ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Кабдиева А.К. 1, Кагазбаев Ж.А. 1
1Карагандинский Государственный Университет им.академика Е.А.Букетова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы технологии и приемы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свои умения и навыки, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную и речемыслительную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Урок — является не только основной организационной формой обучения в школе, он прежде всего определяется как педагогическая единица процесса обучения и воспитания. Урок выполняет конкретные функций, в которых находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются целями и задачами школы, закономерностями и принципами обучения [1].

Обучение иностранному языку преследует реализацию прагматических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Прагматическая или коммуникативная задача «нацелена» на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. способности оценивать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения. В настоящее время существуют традиционные и нетрадиционные методы организации урока для изучения иностранного языка. Прежде, чем начать разговор о нетрадиционных методах изучения иностранных языков, попытаемся дать определение понятию "традиционный" метод. Традиционным методом изучения иностранных языков называют грамматико-переводной метод. Этот метод состоит из последовательного изучения грамматики, лексики, фонетики, синтаксиса языка. Обучение строится по принципу "от простого к сложному", и, по мере углубления своих знаний, обучающиеся получают все более и более сложные задания, которые призваны выработать соответствующие навыки и закрепить полученную информацию. В образовательных учреждениях нашей страны повсеместно применимая и находит применение традиционный метод изучения иностранных языков, как зарекомендовавший себя и дающий неплохие результаты в рамках любой общеобразовательной программы, как для школьников, так и для студентов высших учебных заведений.

Так называемые "нетрадиционные" методы появились еще в советскую эпоху, но развивались исключительно за счет энтузиазма методистов, так как места в государственной системе образования им не находилось. Основными характеристиками нетрадиционных методов принято называть использование суггестологии (это слово обозначает науку о высвобождении скрытых способностей человека), и ускоренное и намного более интенсивное обучение иностранному языку, главное внимание в обучении уделяется живому общению.

Любой метод, как традиционный, так и нетрадиционный имеет как достоинства, так и недостатки. Достоинством традиционных методов является то, что все аспекты речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование) получают в них равное развитие. Все аспекты изучаются во взаимосвязи друг с другом. К недостаткам можно отнести длительные сроки обучения, так, например, эти методы не подойдут, если человеку нужно изучить иностранный язык за короткий период времени, например, перед приближающейся поездкой в дальние страны.

Среди известных нетрадиционных методов изучения иностранных языков можно выделить метод Г. Китайгородской, метод И.Шехтера, их системы довольно похожи, так как в основном они базируется на идеях болгарского ученого и методиста Г. Лозанова. Главной особенностью метода Г.Китайгородской является обучение общению через общение, который ориентирован на активизацию возможностей личности и коллектива. Учащиеся занимаются небольшими группами, на занятиях могут проводиться ролевые игры. Метод И.Шехтера - это метод эмоционально-смыслового изучения языка. Существует еще и метод "погружения", он включает себя полный отказ от речи на родном языке и создание условий максимально близких к иноязычной среде. Также существует мало распространенный метод, прозванный методом "Двадцать пятого кадра". Обучающимся включают специальные аудиофильмы и учащиеся слушают их между делом, особенно не напрягаясь-предпологается, что подсознание само "считывает" нужную информацию.

Все нетрадиционные методы основаны на идее обучения общению за максимально короткий срок, они являются методами интенсивного обучения, предусматривают довольно серьезную эмоциональную и психологическую нагрузку для обучающихся [2].

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого — найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесо­образна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий из-за боязни совершить ошибку.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы (класса), с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

  • предусматривается максимальное деятельое участие учащихся и минимальное участие учителя в ходе урока.

Цель данной статьи является рассмотрение возможности применения информационно-коммуникационных технологии (ИКТ) как одну из нетрадиционных форм проведения занятий при формировании речевых навыков и умений. Определим для себя, что такое "информационно-коммуникационные технологии". Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность знаний компьютерной техники и систем связи, предназначенных для поиска, накопления, обработки и эффективного внедрения знаний в производство, управление и др. сферы жизни общества [3].

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются: повышение мотивации к изучению языка; совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности увеличение объема лингвистических знаний; расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка. Возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики.

При обучении фонетики с помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки;

Использование ИКТ на уроке при обучении грамматике возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть анализаторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - отпадает необходимость записывания материала на доске. И с помощью ИКТ эффективнее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

Лексической стороне речи можно обучать на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей учащихся; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Используются такие виды работы, как: упражнения на заполнение пропусков.. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий: запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению; переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ; упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом; упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом; упражнения в виде игры “ Охотник “, которая может быть в таких вариантах: выстрел производится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке); выстрел производится после написания слова; учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов; учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой); упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией; [4].

При обучении чтению как виду речевой деятельности ИКТ дает возможность совершенствовать навыки техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

Обучение аудированию предусматривает формирование фонетических, лексических и грамматических навыков и преодолением соответствующих сложностей при восприятии речи на слух. Контроль сформированности умений аудирования осуществляется на уровне фрагментального, глобального, детального и критического понимания. Каждый уровень понимания проверяется с помощью соответствующих заданий.

При обучении говорению ИКТ нацелены на формирование фонетических навыков говорения, организации общения в парах и небольших группах с использованием ролевых и деловых игр на базе симулятивно-моделирующих программ.

Использование программы Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Также ученики могут создать компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности преследуется ещё и практическая цель – научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка, применительно к совершенно новой для них ситуации, что способствует повышению уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся. Вот только некоторые из тем которые подлежат обсуждению «Проблемы окружающей среды», «Здоровый образ жизни», «Как я провожу свободное время» и др. При проведении уроков - диспутов следует очень внимательно выбирать темы. Они должны носить дискуссионный характер, звучать остро, так как цель диспута - формирование общественного мнения в коллективе по обсуждаемой проблеме. Предметом обсуждения во время диспута может стать жизнь молодежи в нашей стране и за рубежом, наука, литература, искусство, музыка в странах изучаемого языка и в нашей стране [5].

Таким образом, от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с обучающими программами формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого и креативного характера.

Литература:

  1. Леонтьева М.Р. Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях. Иностранные языки в школе. – 2000.  № 5. – 32-36 с.

  2. Эксузян Г. Г. Современный урок. Иностранные языки в школе.  2002.  № 5.  32-37 с.

  3. Краткое терминологический словарь педагогической информатики / Сост. О.В. Артюшкин, Э.Г. Скибицкий. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007. – 90с.

  4. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010.

  5. Информационные технологии в образовании -2011. Сборник трудов Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции. г.Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2011.

Просмотров работы: 4143