Речь детей, в ходе своего развития, тесно связана с общением. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. [1]
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба). [3]
Если у ребенка связная речь плохо развита или не развита совсем, то дальнейший процесс социализации будет проходить с трудом.
Вопросы, связанные с интегрированным обучением разных категорий детей с отклонениями в развитии таких, как дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, являются в настоящее время одними из самых острых и спорных в развитии специального образования. [5]
Инклюзивное (включенное) образование понимается нами как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. [6]
В основе инклюзивного образования лежит право на образование, провозглашенное во Всеобщей декларации о правах человека, где сказано: «Каждый человек имеет право на образование». [5]
На сегодняшний день, согласно общим принципам российского законодательства, в России дети-инвалиды могут учиться в обычных общеобразовательных школах на общих основаниях. [4]
Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ № 40 г. Мурманска. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы: 10 детей с нормой развития и 10 детей с задержкой психического развития.
Для выявления уровня развития связной речи и сравнения результатов у детей с задержкой психического развития и нормой развития проводились следующие методики:
1) Методика на «Изучение уровня развития связной речи» (составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ прослушанного рассказа); [7]
2) Методика на выявление уровня развития связной речи. [8]
Рассмотрим полученные результаты. Данные по методике «Изучение уровня развития связной речи» представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Сформированность связной речи у детей (%)
Дети с нормой развития
Дети с ЗПР
ребенок самостоятельно разложил картинки и составил рассказ, который имеет все смысловые звенья; определены временные и причинно-следственные связи между событиями; рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм
20
20
раскладывает картинки и составляет рассказ со стимулирующей помощью педагога; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость; пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены
50
70
выполняет задание только по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ незавершен или представляет собой перечисление предметов; отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов
30
10
Таким образом, по данной методике можно сделать вывод, что средний уровень развития связной речи у детей с ЗПР несколько выше (70%), нежели у детей с нормой развития (50%). Дети с ЗПР практически самостоятельно, без помощи педагога, раскладывали картинки и составляли рассказ, были лишь незначительные нарушения связности и плавности высказывания. А вот дети с нормой развития прибегали к помощи педагога чаще и ошибок при составлении рассказа допускали больше.
Низкий уровень развития связной речи преобладает у детей с нормой развития (30%). А вот детей с ЗПР с низким уровнем развития связной речи меньше (10%). Это говорит о хорошей и качественной коррекционной работе.
Высокий уровень развития связной речи и у детей с нормой развития, и у детей с ЗПР одинаковый – 20%. Это говорит о том, что лишь незначительная часть детей хорошо владеет связной речью. У них не будет возникать проблем при общении с другими людьми, со сверстниками.
Теперь проанализируем сформированность связной речи у старших дошкольников по методике, направленной на выявление уровня развития связной речи (см. Таблицу 2).
Таблица 2.
Сформированность связной речи у детей (%)
Дети с нормой развития |
Дети с ЗПР |
|
рассказ точно по заданной схеме; предложения распространенные, без нарушения лексико-грамматических норм |
30 |
10 |
описание составлено с дополнениями, вопросами педагога; недостаточная развернутость, ошибки в лексико-грамматических нормах |
40 |
60 |
педагог постоянно подсказывал начало фразы |
30 |
30 |
Проанализировав результаты, полученные при проведении данной методики, можно сделать вывод, что большая часть детей с ЗПР (60%) имеет средний показатель развития связной речи. Дети с нормой в развитии показали результаты немного лучше при самостоятельном выполнении задания (30%). При описании с дополнениями, вопросами педагога дети с ЗПР показали результаты выше, чем дети с нормой в развитии (60%).
Таким образом, можно сделать вывод, что дети, с которыми систематически проводится коррекционная работа, то есть дети с ЗПР, имеют более высокий уровень развития связной речи, нежели дети, с которыми такая работа не проводится (дети с нормой развития). А это значит, что детям с хорошо развитой связной речью будет легче пройти процесс социализации, адаптации, они легче будут налаживать контакт со сверстниками, другими людьми.
Чтобы речь детей была красивой, плавной, орфографически правильной необходимо с ребенком систематически заниматься. Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Данный прием может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
В процессе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
предметные картинки;
силуэтные изображения;
геометрические фигуры.
Используя пересказ, работа начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. Например, при чтении педагогом сказки “Колобок” параллельно выкладываются сюжетные картинки.
Как правило, рассказы, которые дети составляют самостоятельно – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Чтобы преодолеть эти недостатки и сформировать навык рассказывания по картине необходимо придерживаться следующих этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет.
Когда формируют навык составления рассказа по пейзажной картине в качестве подготовительного упражнения можно порекомендовать работу с пособием “Живая картина”. Эта работа будет как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с изображением пейзажных объектов (дерево, облака, солнце, камень и т.п.) и мелкие изображения живых предметов, которые можно использовать в данной картине. Дети сначала описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.
При фрагментарном рассказывании по пейзажной картине детям предлагается поделенная на 4 части картина. Каждая из частей закрывается прямоугольниками разных цветов. Ребенок открывает каждую из частей картины и рассказывает о фрагменте. Постепенно фрагменты объединяются в единый плавный рассказ. Варианты рассказов меняются в зависимости от того, какой фрагмент ребенок открывает.
Во время сравнительного описания предметов два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. Параллельно символы описания выкладываются каждой подгруппой в свою корзинку. Затем выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
При составлении связного творческого высказывания последовательность работы следующая:
ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом;
педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, педагогом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Педагог начинает рассказ и предлагает продолжить его ребенку, опираясь на силуэтные изображения.
Данные рекомендации по планированию связного высказывания можно использовать в коррекционно–развивающей работе воспитателям, педагогам, дефектологам и родителям.
Список литературы:
Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1996. - 115с.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 1982. - 198с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. АПН СССР: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. Т. 1. - 469 с.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 201.07.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 3.
Всеобщая Декларация прав человека от 1948 г // Собрание законодательства РФ. 1993. № 9.
Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования [Текст] // Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2009.- №1.- С. 42-49.
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст] / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 96 с.
Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под. ред. И.В.Дубровиной. - 2-еизд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. – с. 101 – 102.
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/314076/