Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития познавательной самостоятельности учащихся заключены в такой системе обучения, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Одной из таких систем, реализующих данные требования на практике, является модульное обучение. По утверждению исследователей оно индивидуализирует обучение и в связи с этим создает условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Нами разработана модульная программа обучения химии в 8 классе средней школы. Ниже приведен конспект одного из проводимых уроков.
Пример урока в 8 классе
Урок 2
Тема: Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни.
Цель урока: Дальнейшее формирование представлений о предмете химии. Сформировать понятие «химические и физические изменения». Ознакомиться с положительной и отрицательной ролью химии в жизни человека. Кратко изучить историю развития химии.
УЭ1. Проверить домашнее задание. Закрепить полученные знания.
Ответьте устно на вопросы без помощи учебника:
Назовите этапы исследования. Раскройте значение каждого этапа.
Что изучает наука химия?
Что такое вещество?
В каком виде могут существовать химические элементы. Приведите примеры.
Что такое простое и сложное вещество.
Каковы физические свойства воды?
Проверка упражнения 4,9.
Упражнения для закрепления:
Перечислите 5 физических тел, которые могут быть сделаны из железа, из стекла, из пластмассы.
Назовите 2-3 вещества, из которых могут быть сделаны школьные линейки, тарелки.
УЭ2. Изучить физические и химические изменения.
Посмотрим демонстрационные опыты:
Плавление парафина.
Охлаждение парафина в воде.
Вопрос – что произошло с парафином? Превратился ли он в другое вещество?
Такие явления называются физическими.
Посмотрим демонстрационные опыты:
Подожжем парафиновую свечу. Внесем в ее пламя предметное стекло. Что с ним стало?
Накроем свечу большим стаканом, стенки которого смочены известковой водой. Пронаблюдаем. Прокомментируете что произошло.
Такие явления называются химическими.
Запишите в тетрадь.
Явления
Физические – в ходе которых новые вещества не образуются.
химические – в ходе которых образуются новые вещества
УЭ3. Ознакомиться с ролью химии в жизни человека.
Прочитайте текст учебника с. 13 – 18.
Сделайте вывод о роли химии в нашей жизни. Отметьте правильность использования науки.
УЭ4. Ознакомиться с кратким историческим очерком развития химии.
Прочитайте §3.
Выделите и запишите в тетрадь этапы развития химии.
УЭ5. Закрепление изученного материала.
Поясните где изображено химическое, а где физические явление?
Рис.1 рис. 2 рис. 3 рис.4
УЭ6 . Дома закрепить полученные в школе знания
Запишите домашнее задание: § 2, 3
УЭ 7. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке с помощью смайла. Наклейте в тетрадь после записей темы соответствующий значок.
На уроке все понятно
Затрудняюсь ответить на некоторые вопросы.
Осталось много вопросов.
Ничего не понятно на уроке.
Недостатки и ограничения модульного обучения
1. Большая трудоемкость при конструировании модулей.
2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.
3. Для раскрытия творческого потенциала одаренных учащихся необходимо создавать модули разного уровня.
4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.
5. Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.
Но, что дают модульные уроки?
В отличие от традиционных уроков на уроках, проведенных по модульной педагогической технологии, мы наблюдали сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияло на качество и эффективность урока. Самостоятельная работа стала для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученики активно использовали возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяли выявить пробелы в усвоении модуля.