ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Бутылин С.Н. 1
1ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы студентов. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения.

Как известно, интерактивность – это возможность взаимодействия. Именно взаимодействие (путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить.

Интерактив является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов, но есть и другие новые педагогические инструменты, которые создают ему (интерактиву) среду применения.

Электронные учебные пособия как же являются неотъемлемой частью современной системы образования. «Электронные учебные пособия» – этот термин в настоящее время слышал каждый преподаватель. Обычно под электронным учебным пособием понимают образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.

Электронные учебные пособия могут интегрировать в себе возможности различных педагогических программных средств. Прежде всего, они могут представлять необходимый учебный материал, выполнять функции обучающей и контролирующей программы, справочников или учебных баз данных, тренажеров, содержать материалы и задания для проведения лабораторного практикума.

Поэтому применение электронных дидактических средств в учебном процессе призвано поддержать эффективность самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, ведение диалога при решении учебных и прикладных задач, управления учением, совместного человеко-машинного решения профессионально ориентированных задач. Дидактические программные средства могут поддерживать отдельные функции обучения или их определенную совокупность.

Следовательно, электронные учебные пособия должны быть основной частью программно-методического комплекса, обеспечивающего возможность выполнения различных видов работ студентов, таких как изучение теории, решение типовых задач, выполнение лабораторно-практических работ и т.д.

В исследованиях, посвященных обозначенному вопросу, компьютер рассматривается как средство решения нескольких задач: от предложения широкого спектра наименований возможных источников информации по определенной проблеме, предоставления сведений по изучаемому вопросу, предложения выполнить контрольные упражнения на выявление уровня усвоения знаний, до предоставления возможности взаимообмена дидактической информацией между обучаемыми и проектирования собственной учебной работы.

Анализ существующих компьютерных учебников позволяет высказать мысль о том, что еще не создана приемлемая в достаточной степени методика компьютерного обучения даже в такой наиболее активно разрабатываемой области, как техника и технология.

Хорошо известно, что ни один преподаватель не посоветует учебник, не просмотрев его предварительно сам. Такого подхода вполне вероятно ожидать и в отношении электронных образовательных ресурсов. Однако, главная надежда – на творческий подход преподавателя, который самостоятельно опробует различные варианты и в итоге сам решит – при каких условиях он недостаточно активен и востребован студентами.

В настоящее время, методика построения электронных учебных пособий достаточно хорошо изучена.

Основным критерием отбора содержания электронного учебного пособия являются требования ГОС ВПО (теоретический аспект) и профессиограммы специалиста (практический аспект).

Структура электронного учебного пособия включает в себя: блок учебного материала; блок внутреннего контроля или самоконтроля (вопросы, упражнения, тесты); блок самообразования (дополнительные вопросы для самостоятельного изучения, ссылки на источники); блок внешнего контроля (упражнения, лабораторные работы, тесты).

Вышеуказанные блоки взаимосвязаны между собой следующим образом. Пособие разбито на модули, содержащие разделы, каждый раздел обязательно содержит теоретические сведения и блок самоконтроля. Также в электронное учебное пособие входят блок самообразования и блок внешнего контроля.

Такая структура пособия определяется тем, что в основном электронные учебники используются для организации самостоятельной работы студентов и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, как разделы взаимосвязаны между собой. Подготовленный предметный материал должен отвечать следующим требованиям.

Требования к блоку учебного материала:

- четкая структуризация предметного материала. Весь учебный материал должен быть четко структурирован по модулям, определен порядок изучения модулей и их взаимосвязь. Каждый модуль должен быть разбит на разделы, темы и т.д.;

- компактность представленного материала. Содержание каждого раздела или темы должно быть кратким, ясным, содержать основные моменты;

- наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки). Однако не следует злоупотреблять этим компонентом и перегружать учебник излишними элементами.

Требования к блоку самоконтроля:

- вопросы и упражнения для самоконтроля;

- тесты для самоконтроля. По окончании каждого модуля (или) раздела должны размещаться элементы самоконтроля: вопросы, упражнения, тесты;

- пояснения и подсказки при неправильном выполнении промежуточных тестов.

Требования к блоку самообразования. Использование электронного учебного пособия, в основном, для организации самостоятельной работы студентов, накладывает серьезные требования к блоку самообразования. В учебнике должны присутствовать элементы этого блока:

- перечень литературы. Желательно, чтобы он был сгруппирован относительно разделов, или хотя бы модулей, в том числе ссылки на Интернет-источники;

- дополнительные вопросы и темы для изучения;

- дополнительные сведения (исторические факты, биографии, видео, аудио-вставки);

- словарь основных терминов.

Требования к блоку внешнего контроля. В зависимости от дисциплины и целей использования электронного пособия в качестве форм итогового контроля могут быть:

- курсовая работа;

- лабораторные работы;

- зачет / экзамен.

Если одной из форм итогового контроля является курсовая работа, то в электронном учебном пособии должны быть размещены методики расчета и оформления курсовой работы. Аналогично, оформляется материал для выполнения лабораторных работ.

