СЛОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СЛОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Капчунова И.Е. 1, Иванова Н.Н. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях рыночной экономики в России большое внимание уделяется проблемам качества. После вступления России в ВТО серьезная конкурентная борьба со стороны иностранных производителей обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

Система менеджмента качества (СМК) в строительствепредставляет собой совокупность процессов и ресурсов, которые необходимы для реализации политики в области качества, благодаря управлению, планированию, обеспечению и улучшению качества, а также совокупность организационной структуры.

Необходимость внедрения СМК имеет для предприятия "внешние" причины: выход на внешний рынок, конкурентные преимущества среди стран и фирм. Но немаловажны и "внутренние" причины [1]:

– большая осведомленность о качестве; сокращение дефектов и их переделок;

– ускорение цикла производства и повышение производительности труда;

– позитивные культурные изменения, улучшение документации;

– повышение ответственности за качество своего труда;

– корпоративная культура.

Тактика СМК [2]:

– предупреждение причин дефектов;

– вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества;

– активное стратегическое управление;

– непрерывное совершенствование качества продукции и процессов;

– использование научных подходов в решении задач;

– регулярная самооценка.

Основные составляющие систем менеджмента качества:

– установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации в области качества производимой продукции или услуги;

– наличие политики и целей организации соответствующими удовлетворению предопределённых потребностей потребителей;

– постановка процессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации;

– реализация процессного подхода при достижении этих целей;

– определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации;

– разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества;

– определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК;

– разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК;

Одной из широко распространенных форм подтверждения соответствия качества является сертификация, которая определяется как реформа осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров [3]. В строительстве используется сертификация на базе международных стандартов серии ISO 9000. В соответствии с приказом Росстандарта №1575-ст от 22.12.2011 года с 1 января 2013 г. вводится стандарт Российской Федерации ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы требования качества. Требования.», вместо действующего до этого ГОСТ Р ИСО 9001:2008 [4].

Объектами сертификации строительной деятельности могут выступать как строительные материалы (например, камни, блоки, арматура, плиты и прочие элементы, необходимые в строительстве), так и рабочий персонал, занимающийся строительством. Подвергаться сертификации должны не только материалы, используемые в строительстве, но и готовые работы, созданные из этих материалов.

Сертификация строительной деятельности является с одной стороны доказательством соответствия организации всем профессиональным параметрам, с другой - она позволяет говорить о конкурентоспособности той или иной строительной компании. По аналогии с другими видами сертификации, сертификация строительства должна соответствовать общим задачам и требованиям проведения сертификации. Прежде всего, она должна гарантировать безопасность материалов для потребителя, защищать его интересы, имущество и обеспечивать безопасность для жизни и здоровья. Объекты строительства должны быть особенно качественными, долговечными и безопасными, чтобы компанию признали конкурентоспособной.

Сертификация этого вида деятельности также имеет несколько специфических особенностей. Так как строительство является разнообразным, то полную его картину может составить только совокупность всех возможных видов деятельности. Компании могут иметь оборудование и материалы разного уровня или персонал, занятый на стройках может быть более или менее подготовленным. Требования же заказчика также бывают разнообразными, а качество услуг, которые строительная компания готова предоставить, зависит о проф. подготовки руководителя компании.

Таким образом, нельзя сказать, что сертификация даёт полное представление о конкурентоспособности той или иной компании, однако сертификат соответствия в состоянии удостоверить, что все заявленные услуги и материалы соответствуют стандартным запросам.

В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводственные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспортные возможности, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.

Примерами успешного внедрения системы менеджмента качества на базе стандартов являются такие предприятия, как ООО «Проектно-Строительные Технологии», ООО «Завод строительных биоконструкций «АРМАКС»», ООО «Ростовский Проектно-Монтажный Центр» и другие.

Однако, не смотря на все преимущества, которые дает сертификация, в России существует ряд проблем, препятствующих внедрению СМК на предприятиях. Некоторые из них осветила в своем докладе эксперт-аудитор Ассоциации по сертификации компании «Русский регистр» А.В. Горбарь. В первую очередь она выделила наиболее распространенные проблемы, которые мешают качественному внедрению системы: отсутствие заинтересованности со стороны руководства предприятия, недостаточное знание документов СМК, отсутствие изменения показателей работы, внутреннего информирования, четкого планирования и соблюдения выполнения плана, а также непонимание потребностей покупателей [5].

Нередко в интернете можно встретить предложение о внедрении СМК в сверхкороткие сроки (2 – 4 дня). Это может привести к двум негативным последствиям:

во-первых, система СМК внедряется формально, «на бумаге», и предприятие не получает ожидаемого эффекта;

во-вторых, возникает повод для коррупции, когда сертификат фактически приобретается за деньги, чтобы предприятие могло получить преимущество перед конкурентами. Хуже всего, что качество продукции и менеджмента на предприятии в целом при этом не улучшается, что ставит под сомнение и систему, и стандарт ISO 9001 как таковые.

В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводственные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспортные возможности, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций и отечественные производители должны стремиться соответствовать современным требованиям рынка.

Список литературы

  1. Адлер Ю., Щепетова С. Процессное описание бизнес-основ для системы экономики качества // Стандарты и качество. – 2009. – № 2. – С.66-69.

  2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. – М.: Высшая школа, 2010.

  3. Белокоровин Э.А., Маслов Д.В. Малый бизнес: пути развития. – Архангельск: М'арт, 2010. – 342 с.

  4. Приказ Росстандарта №1575-ст от 22.12.2011 года. Приказ о введении ISO 9001-2011. [Электронный ресурс] – UPL: https://docs.google.com/file/d/0BxK6rDWFhd-iM1ZqTk1 EemlrSVE/edit?pli=1

  5. Зимина О. СМК: внедрение "по-боевому" [Электронный ресурс] // Республиканская строительная газета – 2011. – №23 (428). – UPL: http://bsc.by/story/smk-vnedrenie-po-boevomu

Просмотров работы: 4260