в настоящее время одними из самых острых и спорных в развитии специального образования. [5]

Инклюзивное (включенное) образование понимается нами как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. [6]

В основе инклюзивного образования лежит право на образование, провозглашенное во Всеобщей декларации о правах человека, где сказано: «Каждый человек имеет право на образование». [5]

На сегодняшний день, согласно общим принципам российского законодательства, в России дети-инвалиды могут учиться в обычных общеобразовательных школах на общих основаниях. [4]

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ № 40 г. Мурманска. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы: 10 детей с нормой развития и 10 детей с задержкой психического развития.

Для выявления уровня развития связной речи и сравнения результатов у детей с задержкой психического развития и нормой развития проводились следующие методики:

1) Методика на «Изучение уровня развития связной речи» (составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ прослушанного рассказа); [7]

2) Методика на выявление уровня развития связной речи. [8]

Рассмотрим полученные результаты. Данные по методике «Изучение уровня развития связной речи» представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Сформированность связной речи у детей (%)

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

ребенок самостоятельно разложил картинки и составил рассказ, который имеет все смысловые звенья; определены временные и причинно-следственные связи между событиями; рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм

20

20

раскладывает картинки и составляет рассказ со стимулирующей помощью педагога; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость; пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены

50

70

выполняет задание только по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ незавершен или представляет собой перечисление предметов; отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов

30

10

Таким образом, по данной методике можно сделать вывод, что средний уровень развития связной речи у детей с ЗПР несколько выше (70%), нежели у детей с нормой развития (50%). Дети с ЗПР практически самостоятельно, без помощи педагога, раскладывали картинки и составляли рассказ, были лишь незначительные нарушения связности и плавности высказывания. А вот дети с нормой развития прибегали к помощи педагога чаще и ошибок при составлении рассказа допускали больше.

Низкий уровень развития связной речи преобладает у детей с нормой развития (30%). А вот детей с ЗПР с низким уровнем развития связной речи меньше (10%). Это говорит о хорошей и качественной коррекционной работе.

Высокий уровень развития связной речи и у детей с нормой развития, и у детей с ЗПР одинаковый – 20%. Это говорит о том, что лишь незначительная часть детей хорошо владеет связной речью. У них не будет возникать проблем при общении с другими людьми, со сверстниками.

Теперь проанализируем сформированность связной речи у старших дошкольников по методике, направленной на выявление уровня развития связной речи (см. Таблицу 2).

Таблица 2.

Сформированность связной речи у детей (%)

 

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

рассказ точно по заданной схеме; предложения распространенные, без нарушения лексико-грамматических норм

30

10

описание составлено с дополнениями, вопросами педагога; недостаточная развернутость, ошибки в лексико-грамматических нормах

40

60

педагог постоянно подсказывал начало фразы

30

30

Проанализировав результаты, полученные при проведении данной методики, можно сделать вывод, что большая часть детей с ЗПР (60%) имеет средний показатель развития связной речи. Дети с нормой в развитии показали результаты немного лучше при самостоятельном выполнении задания (30%). При описании с дополнениями, вопросами педагога дети с ЗПР показали результаты выше, чем дети с нормой в развитии (60%).

Таким образом, можно сделать вывод, что дети, с которыми систематически проводится коррекционная работа, то есть дети с ЗПР, имеют более высокий уровень развития связной речи, нежели дети, с которыми такая работа не проводится (дети с нормой развития). А это значит, что детям с хорошо развитой связной речью будет легче пройти процесс социализации, адаптации, они легче будут налаживать контакт со сверстниками, другими людьми.

Чтобы речь детей была красивой, плавной, орфографически правильной необходимо с ребенком систематически заниматься. Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Данный прием может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;

  • составление рассказов по картине и серии картин;

  • описательный рассказ;

  • творческий рассказ.

В процессе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  • предметные картинки;

  • силуэтные изображения;

  • геометрические фигуры.

Используя пересказ, работа начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. Например, при чтении педагогом сказки “Колобок” параллельно выкладываются сюжетные картинки.

Как правило, рассказы, которые дети составляют самостоятельно – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Чтобы преодолеть эти недостатки и сформировать навык рассказывания по картине необходимо придерживаться следующих этапов:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

  • определение взаимосвязи между ними;

  • объединение фрагментов в единый сюжет.

Когда формируют навык составления рассказа по пейзажной картине в качестве подготовительного упражнения можно порекомендовать работу с пособием “Живая картина”. Эта работа будет как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с изображением пейзажных объектов (дерево, облака, солнце, камень и т.п.) и мелкие изображения живых предметов, которые можно использовать в данной картине. Дети сначала описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

При фрагментарном рассказывании по пейзажной картине детям предлагается поделенная на 4 части картина. Каждая из частей закрывается прямоугольниками разных цветов. Ребенок открывает каждую из частей картины и рассказывает о фрагменте. Постепенно фрагменты объединяются в единый плавный рассказ. Варианты рассказов меняются в зависимости от того, какой фрагмент ребенок открывает.

Во время сравнительного описания предметов два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. Параллельно символы описания выкладываются каждой подгруппой в свою корзинку. Затем выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

При составлении связного творческого высказывания последовательность работы следующая:

  • ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом;

  • педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

  • конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;

  • ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, педагогом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;

  • ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Педагог начинает рассказ и предлагает продолжить его ребенку, опираясь на силуэтные изображения.

Данные рекомендации по планированию связного высказывания можно использовать в коррекционно–развивающей работе воспитателям, педагогам, дефектологам и родителям.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1996. - 115с.

  2. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 1982. - 198с.

  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. АПН СССР: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. Т. 1. - 469 с.

  4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 201.07.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 3.

  5. Всеобщая Декларация прав человека от 1948 г // Собрание законодательства РФ. 1993. № 9.

  6. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования [Текст] // Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2009.- №1.- С. 42-49.

  7. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст] / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 96 с.

  8. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под. ред. И.В.Дубровиной. - 2-еизд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. – с. 101 – 102.

  9. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/314076/

Просмотров работы: 6711