Представляется, что при подготовке учебных компьютерных пособий следует строго делить этапы обучения; например: изучение теоретического материала, а по завершении тест-контроль; получение навыков практического приложения теоретических знаний (решение задач, примеров и т.п.) - экспресс-контроль по ходу работы; завершающий этап - контроль по всему объему учебного материала, предложенного для изучения.

На первом этапе разработки ЭУП целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые: наиболее полно соответствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для создания гипертекстов, содержат большое количество примеров и задач, имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

На втором этапе заключения договоров из полученного набора источников отбираются те, которые имеют оптимальное соотношение цены и качества.

На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух– или трехуровневый индекс).

На четвертом этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается система контекстных справок (Help); определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

На пятом этапе гипертекст реализуется в электронной форме.

В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях. Многие именно такое примитивное ЭИ и называют электронным учебным пособием.

На шестом этапе разрабатывается компьютерная поддержка: определяется, какие математические действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера; проектируется и реализуется ИЯ; разрабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУП для решения различных задач (правила набора терминов и взаимодействия с ИЯ).

В результате создается работающие электронные учебные пособия, которые обладают свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей. Такое ЭУП может распространяться на коммерческой основе.

Интеллектуальное ядро целесообразно сделать так, чтобы его можно было заменять на более мощный компьютерный пакет типа DERIVE, Reduce, MuPAD, Maple V и т.п. Теперь электронное учебное пособие готово к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

На седьмом этапе изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

На восьмом этапе разрабатываются тексты звукового сопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На девятом этапе разработанные тексты звукового сопровождения записываются на диктофон и реализуются на компьютере.

На десятом этапе разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти студента для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На одиннадцатом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации (нужно иметь в виду, что анимация стоит очень дорого).

На этом заканчивается разработка ЭУП и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУП может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийной компонент.

В ходе исследования мы приняли участие в разработке электронного учебного пособия, применяемого в учебной деятельности студентов при изучении различных тем курса организации производства и обслуживания на предприятиях общественного питания, что является альтернативой традиционным средствам обучения.

В частности, предпринята попытка разработки комплекса компьютерных практикумов, предусматривающих аудиторную и самостоятельную работу студентов по изучению раздела «Организация обслуживания».

Темы компьютерных практикумов изначально выбирались нами не случайным образом, что обусловило цель создания всего комплекса. В первую очередь, преследовалась идея дополнения и связки учебного материала, предлагаемого студентам для усвоения на лекциях и обсуждения на семинарах электронным материалом, гармонично «встроенным» в учебный процесс, и, вместе с тем, не дублирующим уже знакомую студентам учебную информацию. Хотя впоследствии все же оказались востребованы и компьютерные практикумы, способствующие закреплению студентами полученных уже знаний.

Во-вторых, имела место необходимость активизировать, сделать более гибкой и динамичной самостоятельную работу студентов, дать возможность самим студентам ее проектировать. Важно отметить, что в дальнейшей работе над электронными дидактическими материалами именно этот мотив трансформировался в ведущий.

Считаем нужным подчеркнуть, что компьютерному практикуму не отводится роль замены уже привычных форм обучения студентов: лекций, семинаров, самостоятельной работы; использование отдельных его структурных дидактических единиц гармонично сочетается с другими видами учебной деятельности студентов.

Использование же электронных учебных материалов в самостоятельной учебной деятельности студентов не исключает работу с традиционными источниками информации, а наоборот, становится дополнительной гранью этой формы учебной деятельности. Вместе с тем, при работе с компьютерным практикумом обучаемому предоставляется возможность самостоятельно планировать и осуществлять процесс своего обучения через дидактическую систему самостоятельной работы: при желании он может сам заниматься в удобное для себя время и, что немаловажно, регламентировать время своей работы.

Таким образом, самостоятельная работа студента посредством использования компьютерного практикума становится качественно иной: обучаемый сам анализирует, координирует и управляет своей самостоятельной учебной деятельностью.

В области использования дидактических возможностей информационных технологий в изучении раздела курса организации производства и обслуживания на предприятиях общественного питания «Организация обслуживания» стал компьютерный практикум «Обслуживание посетителей в ресторане».

Использование информационной технологии в изучении указанного раздела не только вполне адекватно, но и весьма полезно.

Разработанный нами компьютерный практикум имеет свои научные составляющие, обусловленные особенностями самостоятельной работы студентов в дидактической компьютерной среде, а именно:

1. Информационно-обучающая компонента содержит изложение научного материала в виде обучающего раздела, контролирующий блок, дидактическую поддержку (комментарии для самопроверки, глоссарий, рекомендуемый дополнительный материал для ознакомления), дискуссионные вопросы для размышления и обсуждения в учебной группе (что не предусматривалось предыдущими версиями компьютерных практикумов). В информационных блоках по соответствующий теме содержится теоретический материал, служащий базой для блока самоконтроля. Особенностью содержательной части блоков самоконтроля является ориентация не на механический поиск ответов в соответствующих информационных блоках, а на активизацию собственной мыслительной деятельности обучаемого путем ответов на открытые вопросы, которые требуют в подавляющем их большинстве индивидуального размышления, либо, как вариант, коллективного рассуждения.

2. В основу компьютерного практикума заложен модульный принцип представления учебного материала (тема структурирована в виде относительно самостоятельных для изучения разделов). Исходя из поставленных задач, обучающийся имеет возможность осваивать научную информацию по ее дидактическим единицам, доступным как через отдельный модуль.

3. В процессе использования электронного учебного пособия студент имеет возможность поддерживать диалог с преподавателем и аудиторией в любой момент учебного времени (в зависимости от поставленных задач). При этом преподаватель соблюдает дидактические требования, в соответствии с которыми: четко определяет цель выполнения компьютерного практикума; уточняет логику раскрытия учебной информации; согласовывает со студентами последовательность этапов выполнения работы; анализирует и обсуждает узловые вопросы изучаемого материала; дает рекомендации по организации студентом своего самообразования средством электронных дидактических материалов.

Таким образом, наш компьютерный практикум как дидактическая система представлен тремя аспектами: педагогическим, информационным и коммуникативным.

Педагогический аспект компьютерного практикума характеризуется организацией учебной работы на компьютере через самоопределение студентами хода процесса обучения. При этом студент сам выбирает модуль, т. е. относительно самостоятельную часть практикума для изучения, сам устанавливает продолжительность работы с ним, имеет возможность внести предложения по дополнению и коррекции электронного материала с последующим их учетом разработчиками компьютерного практикума, сам контролирует свои знания и т.д.

При этом педагогический аспект рассматриваемой дидактической системы, представлен: информацией о целях рассматриваемого в компьютерном практикуме раздела и его месте во всем курсе; краткой характеристикой содержания его модулей, порядком и рекомендациями по изучению раздела с помощью предлагаемого компьютерного практикума; обзором дополнительных материалов и формы контроля, порядком организации взаимодействия с преподавателем; сведениями, отобранными из раздела, предназначенными для изучения и представленными в электронном виде по модульной структуре; блоком самоконтроля, служащим для проверки уровня усвоения полученной посредством электронного пособия учебной информации и возможностью взаимодействия с преподавателем с целью отчетности и консультирования.

Информационный аспект являет собой совокупность знаний и умений по изучению студентом предлагаемой проблемы, представленной поддерживающими ее электронными материалами. Система гиперссылок, выполняющая в электронном пособии навигативную функцию, предоставляет студенту возможность легко производить самоуправление процессом изучения любой структурной единицы практикума, а также и самоконтролем.

Коммуникационный аспект выражается в разрешении контактов обучающегося с преподавателем и другими студентами в процессе учения.

Таким образом, компьютерный практикум по разделу «Организация обслуживания в ресторане» как целостная дидактическая система основывается на интеграции следующих элементов: цели, которая заключается в изучении предлагаемого раздела, выработки умений и навыков по применению студентами своих знаний и в совершенствовании их самостоятельной работы в дидактической компьютерной среде; содержания, интегрирующего основные теоретические сведения по определенным аспектам данного вопроса, задания исследовательского характера, вопросы для самоконтроля, глоссарий, ссылки на дополнительные материалы; форм использования в учебном процессе: от использования отдельных структурных дидактических единиц практикума до работы с их совокупностью, от применения компьютерного практикума в индивидуальном порядке до использования в коллективном обсуждении проблемы; дидактических возможностей компьютера как средства представления учебного материала с механизмом для его самостоятельного усвоения обучающимся студентом и самоконтроля; непосредственно самой работы с компьютерным практикумом, определяемой и методикой проведения учебного занятия, предусматривающей интерактивный режим работы студентов, и особенностями организации их познавательной деятельности, и новой ролью преподавателя, координирующего действия студента при изучении материала, соответствующего тематике практикума; результата работы с компьютерным практикумом - активизации их познавательной деятельности средством предложенного электронного материала, а также формирования сознательного отношения студентов к разным способам учебной деятельности.

Таким образом, учитывая доказательства относительно вопроса применения дидактических возможностей компьютера и раскрывая понятие «дидактическая компьютерная среда», мы можем говорить о целесообразности использования компьютера в качестве хорошего «помощника» преподавателя в развитии умственной деятельности студентов, их познавательного интереса, инициативности в учебной работе.

Список использованной литературы

  1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. // М.: ИИД "Филинъ" – 2003.

  2. Буторина Т.С., Ширшов Е.В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника. // Открытое образование. - 2001. - №4.

  3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. // Научное издание. - Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии. - 2012.

  4. Демкин В.П., Вымятнин В.М. Принципы и технологии создания электронных учебников. - Томск, - 2010.

  5. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Монография. - Астрахань.: Изд-во ЦНЭП. - 1999.

  6. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: Изд-во УРАО. - 2005.

Просмотров работы: 6924